Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. При изучении этой темы обратите внимание на то, что с наступлением неблагоприятных производственных и экономических условий стал стремительно падать уровень
При изучении этой темы обратите внимание на то, что с наступлением неблагоприятных производственных и экономических условий стал стремительно падать уровень мастерства в гжельской керамике. По своим художественным качествам продукция Гжели вскоре снизошла до уровня ремесленной. В тот же период в Гжели начали производить полуфаянс, который стал переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Немалый успех промыслу принесли изделия завода Тереховых и Киселёва, т.н. «бронзовый товар». Наряду с производством полуфаянса Гжель освоила тонкий фаянс и фарфор, выпуском которых занимались как многочисленные крестьянские заводы, так и крупные предприятия богатых купцов, выходцев из крестьян. Заводы Барминых, Храпуновых, Новых, Гулиных, Жадиных имели широкий ассортимент посуды и скульптуры. В конце XIX века Гжель переживала период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы Корниловых, Кузнецовых. Не выдерживая конкуренции, закрывались заводы Гжели. На рубеже XX века они были почти ликвидированы. Для более полного и качественного усвоения материала темы студентам необходимо ответить на приведенные ниже вопросы. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Расскажите о разделении крестьянского населения Гжели на социальные группы в начале XIX в. 2. В чем заключается особенность декорирования гжельских майоликовых изделий? 3. Чем отличается мануфактура Тереховых и А.Л.Киселева от других аналогичных мануфактур? 4. Что нового внес А.Л.Киселев в керамическое производство? 5. Какое значение для развития керамического производства Гжели имел контроль Департамента уделов за работой мануфактуры Тереховых и А.Л.Киселева? 6. Назовите владельцев наиболее крупных майоликовых заводов. 7. Как происходила организация кустарного гончарного производства в 1860 – 1870-х годах? 8. Почему было введено преподавание рисования в Гжельском и Турыгинском училищах в начале 1880-х годов? 9. Каковы важнейшие открытия Г.В. Монахова в области керамического производства? 10. Какова роль Строгановского художественно-промышленного училища в развитии художественного образования в Гжели? 11. Характер развития фарфорово-фаянсовой промышленности России (Гжели) во второй половине ХIХ века. 12. Монополизация фарфорово-фаянсовой промышленности России «Товариществом М.С.Кузнецова». 13. Как повлияла политика государства на развитие керамического производства в Гжели? 14. Какова роль администрации Удельного ведомства в развитии производства фаянса в Гжели? 15. Назовите правительственные указы (нач. ХIХ в.), способствующие развитию отечественной фарфорово-фаянсовой промышленности. 16. К чему привела во второй половине ХIХ века механизация фарфорово-фаянсового производства? 17. Назовите крупные фарфорово-фаянсовые мануфактуры Гжели (середины ХIХ в.). 18. Какова основная тенденция развития Гжельского керамического промысла во второй половине ХIХ века? 19. С какой целью администрация Удельного ведомства в 1801 году послала крестьян из Гжельской волости в Санкт-Петербург? 20. Что определило выбор цветового решения в росписи гжельского фаянса? 21. Что обусловило в первой половине XIX века смену стилей гжельских изделий? 22. Какую роль играли попечительство и благотворительность в истории гжельского художественного промысла? Основная литература: [1 – 4]. Дополнительная литература: [1, 5 – 8, 13, 14, 22].
|