Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовительные наземные работы на опытном самолете.
Первому полету опытного самолета, кроме общих работ по его предполетной подготовке, предшествуют специальные наземные работы и аэродромные испытания, позволяющие установить готовность ВС к выполнению испытательных полетов [6, 7, 11]. Отработка многих систем опытного самолета начинается еще при его окончательной сборке. Предшествующие первому полету ВС специальные виды наземных работ являются завершающим, наиболее ответственным этапом подготовки самолета, его функциональных систем, штатного и экспериментального оборудования к полетам. Результаты выполнения каждой работы оформляются соответствующим документом, а после завершения всех названных работ составляется акт о готовности опытного самолета к проведению испытательных полетов. В этот период разрабатывается программа летных испытаний, согласовываются сроки их проведения, уточняются потребные ресурсы. Проводится подготовка летчика-испытателя и наземного технического персонала к проведению летных испытаний. Для небольших коллективов КБ, разрабатывающих ОЛС и СЛС, наземным техническим персоналом являются сами сотрудники бюро. Летчик изучают РЛЭ, особенности опытного ВС, тренируется в пилотской кабине. Пилотажные стенды для микролайтов являются непозволительной роскошью. Технический персонал тренируется на рабочих местах. Аэродромные испытания – это обязательная часть подготовки к первому вылету ВС. Проводятся рулежки, скоростные пробежки и подлеты. Задачи этих испытаний состоят в комплексной оценке работоспособности наиболее важных систем самолета, уточнении характеристик на указанных режимах. При проведении пробежек и подлетов измерительная аппаратура ведет регистрацию всех необходимых параметров. Осуществляется кино- или видеосъемка ВС. В программе аэродромных испытаний следует предусмотреть различные положения центра масс, в том числе предельно переднее и предельно заднее. Отметим, что у ОЛС и СЛС эти положения центра масс довольно близки. Что касается нескольких значений регулируемых параметров системы управления [6, 7, 11], то нужно учесть, что передача управляющих воздействий на исполнительные органы осуществляется с помощью многожильных управляющих тросов, регулирование которых является практически невозможным. Поэтому передаточные числа системы управления для микролайтов являются константами. Это еще одна особенность летных испытаний этих ВС. Отсутствуют у рассматриваемых ВС также триммирующие устройства, ввиду чего отсутствует потребность определять положение этих устройств для первого вылета [6, 7, 11]. Подлеты выполняются на высоту не более 1 … 2 м с пребыванием самолета в воздухе до 10 с и последующим его приземлением на ВПП и пробегом с использованием штатных тормозных устройств. Скоростные пробежки и подлеты выполняются при работе силовой установки на расчетных режимах. Перевод двигателей с заданного режима работы на режим малой тяги осуществляется сразу же после отрыва самолета от ВПП. Аэродромные испытания ВС позволяют оценить [6, 7, 11]: – устойчивость и управляемость на всех этапах движения по аэродрому и при выполнении подлетов в штилевых погодных условиях и при боковом ветре; – балансировку при движении с поднятым носовым колесом (в случаях, когда ОЛС или СЛС имеют носовое колесо). Если микролайт имеет хвостовое колесо, то он взлетает после достижения определенной скорости и данная оценка становится ненужной; – эффективность органов управления; – усилия на рычагах управления; – неприятные и опасные особенности в поведении воздушного судна в момент его отрыва от ВПП и касания полосы; – эффективность работы тормозной систем основных стоек; – вибрации в кабине экипажа при движении ВС по аэродрому. Для самолетов транспортной и легких категорий оценивается также работоспособность аварийного управления бортовыми системами. Однако у ОЛС и СЛС такого аварийного управления нет – ни один элемент его функциональных систем не имеет дублирования. Аэродромные испытания позволяют уточнить для первого вылета опытного самолета ряд важных летно-эксплуатационных параметров [6, 7, 11]: – взлетную массу, центровку; – режимы работы двигателя; – скорости подъема носового колеса (если ОЛС или СЛС имеет носовое колесо), отрыва от ВПП и касания таковой; – летные ограничения для первых испытательных полетов. Для самолетов транспортной и легких категорий уточняется дополнительно: 1) взлетно-посадочная конфигурация. Однако у микролайтов закрылки обычно имеют не больше трех фиксированных положений (взлетное, посадочное, полетное). Поэтому уточнять указанную конфигурацию для них не нужно; 2) потребный запас топлива. Для ОЛС и СЛС запас топлива колеблется в пределах 40…100 л и расположено оно обычно в одном внешнем баке, прикрепленном к фюзеляжу. Поэтому вполне разумно в первый полет брать полный запас топлива; Для самолетов транспортной и легких категорий уточняется также положения рычагов управления триммерами. По результатам наземных и аэродромных наземных испытаний опытного экземпляра нового самолета принимается решение о проведении на нем первого испытательного полета и начале летных испытаний.
|