Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение в химическом отношении различных частей листьев липы и желатина 10 страница






Известны случаи употребления орудий у слонов в неволе. Так, посетители зоопарков могут подчас увидеть, как слоны почесывают голову и спину палкой, которую держат хобо­том. Кроме того, и это пришлось испытать мне самому, слон, когда он " не в духе", может швырнуть в человека то, что попадется ему " под хобот". В моем случае это была щетка, которой его обычно чистил служитель.

По свидетельству бывшей заведующей отделом молодняка Московского зоопарка В. В. Чаплиной, содержавшийся в этом зоопарке слон Шанго " крепко возненавидел" своего служителя и при каждом удобном случае бросал в него камни, причем выбирал самые крупные из всех, что находил в вольере. Дело дошло до того, что однажды слон, увидев служителя в помеще­нии, окна которого выходили на слоновую горку, бросил в него через окно огромный камень и едва не попал ему в голову. Следом полетели другие камни, что заставило всех сотрудников в панике покинуть помещение. После этого случая из вольеры убрали все камни и даже просеяли землю, но и это не помогло — слон стал бросать в служителя бу­ханки хлеба, свеклу, картошку и другой корм. Пришлось служителя перевести на другую ра­боту.

Бросают слоны и сыпучий материал — зем­лю, песок. Когда во время войны в вольеру упала зажигательная бомба, Шанго забрасы­вал огонь песком до тех пор, пока бомба не погасла и на ее месте не вырос холмик, кото­рый слон затем яростно топтал, пока не сров­нял с землей. Общеизвестно еще одно орудий­ное действие слонов — прицельное поливание водой. Любил это делать и Шанго, обрушивая из своего хобота на беспечных посетителей мощные струи воды, забранной им из водо­ема слоновника. <...>.

Все эти примеры относятся к поведению слонов в условиях их содержания в зоопарках. При работах же, к которым их привлекают в Индии, слоны орудий не применяют, равно как нет сведений о каких-либо орудийных дей­ствиях у дикоживущих слонов (за исключе­нием использования палок для почесывания).

В целом, как мы видим, млекопитающие употребляют орудия очень ограниченно и усту­пают в этом отношении птицам. Объясняется это тем, что орудия играют лишь вспомогательную


 

роль в жизни животных и отнюдь не являются решающими факторами их эволюции. Высокий уровень приспособленности строения и пове­дения млекопитающих к условиям существова­ния, высокая эффективность их весьма совер­шенных " рабочих" органов — ротового аппарата и конечностей, исключительная гибкость пове­дения вполне обеспечивают успешное выполне­ние всех жизненных функций без применения вспомогательных средств (орудий). И только в исключительных или даже экстремальных слу­чаях они прибегают дополнительно к орудий­ным действиям, и тогда, как мы могли убе­диться, млекопитающие вполне умело и, главное, изобретательно оперируют разнообраз­ными предметами.

То же самое, разумеется, относится и к пти­цам. Однако превращение передних конечнос­тей в крылья лишило их возможности исполь­зовать эти конечности для оперирования предметами или, во всяком случае, крайне ог­раничило эти возможности. Правда, хвататель­ная функция задних конечностей сохранилась, и у большинства птиц хватание предметов паль­цами ног играет большую роль в их жизни. Но все же при таком положении дел, очевидно, чаще возникает необходимость прибегнуть к исполь­зованию вспомогательных средств, орудий, хотя бы уже потому, что ноги нелетающей птицы должны постоянно выполнять свою опорную функцию. Это, вероятно, одна из причин более частого, чем у млекопитающих, употребления орудий птицами.<.„>

Если учесть истинные пути эволюции жи­вотного мира и многообразие экологических факторов поведения животных и не пытаться во что бы то ни стало находить какие-то фи­логенетические связи между " высшими" и " низшими" формами орудийных действий, то изучение орудийного поведения разных жи­вотных, безусловно, дает ценнейший материал для познания их психической деятельности, в частности ее потенциальных возможностей. На огромное адаптивное значение последних со всей определенностью указывал А. Н. Север-цов, причисляя их к ведущим факторам эво- • люции животных.

Следует, очевидно, говорить не об эволю­ции самих орудийных действий, а о прогрес­сивном развитии потенциальных возможнос­тей их выполнения в процессе эволюции психики, которая, в свою очередь, является составной частью общего процесса эволюции животного мира. <...>


с указанием конкретных ситуаций, в кото­рых наблюдалась орудийная деятельность, таких как кормежка, забота о чистоте тела, исследование и устрашение.


Джейн Гудолл

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТАМИ*

Способность изготовлять и использовать орудия в течение долгого времени рассматри­валась как чисто человеческая (см., например, Napier, 1971). Появление орудийной деятель­ности у наших древнейших предков ознаме­новало собой решающий шаг в нашей эволю­ции: когда обезьяноподобное существо впервые начало регулярно изготовлять орудия определенной " конструкции", оно стало, по определению, человеком (Leakey, 1961). По этой причине орудийная деятельность у жи­вотных всегда привлекала внимание исследо­вателей.

Чтобы какой-либо предмет можно было счесть орудием, нужно, чтобы его держали в руке (ноге, во рту) и использовали для дос­тижения определенной ближайшей цели (Goodall, 1970). Если принять это определение, многие животные, в том числе и некоторые насекомые, войдут в число видов, использу­ющих орудия. Шимпанзе превосходит их всех, так как использует больше предметов и дос­тигает с их помощью более разнообразных це­лей, чем любое другое существо, кроме само­го человека. Но простое использование предмета в качестве орудия само по себе еще не столь поразительно. Главное же здесь - по­знавательные аспекты орудийной деятельнос­ти. Шимпанзе с его развитым пониманием отношений между вещами может видоизме­нять предметы, делая их пригодными для дан­ной цели. И он способен до некоторой степе­ни придавать им определенную " конструкцию". Шимпанзе может прихватить и даже из­готовить предмет, которым позднее вос­пользуется как орудием в месте, пока еще скрытом от его глаз. Но еще важнее то, что он может использовать предмет в качестве орудия для решения совершенно новой задачи.

В табл. 1 перечислены различные предме­ты, используемые шимпанзе в качестве ору­дий в Гомбе, а также в других частях Африки

* Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.:

Мир, 1992. С. 546—583 (с сокр.)


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал