Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние низких температур на надежность машин
Охлаждение элементов машин, эксплуатируемых на открытом воздухе в наземных условиях, происходит в результате их теплообмена с окружающим холодным воздухом. Поэтому в отношении влияния низких температур на эти машины применим термин «влияние низких температур воздуха». Низкие температуры воздуха весьма существенно влияют на свойства конструктивных и эксплуатационных материалов и на надежность машин, данная зависимость представлена в графическом материале. Они действуют на машины непосредственно, изменяя (ухудшая) основные физико-механические свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, и косвенно — изменяя (ухудшая) условия работы машин вследствие попадания снега в открытые механизмы, образования инея, наледей и др. Главной причиной увеличения параметра потока отказов машин в зимние месяцы являются учащенные хрупкие разрушения стальных деталей и элементов металлических конструкций. Эти разрушения — следствие перехода металла деталей из вязкого в хрупкое состояние при определенных низких температурах (возникновение низкотемпературной хрупкости металлов). На хладноломкость стальных деталей влияют температура охлаждения, химический состав и структура стали, наличие концентраторов напряжений, скорость приложения внешней нагрузки, технология производства и прокатки металла и ряд других •факторов. Для машин, работающих на открытом воздухе, значения низких температур находятся в интервале от 0 до 65° С. У многих конструкционных сталей температура резкого снижения вязкости (порог хладноломкости) также лежит в диапазоне этих температур. Природа перехода при низких температурах металла из вязкого в хрупкое состояние достаточно исследована, выдвинуты и обоснованы теории хладноломкости (дислокационная, энергетическая, порчи границ и зерен и др.), и поэтому эти вопросы здесь подробно не рассматриваются. Низкие температуры существенно влияют на свойства полимерных материалов. Характер влияния низких температур на свойства полимерных материалов зависит от вида последних (термопласты или термореактивные смолы, аморфные или кристаллические). Воздействие на полимеры низких температур вызывает процесс их стеклования. Температура стеклования различна у разных полимеров, однако во всех случаях при температуре ниже температуры стеклования полимер ведет себя аналогично стеклам. Эту температуру иногда называют температурой перехода от высокоэластичного (каучукообразного) к стеклообразному состоянию полимерных материалов. Некоторые типичные полимерные материалы имеют следующие значения температуры стеклования: политен (полиэтилен) —125° С, натуральный каучук —75° С, по- липропилен—25° С [6]. При низких температурах резко увеличивается вязкость жидкого топлива для двигателей. Такое увеличение вязкости смазочных материалов снижает их жидкотекучесть, в результате чего поступление смазочных материалов к узлам трения затрудняется или может полностью прекратиться. Под действием низких температур влага, содержащаяся в смазочных материалах, кристаллизуется, что вместе с изменением свойств самих материалов снижает их смазывающие свойства (например, снижается свойство прилипаемости масла к металлическим поверхностям). В низкотемпературных смазочных материалах и технических жидкостях рассмотренные процессы наступают при значительно более низких температурах и проходят менее интенсивно. Вследствие увеличения вязкости топлива и масел и общего охлаждения двигателей внутреннего сгорания их пуск в работу при низких температурах оказывается весьма затруднительным или невозможным: появляются особые виды отказов — пусковые отказы машин.
|