![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы управления государственными закупками.
Прокьюремент – совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя в товарах, работах и услугах при проведении закупочной кампании. Главной целью прокьюремента является наиболее эффективное удовлетворение объективных потребностей организации в товарах, работах и услугах. Эффективное удовлетворение означает, что потребности должны удовлетворяться в максимально полном объеме и в приемлемый срок, с лучшим из возможных соотношений цены и качества. Цели прокьюремента могут быть достигнуты за счет реализации следующих принципов: · Открытость и прозрачность; · Равенство и справедливость; · Эффективность; · Экономичность; · Подотчетность и ответственность; · Конкурентность. Наиболее важным принципом является открытость и прозрачность и означает, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Все реализуемые процедуры и принимаемые решения должны быть прозрачными для контролирующих органов, должны документироваться с четким изложением всех мотивировок выбора и иных действий организатора закупки. В последнее время практикой был сформулирован дополнительный принцип – обоснованность, в соответствии с которым заказчик должен закупать только ту продукцию, которая действительно ему необходима и наилучшим образом удовлетворяет его реальные потребности. В целом прокьюремент можно представить как взаимосвязанную систему, которая включает: планирование закупок; определение целесообразности предложенной закупки; регламентирование закупок; проведение и контроль закупок (рис. 15.1.): Рис. 15.1. Система регламентирования
70.. Система государственных закупок. Национальные системы госзакупок отличаются большим разнообразием и уникальностью. Их сложность и особенности обусловлены многоотраслевым характером государственных потребностей, большим количеством участников, различающихся по характеру функций и роду деятельности, подчиненных различным ведомствам, а также спецификой внешних и внутренних факторов. Внешними факторами являются: · Экономическая и социальная политика государства; · Действующее законодательство; · Сложившийся рынок закупаемых материалов и их заменителей; · Рынки дополнительных услуг (транспорт, складское хозяйство, страхование, аудит и т. д.); · Информационное поле формирования, размещения и исполнения заказов. К основным внутренним факторам, влияющим на функционирование системы госзакупок, относятся: · Персонал, обладающий компетентностью в данной сфере; · Объем выделенных средств и порядок финансирования; · Информационное обеспечение (объемы и качество информации о формировании и размещении госзаказа, ее доступность для участников системы); · Материальные ресурсы (закупаемые, возможности по оказанию транспортных и складских услуг). Основными целями формирования систем госзакупок являются: · Наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при минимальных затратах общественных средств; · Препятствие коррупции. Система госзакупок включает следующие основные этапы: · Определение потребности в товарах, работах и услугах; · Установление порядка формирования заказов (номенклатура, объемы, ориентировочная стоимость); · Разработка порядка размещения заказов; · Установление порядка заключения контрактов и договоров; · Определение источников финансирования; · Осуществление контроля госзакупок; · Исполнение поставщиками обязательств по поставкам товаров, выполнению работ и оказанию услуг. Наиболее важными и ответственными из них являются этапы формирования и размещения заказов. Процесс формирования госзаказа (определение потребности и установление порядка формирования) – это инструмент планирования госзакупок, позволяющий более точно выявить потребности, оценить объемы затрат и соотнести их с возможностями госбюджета. Отношения по поводу определения перечня государственных потребностей и формированию госзаказа в РБ регулируются отдельным законодательством (Законом «О поставках товаров для государственных нужд» №2588-XII от 24.11.1993; Законом «О государственных закупках товаров» № 419-З от 13.07.2012 и Постановлением СМ «О мерах по реализации закона «О государственных закупках товаров» № 778 от 22.08.2012г.; Указом Президента РБ «О проведении электронных аукционов» № 708 от 30.12.2010г.). Механизм финансирования госзакупок базируется на функционирующей в государстве финансовой системе. В Республике Беларусь источниками финансирования выступают: · Республиканский бюджет; · Местные (областные и районные) бюджеты; · Внебюджетные фонды; · Инновационный фонд. В соответствии с Законом «О государственных закупках товаров» № 419-З от 13.07.2012 государственная закупка — приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств. Таким образом, понятие «государственные закупки» шире, поскольку включает в себя закупки для государственных нужд и предусматривает полное или частичное финансирование за счет государственных средств. Размещение заказов включает разработку порядка размещения (способов закупки) и заключение госконтрактов. Существуют следующие системы закупок: · Централизованные; · Децентрализованные; · Смешанные. Субъекты государственных закупок: · Заказчик, формирующий и размещающий госзаказ на поставку продукции, заключающий контракты и получающий продукцию; · Непосредственные потребители товаров, работ и услуг; · Поставщики продукции (участники); · Организатор, (уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий управление процессом формирования и размещения госзаказа); · Специализированные организации (уполномоченные организации) по выполнению отдельных функций (биржи, аукционы), привлекаемые заказчиком. В процессе госзакупок могут участвовать и другие представители законодательной и исполнительной власти. Наиболее важным звеном в системе госзакупок является заказчик – юридическое лицо или ИП, получающие средства из республиканского и местных бюджетов и/или из государственных внебюджетных и инновационных фондов для государственных закупок и осуществляющие такие закупки. В качестве заказчиков могут выступать министерства, ведомства и другие органы власти, также предприятия и организации, непосредственные потребители закупаемых ресурсов. В Республике Беларусь заказчик должен ежегодно до 1 марта сформировать годовой план закупок с учетом средств, выделенных ему на государственные закупки, и вправе в течение финансового года корректировать указанный план.
|