Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Услуги общественного здравоохранения.






Для того чтобы добиться улучшения здоровья населения в Европейском регионе, необходимо значительно укрепить функции и потенциал общественного здравоохранения. Хотя инвестиции в общественное здравоохранение с точки зрения кадрового потенциала и ресурсов в странах Европейского региона различаются, повсеместно приоритетными задачами признаются инвестиции в институциональную структуру общественного здравоохранения и укрепление организационно-кадрового потенциала и усиление мер по охране здоровья, укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Один из возможных путей вперед - пересмотр и совершенствование нормативных актов в области общественного здравоохранения в целях модернизации и укрепления функции охраны общественного здоровья. Все более важное значение приобретают сотрудничество на глобальном уровне и решение медико-санитарных проблем трансграничного характера, а также улучшение координации в тех странах, где функции общественного здравоохранения носят децентрализованный характер.

Меры охраны общественного здоровья должны опираться на ценности и фактические данные и учитываться при разработке политики, распределении ресурсов и стратегическом развитии в интересах укрепления здоровья. Эти услуги представляют собой своего рода инвестицию, которая одновременно обладает собственной изначально присущей ценностью и выступает как фактор, способствующий экономической производительности и созданию материального богатства. Такая инвестиция является краеугольным камнем в системе мер по достижению целей, сформулированных в основах политики Здоровье-2020.

Объединяющим принципом общественного здравоохранения является присущий ему общественный и государственный характер, а также тот факт, что оно главным образом ориентировано на здоровье населения в целом. Общественное здоровье не ограничивается пределами сектора здравоохранения, а охватывает широкий круг заинтересованных сторон во всех сферах общества в целях воздействия на факторы, лежащие в основе нарушений здоровья, как непосредственные причины болезней, так и глубинные социальные детерминанты. Однако во многих странах Европейского региона ВОЗ отсутствует единое понимание того, что такое охрана общественного здоровья и услуги общественного здравоохранения; кадровый состав и инфраструктура общественного здравоохранения в Европейском регионе довольно неоднородны, а способность отвечать на современные вызовы в области общественного здоровья во многих странах весьма ограничена.

В некоторых странах развитие общественного здравоохранения сдерживается недостатком политической приверженности. Одним из важнейших элементов дальнейшего развития общественного здравоохранения является более систематическая интеграция его принципов и услуг во все сферы общества, для чего необходимо шире использовать в работе принцип участия всего общества и общегосударственный подход, включая действия на межсекторальном уровне, учет интересов здоровья во всех стратегиях и укрепление систем здравоохранения.

Для того чтобы общественное здравоохранение заняло центральное место в процессе улучшения здоровья, инвестиции в услуги общественного здравоохранения следует рассматривать как долгосрочные инвестиции в здоровье и благополучие всего населения. Руководители общественного здравоохранения должны быть способны инициировать дебаты по вопросам политики на политическом, профессиональном и общественном уровнях и определять содержание этих дебатов, чтобы таким образом обосновывать и отстаивать необходимость таких стратегий и программ, которые способствуют улучшению здоровья населения. Такие дебаты будут основываться на итогах комплексной оценки потребностей населения в услугах здравоохранения и потенциала для улучшения здоровья в рамках всего общества. Это потребует анализа более широких стратегий, осуществляемых в интересах здоровья, создания инновационных сетей для деятельности с участием множества разных субъектов и умения выступать в качестве катализатора перемен.

Содействие укреплению здоровья и профилактика болезней являются особенно важными элементами общественного здравоохранения, и дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи служит ключевым стратегическим методом эффективного предоставления этих услуг. Из-за сочетания таких факторов, как имевшее место сокращение инвестиций в профилактику и проведенные в последнее время реформы, включая децентрализацию и приватизацию служб медико-санитарной помощи, во многих странах отмечается дефицит необходимой инфраструктуры и служб. В целом во всем Регионе доля бюджета здравоохранения, выделяемая на программы охраны общественного здоровья, остается относительно низкой.

Задачи охраны и укрепления здоровья населения неизбежно выходят далеко за рамки эффективного выполнения функций общественного здравоохранения в какой-либо отдельно взятой стране. Решение этих задач предполагает совместную работу стран над решением проблем, создаваемых глобализацией, деятельность других международных организаций и действующих субъектов, учет влияния на здоровье глобальных мировых экономических и торговых соглашений и мероприятий и проблем, связанных с глобальными стратегиями в области коммуникации. Необходимо сотрудничество как по горизонтали, между различными секторами, так и по вертикали - от местного до регионального и национального уровня.

Многие из наиболее неотложных задач политики, которые возникают перед общественным здравоохранением, связаны с решением таких комплексных проблем, как несправедливости в отношении здоровья, изменение климата и ожирение. Ни у одной организации в отдельности не хватит возможностей для того, чтобы полностью проанализировать и решить эти крайне сложные проблемы. Поэтому здесь также необходимы совместные усилия. Часто нет единого мнения о том, что является причинами подобных проблем, а также уверенности относительно того, как лучше всего их решать. Для того чтобы понять и критически оценить всю многогранность процессов, обусловливающих здоровье и болезни, и разработать необходимые комплексные вмешательства на общегосударственном уровне, нужен подход, основанный на системном мышлении и анализе. Такой подход абсолютно необходим для решения вопросов, связанных с нынешним растущим бременем неинфекционных заболеваний.

Параллельно с основами политики Здоровье - 2020 разрабатывался Европейский план действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения, который был утвержден Региональным комитетом в 2012 г. (233). В этом плане изложено перспективное видение охраны общественного здоровья в XXI веке и содержится рамочная основа для действий 8. Как политика Здоровье-2020, так и Европейский план действий призывают к приверженности делу укрепления здоровья и решению проблемы неравенств в отношении здоровья в масштабах всего общества и на общегосударственном уровне, где задача улучшения здоровья пронизывает механизмы стратегического руководства в интересах здоровья и где принятие решений отражает основные принципы прав человека, социальной справедливости, участия, партнерских отношений и устойчивости. В основу Европейского плана действий положено определение общественного здравоохранения, которое предложил Acheson (234): «Общественное здравоохранение - это наука и практика предупреждения болезней, продления жизни и укрепления здоровья посредством организованных действий, предпринимаемых обществом».

8 Европейский план действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения содержит детальное описание рамочной основы для действий по развитию общественного здоровья и реализации основных оперативных функций общественного здравоохранения. Он призван стать одной из главных и необходимых опор для реализации основ политики Здоровье-2020.

К основным направлениям действий, которые предусматриваются в Европейском плане действий, относятся сохранение и дальнейшее развитие и укрепление имеющихся потенциала и услуг общественного здравоохранения с целью улучшения здоровья и преодоления неравенств в отношении здоровья, для чего необходимо осуществлять меры воздействия на социальные детерминанты здоровья. Подчеркивается также, что общественное здравоохранение играет важную роль в поддержке, развитии и укреплении систем здравоохранения. Систему здравоохранения возглавляет министерство здравоохранения, которое занимает центральное место в руководстве и организации услуг охраны общественного здоровья. Таким образом, охрана общественного здоровья также имеет непосредственное отношение к системам здравоохранения и, в свою очередь, эти системы могут быть эффективны, если только включают мощный компонент, связанный с услугами общественного здравоохранения.

Как в основах политики Здоровье-2020, так и в Европейском плане действий используется определение системы здравоохранения, сформулированное в Таллиннской Хартии (24):

«В политических и институциональных рамках каждой страны система здравоохранения - это совокупность всех государственных и частных организаций, учреждений, ресурсов, предназначение которых - улучшать, сохранять или восстанавливать здоровье людей. Системы здравоохранения включают предоставление как индивидуальных, так и общественных услуг, а также действия по оказанию влияния на политику и деятельность других секторов, с тем чтобы в них уделялось необходимое внимание социальным, экологическим и экономическим детерминантам здоровья».

По просьбе государств-членов разработку Европейского плана действий возглавило Европейское региональное бюро ВОЗ. В его основу легло 10 комплексных направлений действий, соответствующих 10 основным оперативным функциям общественного здравоохранения, разработанным в Регионе. Они являются краеугольным камнем любой современной системы общественного здравоохранения.

Предложенные основные оперативные функции общественного здравоохранения призваны стать объединяющей и руководящей основой для того, чтобы органы здравоохранения в любой стране Региона могли разработать и внедрить стратегии и меры в области общественного здравоохранения и осуществлять их мониторинг и оценку. Эти 10 основных оперативных функций общественного здравоохранения приведены во вставке 7. Для их обеспечения и укрепления необходимо в общегосударственном масштабе применять принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях, который поощряет принятие интегрированных ответных мер политики, не ограниченных межведомственными барьерами и кругом ведения различных организаций.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал