![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнение в химическом отношении различных частей листьев липы и желатина 7 страница
Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова Во втором варианте развития событий произошедшее изменение ситуации таково, что получаемое зверьком чувственное впечатление если и актуализируется в образе восприятия, то не настолько, чтобы ситуация " открылась" животному в той степени, которая необходима для узнавания произошедшего изменения и для срочной перестройки поведения. В этом случае (и только в этом!) ситуация воспринимается как по-настоящему новая. Здесь из-за неопределенности отсутствует опережающее отражение событий, в отличие от случая, когда неожиданно изменившаяся ситуация узнается животным. Считается, что значительные изменения в ситуации, а тем более радикально новая обстановка чаще всего воспринимаются животными как опасные, пугающие, и они стремятся покинуть их; при незначительных изменениях обычно развертывается ориентировочно-исследовательская деятельность (Хайнд, 1975). Ниже мы покажем, что такое утверждение по отношению к серым крысам по меньшей мере спорно. Имеются данные, показывающие, что даже внешне незначительные изменения ситуации могут вызвать у них длительное избегание (проявление неофобии), но в других обстоятельствах эти же изменения стимулируют быстрое появление ориентировочно-исследовательской деятельности. Такая особенность наглядно проявляется в поведении серых крыс по отношению к новым предметам, оказавшимся на освоенной территории. Если новый предмет (небольшой ящик, метлу) положить на тропе, которой пользуются животные, они на несколько часов, а иногда дней прекращают движение по ней (Лялин, 1974; Barnett, 1963). То же самое происходит, если ловушку с приманкой разместить в непосредственной близости от тропы (наблюдение авторов). Но, поставив ее в том месте, где пасюки привыкли кормиться, можно наблюдать, что они очень скоро начинают подходить к ней. Когда однажды в специальные кормушки (незнакомые ранее крысам) разложили приманку и расставили в местах, где пасюки обычно кормились, то подходы зверьков к новым кормушкам начали отмечать уже через 30 мин (Полежаев, 1974). В другом опыте диким серым крысам, содержавшимся в клетках, корм вместо привычных кормушек был предложен в новых. Оказалось, что в этом случае животные избегали брать корм из них, предпочитая голодать сутки и более (Barnett, 1963). Особенности психической деятельности серой крысы 87 Мы проверяли в условиях вольеры степень выраженности неофобии в зависимости от освоенности территории (Мешкова, 1985). По отношению к предмету (маленькому цветочному горшку из полиэтилена), внесенному в вольеру до вселения в нее крыс, неофобия не проявлялась — животные обследовали его наряду с другими предметными компонентами новой обстановки. Увидев на расстоянии горшок (обычно через 5 — 10 мин пребывания в вольере), зверьки делали в его направлении ориентировочную стойку, сразу же подходили к нему, но обследовали всего несколько секунд — обнюхивали, прикасались вибрисса-ми. В дальнейшем они подходили к горшку еще несколько раз, также на короткое время, после чего интерес к нему полностью угасал. К концу второго часа освоения вольеры крысы проходили мимо горшка, не останавливаясь. В этом случае с начала формирования психического образа нового пространства в нем находил отражение и чувственно-двигательный опыт, полученный в отношении данного предмета. Если горшок вносили через два часа после вселения крыс (в период их отдыха, незаметно для них), то неофобия проявлялась уже достаточно отчетливо. Зверьки быстро, практически сразу после возобновления активности, замечали появившийся предмет, делали в направлении него одну или несколько ориентировочных стоек, но не подходили. Самые активные особи начинали приближение к горшку через несколько минут, а остальные — значительно позже, в отдельных случаях через 35 и 55 мин. после его обнаружения. В то же время, продолжая обследование вольеры, они неоднократно останавливались в разных местах и делали ориентировочные стойки в направлении горшка. При подходе к нему замедляли движение, переходили на " стелящийся" шаг, обследовали дольше (в 2, 5 раза), чем в первом случае, но их действия не отличались от описанных выше — те же обнюхивания, ощупывание вибриссами, изредка покусывание предмета. Интерес к нему падал после нескольких подходов. Здесь появление неофобии связано с тем, что в течение первых двух часов пребывания в вольере, когда развернулась интенсивная ориентировочно-исследовательская деятельность, психический образ нового окружения уже начал формироваться. В нем нашло отражение то, что находилось в вольере — предметные компоненты, их взаимное расположение, некоторые свойства имевшихся предметов, которые уже узнавались животными. С внесением нового предмета возникло
рассогласование между тем, что уже представлено в образе и новым чувственным впечатлением, что и вызвало сначала избегание предмета, а затем более продолжительное, хотя и поверхностное обследование его. Если горшок вносили в вольеру через двое суток после вселения в нее крыс, то неофобия была выражена очень сильно. Избегая подходить к нему, животные резко увеличивали локомоторную активность, часто принимали ориентировочные стойки в его направлении. Особенно характерным был " взрыв" поведенческих актов с четкими признаками смещенной активности — появились агрессивные взаимодействия, половое поведение, более чем в три раза участились акты комфортного поведения. После более или менее продолжительного избегания крысы начинали подходить и обследовать предмет, причем продолжительность контактов с ним была в 11, 4 раза дольше чем в первом случае. Сами же действия отличались значительным разнообразием — имели место не только поверхностное обследование, но и грызение, перекатывание, влезание на предмет, мечение мочой. Столь сильно выраженную неофобию, равно как и последующее интенсивное обследование нового предмета, мы связываем с теми закономерными изменениями в психическом отражении окружающего пространства, которые происходят, когда животные не только обследуют, но и начинают использовать его в повседневной жизнедеятельности. В этом случае, особенно если занимаемое пространство невелико, а изменения в нем минимальны, в образе восприятия будущее положение вещей в окружении животного представлено с большой вероятностью и деятельность животного предуготовлена на достаточно большой отрезок времени. Появление предмета в стабильном, практически не изменявшемся до этого пространстве вызывает поэтому сильное рассогласование между образом ситуации в момент перед тем, как животное увидело предмет, и чувственным впечатлением от него. То, что следует за этим, в том числе и усиление локомоторной активности, учащение ориентировочных стоек, интенсивное обследование предмета — обеспечивает быстрое получение чувственно-двигательного опыта в отношении элемента новизны и включение его в психический образ изменившейся обстановки^...> Характер поведения в ответ на появление предмета на освоенной территории зависит от прошлого опыта, а также от индивидуальных особенностей крыс. В наших опытах с предъявлением различных небольших предметов, ко- 88 Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова торые помещали в центр предварительно освоенного крысами (все зверьки были одного возраста, 6—7 мес.) " открытого поля", примерно в 14% случаев животные вообще избегали приближаться к ним, а в 15% случаев — ограничивались ощупыванием предмета виб-риссами. Наряду с такими особями были зверьки, которые очень быстро, практически сразу после обнаружения нового предмета, подходили к нему и начинали активно его обследовать (Мешкова, 1985). Имеются данные о том, что старые крысы-самцы особенно чутко реагируют на малейшие изменения в привычной обстановке, ведут себя настороженно и могут вовсе не подходить к появившимся предметам (Кузякин, 1963). На поведение крысы оказывает влияние и наблюдение за действиями другой особи в этой ситуации. Результатом такого наблюдения может быть как избегание нового предмета, так и быстрое, основанное на способности крыс к подражанию, включение его в приспосо-бительную деятельность. Например, А.И. Милютин отметил, что вслед за крысой, попавшей в вершу и сумевшей выбраться из нее, очень скоро другие особи перестают бояться этой ловушки. Более того, подражая, они осваивают способ выхода из нее и начинают пользоваться ею в качестве кормушки (личное сообщение). Следовательно, говоря о поведении пасюков в ситуациях новизны, а тем более при прогнозировании их поведения в таких ситуациях, нельзя, как это иногда делают, принимать во внимание только степень физического изменения обстановки. Как мы пытались показать, характер поведенческих ответов пасюков на появление нового предмета на освоенной ими территории (а также на изменение расположения старых) может определяться рядом дополнительных обстоятельств: 1) особенностями использования того участка территории, где произошло изменение, 2) размерами территории, 3) степенью ее освоенности, 4) индивидуальными особенностями крыс, 5) их возрастом и опытом встреч со сходными ситуациями. Все эти обстоятельства влияют на восприятие животным возникшей ситуации и, соответственно, на ее оценку. В результате каждому животному обстановка с одним и тем же физическим изменением открывается в образе восприятия, по-своему, и по-разному может строиться на этой основе последующее поведение. <...> Рассмотрим теперь процесс непосредственного, контактного ознакомления крыс с но выми предметами. В своих опытах (Мешкова, 1981) мы предлагали животным, предварительно освоившим " открытое поле", различные новые биологически " нейтральные" предметы небольших размеров — бечевку, деревянную палочку, комки и листы фольги, бумаги, целлофана, ткань, камень-голыш, пробку, трубки из различного материала и др. Крысы проявляли большую заинтересованность — во время 15-минутного опыта подходили к каждому из трех, помещенных в центре " поля" предметов от 1 до 13 раз, осуществляя за один подход от 1 до 10 последовательных действий с ним. Ранее другими авторами было показано, что серая крыса значительно превосходит других грызунов по степени развития манипуляционной активности (Дерягина, 1980; Махмутова, 1983). Ее отличает разнообразие способов фиксации предметов, действий с ними, высокая степень использования передних конечностей при обращении с предметами, и намечающаяся тенденция к изолированным движениям пальцев. Примечательно, что по числу способов фиксации серая крыса приближается к бурому медведю, известному своими разнообразными манипуляциями с предметами (Фабри, 1980). В наших опытах крысы продемонстрировали 23 различных действия, в том числе относящиеся к поверхностному и деструктивному обследованию, перемещению по вертикали и горизонтали, а также мечение. При анализе ориентировочно-исследовательской деятельности крыс по отношению к новым предметам было выявлено, что вначале они действуют со всеми предметами практически одинаково — ощупывают вибрисса-ми, обнюхивают, покусывают. Но вслед за этим животные начинают выполнять такие действия по отношению к каждому из предметов, характер которых отвечает их определенным свойствам. Например, зверьки поднимали, вращали, грызли, переносили в зубах только мягкие и легкие предметы; пытались перекатывать концом морды от себя или передними конечностями к себе объемные предметы; только совсем плоские предметы поднимали с пола зубами, не пытаясь помочь себе передними конечностями. Сопоставив последовательно осуществляемые крысами действия друг с другом и с их внешними результатами, а также соотнеся то и другое с конкретными свойствами предметов, мы обнаружили, что обследование разворачивается под определяющим влиянием собственного чувственно-двигательного опыта, получаемого по ходу Особенности психической деятельности серой крысы 89 обращения с предметом. Оказывая на предмет различные воздействия, животные замечают результаты своих действий. Благодаря этому достоянием психического образа становятся определенные пространственные особенности предметов, свойства их поверхности, податливость к тем или иным воздействиям. Установлено, что крысы способны обращать внимание на производимые ими изменения в предметах, на отсутствие изменений, могут связывать это с собственными действиями. Ориентируясь на опыт, полученный в отношении предметов, крысы прекращали действия, не вызывавшие изменений в предметах, и учащали, усиливали действия, которыми эти изменения достигались. А поскольку, подвергаясь различным пробующим действиям, предмет, как известно, поддается лишь тем, которые соответствуют определенным его свойствам, то таким образом достигается эффект сохранения действий, адекватных свойствам предмета. Например, при обследовании камня-голыша, призмы из твердой древесины разворачивалась настоящая поисковая деятельность. Животные перепробывали самые различные действия. Те из них, которые не соответствовали свойствам данных предметов, в частности, попытки поднять их с пола с помощью зубов и передних конечностей, гры-зение, не вызывавшие в предметах никаких изменений, быстро заменялись другими, в том числе теми, к которым предметы оказались податливы. Для камня-голыша такими действиями были перекатывание его от себя концом морды или к себе обеими передними конечностями, для призмы — толкание ее передними конечностями (" бульдозер"). Благодаря этим действиям крысы сравнительно быстро, через 15—30 минут после начала обследования смогли переместить тяжелый камень-голыш, оказавшийся привлекательным для них, к стене " поля", или к клетке. Следовательно, в ходе взаимодействия с новыми для крыс предметами происходило быстрое (если обследовались мягкие, легкие предметы) или более медленное, проходящее через стадию активного поиска (если обследовались тяжелые, твердые предметы) приспособление к их конкретным особенностям. Приобретенный крысой чувственно-двигательный опыт в отношении определенного предмета позволяет ей узнавать его при встрече, а значит, и действовать с ним соответственно его свойствам. Манипуляционная активность серой крысы выполняет, как мы видим, важную познавательную функцию. Без активного
взаимодействия с предметами антропогенной среды свойства последних остаются скрытыми для животного и они не могут быть адекватно использованы в приспособительной деятельности. Существует зависимость между особенностями манипуляционной активности животных и качеством отражаемого ими в предметах (Фабри, 1976). Чем сложнее и разнообразнее действия с ними, тем полнее (разумеется, в рамках биологических потребностей вида) животные могут отразить свойства предметов. Мы полагаем, что способность крыс ориентироваться на опыт, получаемый по ходу обращения с предметом, чутко реагировать на податливость его к осуществлявшимся воздействиям, в сочетании с широкими манипуля-ционными возможностями и является тем психологическим механизмом, благодаря которому стала возможной столь высокая экологическая пластичность пасюков в отношении включения предметов среды в свою повседневную жизнедеятельность. Как иначе можно объяснить факты, касающиеся способностей крыс, которые они проявляют, добывая исключительно разнообразные пищевые объекты. Известно, например, что зверьки, обнаружив запасенные человеком продукты питания, такие как яйца, яблоки, картофель, ухитряются за короткий срок переместить их в свои убежища (Лялин, 1974; Сурков, 1986, и др.). Сделать это они могут только на основе выяснения определенного свойства данных продуктов, отраженного при взаимодействии с ними, а именно при определении возможности быть перемещенными посредством перекатывания или толкания перед собой, как это было описано выше в эксперименте. Кроме того, должны быть отражены и пространственные особенности расположения предмета, поскольку от этого зависит конкретный способ взаимодействия с ним. Мы ранее уже приводили пример добывания крысами яиц из гнезд на птицефабриках и в частных птичниках, когда зверьки меняли свою тактику, ориентируясь на конкретные условия. То же касается питания пресноводными моллюсками, при котором пасюк предварительно выясняет наиболее податливые к грызению места раковины. Аналогичным образом, благодаря активности, направленной на высвобождение из жи-воловки, крысы отражают податливость прутьев или запирающего механизма и быстро осваивают способ выхода из нее. Более того, они оказываются способными обращать внимание на результаты собственных действий с 90 Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова ловушкой, даже если они сопровождаются сильным пугающим эффектом. Пример этого — поведение крысы, которая научилась " разряжать" плашки, подсовывая под них морду и не боясь громкого хлопка и резкого движения ловушки (Соколов, Карасева, 1985).<...> Так же как с приматами и с хищными млекопитающими, с грызунами, в частности, с крысами проводились опыты в проблемных клетках. Еще в 1927 году было показано (McDowgall, McDowgall, 1927), что они способны, пытаясь выбраться из клетки, научиться открывать до 15 одинаковых крючков. Позднее были получены и другие доказательства способности этих животных к решению манипуляционных задач в проблемных клетках (Thompson, Gallardo, 1984). В исследовании, проведенном Е.Н. Махмутовой (1983), крысы должны были научиться открывать в определенной последовательности четыре затвора, чтобы проникнуть из экспериментальной камеры в свою жилую клетку. В ходе постепенного усложнения манипуляционной задачи животные начали детально ориентироваться в предметной обстановке, выделять существующие зависимости; например, для поднятия запирающего рычага, находящегося слева от выходного отверстия, зверек должен был опустить вниз брусок, висящий справа от него. Действуя с запирающими механизмами, крысы продемонстрировали богатый набор манипуляций, причем более чем в 60% случаях использовали для этого передние конечности. Поведение их в проблемной клетке имеет много общего с тем, что наблюдается у животных других видов. Вначале они совершают множество самых разных действий — обнюхивают и ощупывают вибриссами клетку, просовывают передние конечности и вставляют резцы в щели, грызут стыки, выступающие части, роют пол. Оказываясь возле затвора и продолжая действия, направленные на освобождение, делают то или иное движение, которое приводит к открыванию дверцы. С каждым разом диапазон движений уменьшается и очень скоро они концентрируются возле затвора и на нем самом. В результате действия, неадекватные ситуации, элиминируются и все точнее выделяются ее существенные предметные элементы. Но этого еще недостаточно. Животное должно в самом затворе выделить тот признак, ориентируясь на который, оно сможет сразу освободиться. Первый признак, который отражает животное в затворе — его подвижность, податливость к воздействиям. Еще Торндайк (Thorndik, 1898) отмечал, что после первого
успешного освобождения из клетки кошки уже во второй пробе начинали реагировать на любой податливый элемент клетки, к которому они прикасались мордой или лапой. Выше мы отмечали, что крысы способны быстро замечать, при обследовании нового предмета, податливость его к производимым воздействиям. Так же быстро они реагируют на податливость запирающего механизма. В результате этой деятельности постепенно формируется отражение существенной части проблемной ситуации, что внешне выражается в ее направленности именно на затвор. В дальнейшем — в деятельности же, через действия животного происходит выделение особенностей самого затвора — крыса начинает осуществлять не просто любые воздействия на затвор, раньше или позже приводящие к освобождению, но то именно воздействие, которое отвечает его конкретным особенностям, например, откидывает крючок, схватив его зубами движением снизу вверх, встает на брусок передними лапами и тот опускается вниз, освобождая дверь и т.п. В проблемной клетке, следовательно, животное учится, на что нужно воздействовать, иначе говоря, имеет место анализ предметных элементов ситуации, а также, как воздействовать, т.е. происходит анализ собственных действий в ней. В результате образуется связь определенного движения с определенным элементом проблемной ситуации. Это и представляет собой элементарное знание затвора животным (Анцыферова, 1961). К чему может привести эта особенность психической деятельности серой крысы, было упомянуто выше, где мы приводили примеры, когда крысы, обнаружив податливость отдельных прутьев или запирающего устройства живоловок, быстро научились выходить из них и даже пользоваться ими как кормушками. Имеется ряд работ, в которых получены факты, свидетельствующие о способности крыс к установлению связей между собственными действиями и изменениями в целостной предметной ситуации, приводящими к полезному результату. Известны опыты Ло Сенг Цая (1929, цит. по Тинберген, 1978), в которых крысы обучались доставать корм с помощью подтянутой ими лестницы. Задача, которая сто-^ яла перед крысой, заключалась в следующем: " корм находился на второй полке от пола и, чтобы достать его, зверек должен сначала влезть по лестнице на первую полку, подтянуть лестницу за веревку так, чтобы та встала между первой и второй полками (веревка перекинута через блок), и подняться по лестни- Особенности психической деятельности серой крысы 91 це на вторую полку. Был подмечен интересный момент в поведении крыс: поднявшись на первую полку, животное начинало тянуть за веревку передними лапами, а то и зубами; потянув несколько раз, оно подходило к краю полки, свешивало голову вниз, смотрело на нижний конец лестницы и, убедившись, что он еще не достиг первой полки, продолжало тянуть за веревку. Близкое к этому поведение крыс наблюдалось одним из авторов (Н.Н. Мешковой) в другой экспериментальной ситуации — когда зверьки, поднявшись по лестнице на полку, должны были научиться с помощью качелей перебираться на.другую полку, где находился корм. Животные, потянув несколько раз за веревку, привязанную к качелям, приподнимались на задние конечности и смотрели в их сторону. Если те еще не были подтянуты, крысы продолжали перебирать веревку до того момента, пока край качелей не упирался в край полки и не заклинивался. Однако быстрому решению задачи препятствовало одно обстоятельство. Качели, когда крыса переставала удерживать их за веревку зубами и передними конечностями (в момент приподнимания на задние конечности), отъезжали под собственной тяжестью назад, увлекая за собой веревку, и животному приходилось заново начинать подтягивание. Удивительно адекватными были реакции крыс. Одна, например, веревку, подтягиваемую зубами и одной передней конечностью, прижимала другой как прессом, а иногда, осуществляя визуальный контроль за движением качелей, уже не вставала на задние лапы, отрывая передние от полки, а просто тянулась всем телом вверх, удерживая веревку под передней конечностью. Другая крыса вообще перестала зрительно контролировать перемещение качелей, она перебирала зубами и лапой веревку, не отпуская ее до тех пор, пока не раздавался щелчок при заклинивании качелей у полки. Крыса быстро переходила на них, и качели под тяжестью животного снова приходили в движение, перемещая его в сторону полки с пищей. Хорошо известны опыты В. Келера (1930) с шимпанзе, которые доставали высоко подвешенную приманку, пододвигая под нее ящик и даже строя из ящиков пирамиду. Сравнительно недавно аналогичные опыты были проведены с крысами (Трошихин и др., 1979). Оказалось, что они способны самостоятельно научиться подтаскивать кубик, взявшись зубами за кольцо, прикрепленное к нему, к высоко расположенному кормовому столику,
и уже с кубика запрыгивать на этот столик за кормом. Авторы подробно описывают процесс двигательного анализа ситуации, осуществлявшегося крысами, отмечают наличие постоянного зрительного контроля за изменениями в пространственном расположении кубика, перемещаемого самими животными. Более того, когда условия опыта были изменены — вместо кубика дали несколько низких плоских коробочек — одна из всех подопытных крыс продемонстрировала еще более сложное поведение. Она сначала подтащила к кормовому столику одну коробочку и пыталась с нее прыгнуть за кормом, затем через некоторое время подтащила вторую и стала ее поднимать на первую. Однако получившаяся в результате конструкция оказалась очень неустойчивой. После ряда падений с нее крыса отказалась от попыток достать корм. Обобщая имеющиеся данные о сложных формах поведения крыс, можно, следовательно, заключить, что они способны в ходе собственной деятельности в новой для них предметной ситуации справляться с такими задачами, решение которых подготавливается действиями, лишенными сами по себе биологической значимости (подтаскивание кубика, подтягивание лестницы, качелей, манипулирование затвором). Биологическое значение этих действий устанавливается в результате отражения животными объективных отношений между предметами. При этом особую роль приобретает способность крыс обращать внимание на то, что они делают, благодаря чему становится возможным отражение причинно-следственных отношений. Торндайк (Thomdik, 1898) считал, что усиление этой способности у животного и есть не что иное, как возрастание степени его интеллекта. Отражая взаимосвязь между своим поведением и изменениями в ситуации, в том числе и теми, которые явились результатом их собственных действий, крысы, как показано в ряде работ, способны предвидеть дальнейшее развитие событий и в соответствии с ним осуществлять те или иные действия. Например, в опытах Л.М. Дьяковой и др. сотрудников лаборатории Л. В. Крушинс-кого установлено, что пасюки способны к экстраполяции направления перемещения корма — они при первом предъявлении задачи в 82% случаев обходят ширму в направлении движения кормушки (Крушинский, 1977). В других экспериментах (Self, Gaffan, 1983) крысы, получавшие в последовательных по-бежках разное количество пищевых таблеток (10-1-0 или 0-1-10), бежали с большей скоро- 92 Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова стью в том случае, если их ожидало большее подкрепление, а из двух отсеков лабиринта, где они получали подкрепление, выбирали тот, где количество пищи было меньшим, но постоянным, предпочитая его тому, в котором подкрепление было большим по объему, но непостоянным (Steinhauer, 1984). <...> Анализируя элементарную познавательную деятельность крыс, процесс " приобретения элементарного знания окружающего мира" (Анцыферова, 1961), нельзя не остановиться на присущей им способности к приобретению опыта посредством подражания. Если рассмотреть описанные в литературе случаи подражания с учетом классификации, предложенной К.Э. Фабри (1974, 1976), можно отметить наличие у них самых разнообразных форм алле-ломиметичеекого поведения, т.е. поведения, при котором крысы подражают видотипичным действиям сородичей. Интересным примером такого поведения может служить поведение, наблюдавшееся И. Р. Мерзликиным (1966). Описывая охоту пасюков на лягушек, он отмечает, что хотя добывали крысы лягушек всегда в одиночку, однако ныряние и поимка жертвы одной особью всегда побуждали вторую крысу бросать свое прежнее занятие (умывание, обследование берега и пр.), бежать к воде и тоже нырять. Здесь одно животное стимулируется другим к совершению действий по добыванию пищи, освоенных ранее. В научении при помощи подражания К.Э. Фабри выделяет обли-гатное имитационное научение, когда животные путем подражания научаются выполнять жизненно необходимые действия из обычного поведенческого " репертуара" своего вида, и факультативное имитационное научение, высшим проявлением которого считается решение задач путем подражания, когда у жи-вотного-" зрителя", наблюдавшего действия другой особи, направленные на решение соответствующей задачи, значительно ускоряется последующее научение. В лабораторных экспериментах на крысах с применением методики " актер-зритель" было показано, что эти животные способны научаться путем подражания решению различных локомоторных и манипуляционных задач. В работе Миллера и Долларда (Miller, Dollard, 1941) крысы должны были научиться следовать за особью, обученной ранее, в тот же отсек Т-образного лабиринта, а в другой серии опытов — не следовать за этой крысой, а направляться в противоположный отсек. До получения подкрепления обучающиеся особи не проявляли четкой тенденции следо вания или не следования за крысой-лидером При введении подкрепления быстро устанав ливалась условная связь и вырабатывался ж обходимый навык — направляться вслед лидером или в противоположный отсек. Под зательно, что имел место широкий перенос на выка в другие ситуации: замена одного лидер другим, перемена мотивации (с голода на жаж ду), помещение в иную экспериментальну» установку. В другом исследовании, наблюдая за другими особями, крысы должны были на учиться нажимать на педаль и затем бежать другой конец камеры за подкрепление (Oldfield-Box, 1970). В одной серии " зрители наблюдали за " актерами", не имея возмож ности сразу же повторить их действия. В дру гой — " зрители" могли бегать (в своем отсе ке) вслед за " актером", хотя педаль \ подкрепление отсутствовали. Было показано что крысы-" зрители" фиксируют внимание на действиях " актера", причем проявляют тен денцию следовать параллельно движению ак тера (во второй серии). При этом крысы из вто рой серии в контрольных опытах научились решать задачу быстрее, чем из первой, но обоих случаях результаты у них были горазд лучше, чем у крыс, которые вырабатывали это навык индивидуально. Аналогичные данные были получены и в экспериментах, где жи вотные должны были решать задачу с отодви ганием дверцы (Da Pos, Manusia, 1979).
|