Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальные услуги здравоохранения: повышение доступности и качества.
Существуют эффективные вмешательства для укрепления системы предоставления медико-санитарных услуг и улучшения доступа к высококачественной помощи, ориентированной на человека и основанной на фактических данных. Главная задача в реформировании служб медико-санитарной помощи заключается в их переориентации на потребности и ожидания людей таким образом, чтобы их услуги были востребованы обществом и приводили к лучшим конечным результатам. Рассматриваемые ниже темы включают переход к услугам, ориентированным на человека, укрепление и надлежащая поддержка первичной медико-санитарной помощи как базы для других уровней, в том числе надежной и рационально построенной системой стационарной помощи, а также обеспечение эффективной координации услуг. Эти инструменты актуальны для различных условиях, в том числе для широкого круга структур, выполняющих различные задачи (охрана общественного здоровья, первичная медико-санитарная помощь, больницы, социальная помощь и др.), и организаций с различными формами собственности (государственные, частные коммерческие и частные некоммерческие). Службам здравоохранения необходимо стать более ориентированными на человека, чтобы способствовать улучшению здоровья людей в эпоху широкой распространенности хронических заболеваний. Хронические заболевания, которые, как правило, носят прогрессирующий характер, по своей сути требуют повторных взаимодействий между пациентом и системой здравоохранения. Поэтому целью современных решений в области предоставления услуг является создание механизмов, поддерживающих самостоятельное ведение заболеваний, когда это целесообразно, а также предоставление услуг настолько близко к дому, насколько это безопасно и оправдано соотношением затрат и эффективности. Это расширит права и возможности пациентов, которые благодаря этому смогут участвовать в принятии решений, касающихся их собственного лечения, и планировать его. Это также требует создания ресурсов информации, помощи в принятии решений и других механизмов по поддержке расширения прав и возможностей пациентов и содействию их участию в принятии решений. Меры по созданию системы услуг, расширяющих права и возможности пациентов, включают: - обеспечение участия пациентов и учета их мнения при планировании, реализации и оценке эффективности стратегий и услуг здравоохранения; - внедрение моделей партнерства и совместного принятия решений пациентами и медиками, опирающихся на программы обучения и развития навыков; - предоставление пациентам надлежащей информации об их правах и о различных вариантах лечения; - систематическое описание препятствий для доступа к информации, медико-санитарной помощи, реабилитации и вспомогательным приспособлениям для людей, страдающих хроническими заболеваниями, и с ограниченными возможностями; - разработка способов оценки той степени, в какой помощь, оказываемая организациями и системами, ориентирована на интересы и нужды человека, и публикация сопоставимых показателей деятельности. Особое внимание следует уделять уязвимым группам, укреплять программы активной работы с людьми по месту жительства (аутрич) и применять новые модели предоставления услуг. Часто механизмы оказания медико-санитарных услуг не охватывают людей с низким уровнем доходов и уязвимые группы населения. Например, в Европейском регионе внутренние и внешние мигранты, народность рома (цыгане), группы, проживающие в отдаленных горных районах, потребители наркотиков испытывают трудности в доступе к предоставляемым государством услугам здравоохранения, что способствует углублению разрыва по показателям здоровья. Для того, чтобы гарантировать получение этими людьми необходимых им услуг по всему циклу медицинской помощи и на всех этапах жизни, нужно применять новые подходы к оказанию услуг через программы работы среди населения, не дожидаясь когда люди сами обратятся в медицинские учреждения. Государственный сектор должен оставаться важным катализатором в разработке программ активной работы среди населения и для этого предоставлять необходимое финансирование, создавать благоприятную нормативно-правовую базу и механизмы вознаграждения и вступать в партнерские отношения с ключевыми заинтересованными сторонами. Повышение качества помощи требует дальнейших усилий со стороны медицинских учреждений, так чтобы пациенты систематически получали научно обоснованные виды помощи, а также решительных мер по сокращению неоправданного разнообразия клинических подходов к оказанию помощи при одних и тех же состояниях. Для многих болезней, составляющих значительную часть бремени болезни в Европейском регионе, хорошо известны эффективные и относительно недорогостоящие вмешательства. Тем не менее, исследования показывают, что многие люди не получают этих услуг профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Расширение охвата населения затратно-эффективными услугами лечения сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, ведения беременности и родов, охраны здоровья детей, лечения туберкулеза и психических расстройств было бы значительным вкладом в улучшение показателей здоровья населения в Европейском регионе. Кроме того, у пациентов часто бывает более одного заболевания, тогда как имеющиеся клинические рекомендации нередко касаются ведения лишь отдельно взятого, единичного состояния. В эпоху распространения хронических заболеваний нужны новые исследования для поддержки принятия решений. Здоровье - 2020 сохраняет приверженность принципу первичной медико-санитарной помощи как краеугольного камня систем здравоохранения в XXI веке. Первичная медико-санитарная помощь, оказываемая силами высококвалифицированных врачей общей практики, медицинских сестер и других медработников, является важнейшим инструментом решения проблем, стоящих перед системами здравоохранения. Это также важный канал предоставления услуг по укреплению здоровья и профилактике болезней, а также основа для связи с другими видами помощи. Должен быть выработан маршрут координации помощи, способствующий формированию сбалансированной системы, включающей помощь по месту жительства, профилактику и лечение болезней, специализированную амбулаторную помощь, а также стационарную помощь вторичного и третичного уровней. Во многих странах в первичной медико-санитарной помощи происходят необходимые изменения, позволяющие ей соответствовать этим возрастающим требованиям, но в некоторых странах она нуждается в обеспечении дополнительных возможностей для повышения качества ее функционирования. Основные условия для этого - создание благоприятной нормативно-правовой среды, автономность в вопросах управления, улучшение финансирования, повышение квалификации медицинского персонала по вопросам общественного здравоохранения, применение научно обоснованных методов в клинике и управлении, практика непрерывного повышения качества на уровне учреждений. В Докладе о состоянии здравоохранения в мире, 2008 г. - Первичная медико-санитарная помощь: сегодня актуальнее, чем когда-либо ранее (235) была подтверждена важность первичной медико-санитарной помощи в системах здравоохранения и основных обязательств, принятых в Алма-Атинской декларации 1978 г. (5). Глобальный опыт показывает, что к числу отличительных аспектов действенной первичной помощи, ориентированной на человека, относятся следующие: основное внимание к объективным медико-санитарным потребностям; прочные личные контакты, обеспечиваемые координаторами помощи при хронических заболеваниях; опора на регистры и стратификацию рисков для обеспечения непрерывной и упреждающей помощи, а не просто реагирование на события; принятие ответственности за здоровье и его детерминанты на различных этапах жизни, включая обдуманное ведение терминального периода жизни и вовлечение самих пациентов в качестве партнеров в лечение своих состояний. Для того, чтобы всего этого добиться, нужно не только реформировать систему предоставления услуг, но и соответствующим образом согласовать между собой решения о финансировании здравоохранения, которые обеспечивают правильное распределение средств внутри сектора здравоохранения, реформы государственной политики, которые обеспечивают оздоровление сообществ людей, и лидерство, основанное на принципах коллективного участия. В последнее время наблюдается рост озабоченности по поводу того, что существующая клиническая и экономическая модель, на которой строится работа больниц, перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Больниц слишком много, и они пытаются предоставлять слишком широкий спектр услуг. Многие страны реагируют на эту ситуацию, пытаясь сконцентрировать оказание специализированной помощи в крупных клинических центрах. В то же время рост числа пациентов с множественными заболеваниями представляет проблему для больниц, организованных по принципу мало связанных друг с другом профильных отделений. Первичная медико-санитарная помощь требует поддержки со стороны больниц и их специалистов для эффективного ведения пациентов с хроническими состояниями, но система стимулов у больниц часто такова, что они мало заинтересованы в оказании подобной поддержки. Финансовые стимулы, структура которых определяется уровнями и объемом предоставляемых услуг, подрывают усилия по организации таких процессов помощи, которые характеризуются более высокой степенью интеграции, в том числе сокращением стационарной мощности. Необходимо обеспечить тесную координацию между первичным звеном, помощью на дому, социальной поддержкой, оказанием скорой и неотложной медицинской помощи, неправительственными организациями и специализированной помощью с использованием «маршрутов пациентов», общей системы медицинской документации и других систем для обеспечения более интегрированных процессов. Это также включает решения, позволяющие полноценно интегрировать службы охраны психического здоровья в семейную медицину и стационарную помощь ввиду таких явлений, как рост бремени болезней и усиление связи между психическим и физическим нездоровьем. Хотя медико-санитарная помощь стала более эффективной, она также стала и более сложной. Среди пациентов, нуждающихся в медицинской помощи, сегодня все больше людей пожилого возраста, с более тяжелыми формами заболеваний, нередко сразу с несколькими патологическими состояниями, что усиливает давление на службы здравоохранения и создает трудности в определении приоритетов. Растущий экономический дефицит часто приводит к перегрузке медицинских учреждений. Необходимо осознавать, что в таких условиях в любом из них могут произойти неожиданные и нежелательные побочные эффекты и осложнения, связанные с оказанием медицинской помощи. Десяти процентам пациентов в Европейском регионе в стационаре причиняется вред или они переживают неблагоприятные события, которых можно было избежать, и которые причиняют страдания и потери и наносят системам здравоохранения финансовый ущерб. Безопасность является составной частью всех мер по обеспечению качества и одним из аспектов культуры качества, которая включает в себя следующие компоненты: создание сетей общения и взаимоподдержки пациентов и медицинских работников; обмен опытом; учеба на ошибках и оценка риска; содействие внедрению эффективных научно обоснованных методов оказания помощи; мониторинг улучшений; расширение прав и возможностей и обучение пациентов и населения как партнеров по процессу оказания помощи. Важной мерой поддержки является применение передовых решений из области информационных технологий, которые могут обеспечить своевременный доступ к полному объему клинической информации, благодаря которой медицинские работники и потребители услуг могут принимать правильные и своевременные решения без задержек и без дублирования услуг и без ненужного использования малооправданных вмешательств, влекущих государственные и частные расходы. К сожалению, наблюдаются тенденции, ведущие в противоположном направлении, когда на уровне первичного звена и на уровне стационаров применяются различные, плохо совместимые друг с другом информационно-технологические решения, и это приводит к неудовлетворительной координации между этими двумя уровнями оказания помощи. Для изменения такой ситуации потребуются приверженность, лидерство и инвестиции. По мере развития технологий требуется уделять пристальное внимание вопросам защиты и конфиденциальности личных данных. Структурная сложность делает управление современным здравоохранением одной из самых трудных управленческих задач. Тем не менее, многие страны все еще считают инвестиции в управление напрасной тратой средств и усилий. Возможностей добиться значительного совершенствования медицинского обслуживания за счет применения современных методов улучшения качества и управления гораздо больше, чем за счет любых клинических инноваций, испытываемых в настоящее время. Слишком мало усилий прилагается для того, чтобы добиться внедрения и эффективного функционирования базовых систем и надлежащей организации работы.
|