Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всеволод Эмильевич МЕЙЕРХОЛЬД






(наст. Имя Майргольд Кара Казимир Теодор)

Сравнительный анализ системы Станиславского и системы Мейерхольда.

Станиславский Мейерхольд
Театр прямых жизненных соответствий, психологический театр. Иногда все, что делал Станиславский, сравнивали с прозой. Театр условно-метафорической образности в театре. Мейерхольда сравнивали с поэзией в театре. К нему всегда был близок театр на Таганке. Иногда Мейерхольда обвиняли в том, что он отошел от классического театра, но на самом деле традиция условно-метафорического театра намного древнее (весь предшествующий мировой театр был условно-метафорическим)
Театр прямых жизненных соответствий состоит в том, как трактуются действия – иллюзия доподлинно совершающихся событий, театр – кусок жизни, вырезанный и представленный на сцене, полная имитация жизни. В условном театре сценическое действие поэтически преобразует действительность.
Роль актера: актер возбуждает в себе переживание, внешний рисунок роли – это капкан для эмоций, ловушка для волнения, для нужных чувств. Актер переживает на сцене двойственные чувства, перевоплощается. Актер заранее передает обозначенную партитуру роли, обозначает внешний рисунок, наслаждается этим мастерством и передает это наслаждение зрителю. у Мейерхольда на первом месте действие и внешняя форма.
Жанр – драма, жанр, который наиболее близко подходит к реальной жизни. У мейерхольда жанр – буффонада, комедия, фарс – острый градус переживаний и поведения актеров на сцене
Как используется пространство: У Станиславского действие происходит внутри «коробки» сцены – четвертая воображаемая сцена, зрители ни коим образом не должны были мешать действию, даже нельзя было аплодировать. Магическое ощущение, вера актера в подлинность этого пространства Действие происходит не в атмосфере жизни, а в пространстве сцены и даже за ее пределами, актеры выходят в зал, разрушение «четвертой» стены. Площадной театр, традиции которого возвращал Мейерхольд.
Как существовала сама пьеса: у Станиславского действие шло непрерывным потоком жизни. Мейерхольд обычно дробил действие на отдельные эпизоды, фрагменты, номера. Издевательская аритмия.
Речь была разговорная, прозаическая Речь музыкальная и ритмически организованная

 

Всеволод Мейерхольд (Карл Теодор Казимир). Книга Елагина «Мейерхольд – Темный гений» - биография, анализ творчества.

Родился в Пензе. Отец был водочным фабрикантом. Родился 1874 год. Род немецких евреев. Перешедших в лютеранство. Немецкие корни осложняли его жизнь в эпоху сталинского террора. Огромное влияние на него оказала музыкантша-мать. Привила ему вкус к музыке, многое дала ему для духовного развития. В 21 год Мейерхольд сменил имя на Всеволода в честь любимого писателя. Поступил учиться в Москву на юриста. Но его постигло разочарование, он увлекся театром. Учился у В.И. Немировича-Данченко в московском филармоническом училище. Ученики Н.-Д стали первыми актерами МХАТа. Мейерхольд был первым исполнителем роли Треплева в чеховской «Чайке». Найти и внести в дневник – Адександр Винкин, театровед по образованию, написал «Яйца чайки».

«Театр может сыграть громадную роль в перестройке всего существующего» (с.) Мейерхольд

Режиссер Гордон Крэг (муж Айседоры Дункан) сказал, что театральные формы меняются каждые 5-7 лет. Театр должен нести что-то новое. Вместе они вынашивали мысль о спектакле «Гамлет», но он не состоялся.

Станиславский и Мейерхольд сошлись, создали студию на улице Поварской в Москве. Станиславский почувствовал, что нужно что-то менять в московском театре. Ставка на натурализм, правду привела к тому, что в спектаклях показывалась настоящая жизнь. Правда, это превратилось в низкопробный был и этнографию – копирование внешних сторон жизни без духовного. Станиславский хотел отточить быт до символа. Станиславский никогда не хотел замкнуться в натурализме. В это время в России развивался символизм, в таком духе они решили поставить пьесу, взяли «Смерть Тентажиля» Метерлинка. Мейерхольд хотел символике автора придать современное русское содержание, ее проблемы. Пьеса была насквозь символична. «На нашем острове тысячи Тентажилей стонут по тюрьмам». Мейерхольд взял из пьес Чехова его недосказанность, недомолвки и возвел это в принцип, вместо индивидуальный характеристик он предложил общий тон, избрать какую-то общую интонацию, ритм чтения, ведущую роль отвести цвету. Он хочет поставить пьесу на основе принципа неподвижного театра: замедленное движение, скульптурная выразительность тел, живые барельефы. К сожалению, пьеса не была поставлена, так как не было достигнуто единство: неподвижный театр и импрессионизм декораций. Мейерхольд предложил искать новые формы. Также говорит герой Треплев в «Чайке». Барельефная выразительность мизансцен, внутренняя техника актеров (Станиславский задумывался, как идти от внутреннего к внешнему). Но началась первая русская революция, студия была закрыта. В этом несостоявшемся спектакле зрели революционные мысли, социальные мотивы звучали очень выразительно.

«Мейерхольд против мейерхольдовщины», все новое объявлялось формализмом, считалось влиянием запада, подлежало запрету, мешало принципам коммунизма. Мейерхольд был революционером в театре.

Мейерхольд не создал своей системы. В отличие от Станиславского, но он сделал два открытия – открыл биомеханику и конструктивизм. Работал в студии на Бородинской с Верой Федоровной Комисарвевской. В этот период он поставил много спектаклей, имеющих скандальный успех. Но то, что делал Мейерхольд. Было полностью противоположно тому, чего хотела Вера Федоровна. Он создавал режиссерский театр. Вера Федоровна не могла терпеть режиссерского диктата при всем том, что он ставил очень сложные спектакли, стремился подчинить себе актера. Однажды они поссорились. Разошлись с большим скандалом. По словам Мейерхольда, главное в искусстве – человек, но это он осознал позднее, он понял, что часто забывал о человеке, актер должен быть на сцене человеком. А не марионеткой. Поставил пьесу Лермонтова – «Маскарад» - последняя премьера Российской Империи, состоялась в конце 17 года.

Совершились февральская и октябрьская революции. Мейерхольд пламенел духом своего времени, он был революционером в искусстве, он был против всего застойного, рутинного, сразу откликнулся на дух революции. 6 января 1918 года Мейерхольд возглавил наркомпрос (народный комиссариат просвещения). Начался период раздевания сцены. Существует принцип «черный кабинет» - сцена, затянутая черным бархатом. Этот прием открыл Станиславский. Этот прием использовался в ярмарках, балаганах. Станиславский нашел нейтральную декорацию – цвет хаки – нейтральный фон. Мейерхольд же убрал все – и занавес, и задник. Театру нужна была новая драматургия. Возник вопрос: что ставить для революционного зрителя, который ничего не понимает в театре? Мейерхольд поставил всего Маяковского: «Буф», «Баня», «Клоп».

2 открытия Мейерхольда:

· Конструктивизм – новый принцип в театре. На сцене не должно быть жизнеподобных декораций, на сцене должна стоять конструкция. Которая по сути ничего не изображает – это станок для игры актеров. Пьеса «Великодушный Рогоносец» там играл Игорь Ильинский

· Биомеханика «я побежал и испугался» - Мейерхольд, «я испугался, поэтому побежал» - Станиславский.

 

Ильинский, Бабанова, Райх

«Лес» по пьесе Островского, «Ревизор» в постановке Мейерхольда, он мечтал поставить эту пьесу, здесь у него было множество открытий.

Любимый его актер – Эраст Павлович Гарин (играл ревизора), музыку для пьесы писал Гнесин. 15 эпизодов, полугруглая сцена, 15 дверей. «Мейерхольд подавал актеров на блюдечках». «Ревизор» был последним спектаклем величайшего периода творчества Мейерхольда.

Театр Мейерхольда раздражал всех. Последняя современная пьеса, поставленная Мейерхольдом в его театре «Мандат» драматург Николай Эрдман. (Участвовал в написании сценария «Веселые ребята»)

12 марта 1928 года – премьера Горе от ума называлось «Горе уму», было посвящено пианисту Аборину, взявшему первый приз на конкурсе пианистов.

Маяковский протянул руку Мейерхольду. Зв год да смерти Маяковского – премьера «Клопа», где играл Ильинский. Эксцентрика. Спектакль «Дама с камелиями». Мизансценирование было осуществлено за счет диагональной мизансцены – актеры двигаются по лестнице. М. после полугода застенков сидел в тюрьме, его били по пяткам палками. Ему казалось, что его поливают кипятком, он был изможден, измучен. Зинаиду Райх в то же время зарезали. Он погиб в один день с автором «испанских дневников» Михаил Кольцов.

 

 

21.04.2012


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал