![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие популяции
Шимпанзе, живущие в горах Махале, используют приемы извлечения термитов, почта идентичные наблюдаемым в Гомбе. Члены группы В поедают таким образом
Macrotennes, а группы K—Pseudacanthotermes (Uehara, 1982). В бассейне реки Касакати шимпанзе, по-видимому, тоже пользуются сходными приемами: два шимпанзе однажды убежали от гнезда термитов, оставив после себя палочку для " ужения" (Suzuki, 1966). Тот же метод, по-видимому, применяла и группа шимпанзе в районе горы Ассерик в Сенегале (McGrew, Tutin, Baldwin, 1979). Кроме того, группа живших в неволе шимпанзе, возвращением которых в естественную среду обитания занималась Бруэр, без обучения'или показа демонстрировала весьма сходную технику. Ранние годы жизни этих особей прошли в природе (в Гвинее); одна самка росла на воле примерно до трех лет и, вероятно, воспроизводила форму поведения, характерную для своей социальной группы (Brewer, 1978). Шимпанзе в трех из четырех заселенных ими мест в районе Мбини, известном ранее как Рио-Муни (Jones, Sabater Pi, 1969), и в одном районе западного Камеруна (Struhsaker, Hunkeler, 1971) тоже пользуются орудиями при поедании Macrotennes, но как тип орудий, так и приемы здесь сильно отличаются. Хотя действий шимпанзе непосредственно не наблюдали, орудия, разбросанные вокруг термитника, а иногда и торчавшие из него, оказывались не веточками, а палками. По-видимому, шимпанзе использовали их, чтобы пробить отверстие и проникнуть в гнездо. Получив доступ к термитам, шимпанзе, вероятно, кормились ими, уже не употребляя орудий. (В четвертом месте обитания в Мбини шимпанзе если и поедали термитов, то вообще без использования орудий: несмотря на интенсивные поиски, они не были обнаружены (Jones, Sabater Pi, " 1969). В Боссу (Гвинея) отмечен еще один способ извлечения термитов неидентифицированного вида. Дважды самцы шимпанзе отламывали и очищали небольшие палочки, а затем засовывали их в гнезда, которые термиты устраивали в небольших полостях в стволах деревьев на месте отпавших сухих веток. Самцы в течение нескольких секунд с силой тыкали палкой в отверстие, а затем вынимали ее с небольшим количеством прилипших к концу термитов (обычно раздавленных). Оба трудились таким образом около 30 минут, но улов был невелик; видимо, этот метод весьма неэффективен. Шимпанзе Боссу используют примерно такой же способ для сбора смолы в отверстиях деревьев Caurapa procora. Для этой цели способ оказывается вполне подходящим: смола Дж. Гудом клейкая и хорошо прилипает к концу засунутой палки. Шимпанзе групп К и М (о группе В сведений пока нет) в горах Махале используют орудия для ловли некоторых видов древесных муравьев, в особенности Camponotus (Nishida, 1973; Nishida, Hiraiwa, 1982). Орудия варьируют по размеру в соответствии с шириной входного отверстия гнезда. Иногда используется небольшая боковая ветка, которую и суют прямо в гнездо. В других случаях, когда отверстие слишком мало, изготовляются орудия вроде тех, которыми шимпанзе пользуются для извлечения термитов. Если муравьи не цепляются за орудие, шимпанзе начинают энергично ворошить им внутри гнезда, после чего муравьи обычно вылезают наружу. (Если этого не происходит, шимпанзе может оставить ветку, на которой он сидел, и ударить по стволу ногой, встряхнув тем самым гнездо.) Муравьев, ползущих по веткам, обезьяна подбирает губами, языком или тыльной стороной кисти, как при поедании термитов. Однажды, когда вокруг входного отверстия кишело множество муравьев, самка взяла большую горсть листьев, вытерла им муравьиную массу и съела. Палки используются также в качестве зондов для исследования только что обнаруженных отверстий (Nishida, Hiraiwa, 1982). Шимпанзе из группы К иногда демонстрировали приемы типа " уженья" при поедании меда пчел двух видов (Nishida, Hiraiwa, 1982); шимпанзе Камеруна, как однажды было отмечено, засовывали палки в гнездо земляных пчел и ели мед (Meriield, Miller, 1956). В Боссу наблюдалось поразительное употребление веток. На протяжении немногим более двух недель шимпанзе ежедневно посещали дерево со спелыми фигами, на которое из-за его толстого гладкого ствола они не могли взобраться. Тогда они залезали как можно выше на другое дерево, верхние ветви которого почти касались нижних фигового дерева. С этой высоты они пытались — вначале безуспешно — перебраться на фиговое дерево. Разные самцы один за другим отламывали ветки, очищали их от листьев и сучьев и, держа за один конец, старались притянуть к себе ближайшую ветку фигового дерева и схватить ее. В некоторых случаях на орудии оставались одна или две боковых ветки, служившие как бы крючьями. Шимпанзе стояли выпрямившись и иногда ударяли по верхней ветке, а иногда, притянув ее вниз своим длинным крючковатым орудием, дотягивались до
нее свободной рукой. В промежутках между| попытками использовать палки они прыгали и раскачивались на тех ветках, где стояли, пытаясь набрать достаточную амплитуду, чтобы можно было перемахнуть на фиговое дерево. Один самец упорствовал в своих попытках не больше не меньше как 51 минуту, прежде чем добился цели, — в этот момент остальные стали громко ухать, а он устроил демонстрацию на фиговом дереве (как бы от1 возбуждения). Дни шли, и обезьянам становилось все труднее добывать фиги; постепенно все подходящие ветки на доступном для шимпанзе дереве были обломаны; то же самое произошло и со многими нижними ветками фигового дерева. Но ни разу не было замечено, чтобы шимпанзе принес с собой палку, взобрался на удобное дерево и использовал ее в качестве орудия (Sugiyama, Koman, 1979). Губкой из листьев для питья воды пользовались шимпанзе в Гамбии. И здесь эта форма поведения возникает спонтанно, без научения (Brewer, 1978). В Боссу видели, как один шимпанзе окунул в воду непережеванный и несмятый лист, а затем слизнул с него капли. В лесу Будонго в Уганде шимпанзе опустил руку в сосуд с водой и потом стал облизывать пальцы. (Этот тип поведения, наблюдавшийся также и в Гомбе, вовсе не означает, что шимпанзе Будонго не пользуются губками.) В Западной Африке в местах обитания шимпанзе, находящихся в Либерии (Beatty, 1951), Кот-д'Ивуаре (Savage, Wyman, 1843—1844; Struhsaker, Hunkeler, 1971; Rahm, 1971; Boesch, Boesch, 1981) и Гвинее (Sugiyama, Koman, 1979), наблюдались случаи использования " метода молота и наковальни" для раскалывания семян масличной пальмы и других небольших предметов с твердой скорлупой. Систематичен-: кое исследование, проводимое в лесу Таи (Кот-: д'Ивуар) теперь уже в течение почти 6 лет (Boesch, Boesch), показывает, что во время глав-| ного сезона созревания орехов шимпанзе рас-] калывают их по меньшей мере столь же часто, как восточные шимпанзе выуживают термита» или муравьев; они раскалывают орехи пяти видов, но чаще всего Сам/а edulis и Panda oleosa. Для того чтобы разбить орех, шимпанзе нужд твердая поверхность, такая как камень или корень дерева, в качестве наковальни и камень или мощная палка вместо молотка. Орехи Cauls раскалывают не только на земле, но и на деревьях, а это означает, что шимпанзе, взбираж» наверх, должен прихватить с собой " молоток". Panda — более твердый орех, и его можно раз- Манипулирование предметами 115 бить только камнем; чтобы расколоть его, сохранив содержимое, нужно расположить орех надлежащим образом на " наковальне" и нанести точный удар. В дождевых тропических лесах камни встречаются редко, и иногда их приходится приносить с расстояния в сотни метров. Эти наблюдения относятся к самым удивительным примерам " технологических достижений" шимпанзе, известных до сих пор. Сходную технику молота и наковальни использовали шимпанзе Боссу, разбивавшие плоды масличной пальмы и извлекавшие из них ядра. В этом районе обезьянам тоже надо было принести камни туда, где они разбивали орехи (Sugiyama, Koman, 1979). ЗАБОТА О ТЕЛЕ Шимпанзе весьма чистоплотны, и если они чем-то испачкаются (калом, мочой, грязью и т. п.), то часто используют листья, чтобы обтереться. Они также прикладывают их, как салфетки, к кровоточащей ране, а иногда и вытирают ими шерсть во время или после сильного ливня. <... > Шимпанзе Гомбе, казалось, испытывали почти инстинктивный ужас перед угрозой испачкаться экскрементами и лишь в редчайших случаях дотрагивались до них (собственных или чужих) голыми руками. <...> Келер (КбЫег, 1925) также отмечал подобную чистоплотность и сделал следующее интересное наблюдение. Как едва ли не все живущие в неволе шимпанзе, животные в его колонии практиковали копрофагию и в этих ситуациях, не колеблясь, брали экскременты голыми руками. Но стоило какому-нибудь животному испачкаться случайно, например " ступить ногой в экскременты, и ходить нормально оно уже, как правило, не могло... Оно хромало до тех пор, пока не представлялась возможность очиститься" (тряпьем, соломой, куском бумаги и т. п.). <...> Если шимпанзе случится забрызгаться мочой (по милости сидящего наверху компаньона, например), он может тоже обтереть себя листьями, но делает это не столь исступленно; иногда жертва просто посмотрит наверх и отодвинется в сторону, чтобы остаток душа пролился мимо. Как мы упоминали, шимпанзе иногда использует листья, чтобы вытереть с себя липкий сок плодов. Поедание незрелых плодов Strychnos вызывает обильное слюноотделение; именно с этим были связаны 11 из 15 случаев обтирания при кормежке, отмеченных за ше стилетний период. Интересно, что во всех этих случаях фигурируют члены одной семьи: Пэшн, Пэкс, Проф и Пан. В более ранние годы, однако, наблюдатели видели, как другие животные тоже вытирали свою шерсть в ситуациях, связанных с едой. Например, Фифи многократно чистила себе грудь и живот, перенеся однажды охапку перезревших бананов. Шимпанзе часто прикладывают к кровоточащим ранам листья, а потом облизывают их; эта процедура может повторяться много раз. <...> В двух случаях шимпанзе обтирали себя листьями после контакта с чужаками. Первый произошел тогда, когда пришлая самка была окружена членами сообщества Касакелы (она стала жертвой одной из самых жестоких атак). Нервно похрюкивая, она подошла к Сатане, протянула руку и, выражая подчинение, коснулась его руки. Сатана тотчас же отошел от нее, подобрал несколько листьев и вытер то место, до которого она дотронулась. Второй инцидент произошел в 1968 году, когда самка Пом, в то время еще детеныш, играла, раскачиваясь прямо над головой посетителя (Роберта Хайнда), и из любознательности наступила ногой ему на голову. После этого она понюхала ногу, сорвала несколько листьев и тщательно обтерла ступню. Иногда/шимпанзе пользуются листьями, чтобы вытереть партнера. За шесть лет мы насчитали 19 таких случаев, причем в них участвовали только члены одной семьи. <...> Мелисса четыре раза вытирала листьями того или другого из своих близнецов после дефекации. Однажды она вытерла обоих сразу, хотя запачкался только один из них. В 10 случаях было отмечено, как детеныши прикладывали листья к ранам других членов семьи: Проф шесть раз осторожно обтирал серьезную рану у младшего брата, а Джимбл четыре раза осушал кровоточащую рану, полученную его матерью. <...> Последний случай был отмечен, когда детеныш Пэкс чихнул. Его брат Проф пристально посмотрел на вытекшую у него из носа густую слизь, взял несколько листьев и тщательно вытер ее. <...> Шимпанзе, живущие в неволе, иногда используют предметы в качестве орудий при уходе друг за другом. Мак-Гру и Тьютин (McGrew, Tutin, 1972) описывают использование веточек при чистке зубов в группе Мензела. " Дантистка" Белль не только вычищала ими зубы у молодого самца, но и произвела удаление зуба, вытащив шатающийся 116 Дж. Гудол молочный премоляр за полторы минуты. Шимпанзе этой группы засовывали также различные предметы в собственный рот и удаляли себе зубы; в Гомбе мы наблюдали, как одна самка ковыряла палочкой в зубах, так как там, по-видимому, что-то застряло. Д. Фаутс (Fouts, 1983) описывает, как подросток Лулис с помощью ивового прутика неоднократно пытался обследовать ранку на стопе молодой самки, но его приемная мать Уошо всякий раз забирала орудие и заботилась о пациентке более традиционным образом, обыскивая ее. В неволе шимпанзе иногда используют палочки, чтобы почесаться (см., например, КбЫег, 1925, и прелестную фотографию в книге Kummer, 1971). Эта форма поведения лишь однажды наблюдалась в Гомбе, но зато мы видели, как'молодая самка Пом во время очень сильного дождя то и дело тыкала короткой крепкой веточкой в шерсть на своей голове, почти наверняка из-за того, что дождевая вода щекотала ее, просачиваясь между волос (вероятно, по той же причине у нее на лице появлялись самые невероятные гримасы). ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Мы уже описывали, как шимпанзе при кормежке используют травинки и стебли в качестве зондов, особенно для обследования ходов термитника с помощью обоняния. Кроме того, шимпанзе используют веточки и палочки для обследования предметов, до которых они не могут дотянуться или боятся потрогать руками. Когда мы положили в районе подкормки мертвого питона, восьмилетняя Фифи некоторое время пристально смотрела на него, потом понюхала конец длинного пальмового листа, на котором лежала змея, и начала продвигать его к окровавленной голове питона, а как только он коснулся ее, отодвинула назад и понюхала. Детеныш Флинт, которому мать не позволяла дотрагиваться до новорожденной сестрички, осторожно коснулся младенца палочкой и потом понюхал ее конец. В ранние дни подкормки бананами я часто прятала фрукты у себя в кармане, чтобы сунуть их какому-нибудь детенышу, когда взрослые самцы не видят. Однажды Фифи подошла ко мне и попыталась залезть в карман. Я воспротивилась этому (так как взрослые были неподалеку), и тогда она, взяв длинную травинку, с некото рого расстояния сунула ее в мой карман,! потом понюхала кончик своего орудия. Суд по всему, ее подозрения подтвердились, та как она пошла за мной и хныкала до тех пор пока я не смогла вручить ей мое приношение В 1965 году два детеныша, взяв небольши веточки, обследовали область гениталий у дву самок (обыкновенно обезьяны делают эп пальцем, который потом обнюхивают). В 197 году точно так же вел себя еще один дете ныш. Иногда подростки берут палки для об следования водного потока: опускают их воду, крутят ими — и пристально наблюдаю за результатом своих действий.<...> УСТРАШЕНИЕ Самец шимпанзе обычно усиливает gboi демонстрацию тем, что тащит за собой вет ки, размахивает ими или швыряет их, пере катывает и бросает камни. Даже если эти дей ствия не адресованы каким-то конкретны особям, они тем не менее служат для того чтобы демонстрирующий казался крупнее 1 опаснее, чем он есть на самом деле. Во врем затянувшегося конфликта из-за доминирова ния Хамфри в двух отдельных случаях швыр нул больше 20 камней в направлении друго го самца (обарааа это был Сатана). В конц концов Сатана был вынужден искать убежн ща на дереве, а Хамфри продолжал носитьс; и швырять камни внизу. Я описывала, ка Снифф из сообщества Кахамы бросил и меньшей мере 13 камней в овраг, где демонстрировали свою силу самцы из непри выкшего к людям сообщества Каланде, Иног да во время демонстраций шимпанзе сдвига ют с места и перекатывают очень большие камни (один весил около 6 кг); они могу представлять большую опасность для шим панзе (а также людей и всех других животных^ если тем случится быть ниже по склону. Убедительный пример намеренного ис пользования предметов во время устра шающих демонстраций — описанное ранее употребление Майком пустых 15-литровых ка нистр из-под керосина. Майк научился дер жать перед собой две, а иногда даже три пус тых канистры из-под керосина, громыхая ими во время своих демонстраций. Этот прием ока зал такое устрашающее действие на его CO перников, что через четыре месяца он про вратился из самца низкого ранга среди самцов в бесспорного лидера; физической атаки со стороны Майка не было отмечено ни разу. (Н. van Lawick.) Весьма впечатляю Манипулирование предметами 117 щим было то спокойствие, с которым он выбирал канистры перед началом спектакля. После того как и нам досталось несколько ударов, мы спрятали канистры, и тогда Майк стал прилагать все усилия, чтобы завладеть чем-нибудь еще из нашего имущества. А когда мы полностью обезопасили свои вещи от его набегов, он в течение нескольких месяцев занимался тем, что особенно часто таскал и швырял природные предметы. Хлестание, размахивание и нанесение побоев О хлестании (whipping) говорят тогда, когда шимпанзе хватает растущую ветку или деревцо и начинает энергично раскачивать его вверх и вниз, ударяя при этом жертву. Во время одного затянувшегося иерархического конфликта между Майком и Голиафом хлеста-ние было единственной формой агрессивного взаимодействия между соперниками. Наблюдатели видели, как самцы хлестали самок, которые отказывались подставляться для спаривания; иногда самцы-соперники хлестали спаривающихся самца и самку. В начале наших исследований шимпанзе иногда хлестали и меня, агрессивно реагируя на мое присутствие. Термин размахивание (Hailing) используется тогда, когда шимпанзе берет палку или пальмовую ветвь (иногда даже обламывает их с дерева) и, как правило, стоя на двух ногах, машет своим оружием в сторону противника. Это весьма эффективный способ устрашения: взрослый павиан-самец может проигнорировать угрожающие жесты " безоружного" взрослого самца шимпанзе, но скорее всего отступит в случае приближения самки или даже подростка-шимпанзе, размахивающих большой палкой. Если отломанная палка или пальмовая ветвь используется для избиения противника, мы называем это " нанесением ударов" (clubbing). За 6 лет (с 1977 по 1982) из 188 эпизодов, в которых наблюдалось размахивание, 22 % окончились нанесением побоев. Келер (Kohler, 1925) приводит еще один способ использования палки в качестве оружия, который мы не наблюдали в Гомбе. Шимпанзе из его колонии использовали палки или куски проволоки, чтобы наносить колющие удары по ничего не подозревавшим людям, собакам иди курам. Иногда шимпанзе специально приманивали курицу поближе, бросая ей кусочек хлеба (еще один при
мер орудийной деятельности!), а когда злополучная птица попадала в пределы досягаемости, наносили внезапный удар. Иногда эта операция проводилась совместными усилиями: один шимпанзе бросал хлеб, а другой работал палкой. Метание в цель Помимо ненаправленного швыряния предметов во время демонстраций шимпанзе бросают камни или палки по определенным целям, таким как свои же сородичи, павианы, люди или представители многих других видов. Направленное метание может осуществляться движением сверху вниз или снизу вверх: более крупные снаряды чаще бросают снизу и иногда обеими руками. Шимпанзе метко целятся, но снаряды часто не долетают до намеченного объекта. Организация подкормки в Гомбе явно повлияла на наблюдаемую частоту и эффективность (в смысле выбора орудий) метания в цель; по крайней мере это можно сказать о взрослых самцах. <... > Увеличение числа бросаемых снарядов в период интенсивной подкормки бананами (1966—1969 гг.) отражает как возросшее напряжение, связанное со скоплением взрослых самцов в месте подкормки, так и конкуренцию за обладание бананами не только среди самих шимпанзе, но и между шимпанзе и павианами. Когда конкуренция и скученность пошли на убыль, необходимость бросать предметы стала реже возникать у самцов (хотя, как мы увидим, некоторые подростки продолжали часто применять этот прием). Метание камней, как и размахивание палкой, — весьма эффективный метод устрашения. Правда, шимпанзе редко используют оружие во время серьезных схваток (наказанием обычно служит укус, удар, пинок ногой), но, бесспорно, бывали случаи, когда использование палок или камней, наводя страх на жертву, препятствовало превращению агрессивных инцидентов в еще более жестокие стычки. Половозрелые самцы больше бросают предметы, чем размахивают или бьют ими, а половозрелые самки склонны больше размахивать, чем бросать. Неполовозрелые самки, по наблюдениям, бросали предметы и наносили ими удары с такой же частотой, как и взрослые, а неполовозрелые самцы явно были первыми по части использования оружия. 118 Дж. Гудолл Ситуации, в которых использовалось " оружие" <...> За исключением этого года, когда между шимпанзе и павианами отмечалась ожесточенная конкуренция за обладание бананами на станции подкормки, взрослые самцы шимпанзе бросали предметы и размахивали ими чаще всего в адрес своих сородичей. Половозрелые самки бросали предметы чаще в павианов, но размахивали ими обычно в адрес сородичей. Для неполовозрелых самцов существенных отличий не обнаружено; высокая частота бросков по людям в 1968 году отличала одного подростка — Флинта. За годы наблюдений было зафиксировано очень мало случаев использования предметов в качестве оружия самками. <...> Молодые шимпанзе могут начать размахивать предметами или бросать их во время игры с детенышами павианов, когда те начинают убегать, а шимпанзе — им вслед устраивать демонстрации, угрожающе размахивая палками или швыряя камни. Эту форму поведения описывают как агрессивную игру, причем степень агрессии зависит от возраста и пола участвующих в ней шимпанзе, и ее оценивают по реакции их партнеров-павианов. Взрослые самцы бросают камни в соперников во время конфликтов из-за доминирования, а в самок и детенышей — во время других агрессивных инцидентов. Самцы-подростки швыряют камни в самок, чтобы усилить свои устрашающие демонстрации. Именно при таких обстоятельствах были брошены 35% из 129 предметов Атласом и Фрейдом — двумя молодыми самцами в возрасте от 8 до 10 лет, которые стремились запугать более взрослых самок. Способ оказался весьма эффективным: в 32 из 44 случаев самки удалялись или демонстрировали подчинение. Иногда молодому самцу было достаточно просто взять камень и начать им размахивать, даже не бросая, чтобы добиться подчиненного поведения молодой самки. Старшие по возрасту или по рангу самки, увидев, что молодой самец тянется за камнем или держит его в руке, иногда подходили и отбирали оружие. Только три раза (за весь период исследований) мы наблюдали, как самец, увернувшись от камня, пущенного в него другим самцом, подбирал снаряд и швырял его обратно. Некоторые шимпанзе были больше других склонны бросать камни в людей. <...> В Боссу шимпанзе тоже бросали предметы в
людей, наблюдавших за их поведением. Они брали ветки и обычно швыряли их движением, направленным снизу вверх, хотя сами сидели в этот момент на дереве. Взрослые самцы хорошо справлялись с задачей и бросали крупные снаряды до 120 см длиной и 3, 2 кг весом, которые иногда попадали в людей. Все эти инциденты " фактически представляли собой серьезные атаки против авторов" (Sugiyama, Koman, 1979). Подростки иногда бросают предметы или размахивают ими при встрече с ящерицами и другими мелкими созданиями. Фифи и Гремлин обе шли за медленно ползущими змеями примерно на протяжении 10 метров, размахивая при этом ветками и время от времени хлеща ими по рептилиям. Молодые шимпанзе в экспериментах Келера пользовались палками для исследования небольших животных, таких как ящерицы и мыши; если одно из этих созданий делало быстрое движение в сторону к шимпанзе, палка становилась оружием и жертва получала сильный удар. Начиная с 1970 года мы четыре раза видели, как шимпанзе бросают крупные камни во взрослых кустарниковых свиней: 1) я уже описывала, как самец-подросток Атлас разогнал группу свиней, которые оттеснили его с семейством от-полянки с опавшими плодами; 2) во время охоты взрослый самец Майк швырнул камень величиной с дыню во взрослую свинью, защищавшую своего детеныша (Plooij, 1978); снаряд был, вероятно, пущен для того, чтобы заставить жертву побежать (с этой же целью шимпанзе иногда размахивали предметами); 3) Хамфри, стоя во весь рост, швырнул камень весом, по нашей оценке, не менее 5 кг во взрослую свинью, которая встретилась на его пути; 4) группа матерей с детенышами встретила кабана, который захрюкал и бросился на них. Все самки ринулись на деревья, но восьмилетний Фрейд остался внизу, демонстрируя свою силу и швыряя в кабана камни и ветки, пока тот (может быть, из-за присутствия наблюдателей) не убежал прочь. Во время одной охоты на павианов шесть участвовавших в ней самцов шимпанзе бросили множество камней в павианов-самцов, которые кидались на охотников. <...> Взрослеющая самка-подросток Гремлин отломила и бросила большой сухой сук в павиана, угрожавшего ее матери (которая только что отняла у этого павиана убитую им добычу). Обе Манипулирование предметами 119 самки в описанном эпизоде энергично размахивали предметами. Два необычных инцидента, связанных с метанием, произошли с одним и тем же взрослым самцом Хуго. В первом из них он сделал целую серию бросков, используя крупные (до 15 см) камни, в направлении мертвого Рикса — самца, который упал с дерева и сломал себе шею; ни один из бросков не достиг цели (Teleki, 1973a). Во втором эпизоде Хуго встал во весь рост, чтобы бросить невероятно большой камень (весивший, по нашей оценке, более 5 кг) в неподвижно лежавшего Годи, который стал жертвой агрессивной стычки между сообществами. Если бы камень попал в цель, он нанес бы серьезные повреждения. Кортландт (Kortlandt, 1962, 1963, 1967) и его коллеги (Albrecht, Dunnett, 1971) провели ряд полевых экспериментов с чучелом леопарда, которое помещали в том месте, куда шимпанзе приходили кормиться плодами папайи (в Бенине) или грейпфрутами (в Боссу). Голова леопарда благодаря электрическому устройству могла двигаться из стороны в сторону. Многие взрослые шимпанзе устраивали вокруг чучела демонстрации, часто волоча за собой палки, размахивая ими или швыряя их. Нередко по леопарду наносили удары. На основании этих наблюдений Кортландт предположил, что шимпанзе могут пользоваться палками как дубинками при встречах с леопардами. В природных условиях отмечено очень мало столкновений шимпанзе с крупными хищниками. Имеется четыре сообщения о встречах с леопардами, все они произошли в Танзании — две в Гомбе (Goodall, 1968b; Pierce, 1975), одна в бассейне реки Касакати (Izawa, Itani, 1966; Itani, 1970) и одна в Махале (Nishida, 1968). Только в двух случаях были использованы палки, причем для устрашения, а не как дубинки. В Гомбе самка-подросток Хони-Би, сидевшая на дереве, отломила и швырнула ветку в хромого леопарда, когда он проходил под ней. Молодой самец в Махале бросал небольшие ветки и кусочки засохшей лианы в леопарда, находившегося внизу в кустарнике, но был, казалось, не слишком обеспокоен его присутствием. Имеются два сообщения о встречах шимпанзе со львами. Одна из них произошла недалеко от Кигомы в 1950-х годах, и в ней использовались палки в качестве снарядов. Ее наглядно изобразил мне местный житель, танзаниец Мзее Мбришо. Пять взрослых шимпанзе кри чали и бросали ветки вниз, в молодого льва, который убежал при появлении Мбришо и его спутников. Второй эпизод произошел в районе Угалла на юго-западе Танзании. Кано (Капо, 1972) натолкнулся на группу примерно из 15 шимпанзе, возбужденно кричавших. Внезапно из кустарника под ними выскочил лев (которого встревожило появление Кано, так же как и последнего—появление льва!). Было 11 часов утра, но шимпанзе все еще находились на деревьях, где ночевали; очевидно, они не осмеливались спуститься на землю. ДРУГИЕ СИТУАЦИИ Если детеныш не сумеет перепрыгнуть вслед за матерью с одного дерева на другое, он продвигается по ветке, насколько возможно, а затем останавливается и начинает хныкать. Иногда вернувшаяся мать обнаруживает, что ей не дотянуться до своего отпрыска. Ознакомившись с ситуацией, она залезает на другую ветку так, чтобы достать кончик той ветки, где сидит детеныш, ловко подтягивает ее поближе и держит в таком положении, пока детеныш не переправится через этот мост. Строго говоря, это нельзя считать орудийной деятельностью; однако наряду со многими примерами использования предметов во время игры (см. ниже) такие действия указывают на понимание связей между вещами. Детеныши, играя в одиночестве, часто используют различные предметы, проявляя высокую степень изобретательности по части утилизации внешних объектов. Веточки с растущими на них плодами, клочки кожи или шерсти от давно убитой добычи, высоко ценимые лоскутки ткани — все эти трофеи можно закинуть за плечи или " спрятать в карманах", т. е. зажать между шеей и плечом или между бедром и животом. Камешки и мелкие плоды можно " гонять" ногой по земле, перебрасывать из одной руки в другую или подкидывать невысоко в воздух, а потом снова хватать рукой. Иногда большой камень или короткий толстый сук шимпанзе использует для того, чтобы пощекотать себя — и эти действия тоже можно считать примером орудийной деятельности. К ним особенно склонны самки детского или подросткового возраста: они засовывают предметы в особо чувствительные к щекотке места — между плечом и шеей или в пах — и трут ими там. Эта процедура может длиться до 10 минут и часто сопровождается 120 Дж. Гудолл громким смехом. Иногда инструмент для щекотания захватывается в гнездо, и игра продолжается там. Две маленькие самки (постарше и помладше) щекотали себе палочками гениталии, смеясь при этом. А три детеныша-самца, как мы неоднократно наблюдали, переносили на небольшие расстояния камни или плоды (однажды—даже кусок засохшего помета), клали их на землю и терлись о них, делая движения, как при копуляции. Интересно, что все они были членами одного семейства (Гоблин, Джимбл и Гетти); научиться друг у друга они не могли, так как в каждом случае эта форма поведения появлялась у одного брата спустя много времени после ее исчезновения у другого. Очень популярной игрушкой служат орехи Strychnos. Их можно переносить на небольшие расстояния, катить по земле или тереться о них телом. Упомяну один поразительный случай: Фрейд в возрасте семи лет играл так с орехом и не только подбросил его вверх почти на метр, но и опять поймал. Следующие пять минут он потратил на то, чтобы повторить свое достижение, но безуспешно — орех откатывался, и он трижды поднимал его с земли. Иногда в начале игры или в самом ее разгаре один из детенышей отламывал веточку с листьями или подбирал какой-нибудь другой предмет, например кусок пальмового листа; зажав его во рту или в руке, он подбегал к одному из партнеров и тотчас отбегал назад. Тот пускался за ним вдогонку, иногда пытаясь отнять предмет, — получалось нечто вроде " перетягивания каната". КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В таблице 1 перечисляются примеры орудийной деятельности, наблюдаемые в разных местах обитания шимпанзе. Следует подчеркнуть, что это не полный перечень типов такой деятельности, а лишь сводка тех форм поведения, которые приходилось наблюдать. Только в Гомбе и Махале (группа К) шимпанзе, привыкшие к человеку, изучались в течение достаточно длительного периода, чтобы можно было с некоторой уверенностью сказать, что были зарегистрированы все обычные виды действий с орудиями. И все-таки мы имеем уже известное представление о разнообразии предметов, используемых как орудия, и целей, для достижения которых они применяются. Формы орудийной деятельности варьируют в пределах от малоэффективного
протыкания или раздавливания термитов в их древесных гнездах до тщательного выбора, подготовки и умелого введения подходящего предмета внутрь термитника; от обмакивания в воду единственного листа в неизмененном виде до извлечения влаги с помощью " губки" из скомканных листьев; от разбивания плода с твердой скорлупой о неподвижную поверхность без применения орудия до того изощренного поведения, которое демонстрируют " щелкунчики" из Таи. Предметы могут быть использованы в том виде, как они есть, или модифицированы, чтобы лучше соответствовать своему назначению. Их можно подобрать в том месте, где они в дальнейшем будут применяться, а можно принести из другого места, нередко издалека, так что шимпанзе, выбирая орудия, не имеет перед глазами конечной цели. Во всех достаточно долго изучавшихся популяциях были отмечены такие виды пищи, которые, по крайней мере в некоторые месяцы года, было бы трудно или невозможно добыть без помощи орудий. В Гомбе шимпанзе до 20% времени, затрачиваемого на кормежку в ноябре, проводили, выуживая термитов, а самки занимались этим в течение всего года. По-видимому, термиты поедаются в большом количестве также в Сенегале и в Мбини (Рио-Муни). В Махале шимпанзе добывают древесных муравьев почти ежедневно, сеансы длятся в среднем около 30 минут, и за это время удается поймать от 200 до 2000 особей (Nishida, Hiraiwa, 1982), В Таи они разбивают орехи Сом/о с ноября по март; пик приходится на декабрь, когда они занимаются этим чуть ли не весь день. Орехи Panda шимпанзе разбивают с января по октябрь (с пиком в феврале — апреле), а орехи Parinari — с июня по октябрь. Таким образом, нет такого месяца, когда они не использовали бы метод " молота и наковальни", а в течение четырех месяцев применяют его весьма интенсивно (Boesch, Boesch, 1983). Техника выуживания термитов в Гомбе и Сенегале — на противоположных концах ареала шимпанзе — по-видимому, сходна, если судить по применяемым орудиям. С другой стороны, приемы, используемые в Мбини, сильно отличаются. Способы ужения у шимпанзе в Гомбе и в Махале (группа К) кажутся очень схожими, хотя насекомые, которые служат добычей, здесь и там разные. Шимпанзе в Таи и в Боссу, разделенные расстоянием около 200 километров, используют в качестве молотков камни. Существуют нско- Манипулирование предметами 121 торые отличия в технике; кроме того, шимпанзе в Боссу разбивают орехи масличной пальмы, а в Таи — нет, хотя эти орехи там имеются (Boesch, Boesch, 1983). До сих пор, однако, нет сведений о том, чтобы шимпанзе восточных районов использовали камни в качестве молотков, несмотря на обилие (по крайней мере в Гомбе) камней и твердых плодов. Эти различия, как я уже писала ранее (Goodall, 1970, 1973), можно сопоставить с разнообразием культурных традиций. После того, как в данном сообществе утвердился какой-то технический прием, он, вероятно, сохраняется почти неизменным на протяжении бесчисленных поколений*. Конечно, между сегодняшними молодыми шимпанзе в Гомбе и представителями предыдущего поколения нет явных различий по части орудийной деятельности. Молодые шимпанзе осваивают принятые в сообществе способы использования орудий в раннем детстве — в результате социального облегчения, наблюдения, подражания и практики, включающей немало проб и ошибок (Goodall, 1973). Способность овладевать теми или иными действиями путем научения играет роль, которая сходна с ролью генетически закрепленного поведения у более низкоорганизованных животных: то и другое обеспечивает преемственность некоторых форм поведения, в том числе и с использованием предметов в качестве орудий (Marais, I969; Kummer, 1971). На формирование орудийной деятельности в данной популяции, несомненно, влияет и окружающая среда (McGrew, Tutin, Baldwin, 1979). Высокий годовой уровень осадков в Мбини означает, например, что термиты продолжают трудиться над своими гнездами в течение большей части года, поэтому в стенках термитника — влажных и пористых — легко проделать отверстия. В Гомбе и Сенегале поверхность термитных холмиков в сухой сезон становится очень твердой, и шимпанзе не могут взломать их и проникнуть внутрь. Поэтому в Мбини шимпанзе более изобретательны — они добывают термитов путем вскрытия гнезд. В то же время трудно объяснить действием каких-то особых факторов среды некоторые другие различия, например, то, что в Гомбе шимпанзе ловят муравьев- ' В [ракитных наковальнях, используемых " щелкунчиками" в Таи и Боссу, обнаружены углубления, которые указывают на то, что их употребляли очень долго* время (Sugiyama, Koman, 1979; Boesch, Boesch, 1983).
эцитонов, а в Махале — древесных муравьев, или использование камней как молотков в одних местах, но не в других. Мы, вероятно, должны признать, что решающую роль играют отдельные особи, которые становятся в мире шимпанзе " изобретателями колеса". Известно, что в неволе шимпанзе иногда решают задачу путем инсайта—внезапного " постижения" ситуации. Один четкий пример мы наблюдали и в Гомбе. Взрослый самец Майк боялся брать банан из моих рук. Он угрожал мне, тряся пучком травы. И вдруг конец одной травинки коснулся банана. Он выпустил из рук траву, сорвал растение с тонким стеблем, но тотчас бросил его и отломил от другого растения довольно толстую палочку. Затем он ударом сбил банан на землю, поднял его и съел. Когда я вынула второй банан, он сразу же воспользовался орудием. Этот способ решения задачи не имел для шимпанзе Гомбе особого значения, так же как и изобретенное Майком использование листьев для сбора фекалий, чтобы не запачкать руки (поскольку шимпанзе редко ели свой помет). Суть, однако, в том, что шимпанзе способный действиям подобного рода и, однажды достигнув цели определенным способом, почти наверняка смогут повторить найденный прием. А так как шимпанзе необычайно любопытны, с пристальным вниманием наблюдают за каждым необычным поступком и могут учиться, наблюдая за поведением других, новые действия могут быть восприняты и другими членами группы. Натолкнуться на новый способ использования орудий могут скорее всего детеныши. Маленький детеныш, однажды овладев какой-то формой поведения (например, выужива-нием термитов), часто пробует применять его в новых ситуациях. Так, Флинт якобы " извлекал термитов" из шерсти ноги своей матери — нельзя сказать, чтобы это было полезное новшество! Однако тот же самый детеныш, когда ему было четыре года, использовал метод " выжимания", чтобы достать воду из древесного дупла. Сначала он слизывал капли воды с кончика травинки, которую засовывал в дупло; при многократном повторении травинка постепенно сминалась, пока ее конец не превратился в миниатюрную губку. Это был именно тот род действий, который ранее мог привести к первоначальному " изобретению" губки для питья. (Возможно, именно детеныш пытался повторить действия матери по сбору смолы, выбрав для этого неудачное место — скажем, 122 Дж. Гудом гнездо термитов, — и в результате впервые добыл насекомых тем малоэффективным способом, который наблюдается в Гвинее.) Детеныши более склонны к исследовательской деятельности, нежели взрослые, и их поведение более пластично. За двухлетний период палки использовались в Гомбе для обследования дупел деревьев в 11 случаях: 8 раз их держали детеныши и 3 раза — самки-подростки. Интересный случай произошел с детенышем старшего возраста самцом Уил-ки, когда тот сунул палку в гнездо муравьев и оттуда появилась масса разъяренных черных насекомых. Уилки отошел подальше. Наблюдавшая за ним мать тотчас приблизилась к гнезду и принялась есть муравьев. Вероятнее всего, это были древоточцы, любимая пища " муравьедов" Махале. Нетрудно понять, как подобного рода исследовательское поведение может привести к появлению нового вида орудийной деятельности в сообществе. Маленькие детеныши (особенно те, которые родились первыми и не имеют братьев и сестер, так что должны сами развлекать себя, пока матери заняты кормежкой) часто играют с муравьями, следят за ними, когда те ползают по стволу вверх и вниз, давят их или протыкают тоненькими прутиками. Единственный случай использования камня в качестве молотка был отмечен в Гомбе тогда, когда детеныш Флинт многократно пытался расплющить им какой-то находившийся на земле объект (вероятно, насекомое). Флинт наносил также по насекомым удары деревянной палкой. Таким образом, у шимпанзе Гомбе уже есть предпосылки для выработки навыков разбивания орехов, и использование ими камней как молотков в будущем представляется вполне возможным. Как уже говорилось <...>, самки в Гомбе тратят намного больше времени, чем самцы, на поиски и поедание термитов (а также, возможно, муравьев-эцитонов), поэтому они чаще пользуются орудиями в связи с кормежкой. Однако пока не было данных о том, что они более умело обращаются с орудиями. В связи с этим интересны недавние исследования в Таи, где выяснилось, что самки не только разбивают орехи чаще, чем самцы, но и проявляют при этом больше ловкости (Boesch, Boesch, 1981). Эти половые различия особенно важны в связи с закреплением определенных типов орудийного поведения в данном сообществе. Самки проводят много времени, употребляя предметы в качестве орудий; поэтому их детеныши, которым в будущем предстоит
пользоваться орудиями, имеют достаточно времени для освоения необходимых навыков. Кроме того, у шимпанзе именно самки обычно переходят из одного сообщества в другое; тем самым они не только обогащают генофонд соседней группы, но и могут способствовать расширению репертуара технических приемов, передаваемых как " культурное" наследие. Если самка принесет с собой новый вид орудийной деятельности, то, как минимум, передаст его собственным потомкам, положив начало распространению этого вида деятельности в новой группе. Если исследования, которые сейчас ведутся или только организуются, будут продолжены, мы узнаем намного больше о типах орудийной деятельности, распространенных в разных частях ареала, и в конце концов, возможно, сумеем проследить, как возникают и передаются новые технические приемы внутри сообществ и между ними. Джейн Гудолл СОЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ' ПРИОБРЕТЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ Детеныш шимпанзе появляется на свет без врожденных реакций, которые могли бы определять его поведение в сложных социальных ситуациях. Конечно, многие звуки, жесты и позы, которыми шимпанзе выражают свои настроения, закодированы генетически, однако тому, как и когда следует использовать их, он должен еще учиться (Menzel, 1964). Обучение происходит методом проб и ошибок, благодаря социальному облегчению, наблюдению и подражанию, а также путем проверки полученных знаний на практике. Знания приобретаются не сразу, и шимпан-зенок часто ошибается, нередко при этом подвергаясь наказанию. Социальные взаимодействия во всем их многообразии окружают шимпанзенка с самого его рождения. Вначале, однако, его вряд ли можно рассматривать как самостоятельную особь: он — часть целого, в которое входит и его мать. Мать формирует и смягчает первые взаимодействия детеныша с другими животными. Когда он неверной походкой приближается к мирно отдыхающему взрослому самцу, мать наблюдает за ним, но контакту не препятствует. Если же самец при этом ощетинивается и проявляет иные признаки беспокойства или недовольства, мать устремляется к шимпанзенку и уносит его с собой. Когда к детенышу подходит другой малыш и затевает с ним спокойную игру, мать обычно не вмешивается; но если чужак ведет себя слишком грубо, она забирает своего отпрыска или угрожает его партнеру по игре, а иногда и обоим. В этот период своей жизни шимпанзе-нок постепенно узнает признаки, по которым можно определить пол, возраст, характер и настроение окружающих его животных. Свое собственное семейство — мать, братьев и сестер — он, конечно, знает лучше всех других. ' Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1992. С. 584—589 (с сокр.).
Когда шимпанзенок становится постарше, мать все чаще разрешает ему общаться с другими животными, и у него появляется больше возможностей самому испробовать те формы поведения, которые раньше он мог только наблюдать. Иногда шимпанзенок наталкивается со стороны других особей на мягкий отпор, а его бдительная мать, как правило, вызволяет его из тех ситуаций, где ее детенышу грозит слишком серьезное наказание. Следует заметить, что взрослые шимпанзе относятся к малышам большей частью весьма терпимо. Нередко первый серьезный отпор шимпанзенок получает от собственной матери, а она, как правило, особенной жестокости к нему не проявляет. Так растет самоуверенность шимпанзенка, а вместе с ней и знания. ПРЕДВИДЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОВЕДЕНИЯ Шимпанзе (подобно всякому высшему млекопитающему) изменяет свое поведение в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особейностей животного, с которым он взаимодействует. Понятно, что он отдает себе отчет и в характере своих взаимоотношений с этим животным, и в том, как следует с ним держаться — уверенно или осторожно. Если бы молодой самец не осознавал возможных последствий своего спаривания с самкой на глазах старших соперников, он не старался бы сначала увести эту самку в укромное место; и он не делает этого, если вышестоящих самцов поблизости нет. В некоторых случаях шимпанзе способны даже вычленять из последовательности поведенческих актов отдельные компоненты, которые нужно подавить или скрыть, чтобы не вызвать неудовольствия сородичей более высокого ранга. Ясно и то, что шимпанзе тонко понимает взаимоотношения других особей и возможный исход их взаимодействий. Пример, описанный выше — случай тройственного взаимодействия, в котором участвовали Цирцея, Пуч и Хаксли. Пуч начала угрожать Цирцее только после появления Хаксли. По-видимому, она не только была уверена в защите старого самца в случае необходимости, но и понимала, что Цирцея, будучи ниже Хаксли по рангу, вряд ли причинит ей зло в присутствии ее союзника. И Цирцея, несомненно, отдавала себе отчет в союзническом характере взаимоотношений между Пуч и ее покровителем. 124 Дж. Гудолл Более высокие когнитивные способности обнаруживает шимпанзе в том случае, когда он со стороны наблюдает за взаимодействием двух или большего числа других животных и, не будучи участником событий, показывает своим поведением, что их исход ему известен. Приведем следующий пример. В 1975 году Фрейд часто бывал груб с другими шимпан-зятами во время игры. Когда, как нередко случалось, от его грубостей начинал визжать маленький Проф, поднималась суматоха, в которой участвовали все члены обоих семейств (сестра Профа угрожала Фрейду, Фрейд кричал, Фифи угрожала Пом, Пэшн бежала на помощь к Пом). Дважды подобные события заканчивались дракой между Фифи и более высокопоставленной Пэшн (которая одерживала верх). После того, как позже в тот год у Фифи родился малыш, она обычно старалась избегать подобных конфликтов. В двух случаях мне приходилось видеть, как она вставала и быстро уходила прочь, как только в игре между Фрейдом и Профом назревала ссора. Вероятно, ома понимала, что вскоре начнутся беспорядки, и если она останется, то скорее всего примет в них участие. (В одном случае се предчувствие оправдалось; во втором случае Фрейд прекратил игру и последовал за матерью.) Точно так же поступила и другая самка с маленьким детенышем, когда ее сын-подросток Атлас начал угрожать Пом, расхаживая вокруг нее с камнями и палками. Иначе вышла из положения Тепель — самка из ари-хемской колонии шимпанзе. Когда ее отпрыск начал ссориться во время игры с приятелем, Тепель озабоченно взглянула на сидевшую рядом мать второго шимпанзснка, а затем направилась к наиболее высокопоставленной самке колонии, которая в то время спала. Растолкав ее, Тепель жестом указала ей на ссорившихся шимпаязят. Доминантная самка сделала в их сторону несколько шагов и продемонстрировала сдержанную угрозу, восстановив тем самым мир (dc Waal, 1982). Еще более сложнее поведение обнаруживали порой шимпанзе арихемской колонии, когда нарушалась устойчивость иерархии среди самцов. Возбуждение членов колонии после агрессивных столкновений оставалось высоким до тех пор, пока самцы-соперники не мирились. В таких случаях самки брали на себя роль посредниц. Бывало, например, что два враждебно настроенных самца расходились в разные стороны и сидели, избегая встретиться взглядом. Спустя некоторое время к одному из них подходила
взрослая самка, недолго его обыскивала и принимала позу подставления. После того как самец осматривал ее генитальную область, она начинала медленно двигаться по направлению ко второму самцу; первый самец, следуя за самкой, продолжал время от времени обнюхивать ее зад. Самка садилась между двумя самцами, и оба принимались ее обыскивать. Когда она вскоре осторожно удалялась, соперники продолжали обыскивать... друг друга! Все взрослые самки колонии в разное время выступали в роли посредниц, хотя одни справлялись с этой ролью лучше других. Несомненно, такое поведение самок было преднамеренным, так как посредница, приближаясь ко второму самцу, то и дело оглядывалась назад, чтобы убедиться, что первый самец идет следом. Если самец не шел, самка иногда останавливалась и тянула его за руку. Наблюдатели видели также, как самки арнхсмской колонии спокойно забирали из рук самцов камни, прежде чем те использовали их в качестве метательных снарядов (de Waal, 1982). В Гомбе самки иногда вырывают камни или ветки из рук расхаживающих вокруг них самцов раннего подросткового возраста, прежде чем те успевают швырнуть их, но мишенями в этом случае служат эти же самки; в арнхемской же колонии самки-пацифистки были больше озабочены тем, чтобы не пострадали другие животные. Очевидно, они понимали, что если камни будут пущены в ход, то между взрослыми самцами разразится ссора и мир будет нарушен. СОЦИАЛЬНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ И ОБМАН Некоторые коммуникативные акты представляют собой просто-напросто " подтверждения", как, например, в случае приветствия, когда подчиненное животное А подтверждает доминантный статус своего более высокопоставленного сородича Б, а тот в свою очередь признаёт присутствие А и показывает, что все между ними нормально. Хотя " цель" приветствия заключается лишь в том, чтобы еще раз подтвердить относительное иерархическое положение и поддержать взаимоотношения, оно, кроме того, способствует сохранению сложившегося социального порядка. В других случаях животное подает коммуникативный сигнал, чтобы изменить поведение другого животного в Социальное сознание 125 соответствии со своими желаниями или потребностями. Доминирующая особь может усилить свой сигнал приказами или угрозами, а если они не достигнут цели — атаковать подчиненную особь. Последняя, однако, может прибегнуть к просьбам и жалобам; если же они не помогают — либо уступить, либо использовать более хитрую тактику. Поведение доминантных особей Во многих случаях агрессия доминантного животного по отношению к подчиненному неуместна — например, когда шимпанзе более высокого ранга, чтобы настоять на своем, должен действовать " убеждением". Хорошие примеры встречаются в ситуациях социального груминга. Хотя, как упоминалось ранее, один самец иногда слегка угрожал компаньону, когда тот медлил с ответным обыскиванием, такое поведение нетипично. Взаимодействия животных во время груминга носят по большей Части мирный характер. Приведем подробное описание 60-минутного сеанса обыскивания, в котором участвовали взрослая самка Пом и ее два " несовершеннолетних" брата. Чтобы переключить Профа с обыскивания маленького братца Пэкса на себя, Пом в тот раз прибегла к пяти разным приемам, из которых четыре привели к успеху. Два раза она протягивала руку и прикасалась к лицу Профа. Тот в одном случае ответил на этот знак внимания, и они занялись с Пом взаимным обыскиванием; во втором случае Проф игнорировал сигнал. Тогда Пом положила руку ему под подбородок (Проф в это время, согнувшись, усердно обыскивал Пэкса) и поднимала его лицо до тех пор, пока их взгляды не встретились; после этого Проф переключился на обыскивание сестры. Один раз Пом схватила горсть листьев, отошла метра на три в сторону и бешено принялась изображать их обыскивание. Проф и Пэкс подошли к сестре и стали наблюдать за ее действиями. Бросив листья, Пом начала обыскивать Профа, который сразу же ответил ей тем же. Два раза Пом, поглядев на Профа и несколько раз безрезультатно почесавшись перед ним, внезапно начинала неистово его обыскивать, громко щелкая при этом зубами. Оба раза Проф вздрагивал и оборачивался, чтобы поглядеть, что она там делает, но к ее обыскиванию не переходил (в других случаях я наблюдала, как такой трюк срабатывал). Во время описываемого сеанса, когда Проф обыскивал сестру, в их занятие, подставляя спину и прося того же, попытался вмешаться
Пэкс. Пом сразу же вклинилась между братьями, и Проф продолжал обыскивать ее. Дважды Пом подставляла спину Профу в то время, когда интерес к обыскиванию у шимпанзе вообще притуплялся; оба раза Проф сразу же подходил к сестре спереди, и они начинали взаимный груминг. В период прекращения грудного вскармливания, подчас весьма болезненный для детеныша, мать нередко пытается отвлечь внимание своего отпрыска от сосания грумингом или игрой. Три самки (Паллада, Литл-Би и Пэтти) затевали в этот период особенно бурные игры, во время которых громко смеялись даже тогда, когда их детеныши хныкали. Пал-ладе (в отличие от двух других самок) всегда удавалось вовлечь свою дочь в игру, прекратив тем самым хотя бы на время ее домогательства. Та же Паллада нередко затевала игры и в тех случаях, когда ее дочь отказывалась следовать за ней, увлекшись, например, игрой с другим шимпанзенком. Присоединившись на несколько мгновений к игре малышей, Паллада напоследок игриво подталкивала дочь, а сама быстро отходила в сторону; как правило, дочь следовала за ней: Другие самки в аналогичных случаях иногда немного щекотали детенышей, а затем тащили их за собой по земле за руку. Малыши, очевидно, воспринимали этот маневр как забаву, ибо, ковыляя за матерью, нередко смеялись, а когда мать отпускала руку, быстро ее обгоняли и бежали впереди. Самка может также начать обыскивание или затеять игру с детенышем (обычно своим собственным), который пытается дотронуться до ее новорожденного отпрыска. Поведение подчиненных особей Нередко само по себе присутствие шимпанзе более высокого ранга Б служит помехой для целенаправленной активности шимпанзе А. В таком случае у А есть выбор из двух возможностей — или воздержаться от желаемых действий по крайней мере до тех пор, пока Б не уйдет, или попытаться достичь цели, невзирая на присутствие Б. Попробуем представить себе, каким образом животное А может " добиться своего" даже в присутствии Б. Здесь могут быть ситуации двоякого рода: в одном случае достижение цели животным А предполагает его взаимодействие с Б (А хочет что-то получить от Б или хочет, чтобы животное Б сделало что-то или перестало что-то делать); во втором случае цель А не имеет к Б никакого отношения, но присутствие Б мешает ее достижению (например, цель А — спариться с самкой, находящейся рядом с Б). Способы достижения цели особью А часто в обоих этих случаях одинаковы; первый случай мы будем для удобства называть ситуацией А -> Б, а второй — ситуацией А/Б. 1. А может заручиться поддержкой третьего животного. Шимпанзе А может иногда достичь цели (например, заставить Б уйти — ситуация А -> Б), заручившись поддержкой своего союзника, шимпанзе В. Ранг В не обязательно должен быть выше ранга Б — достаточно того, чтобы А и В совместными усилиями могли запугать Б. Чаще всего подобные случаи отмечаются тогда, когда А преследует цель атаковать Б, но в одиночку пойти на это не осмеливается. Однажды, например, Мифф, повстречавшись с Пэшн (которая незадолго до того пыталась отобрать у Мифф детеныша), с визгом убежала, но вскоре возвратилась с двумя взрослыми самцами, запугавшими Пэшн " от имени" Мифф. Поддержкой союзника шимпанзе А может воспользоваться и в ситуациях типа А/Б. Так, Шерри однажды пытался съесть большой кусок мяса, но сделать этого не мог: вокруг него с демонстрациями расхаживал самец более высокого ранга Сатана, норовивший выхватить добычу и один раз даже атаковавший Шерри. В конце концов Шерри подбежал к альфа-самцу Фигану, поцеловал и обнял его и затем, усевшись рядом, спокойно занялся едой (Фигану тоже досталась часть мяса). Следующий пример касается семилетнего Фродо, захотевшего поиграть с малышом самки Спэрроу. Всякий раз, когда он пытался затеять игру, Спэрроу угрожала ему. Наконец, Фродо " уговорил" шимпанзенка последовать за ним к его матери — Фифи, социальный статус которой был выше, чем у Спэрроу. В результате Фродо получил возможность играть с малышом без помех. Иногда подрастающий шимпанзенок пытается утащить за собой малыша поближе к своей матери. Если ему это удается и если социальный ранг его матери выше, чем ранг матери малыша, он может играть с ним до тех пор, пока малыш сам не уйдет к своей матери. В приведенных примерах союзника (выполняющего активную или пассивную роль), с помощью которого А добивается иначе недостижимой цели, можно рассматривать как социальное орудие (термин, предложенный Чансом (Chance, 1961); дальнейшую разработку эта концепция получила в работе Куммера (Kummer, 1982)).
Дж. Гудом Еще один пример использования социального орудия (в ситуациях А -> Б) — случаи, когда старший из детенышей (обычно сын) пытается убедить последовать за ним свою мать, которая еще отдыхает или кормится. Если увести за собой мать обычным способом не удается, шимпанзенок может, как описано в самом начале этой главы, унести с собой ее младшего детеныша. Если тот очень мал, мать почти всегда встанет и последует за ним. Конечно, малыш может вырваться и убежать назад к матери, или самка может отобрать малыша и возобновить прерванное занятие. Однако нередко такой трюк срабатывает как нельзя лучше. Чаще всего его наблюдали в семействе Фло: как Фиган, так и Фабен (реже) вначале использовали с этой целью младенца Флинта; позже Фрейд использовал своего маленького братца Фродо, а потом и Фрейд и Фродо — свою маленькую сестренку Фанни. Если один шимпанзе прибегает к помощи другого для достижения несоциальной цели, недоступной для него одного, можно говорить о другой форме использования социального орудия. Первые сообщения о таком поведении принадлежат Келеру (Kohler, ' 1925) и Кроуфорду (Crawford, 1937). Келер описывает, как один шимпанзе попытался подтащить другого к месту, над которым с потолка свешивался плод, и достать лакомство, взобравшись на своего компаньона. Этот способ достижения цели не отличался особой эффективностью, так как в результате образовывалась " группа борющихся шимпанзе, которые хватали друг друга и задирали ноги, чтобы взобраться на соседей, так как никто не хотел служить подставкой" (с. 50). Рассчитывая изучить способности шимпанзе к сотрудничеству, Кроуфорд задумал эксперимент, в котором два молодых шимпанзе могли втащить поднос с пищей в свою клетку только в том случае, если тянули за веревку вместе. Поскольку, однако, пищу с подноса почти всегда забирал доминирующий член пары, ему нелегко было убедить своего партнера помогать тянуть веревку! Йеркс (Yerkes, 1943, с. 190) описывает поведение шимпанзе следующим образом: " Наблюдатель мог видеть как просительные, так и командные жесты... Один шимпанзе мог взять конец веревки, но вместо того, чтобы начать ее подтягивать, вопросительно поглядывал на своего компаньона, протягивал к нему руку и дотрагивался до него, как бы пытаясь привлечь его внимание к начатой работе, а если все эти напоминания не помогали, то подтолкнуть или повер- Социальное сознание 127 нуть другое животное к веревке и подождать, пока оно тоже не примется за дело". В Гомбе аналогичное поведение шимпанзе чаще всего наблюдалось в тех случаях, когда детеныши обращались за помощью к своим матерям. Целью шимпанзенка могло стать все, что он не мог сделать в одиночку — взобраться на вершину толстого дерева, переправиться на другой берег ручья, перелезть с одного дерева на другое, извлечь ядро ореха из скорлупы и т. п. Первые явные попытки воздействовать на мать — протягивать к ней руки, хныкать, визжать, выпрашивать и т.п. — шимпанзенок делает в возрасте двух-трех лет, т. е. тогда, когда он уже может, приложив достаточное усердие, достичь перечисленных целей и самостоятельно. Если, однако, ему удается " уговорить" мать, жизнь значительно облегчается. Оба отпрыска Уинкл использовали подобную тактику весьма успешно. Целью Уил-ки, как правило, было убедить мать сопровождать его к другим шимпанзе, к которым ему хотелось присоединиться. Описанные ниже события происходили, когда ему было пять лет и Уинкл отучала его от груди. Как-то раз, когда Уинкл пошла в выбранном ею направлении, Уилки за ней не последовал. Вместо этого он сел на землю и тихонько захныкал. Пройдя метров десять, Уинкл остановилась, посмотрела назад, вернулась к сыну, прижала его к животу и пошла в прежнем направлении (почти прямо к большому плодоносящему фиговому дереву). Скоро, однако, Уилки освободился и пошел в другую сторону. Уинкл остановилась, посмотрела вслед сыну, почесалась и издала несколько тихих хрюкающих звуков. Уилки, увидев, что мать за ним не идет, тоже остановился и снова захныкал — на этот раз громче. Спустя полминуты Уинкл подошла к сыну, вновь прижала его к животу и пошла в направлении, которое перед тем выбрал он. Минуты через три она повернула и опять двинулась к фиговому дереву. Почти тотчас Уилки вырвался и пошел своей прежней дорогой, хныча и то и дело оборачиваясь на мать. На этот раз самка сдалась и последовала за сыном. Они присоединились к небольшой группе шимпанзе, и Уилки затеял неистовую игру с другими шимпан-зятами. Спустя полтора часа, в течение которых Уинкл то сидела и сама себя обыскивала, то кормилась листьями, она начала отходить в сторону. Уилки метров 15 прошел следом за ней, а потом с хныканьем стал возвращаться к другим шимпанзе. Уинкл посмотрела на него, а затем (быть может, вздохнув при этом) по плелась за ним назад к группе шимпанзе, от которой она только что попыталась уйти. Той ночью все шимпанзе спали рядом. Бунда в раннем возрасте чаще всего " оказывала давление" на свою мать в ситуациях, связанных с извлечением термитов. Она выпрашивала у Уинкл (и, как правило, успешно) почти всякое орудие, которым та начинала действовать; она отбирала у матери (хныча при этом) почти всякий ход термитника, который та начинала использовать. В то время Бунде было шесть лет. На следующий год она часто отказывалась следовать за Уинкл, когда та бросала ловлю термитов и хотела идти дальше. Бунда продолжала работать, хныча и то и дело поглядывая на мать, нередко ожидавшую ее по целому часу. <...> Во время посещения Цюрихского зоопарка мне довелось наблюдать случай, когда мать использовала свою дочь в качестве социального орудия. Группе шимпанзе, в которую входили старая самка Лулу и два ее потомка, давали деревянные брусья с просверленными насквозь отверстиями, заполненными изюмом. К этому новшеству обезьяны еще не привыкли, и Лулу, почти сразу же завладев брусом своей 12-летней дочери, казалось, едва удерживала равновесие на своем насесте: одной рукой она держала один брус, ногой — другой брус, а второй рукой — орудие для извлечения изюма (длинный прутик). Когда Лулу доставала изюм из своего собственного бруса, ее дочь Сита сидела совсем рядом, наблюдала за матерью и просила у нее изюм. К моему великому удивлению, минут через пять Лулу вдруг протянула Сите свой прут. Вскоре причина этого поступка разъяснилась: освободившейся рукой Лулу поменяла брусья местами — взяла брус с почти съеденным изюмом ногой, а нетронутый (брус дочери) переложила в другую руку. Потом с видом полной невинности она протянула руку к Сите за своим
|