Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнение в химическом отношении различных частей листьев липы и желатина 6 страница
РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИЙ ЛОГИЧЕСКОГО ВЫВОДА В эту группу входят тесты на способность к построению аналогий (элементы индукции) и к транзитивному заключению (элементы дедукции), а также некоторые элементарные логические задачи, моделирующие различные ситуации добывания корма, в том числе и в естественных условиях (Gillan, 1982). Они составляли часть разработанной Д. Премаком программы исследования мышления антропоидов (Premack, 1978, 1983, 1984, 1986). Благодаря этим исследованиям было установлено, что антропоиды обладают способностью к построению аналогий (Gillan et al, 1981), причем используют при этом достаточно отвлеченные представления о предметах и их взаимосвязях. Например, шимпанзе могли правильно установить аналогию не только при использовании геометрических стимулов (выбрать маленький квадрат в дополнение к большому, если в качестве образца предлагали большой и малый круги), но и в отношении пропорций разнородных предметов. Например, они выбирали из нескольких возможных вариантов 1/4 яблока, как стимул, аналогичный стакану, на 1/4 заполненному водой (Premack, 1984). Для проверки способности шимпанзе к элементам дедукции Д. Гиллан (Gillan, 1981) модифицировал тест на транзитивное умозаключение, применяемый в опытах на детях (Bryant, Trabasso, 1971). Для его решения необходимо на основе информации о том, что А > В, а В > С, сделать вывод о том, что А > С, не прибегая к прямым сопоставлениям. Согласно этой модификации, в процессе выработки серии независимых дифференциро-вок животное усваивает, что по числу элементов связанного с ними подкрепления все использованные стимулы (кормушки разного цвета) различаются, так что Е > D, D > С, С > В, В > А. По окончании предварительного обучения проводят тест, в котором соединяют ранее никогда не предъявлявшиеся вместе стимулы (В и D). Если животное чаще выбирает стимул D, связанный с большим количеством подкрепления, это рассматривается как способность к транзитивному заключению за счет мысленного сопоставления усвоенных в процессе тренировки неравенств. Оказалось, что этот тест успешно решают не только шимпанзе и беличьи саймири (Gillan, 1981), но также вороны и голуби (Зорина и др., 1991). На этом основании был сделан вывод о способности животных к транзитивному заключению, однако проведенный нами анализ (Зорина и др., 1991) показал, что он был преждевременным. Действительно, при трактовке результатов Д. Гиллан не рассматривал тот факт, что транзитивную серию составляют не непрерывно нарастающие по длине стимулы, как это было в исходной методике (Bryant, Trabasso, 1971), а дискретные множества. Между тем данные, приведенные нами выше, показали, что вороны и голуби могут выбирать стимул, связанный с большим числом единиц подкрепления, за счет сопоставления информации об их абсолютном числе, не прибегая к необходимому для транзитивного заключения сопо-
З.А. Зорина ставлению неравенств (Зорина и др., 1991). Таким образом, вопрос о способности животных к транзитивному заключению — весьма принципиальный для характеристики рассудочной деятельности животных — требует дополнительного изучения с помощью более адекватной методики. ЗАУЧИВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ СТИМУЛОВ НА ОСНОВЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Изучение этой формы явилось прямым следствием " языковых" экспериментов (Premack, 1986; Terrace, 1985) и в данном контексте рассматривается условно, постольку поскольку ее считают одной из предпосылок возникновения языка у человека. Выяснилось, что при обучении амслену обезьяны начинают спонтанно объединять по три—пять знаков в последовательности, во многих случаях отвечающей правилам английской грамматики. Первоначальная гипотеза о том, что тем самым выявлена способность приматов к пониманию основ синтаксиса, вызвала серьезные возражения (Ерахтин, 1990; Terrace, 1984, 1985) и было высказано предположение, что это явление имеет более простую основу. В связи с этим возникла необходимость проанализировать на более простых лабораторных моделях механизмы поведения животных при запоминании последовательностей стимулов. В результате анализа, проведенного пока только на голубях, было установлено, что в основе такого запоминания лежит не фиксация цепи связей стимулов и ответов, как это предполагалось бы с позиций бихевиоризма, а формирование иерархически организованных внутренних представлений о структуре последовательности, способность мысленно сгруппировать их и реорганизовать в " серийном порядке". Есть данные, что эта внутренняя реорганизация осуществляется у голубей таким же образом, как у высших приматов, хотя скорость обучения и сложность запоминаемых последовательностей могут быть меньше (Roitblat el al., 1987; Terrace, 1984, 1985). Продолжение исследований в этом направлении (в том числе и в сравнительном плане) может оказаться плодотворным для углубления наших представлений как о высшей нервной деятельности животных вообще, так, в частно- Элементарное мышление птиц и млекопитающш sCtti, и о механизмах, лежащих в основе ос-йения языков-посредников. ^^КЛЮЧЕНИЕ ; -к Приведенный нами краткий обзор свиде-; 1(|ьствует о многообразии форм высшей нерв- цой деятельности животных, которые можно фжсти к проявлениям элементарного мыш-'Мния. Несмотря на это многообразие, оче- •WWao, что все рассмотренные нами группы Ярвсяенческих актов имеют сходные механизмы, принципиально отличные от лежащих в «сиове обучения, и связанные с разными нами оперирования мысленными пред-лениями об условиях задачи. О сходстве [механизмов говорит, в частности, парал-iM в развитии разных видов рассудочной льности у представителей различных тактических групп. Так, врановые и прима-рв»уешают практически все виды задач, тогда ^КМС хищные млекопитающие во всех случаях •ушной мере отстают от приматов и по коли-лц? гвенным, и по качественным показателям, дюпуби решают лишь одну группу задач. р Изучение элементарного мышления живот- цх способствовало также ответу на вопрос о KN< с какими именно особенностями выс-: ЯЙ нервной деятельности связана столь слож-: «я форма коммуникативного поведения, как анпользование приматами языков-посредни-|Ц6. По мнению Д. Премака (Premack, 1986), ItiRMM относится способность " к сохранению nmih перцептивных образов-представлений для сформирования понятий, использование сим-Мяовдля обозначений предметов и явлений, |Мвкже способность к мысленной реоргани-^•Кии событий в серийном порядке". .^.Вместе с тем, изучение поведения прима-^ШЬ9 процессе овладения языками-посредника-|Г подтвердило и расширило данные об их ^•веобности к решению новых задач, к обоб-Жйнию, к использованию символов. Оно •послужило также основой для разработки 1]Щоянительных подходов к изучению мыш-ЦЙИня животных. •t-Наконец, приведенные данные о паралле-jwmc в развитии рассудочной деятельности |ЦЯии млекопитающих позволяют считать, что Мйщъзование языков-посредников попугаем 'siefppciberg, 1981) и приматами имеет не проезд внешнее сходство, но основано на сход- WX когнитивных процессах. Элементарное мышление птиц и млекопитающих.. ста, и о механизмах, лежащих в основе освоения языков-посредников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приведенный нами краткий обзор свидетельствует о многообразии форм высшей нервной деятельности животных, которые можно отнести к проявлениям элементарного мышления. Несмотря на это многообразие, очевидно, что все рассмотренные нами группы поведенческих актов имеют сходные механизмы, принципиально отличные от лежащих в основе обучения, и связанные с разными формами оперирования мысленными представлениями об условиях задачи. О сходстве этих механизмов говорит, в частности, параллелизм в развитии разных видов рассудочной деятельности у представителей различных таксономических групп. Так, врановые и приматы решают практически все виды задач, тогда как хищные млекопитающие во всех случаях в равной мере отстают от приматов и по количественным, и по качественным показателям, а голуби решают лишь одну группу задач. Изучение элементарного мышления животных способствовало также ответу на вопрос о том, с какими именно особенностями высшей нервной деятельности связана столь сложная форма коммуникативного поведения, как использование приматами языков-посредников. По мнению Д. Премака (Premack, 1986), к ним относится способность " к сохранению сети перцептивных образов-представлений для формирования понятий, использование символов для обозначений предметов и явлений, а также способность к мысленной реорганизации событий в серийном порядке". Вместе с тем, изучение поведения приматов в процессе овладения языками-посредниками подтвердило и расширило данные об их способности к решению новых задач, к обобщению, к использованию символов. Оно послужило также основой для разработки дополнительных подходов к изучению мышления животных. Наконец, приведенные данные о параллелизме в развитии рассудочной деятельности птиц и млекопитающих позволяют считать, что использование языков-посредников попугаем (Pepperberg, 1981) и приматами имеет не просто внешнее сходство, но основано на сходных когнитивных процессах. Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРОЙ КРЫСЫ* Как известно, серые крысы могут быстро и гибко перестраивать свое поведение, приспосабливаясь к существованию в сложной, предметно насыщенной антропогенной среде. Разнообразие и изменчивость экологических условий, в которых оказываются животные, влекут за собой необходимость установления многообразных и динамичных взаимосвязей со средой. Как происходит освоение крысами новых мест обитания и предметной обстановки, благодаря чему эти животные оказываются в состоянии быстро и тонко приспособиться к пространственно сложной и предметно насыщенной антропогенной среде, мы и попытаемся показать. Еще А.Н.Северцов (1922), подчеркивая решающую роль психики в поведении животных, приспосабливающихся к изменениям в окружающей среде, отмечал, что при быстрых изменениях выживают прежде всего " изобретатели новых форм поведения". Согласно современным представлениям о функциях и свойствах психического отражения животное не идет на поводу у внешних раздражителей, не отвечает на них стереотипными, не требующими коррекции двигательными реакциями. Оно действует на основе видового — передаваемого генетически — и индивидуального опыта встреч с внешним миром. Использование этого опыта в каждой конкретной ситуации — его отбор, сочетание, проверка, коррекция — происходит при активном участии самого животного, его психики. Исследованиями Н.А. Бернштейна (1947, 1966) показано, что гибкое, так называемое ситуативное при- * Мешкова Н.Н., Шутова М.И. Особенности психической деятельности серой крысы. // Новые материалы по биологии серой крысы. М.: Изд-во АН СССР, 1990. С. 11—88 (с сокр.).
способление, требуется даже при осуществлении сравнительно простых движений, например, при равномерном беге. Какие же свойства психического отражения делают возможным такое приспособление к каждой конкретной ситуации? Первое и ведущее — это адекватность отражения окружающей действительности. Психическое порождается в том процессе, с помощью которого животное вступает в практические контакты со средой, т.е. в процессе поведения, двигательной активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Непосредственные воздействия среды на пассивное животное не способны породить у него психическую форму отражения. Осуществляя практические контакты с окружающим миром, животное по необходимости подчиняет свою жизнедеятельность его свойствам, связям и отношениям. Так, движение животного вдоль преграды уподобляется ее " геометрии" и несет ее в себе; движение при прыжке — подчиняется объективной метрике среды, а выбор обходного пути — межпредметным отношениям. Этот процесс практического приспособления к предметной ситуации через уподобление собственного поведения ее конкретным особенностям и дает в результате адекватность психического отражения (Леонтьев, 1972). В нем, следовательно, представлены не сами по себе физические свойства, связи и отношения предметной среды, а опыт деятельности животного в ней. Например, отражать предмет тяжелым — значит ощущать его сопротивление перемещению. Адекватность отражения проверяется, подтверждается и, если необходимо, корректируется " животной практикой", т.е. последующей жизнедеятельностью животного в этой или сходной предметной ситуации, а также и самим процессом эволюции. Для того, чтобы выполнить свою функцию и обеспечить приспособление животного к конкретным обстоятельствам, в которых оно оказывается, а в итоге и выживание, отражение этих обстоятельств должно быть объективно верным. В противном случае неадекватность отражения просто привела бы к биологическому исчезновению данного вида (Величковский, Зин-ченко, 1979). Другое свойство психического — его опережающий характер. В каждый момент времени психическое отражение опережает реальное течение событий, с определенной степенью вероятности предвосхищает будущее. Благодаря этому животное подготавливается к Особенности психической деятельности серой крысы 85 предстоящим событиям и с учетом этих собы-тий корректируется его текущее поведение. Значение опережающего характера психического отражения для осуществления его при-способительной функции трудно переоценить. не менее значимо еще одно свойство — изби-'рательность. В каждый момент времени живот-ное наиболее отчетливо воспринимает то, на, что направлена его активность, а также все.новое, необычное, т.е. отражает то, что слу- -Дбит или может служить гибкому ситуативному приспособлению (Вилюнас, 1986). . Функционирование психического отраже-. ния и его приспособительную роль в поведе-.иии животного можно правильно понять при условии представления о нем как об изначаль-«но целостном и непрерывно существующем.[Образовании. Образ мира, образ среды — цен-/фальная инстанция, предваряющая любое чув-, -СТвенное впечатление (Леонтьев, 1979; Смирнов, 1981, 1985; Запорожец, Зинченко, 1982).эН обеспечивающая регуляцию поведения в из-1Иенчивых ситуациях среды. В каждой конкретной предметной ситуации, в которой оказывается животное, происходит, во-первых, иЧпуализация той или иной части уже имеющегося образа мира, а во-вторых, уточняет-г^Я, исправляется или даже радикально аВерестраивается актуализированная часть об-^уазамира в целом (Смирнов, 1981). А посколь- - тW(! OДePжaниe образа конкретной ситуации оп-, сселяется опытом деятельности самого t^loiBOTHoro (см. выше), то актуализация части HWOro опыта в знакомой ему ситуации и обеспечивает адекватное поведение в ней. Bj^i; Особая роль отводится ориентировочно-рЧмВселедовательской деятельности. Последняя; рассматривается как деятельность, причиной появления которой служит нарушение ориентировки животного в ситуации на основе психического образа, т.е. когда ситуация не узнается или узнается неполностью из-за возникшей новизны, и животное не может сразу действовать в соответствии с ее объективно существующими особенностями (Гальперин, 1976). - Ориентировочно-исследовательская Деятель-1, ность направлена на анализ этой ситуации, выяснение значения ее компонентов, пере-, стройку поведения в соответствии с новой ситуацией, т.е. на формирование психического образа данной ситуации и того, что в сложившихся обстоятельствах должно быть сделано (Запорожец, 1960). Согласно данной концеп-,; ции, этот вид ответа на новизну ситуации за-t нимает совершенно определенное место в опосредованной психическим отражением по
вседневной жизнедеятельности животного и представляет собой целостную приспособительную деятельность. Функция последней заключается не просто в ознакомлении с новым окружением и в получении о нем информации, которая может пригодиться животному в будущем, как это нередко считают (Thorpe, 1956; Berlyne, 1960; Barnett, Cowan, 1976). Прежде всего, ее функция в срочном приспособлении к конкретной обстановке, в обеспечении адекватного ее особенностям поведения через формирование психического образа именно этой ситуации и, как следствие, происходит обогащение, уточнение, дополнение образа мира в целом. В соответствии с изложенными представлениями о приспособительном значении психики, а также о природе взаимосвязи психики и поведения мы и будем в дальнейшем рассматривать особенности психической деятельности серой крысы. Вслед за К. Э. Фабри (1976) мы, говоря о психической деятельности животного, имеем в виду весь комплекс проявления поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Для крысдобитающих в довольно часто изменяющейся '(в результате деятельности человека) и богатой различными предметами антропогенной среде, ситуации новизны — не редкость. К тому же, если иметь в виду си-нантропных грызунов, то человек целенаправленно изменяет обстановку в местах их обитания в связи с мероприятиями по ограничению их численности. Раскладывается отравленная приманка, расставляются капканы, различные приспособления, препятствующие доступу крыс и мышей к продуктам и т.п. Мы рассмотрим поведение пасюков в ситуациях новизны и попытаемся на этих начальных этапах приспособления к конкретным особенностям ситуаций проследить действие механизмов психической регуляции. Любое неожиданное для крысы изменение знакомой ситуации, в которой она находится, вызывает первичный ответ на новизну. Внешне он выражается в хотя бы очень кратковременной остановке предшествовавшей деятельности, ориентировке животного в том направлении, где произошло изменение. Причиной первичного ответа служит рассогласование между образом ситуации в момент, непосредственно предшествовавший неожиданному изменению, и наличным чувственным впечатлением от изменившейся ситуации до его актуализации в образе, т.е. до его узна- Особенности психической деятельности серой крысы предстоящим событиям и с учетом этих событий корректируется его текущее поведение. Значение опережающего характера психического отражения для осуществления его при-способительной функции трудно переоценить. Не менее значимо еще одно свойство — избирательность. В каждый момент времени животное наиболее отчетливо воспринимает то, на что направлена его активность, а также все новое, необычное, т.е. отражает то, что служит или может служить гибкому ситуативному приспособлению (Вилюнас, 1986). Функционирование психического отражения и его приспособительную роль в поведении животного можно правильно понять при условии представления о нем как об изначально целостном и непрерывно существующем образовании. Образ мира, образ среды — центральная инстанция, предваряющая любое чувственное впечатление (Леонтьев, 1979; Смирнов, 1981, 1985; Запорожец, Зинченко, 1982) и обеспечивающая регуляцию поведения в изменчивые ситуациях среды. В каждой конкрет-ной пралмстноМ смгу^шим, s *4nyxvf окязы- 1ется животное, происходит, во-первых, туализация той или иной части уже имею-егося образа мира, а во-вторых, уточняет-[, исправляется или даже радикально; рестраивается актуализированная часть об-за мира в целом (Смирнов, 1981). А посколь-содержание образа конкретной ситуации оп-яеляется опытом деятельности самого рвотного (см. выше), то актуализация части ото опыта в знакомой ему ситуации и обес-чивает адекватное поведение в ней. Особая роль отводится ориентировочно-следовательской деятельности. Последняя осматривается как деятельность, причиной явления которой служит нарушение ориен-ровки животного в ситуации на основе пси-ческого образа, т.е. когда ситуация не узнает-иди узнается неполностью из-за возникшей визны, и животное не может сразу действо-гь в соответствии с ее объективно существу-цими особенностями (Гальперин, 1976). > иентировочно-исследовательская деятель-сть направлена на анализ этой ситуации, лснение значения ее компонентов, пере-эойку поведения в соответствии с новой си-щией, т.е. на формирование психического раза данной ситуации и того, что в сложив-1хся обстоятельствах должно быть сделано шорожец, 1960). Согласно данной концеп-и, этот вид ответа на новизну ситуации замает совершенно определенное место в осредованной психическим отражением по
вседневной жизнедеятельности животного и представляет собой целостную приспособительную деятельность. Функция последней заключается не просто в ознакомлении с новым окружением и в получении о нем информации, которая может пригодиться животному в будущем, как это нередко считают (Thorpe, 1956; Berlyne, 1960; Barnett, Cowan, 1976). Прежде всего, ее функция в срочном приспособлении к конкретной обстановке, в обеспечении адекватного ее особенностям поведения через формирование психического образа именно этой ситуации и, как следствие, происходит обогащение, уточнение, дополнение образа мира в целом. В соответствии с изложенными представлениями о приспособительном значении психики, а также о природе взаимосвязи психики и поведения мы и будем в дальнейшем рассматривать особенности психической деятельности серой крысы. Вслед за К. Э. Фабри (1976) мы, говоря о психической деятельности животного, имеем в виду весь комплекс про- »ftWHUf iMvw-auww -v ллсллхюкл/, itwsMsusy луу? - цесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Для крыс, \ обитающих в довольно часто изменяющейся < в результате деятельности человека) и богатой различными предметами антропогенной среде, ситуации новизны — не редкость. К тому же, если иметь в виду си-нантропных грызунов, то человек целенаправленно изменяет обстановку в местах их обитания в связи с мероприятиями по ограничению их численности. Раскладывается отравленная приманка, расставляются капканы, различные приспособления, препятствующие доступу крыс и мышей к продуктам и т.п. Мы рассмотрим поведение пасюков в ситуациях новизны и попытаемся на этих начальных этапах приспособления к конкретным особенностям ситуаций проследить действие механизмов психической регуляции. Любое неожиданное для крысы изменение знакомой ситуации, в которой она находится, вызывает первичный ответ на новизну. Внешне он выражается в хотя бы очень кратковременной остановке предшествовавшей деятельности, ориентировке животного в том направлении, где произошло изменение. Причиной первичного ответа служит рассогласование между образом ситуации в момент, непосредственно предшествовавший неожиданному изменению, и наличным чувственным впечатлением от изменившейся ситуации до его актуализации в образе, т.е. до его узна- Особенности психической деятельности серой крысы 85 предстоящим событиям и с учетом этих событий корректируется его текущее поведение. Значение опережающего характера психического отражения для осуществления его при-способительной функции трудно переоценить. Не менее значимо еще одно свойство — избирательность. В каждый момент времени животное наиболее отчетливо воспринимает то, на что направлена его активность, а также все новое, необычное, т.е. отражает то, что служит или может служить гибкому ситуативному приспособлению (Вилюнас, 1986). Функционирование психического отражения и его приспособительную роль в поведении животного можно правильно понять при условии представления о нем как об изначально целостном и непрерывно существующем образовании. Образ мира, образ среды — центральная инстанция, предваряющая любое чувственное впечатление (Леонтьев, 1979; Смирнов, 1981, 1985; Запорожец, Зинченко, 1982) и обеспечивающая регуляцию поведения в изменчивых ситуациях среды. В каждой конкретной предметной ситуации, в которой оказывается животное, происходит, во-первых, актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира, а во-вторых, уточняется, исправляется или даже радикально перестраивается актуализированная часть образа мира в целом (Смирнов, 1981). А поскольку содержание образа конкретной ситуации определяется опытом деятельности самого животного (см. выше), то актуализация части этого опыта в знакомой ему ситуации и обеспечивает адекватное поведение в ней. Особая роль отводится ориентировочно-исследовательской деятельности. Последняя рассматривается как деятельность, причиной появления которой служит нарушение ориентировки животного в ситуации на основе психического образа, т.е. когда ситуация не узнается или узнается неполностью из-за возникшей новизны, и животное не может сразу действовать в соответствии с ее объективно существующими особенностями (Гальперин, 1976). Ориентировочно-исследовательская деятельность направлена на анализ этой ситуации, выяснение значения ее компонентов, перестройку поведения в соответствии с новой ситуацией, т.е. на формирование психического образа данной ситуации и того, что в сложившихся обстоятельствах должно быть сделано (Запорожец, 1960). Согласно данной концепции, этот вид ответа на новизну ситуации занимает совершенно определенное место в опосредованной психическим отражением по вседневной жизнедеятельности животного и представляет собой целостную приспособительную деятельность. Функция последней заключается не просто в ознакомлении с новым окружением и в получении о нем информации, которая может пригодиться животному в будущем, как это нередко считают (Thorpe, 1956; Berlyne, 1960; Barnett, Cowan, 1976). Прежде всего, ее функция в срочном приспособлении к конкретной обстановке, в обеспечении адекватного ее особенностям поведения через формирование психического образа именно этой ситуации и, как следствие, происходит обогащение, уточнение, дополнение образа мира в целом. В соответствии с изложенными представлениями о приспособительном значении психики, а также о природе взаимосвязи психики и поведения мы и будем в дальнейшем рассматривать особенности психической деятельности серой крысы. Вслед за К. Э. Фабри (1976) мы, говоря о психической деятельности животного, имеем в виду весь комплекс проявления поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Для крыс, \ обитающих в довольно часто изменяющейся < в результате деятельности человека) и богатой различными предметами антропогенной среде, ситуации новизны — не редкость. К тому же, если иметь в виду си-нантропных грызунов, то человек целенаправленно изменяет обстановку в местах их обитания в связи с мероприятиями по ограничению их численности. Раскладывается отравленная приманка, расставляются капканы, различные приспособления, препятствующие доступу крыс и мышей к продуктам и т.п. Мы рассмотрим поведение пасюков в ситуациях новизны и попытаемся на этих начальных этапах приспособления к конкретным особенностям ситуаций проследить действие механизмов психической регуляции. Любое неожиданное для крысы изменение знакомой ситуации, в которой она находится, вызывает первичный ответ на новизну. Внешне он выражается в хотя бы очень кратковременной остановке предшествовавшей деятельности, ориентировке животного в том направлении, где произошло изменение. Причиной первичного ответа служит рассогласование между образом ситуации в момент, непосредственно предшествовавший неожиданному изменению, и наличным чувственным впечатлением от изменившейся ситуации до его актуализации в образе, т.е. до его узна- вания (Мешкова, 1983). Как только рассогласование произошло, развертывается сложнейшая динамика нервных процессов, лежащих в основе актуализации чувственных впечатлений от изменившейся ситуации. В это время может возникать дополнительная задача локализации в пространстве произошедшего изменения, связанная с переориентацией дистантных органов чувств. Крысы принимают пространственные ориентировочные стойки, принюхиваются, прислушиваются. Классифицировать и описать ситуации, в которых возникает первичный ответ на новизну, не представляется возможным, поскольку любое событие, не представленное в образе (опережающий характер психического отражения!), может вызвать его, будь то появление нового предмета на знакомой территории, или неожиданный громкий писк другой крысы. В дальнейшем развитии событий можно выделить два варианта. В первом — чувственное впечатление от изменившейся ситуации находит свое место в имеющемся образе мира и ситуация " открывается" животному, то есть оно узнает предмет или событие, вызвавшие изменение, по поводу которых у него имеется конкретный или обобщенный индивидуальный чувственно-двигательный опыт. Этот процесс узнавания отдельных предметов, событий, обстановки есть не что иное как проявление элементарного мышления животных — " наипростейшая форма мысли" (Сеченов, 1947, с. 384). В случае узнавания следует ожидать, в зависимости от характера произошедшего изменения и, соответственно, того, как оно представлено в образе ситуации и, следовательно, оценено животным, либо возврат к прерванной деятельности, либо быструю, основанную на резервах образа мира перестройку поведения в соответствии с конкретными особенностями изменившейся ситуации. Подробно останавливаться на этом варианте реагирования серых крыс на неожиданное изменение не имеет смысла, поскольку может быть бесчисленное множество возможных поведенческих ответов. Например, неожиданный громкий писк другой крысы после того, как произойдет узнавание и оценка этого события, может вызвать преследование и нападение на эту крысу (если пищал зашедший на территорию чужой самец), либо возврат к прерванной деятельности (если это была самка, конфликтовавшая с другой самкой из этой же группировки, что и самец), либо убегание в нору (если пищала крыса, попавшая в капкан) и т.д.
|