Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. При изучении этой темы необходимо обратить внимание на то, что во второй половине XVIII века в развитии керамического производства Гжели произошёл
При изучении этой темы необходимо обратить внимание на то, что во второй половине XVIII века в развитии керамического производства Гжели произошёл существенный скачок. Он был связан с деятельностью первой русской ценинной фабрики А.К. Гребенщикова. Тесные связи А.К. Гребенщикова с Гжелью, откуда он возил глину и нанимал рабочих, способствовали проникновению в подмосковный гончарный район майолики. Гжельские керамисты, позаимствовав у Гребенщикова технологические основы производства, усовершенствовали его и нашли целый ряд новых самостоятельных решений. В период расцвета (1770 – 1780-е гг.) производилась майолика с многоцветной росписью по белой эмали, выпускалась разнообразная посуда: супницы, кружки, тарелки, блюда, кувшины. Гжельцы создали самобытный стиль майоликовых изделий. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом – кумганов и квасников. Излюбленными мотивами росписи были сказочные архитектурные пейзажи, невиданные цветы и травы, фантастические птицы и звери. Многие гжельские сосуды, в первую очередь квасники и кумганы, украшены скульптурой. На рубеже XVIII – XIX веков майолику стал вытеснять модный сине-белый английский фаянс. Для более полного и качественного усвоения материала темы студентам необходимо ответить на приведенные ниже вопросы. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Когда была освоена гончарами Гжели техника изготовления поливной посуды? 2. «Ценинная» посуда. Происхождение названия. 3. Когда и кем была открыта в России первая майоликовая мануфактура? 4. Чем было обусловлено появление майоликовой мануфактуры? 5. Что связывало А.К. Гребенщикова с Гжелью? 6. В чем заключалась деятельность А.К. Гребенщикова и Д.И. Виноградова в Гжельской волости в середине XVIII в.? 7. Что способствовало появлению первых майоликовых мастерских в Гжели в середине XVIII в.? 8. Какие социокультурные изменения в стране, а также в политике государства обусловили появление и развитие майоликовых производств в Гжели во 2-й половине XVIII в.? 9. Что представляли собой гжельские майоликовые заводы 2-й половины XVIII в. по форме производства? 10. Какие виды кувшинов изготавливались в Гжели в конце XVIII в.? 11. В чем заключается своеобразие гжельских майоликовых изделий? 12. Подробно опишите гжельские майоликовые кувшин, квасник, кумган (ведущие мотивы в декоре, основные цвета, форма). 13. Расскажите об ассортименте майоликовых изделий конца XVIII в. 14. Как повлиял рост производства майоликовой посуды в Гжели в середине XVIII в. на быт русского провинциального дворянства? 15. Назовите факторы, обусловившие сокращение производства и, впоследствии, закрытие завода А.К. Гребенщикова? Основная литература: [1 – 4]. Дополнительная литература: [1, 7, 12, 17, 21, 22]. РАЗДЕЛ 2. Керамика Гжели как художественно-эстетический феномен
|