Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Цели и задачи изучения дисциплиныСтр 1 из 98Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА Учебно-методическое пособие Автор-составитель: Е.И.Самарцева Специальность: 020800 «Историко-архивоведение» Форма обучения – очная Тула 2004 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Создававшаяся много веков подряд мировая сеть архивов и архивных учреждений составляет ныне одну из основ информационного общества. Информационное воздействие на государство, общество, гражданина сейчас более эффективно и экономично. Информация становится реальной силой. Характерной особенностью современного периода развития российского общества является интенсивное преобразование информационной сферы России, и особенно такой ее составляющей как Архивный фонд РФ. Это обусловлено не только широким внедрением в жизнь современных средств связи, вычислительной техники, систем телекоммуникаций, но и проводимыми политическими и социально-экономическими преобразованиями, интеграцией России в мировое сообщество. В стране впервые провозглашены информационные права и свободы, в соответствии с которыми каждый имеет право на свободный поиск, получение, производство, распространение и использование информации, в том числе и ретроспективной документной информации, документы являются основным объектом, на изучение которого и ориентирована в значительной мере образовательная программа по историко-архивоведению. В основу современной образовательной модели историка-архивиста положено несколько основополагающих принципов: синтез гуманитарного, естественнонаучного и специального знания; использование достижений, передовых информационных технологий. Основная цель образовательной программы – подготовка специалиста владеющего современными и перспективными принципами, методами и средствами планирования, организации деятельности, направленной на формирование, сохранение и использование в интересах общества документальной информации как одной из важнейших составляющих социальной памяти, а также обеспечивающего национальную безопасность в сфере информационно-архивных ресурсов.»
(Из концепции профессиональной образовательной программы по специальности.) В примерной программе дисциплины «Историческая эвристика», включенной в федеральный компонент цикла ДС ГОС ВПО по специальности 020800 «Историко-архивоведение» (авторы: А.О. Астапович, В.Н. Гульчинский, Р.Б. Казаков, Л.Н. Простоволосова – Российский государственный гуманитарный университет) подчеркивается: «Курс «Историческая эвристика» представляет собой взаимосвязанный комплекс базовых знаний и необходимых практических навыков информационно-документационной деятельности в сфере социальных и гуманитарных наук. Необходимость курса обусловлена современной стратегией университетского образования, направленной на усвоение студентами всего многообразия социокультурной информации: от традиционных форм источников и литературы, до дистанционного обучения с выходом в Интернет». Изучение курса «Историческая эвристика» в Тульском государственном университете позволяет помимо основных компонентов дисциплины уделить определенное внимание историко-краеведческим аспектам, в частности, познакомить студентов с основными направлениями деятельности Тульской областной универсальной научной библиотеки, Государственного архива Тульской области, Областного Центра новых информационных технологий и т.д. I. Цели и задачи изучения дисциплины
Цели курса: - способствовать формированию у студентов всестороннего понимания особенностей создания, распространения и выявления источников информации по социально-гуманитарным наукам, позволяющим ориентироваться в информационном пространстве при решении конкретных научно-исследовательских задач; - предопределить основы и пути дальнейшего совершенствования полноценной информационной культуры современного специалиста.
Задачи курса: - обосновать основные принципы организации, хранения, обработки и поиска источников информации по социально-гуманитарным наукам в России и других странах мира; - ознакомить с базовыми понятиями, применяемыми в информационно-документационной деятельности; - дать характеристику основным видам источников текущей и ретроспективной информации; - охарактеризовать основные пути поиска источников информации по социально-гуманитарным наукам в России и за рубежом; - научить использовать извлеченные сведения в научных и научно-практических целях; - ознакомить с основными законодательными и нормативными актами, методическими разработками, учебной, научной и справочно-библиографической литературой по информационно-документационной деятельности; - предложить необходимые сведения о работе современных информационных центров.
II. Содержание дисциплины
|