Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древний Рим
Для римской аристократии в I в. до н.э. были наиболее характерны “общепатриотические интересы”. Ярким представителем этого политического направления был Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - идеолог аристократии. Политическое учение Цицерона, в котором эклектически сочетаются идеи Платона, Аристотеля и стоиков, пронизано борьбой с передовыми идеями, стремлением защитить интересы знати, крупных землевладельцев, нобилитета. Цицерон пытался обосновать общественное неравенство ссылками на законы природы. Лучшими людьми, по его мнению, являются крупные землевладельцы. С презрением говорит он о людях, занимающихся физическим трудом, а также о торговцах, ростовщиках и т.п. Причиной происхождения государства он считает присущую человеческой природе общительность, определяя государство как “дело народа”, соединение которого основано на общности права и всеобщей пользе. Цицерон демагогически утверждает, что государства нет там, где власть опирается на насилие и произвол. Главную задачу государства Цицерон видит в защите частной собственности и господствующего положения оптиматов. В интересах укрепления рабовладельческого государства Цицерон высказывает идею об активном участии верхушки в политической жизни. Он утверждает, что государственная деятельность есть высшее проявление человеческой добродетели. Цицерон подробно останавливается на классификации государственных форм, различая демократическую, аристократическую и монархическую формы государства. Он считает, что “демократия самая порочная из всех форм государственного устройства”. Наилучшей формой государства Цицерон, подобно Полибию, считает “смешанную” форму. Однако, отражая интересы господствующего класса и его стремление к усилению своей диктатуры и ликвидации республиканского строя в древнем Риме, Цицерон неоднократно высказывает идею об относительном превосходстве монархии над демократической и аристократической республиками. Политическое учение Цицерона было направлено на оправдание социального неравенства и реакционных политических форм правления в целях подавления сопротивления рабов, неимущих свободных и покоренных Римом народов. Политические и правовые воззрения римских юристов отражают ожесточенную борьбу рабов и рабовладельцев, римских граждан и покоренных ими народов в период кризиса и разложения римского общества. Служебная роль идеологии римских юристов, пытавшихся обосновать жестокое подавление рабов и неравенство между свободными, находит яркое выражение в том факте, что их правовым воззрениям была придана сила закона в своде Юстиниана. Для римских юристов характерно деление на “частное” и “публичное”. Экономическую основу господства рабовладельцев - частную собственность - они представляют как право частных лиц, не зависящее от государства, а публичное право - как якобы выражающее всеобщие интересы. Деление римскими юристами частного права на естественное, право народов и цивильное право также имело большое политическое значение, ибо его целью было обоснование рабства и неравенства между римскими гражданами и покоренными народами. Характерно, что большинство римских юристов - Гай (II в.), Ульпиан (II-III вв.) и другие, считая, что рабство противоречит естественному праву, обосновывали его вечное существование, исходя из “права народов”. Римские юристы оправдывали агрессивную политику римского государства, они выступали с обоснованием неограниченной власти римских императоров. “Что угодно принцепсу, имеет силу закона, - считал Ульпиан, - так как народ свою власть уступил императору”. Римские юристы, пытаясь обосновать покорность и смирение, стремились продлить существование Римской империи. В учениях римских стоиков находит отражение разложение идеологии господствующего класса. Стоики, проповедуя идеи отказа от активной политической борьбы, выдвигали идеи нравственного усовершенствования и морального протеста против деспотизма императоров, идеи покорности судьбе и т.д. Некоторые стоики выказывали пассивный протест против рабства. Идеи Эпиктета (ок. 50-138 гг.) отражали пассивный протест угнетенных слоев римского общества, потерявших веру в борьбу и искавших утешение в моральном усовершенствовании. Его осуждение рабства и произвола императорской власти означало лишь моральный протест, ибо Эпиктет к революционной борьбе не призывает. Он считает, что в природе царствует “железная необходимость” и потому люди не в состоянии изменить свою судьбу. Поэтому они должны довольствоваться духовной “свободой”. Эти идеи духовного равенства, в сочетании с фатализмом приводят Эпиктета к выводу о бесполезности борьбы со злом и к проповеди смирения и непротивления злу насилием. Политические идеи стоицизма, направленные на защиту интересов господствующего класса, развивает Сенека - крупный землевладелец и ростовщик. В отличие от Эпиктета он не протестует против рабства. Однако, боясь восстаний рабов и неимущих свободных, он говорит о необходимости гуманного отношения к рабам и ограничения произвола деспотизма. Ярый проповедник смирения и покорности рабов, Сенека “утешает” рабов, говоря, что их лучшая часть - дух “сам себе господин”. Следует знать, что эти идеи стоиков (особенно Сенеки) о покорности и смирении были использованы христианством. Мнение Сенеки о том, что отечеством человека является весь мир, лежит в основе его политического идеала - мировой империи, власть главы которой - цезаря - ограничена сенатом. Стоики проповедовали космополитические, антипатриотические идеи, что свидетельствует о деградации идеологии римского общества в период его упадка.
|