Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Укрепление механизмов финансирования здравоохранения.






Помочь в решении этой задачи может совершенствование механизмов финансирования здравоохранения, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня социальной справедливости и солидарности, а также к улучшению показателей здоровья населения в Регионе.

Достижение и поддержание всеобщего доступа остается важным вопросом для Европейского региона, особенно вследствие экономического спада. В Докладе о состоянии здравоохранения в мире, 2010 г. - Финансирование систем здравоохранения: путь к всеобщему охвату населения медико-санитарной помощью (237) представлен всесторонний обзор ситуации в мире сточки зрения всеобщего охвата и даются реализуемые рекомендации по тому, как далее укреплять системы финансирования здравоохранения в государствах-членах. Всеобщий охват может быть достигнут или сохранен с помощью одной из следующих стратегий или их сочетания: увеличение государственного финансирования здравоохранения за счет общих налогов и/или налога на фонд заработной платы; уменьшение раздробленности каналов финансирования системы здравоохранения (объединение фондов); внедрение таких механизмов закупок, которые стимулировали бы рациональное поведение поставщиков услуг; уменьшение нерациональности в структуре систем оказания услуг и внедрение механизмов ценообразования и регулирования для сдерживания роста цен на лекарственные препараты (235). Обеспечение всеобщего охвата отражает главную суть принципов солидарности и социальной справедливости в системах здравоохранения и является одним из главных инструментов реализации обязательств, принятых в Таллиннской хартии (24).

Опыт последних лет в реформировании системы финансирования здравоохранения показывает, что отход от широких классификаций систем здравоохранения или от таких ярлыков, как модели Бевериджа, Бисмарка или Семашко, расширяет пространство для инноваций и экспериментирования. Например, сегодня размываются границы между системами социального страхования, финансируемыми за счет общих налогов и за счет налога на фонд заработной платы, потому что страны начинают все больше осознавать, что смешанная база поступлений более всего способствует достижению устойчиво высоких уровней охвата, при этом, не создавая излишнего бремени для экономики (238). Это наиболее передовой подход к финансированию здравоохранения сточки зрения достижения и поддержания всеобщего охвата, при котором ресурсы распределяются в обществе в соответствии с потребностями, что позволяет оптимизировать результаты, особенно в ситуации экономического спада.

В распоряжении органов, осуществляющих закупку услуг медико-санитарной помощи, имеются проверенные практикой финансовые инструменты, позволяющие им влиять на поведение поставщиков медико-санитарных услуг и оценивать его, а также стимулировать применение только научно обоснованных клинических методов. Эти инструменты способствуют общему повышению качества медицинской помощи путем сокращения вариабельности клинических методик, масштабов неоправданного и неправильного назначения вмешательств, а также медицинских ошибок - т. е. всех тех факторов, которые во многом являются причиной разрыва по показателям здоровья между странами Европейского региона. Кроме того, повысить заинтересованность поставщиков услуг в улучшении здоровья населения можно также путем оплаты услуг по результатам, которые оговариваются заранее и оцениваются с точки зрения улучшения здоровья населения. В частности, необходимо разработать такие механизмы закупок услуг, которые поддерживают и активизируют усилия по укреплению координации помощи. Нефинансовые инструменты не менее важны для стимулирования большей ориентации поставщиков на оказание медико-санитарной помощи на основе фактических данных. К ним относятся профессиональное признание, возможности для профессионального развития, профессиональная культура среди коллег и условия труда, ориентированные на достижение результатов.

Существуют методы финансирования, обеспечивающие стабильный поток поступлений в систему здравоохранения на протяжении экономических циклов. Уроки недавнего финансового кризиса и экономического спада могут помочь руководителям, определяющим политику, более разумно реагировать на будущие кризисы, используя действенные инструменты политики для того, чтобы сохранить всеобщий охват медицинской помощью и лучше подготовиться к трудным временам, когда государственные бюджеты будут испытывать еще большее давление неблагоприятных факторов. Хотя полностью предотвратить экономические спады и их негативное воздействие на бюджеты здравоохранения и социального обеспечения может быть и не удастся, существуют способы снижения уязвимости к таким ударам. Страны, которые накапливают резервы во времена экономического роста или, по крайней мере, сокращают дефицит бюджета и внешний долг, могут прибегать к финансированию путем займов или использования резервов, когда дела в экономике идут плохо. Даже когда подобные возможности отсутствуют, страны могут повысить приоритетность охраны здоровья в пределах наличного государственного бюджета и таким образом снизить отрицательное воздействие экономического спада, однако с политической точки зрения осуществить это нелегко.

Для обеспечения общественной и политической поддержки принимаемых решений, касающихся сохранения всеобщего охвата и движения в направлении его достижения, особенно в период экономического спада, огромное значение имеет приверженность задаче преодоления неэффективности в расходовании средств в секторе здравоохранения. Сложно доказывать необходимость увеличения государственных расходов на здравоохранение, если система демонстрирует нерациональное расходование средств и расточительность. Сокращение бюджетных средств неумолимо давит на поставщиков услуг, заставляя их изыскивать новые резервы повышения экономической эффективности, однако есть предел тому, в какой степени и как скоро повышение уровня экономической эффективности может помочь смягчить последствия экономического спада, поэтому переход к новой, менее дорогостоящей системе оказания услуг должен быть спланирован и организован самым тщательным образом. Краткосрочные решения важны для того, чтобы обеспечить функционирование системы в условиях кризиса, но в долгосрочной перспективе такие компромиссные решения не могут быть устойчивыми. Например, отсрочка основных капиталовложений и эксплуатационных расходов может временно облегчить нагрузку на бюджет, но необходимо стремиться к устойчивому повышению экономической эффективности, например за счет таких мер, как повышение энергоэффективности, перевод большего объема услуг в амбулаторные учреждения, приоритетное финансирование первичной помощи и рентабельных программ охраны общественного здоровья, сокращение наименее рентабельных услуг, более рациональное использование лекарственных средств и др.

Финансовую устойчивость не следует рассматривать как цель политики, которая имеет самостоятельное значение и заслуживает приложения усилий как таковая (239J. Финансовые ограничения необходимо учитывать при решении задач по достижению социальной справедливости, финансовой защиты и улучшению показателей здоровья. Такие императивы экономической политики, как борьба за повышение конкурентоспособности, нужно воспринимать не как самоцель, а как средства улучшения благополучия жителей Европейского региона.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал