Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика христианской мысли
В I в. н.э. из смешения старых культов и греческой философии среди рабов и низших слоев Римской империи возникло христианство, которое на первом этапе своего развития являлось выражением протеста угнетенных против рабовладения. В развитии христианства следует различать два этапа. Раннее христианство (I в. н.э. - первая половина II в. н.э.) решительно осуждало рабовладельческий строй и имело распространение исключительно среди угнетенных Римской империи. В произведениях раннехристианской литературы с ненавистью говорилось о “зверях-императорах”, вельможах, богатых, чиновниках, купцах. Первые христиане мечтали об уничтожении “дьявольского мира зла и насилия” и об установлении “тысячелетнего царства”, где трудящиеся “не будут уже ни алкать, ни жаждать”. Однако переворот, о котором мечтали ранние христиане, был неосуществимым. Отчаявшись в надежде на реальное избавление христиане утешались идеей помощи “божьего посланника” - “мессии”, который должен свергнуть “зверей-императоров” и установить “тысячелетнее царство”. В ожидании скорого “пришествия мессии” ранние христиане объединялись в общины, организованные на демократических началах. Все члены раннехристианских общин были равноправны. Необходимость для преследуемых христиан жить сплоченной жизнью привела к своеобразной “общности имуществ” в их общинах; члены общин трудились, передавали свое имущество в общую кассу и совместно потребляли. В I-II вв. н.э. сеть христианских общин раскинулась по всей Римской империи. Со II века христианские общины стали пополняться выходцами из обеспеченных слоев, которые стремились использовать новую религию в своих интересах. С этого времени начинается превращение христианства в религию, угодную и выгодную эксплуататорам. Демократизм христианских общин был уничтожен; все дела общины были переданы в руки “епископов” и “дьяконов”, образовавших стоящий над массой верующих “клир” (духовенство). Присвоив себе монопольное право проповедовать христианское учение, церковники объявили “тяжким грехом” осуждение Римской империи, проповедуя “непротивление злу злом” и “любовь к врагам”. Отвергнув раннехристианское учение о “близком пришествии мессии” и уничтожении “царства зла”, церковники выдвинули домысел об уже бывшем “пришествии Христа”, который “духовно избавил человечество от зла”. “Всякая душа да будет покорна высшим властям, - поучали церковники, - ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... Рабы, повинуйтесь Господам своим по плоти, со страхом и трепетом,...служа с усердием, как Господу, а не как человекам”. Создав учение, укрепляющее рабовладельческий строй, христианская церковь в начале IV века заключила прочный союз с императорской властью.
|