Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение№2. Сближение по светлоте основных цветов спектра






Цели задания:

1) практически освоить возможность получения различных оттенков наиболее используемых цветов спектра посредством их осветления и затемнения;

2) глубже понять неразрывную взаимосвязанность цветотональных и светотональных отношений, как при непосредственном визуальном восприятии натуры, так и при использовании изобразительных и выразительных возможностей цвета в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и дизайне;

3)глубже понять возможности использования контраста по светлоте в монохроматической и полихроматической композиции.

Задачи и последовательность выполнения задания. Начертить горизонтально расположенный прямоугольник размером 10х30см и разделить его на квадраты 5х5см. Полученные таким образом две вплотную расположенные горизонтальные полосы по шесть квадратов в каждой заполнить шестью цветами из внутреннего ядра (шестиугольника) цветового круга Иттена в последовательности слева направо — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый —так, чтобы все цвета в верхнем ряду по светлоте совпали с желтым, а в нижнем— с синим цветом. Для этого заготовить колеры всех шести цветов так, чтобы они по тону совпадали с соответствующими цветами в первом упражнении. В первом квадрате верхнего ряда надо поместить желтый, а в пятом квадрате нижнего ряда —спектральный синий цвет. Затем закрасить остальные квадраты, расположив цвета в указанном порядке, при этом в верхнем ряду все цвета должны быть осветлены до светлоты желтого, а в нижнем фиолетовый слегка осветлен, а остальные цвета в различной степени затемнены, чтобы совпасть по светлоте с синим.Образец выполнения упражнения показан на рис.2.2.

Время на выполнение упражнения — 2 ч.

 

Рис.2.2 Образец выполнения упражнения №2 задания 1.

Упражнение №3. Создание равноступенных рядов оттенков основных цветов с изменением «температуры»цветового тона

Цели задания:

1) практически освоить приемы создания на основе каждого из основных цветовых тонов (красный, желтый, синий, зеленый) нюансной гаммы родственных цветов с использованием «теплых» и «холодных» оттенков моделируемого цвета и близких оттенков промежуточных цветовых тонов;

2) научится получать более «теплые» и более «холодные» оттенки названных цветовых тонов, используя точно выбранные краски, представляющие различные оттенки определенного цвета, при этом узнать и запомнить соответствующие названия красок (например, для красного — «Кадмий оранжево-красный», «Кадмий красный светлый», «Кадмий пурпурный», «Киноварь», «Кармин», «Краплак» и т.д.);

3) получать различные оттенки цветов при помощи смешения красок;

4) глубже понять возможности использования нюансной гаммы «теплых» и «холодных» оттенков родственных цветов для создания цветовой композиции на основе гармонической гаммы оттенков одного цветового тона или родственных цветовых тонов.

 

Задачи и последовательность выполнения задания. Начертить 4 отдельно расположенных горизонтальных полосы, состоящих из пяти квадратов (длина стороны 5 см.). В середине каждой полосы поместить один из указанных выше цветов. Слева от центра поместить самый теплый оттенок цвета, помещенного в центр, а в крайнем левом квадрате — промежуточный цвет, примыкающий в цветовом круге к цвету, помещенному в центр с «теплой» стороны. Соответственно справа от центрального квадрата нужно поместить самый «холодный» оттенок цвета, а в крайнем квадрате — промежуточный цвет с «холодной» стороны. Таким образом, если, например, в центре полосы помещен красный цвет, слева от него рядом должен расположиться оранжево-красный, в крайнем квадрате — красно-оранжевый, а справа от него рядом — фиолетово-красный, в крайнем квадрате — красно-фиолетовый. Следует заметить, что в русском языке в сложносоставных названиях оттенков цветов вторая половина является определяющей, то есть оранжево-красный — это красный с оранжевым оттенком, красно-оранжевый — оранжевый, по оттенку сдвинутый к красному и т.п. (Можно встретить тексты, в которых по смыслу, наоборот, первая половина названия оттенка является определяющей, но это неграмотно).Образец выполнения упражнения показан на рис.2.3.

 

Дополнительные указания

1. Контраст по светлоте между пятью тонами в каждой из четырех полос должен быть минимальным.

2. Самым «теплым» цветовым тоном в круге считается красно-оранжевый, самым «холодным» — зелено-голубой. Относительная «теплота» или «холодность» цветов и оттенков одного цвета в цветовом круге определяется в зависимости от того, ближе или дальше от этих «полюсов» круга располагаются сравниваемые цвета или оттенки цвета.

Время на выполнение упражнения — 2 ч.

 

Рис.2.3 Образец выполнения упражнения №3 задания 1.

 

Упражнение№4.Субтрактивное смешение дополнительных цветов

Цели задания:

1) освоить практически смешение основных дополнительных цветов для получения ряда гармоничных дополнительных цветов различной насыщенности;

2) глубже понять возможности использования различных оттенков дополнительных цветов для создания цветовой композиции контрастного типа.

Задачи и последовательность выполнения задания. Вычертить 3 отдельно расположенных горизонтальных полосы, состоящие из 5 квадратов (длина стороны квадрата 5 см). В крайних квадратах каждой из полос помещаются цвета одной из трех основных пар дополнительных цветов цветового круга Иттена. Центральный квадрат каждой полосы должен быть закрашен серым ахроматическим тоном, который для каждой из шести полос должен быть получен путем смешения в определенной пропорции именно тех цветов, которые были помещены в крайние квадраты данной полосы. Квадраты, оставшиеся между крайними и средним слева и справа в каждой из трех полос, должны быть закрашены так, чтобы рядом с каждым из шести цветов, помешенных на концах полос, оказался тот же цвет, но уже не максимально насыщенный, как в цветовом круге, а с меньшей насыщенностью, причем в каждом из этих заполняемых в последнюю очередь квадратов уменьшение насыщенности должно быть получено путем добавления в соответствующий цвет, находящийся на одном конце полосы, небольшого количества дополнительного цвета с другого конца полосы.

Дополнительные указания

1. В тех полосах, где пары дополнительных цветов резко контрастируют по светлоте (желтый и фиолетовый, синий и оранжевый) темные цвета каждой из этих пар следует несколько осветлить, так, чтобы они, оставаясь темнее, чем светлый цвет данной пары, были приведены к соизмеримой со светлым цветом светлоте. Таким образом, вся полоса в целом будет умеренно высветляться от более темного цвета на одном конце к более светлому на другом. Это необходимо сделать для того, чтобы в первую очередь воспринимались и «работали» именно цветовые, а не светлотные контрасты, и для того, чтобы сочетания цветов были более гармоничными.

2. Добавлять один цвет в другой для понижения насыщенности следует понемногу, очень осторожно, так как очень небольшое количество дополнительного цвета, добавленного в изменяемый цвет, сильно уменьшает насыщенность.

Время на выполнение упражнения — 2 ч.

Рис.2.4 Образец выполнения упражнения №4 задания 1.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал