Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабораторная работа №8. Цель:математические модели прикладных задач (биологическая популяция).
Цель: математические модели прикладных задач (биологическая популяция).
Задача 1: Рост, выживание и деление клеток определяются потоком питательных веществ через оболочку клетки. Это означает, что на ранних стадиях клеточного роста увеличение массы клетки в момент времени пропорционально квадрату радиусу клетки, а масса клетки пропорциональна его кубу. Построить дифференциальное уравнение, описывающее изменение массы клетки в зависимости от времени , если начальная масса клетки равна . Найти массу клетки за время ее роста.
Решение: По условию, , , , , .
Следовательно, получаем систему уравнений: , где - коэффициент пропорциональности увеличения массы клетки на ранней стадии развития, - коэффициент пропорциональности увеличения массы клетки на поздней стадии развития.
Для удобства, выразим радиус клетки из второго уравнения системы: , и подставим в первое уравнение: .
Разделяя переменные и интегрируя последнее уравнение, получим:
, . (8.1)
Так как в начальный момент времени, масса клетки равна , т.е. , то подставляя это условие в (8.1) находим постоянную величину : .
Следовательно, (8.1) можно переписать в следующем виде:
, , , при .
Варианты заданий:
| 1 вариант
| , , , , (Яблоко)
| | 2 вариант
| , , , , (Груша)
| | 3 вариант
| , , , (Персик)
| | 4 вариант
| , , , , (Финик)
| | 5 вариант
| , , , , (Арбуз)
| | 6 вариант
| , , , , (Хурма)
| | 7 вариант
| , , , , (Киви)
| | 8 вариант
| , , , , (Банан)
| | 9 вариант
| , , , , (Апельсин)
| | 10 вариант
| , , , , (Дыня)
| | 11 вариант
| , , , , (Лук)
| | 12 вариант
| , , , , (Чеснок)
| | 13 вариант
| , , , , (Баклажан)
| | 14 вариант
| , , , , (Помидор)
| | 15 вариант
| , , , , (Кокос)
| Задача 2: Популяция бактерий возрастает от начального размера единиц до равновесного размера единиц. Предполагается, что в течение первого времени , она увеличилась до . Считается, что рост популяции подчиняется логистическому уравнению, определить ее размер в момент времени .
Решение: Равновесное значение особей определяется как , где - соответственно, средние рождаемость и смертность в данной популяции.
Тогда в момент времени , численность популяции будет равна:
. (8.2)
Для нахождения постоянного значения , воспользуемся равенством:
, (8.3)
где - численность популяции в начальный момент времени ( ).
Для примерных расчетных данных, , , , , используя (8.2-8.3) получаем следующее:
, , , , , , .
В данном случае получили пропорциональность роста популяции в течение времени равную .
Подставляя данное значение в (8.2), получим численность популяции в момент времени : .
Варианты заданий:
| 1 вариант
| , , , , .
| | 2 вариант
| , , , , .
| | 3 вариант
| , , , , .
| | 4 вариант
| , , , , .
| | 5 вариант
| , , , , .
| | 6 вариант
| , , , , .
| | 7 вариант
| , , , , .
| | 8 вариант
| , , , , .
| | 9 вариант
| , , , , .
| | 10 вариант
| , , , , .
| | 11 вариант
| , , , , .
| | 12 вариант
| , , , , .
| | 13 вариант
| , , , , .
| | 14 вариант
| , , , , .
| | 15 вариант
| , , , , .
| Задача 3: Определить равновесный размер популяции, если на особей в единицу времени, особей рождается, а гибнет . Предполагается при этом, что начальная численность популяции равна особям. Построить график логистической кривой.
Решение: Определим величины , , , , . Тогда согласно модели Мальтуса , найдем соответствующие составляющие, при этом разделим переменные и проинтегрируем: .
Работаем с правой частью последнего равенства:
.
Подставляя в последнее равенство: , ,
, .
, .
Чтобы не путать с рождаемостью, обозначим параметр , стоящий под степенью экспоненты как , являющийся характеристикой пропорциональности роста численности популяции. Для его нахождения, используем тот же подход, что и в задачи 1.
а) если , , .
б) если , , .
.
, поэтому используем формулу .
Варианты заданий:
| 1 вариант
| , , , , .
| | 2 вариант
| , , , , .
| | 3 вариант
| , , , , .
| | 4 вариант
| , , , , .
| | 5 вариант
| , , , , .
| | 6 вариант
| , , , , .
| | 7 вариант
| , , , , .
| | 8 вариант
| , , , , .
| | 9 вариант
| , , , , .
| | 10 вариант
| , , , , .
| | 11 вариант
| , , , , .
| | 12 вариант
| , , , , .
| | 13 вариант
| , , , , .
| | 14 вариант
| , , , , .
| | 15 вариант
| , , , , .
|
|