Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
При изучении данной темы необходимо отметить, что по утверждениям специалистов Т.С. Дунашова – тонкий живописец, ей нет равных. Ее кисть творит подлинное волшебство. Она любит писать пейзажи, цветочные композиции, т.н. «ситчик». В 1964 году в Гжели стала работать З.В. Окулова – разносторонний мастер, увлеченно работающий над созданием и посудных форм и скульптуры, одновременно демонстрирующий свои богатые живописные возможности. В 1972 году, переломном в жизни промысла, было организовано производственное объединение «Гжель», вобравшее в себя несколько небольших самостоятельных предприятий Гжельского района. С каждым годом росло творческое и исполнительское мастерство создателей фарфоровых изделий. Значительно оживилась творческая деятельность мастеров – исполнителей. Достижения промысла связаны и с именами А.Н. Федотова, В.А. Петрова, В.С. Кустарева, В.В. Неплюева и многих других талантливых художников. Для более полного и качественного усвоения материала темы студентам необходимо ответить на приведенные ниже вопросы. Вопросы для самостоятельной работы 1. Как происходила организация производственного объединения «Гжель»? 2. В чем заключается самобытность работ З.В. Окуловой? 3. Что общего в работах Т.С. Дунашовой и А.Н. Федотова? 4. Чем отличается скульптура Г.В. Денисова от скульптурных работ В.В. Неплюева? 5. Каковы основные методы декорирования гжельских изделий в настоящее время? 6. В чем состоит преемственность традиций гжельского керамического промысла? 7. В чем различие понятий «народная художественная культура» и «народное художественное творчество»? 8. Какую роль играет народное художественное творчество в жизни людей? 9. Назовите ключевые понятия, раскрывающие сущность народного художественного промысла? 10. Что называют «народной художественной культурой» и в чем ее сущность? 11. Что представляет собой народный художественный промысел «Гжель» в 1980-х годах? 12. Что нового дает изучение истории и искусства Гжели для понимания отечественной культуры и культуры других стран? Основная литература: [1 – 4] Дополнительная литература: [2, 3, 9 – 11, 19, 23]. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1. Гжельский народный художественный промысел как феномен народной художественной культуры. 2. Понятие «народный художественный промысел» и необходимые условия для его формирования. 3. Понятие «керамика». Характеристика основных технологических видов керамики. 4. Гжель как один из старинных центров русского народного керамического производства. 5. Коллективный характер народного творчества. 6. Фундаментальные научные труды по истории и искусству Гжели. 7. Заселение и хозяйственное освоение восточного Подмосковья (Гжели) в конце ХIII века. 8. Географические и исторические факторы, обусловившие возникновение гончарного промысла Гжели. 9. Этапы становления и развития гжельского художественного промысла. 10. Гжельский керамический район в XV – XVI вв. Развитие гжельского керамического района в XVII в. Аптекарский приказ. 11. Деятельность А.К. Гребенщикова и Д.И. Виноградова в середине XVIII в. Значение результатов их деятельности в развитии керамического производства в России. 12. Завод А.К. Гребенщикова. Характеристика ассортимента выпускаемых керамических изделий. 13. Майоликовые заводы в Гжели XVIII в. Возникновение и развитие майоликовых производств. 14. Гжельская майолика XVIII века. Своеобразие форм. 15. Гжельская майолика XVIII века. Ведущие мотивы и основные цвета в росписи изделий. 16. Закрытие завода А.К. Гребенщикова. Основные причины гибели майоликового производства. 17. Гжельская майолика XVIII века – самостоятельное художественное явление. 18. Ввоз тонкого английского фаянса в Россию. Распространение фаянса и его влияние на развитие керамического производства Гжели. 19. Производственная деятельность майоликовых мастерских и фарфорофаянсовых мануфактур в XVIII – XIX веках. 20. Скульптурный декор гжельских кумганов и квасников. 21. Гжельский полуфаянс и фаянс. Ассортимент. Основные виды декорирования изделий. 22. Своеобразие и художественно-образная система гжельских полуфаянсовых изделий XIX века. 23. Традиционная техника изготовления гжельских керамических изделий. 24. Самобытность гжельского фаянса. 25. Мануфактура братьев Ф.Н. и П.Н. Тереховых и А.Л. Киселева. 26. «Бронзовые» изделия А.Л. Киселева. Технология изготовления. Ассортимент. 27. Процессы проникновения отдельных элементов росписи и специфических техник обработки керамических изделий. 28. Политика правительства России в первой половине XIX века и её влияние на развитие фарфорофаянсового производства. 29. Ассортимент и виды декорирования гжельских фарфоровых и фаянсовых изделий в ХIХ веке. 30. Характер развития фарфорофаянсового производства в Гжели в XIX веке. 31. Реформа 1861г. Развитие экономики России во второй половине XIX в. Развитие фарфоровой промышленности в Гжели во второй половине XIX в. 32. Мануфактуры и фабрики Гжельского керамического района во второй половине XIX века. 33. Благотворительность как одно из явлений социокультурного развития Гжели. 34. Гибель ряда, художественных производств в Гжели в конце XIX результат промышленного кризиса в России. 35. «Товарищество М.С.Кузнецова». 36. Г.В.Монахов и его творческая деятельность. 37. М.С. Кузнецов и его наследие. 38. Гжельский керамический район в период 1900-1917гг. 39. Особенности развития гжельского художественного промысла после Октябрьской революции 1917г. 40. Возрождение гжельского художественного промысла в условиях НЭПа. 41. Народное искусство Гжели в условиях коллективизации (30-е гг. ХХ в.) 42. Исследовательская деятельность А.Б. Салтыкова. 43. Роль А.Б. Салтыкова и Н.И. Бессарабовой в истории возрождения гжельского искусства. 44. Творчество Л.П.Азаровой. 45. Выдающиеся мастера гжельского художественного промысла. 46. Характеристика видов керамического производства Гжельского района. 47. Особенности художественной системы промысла Гжели (излюбленные темы, цвет, композиция, образы, связь с природой). 48. Деятельность музеев по сохранению, изучению и популяризации искусства Гжели. Характеристика наиболее крупных музейных коллекций керамики Гжели. 49. Основные направления Государственной образовательной и культурной политики России по сохранению и развитию традиционных народных художественных промыслов. 50. Актуальные проблемы сохранения и развития традиций народной художественной культуры. 51. Роль и место гжельского художественного промысла в народной художественной культуре России. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Григорьева Н.С, Дулькина Т.И. Керамика Гжели XVIII – XIX веков.- Л., 1988. 2. Истоки. Сборник авторских публикаций из жизни народного художественного промысла «Гжель». – М., 1996. 3. Логинов В.М., Скальский Ю.П. И ваши дни благословенны. – М., 2001. 4. Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка Гжель. – М., 1994 г. Дополнительная литература 1. Аверьянова М. Г. Край Раменский. – М., 1995. 2. Аграновская М. Возрождение многоцветной Гжели // Декоративное искусство СССР, 1985, №1. 3. Астраханцева Т.Л. Молодые скульпторы Гжели // Художник, 1985, №7. 4. Григорьева Н.С. Мастера современной Гжели. – Л., 1976. 5. Дулькина Т.И. Становление, развитие и художественное своеобразие фаянса Гжели XIX века. – М., 1979. 6. Дулькина Т.И. Полуфаянсовые кувшины Гжели // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1982. – М., 1984. 7. Логинов В.М. Новь Древней Гжели. – М., 1986. 8. Мозжухина Т.А. Фарфор заводов Гжели. // Русский фарфор. – М., 1995. 9. Мусина Р. Пластика Гжели // Декоративное искусство СССР. 1984, №7. 10. Народное искусство России в современной культуре. Авт.-сост. и научный редактор Некрасова М.А. – М., 2003. 11. Народная художественная культура: Учебник. / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М., 2000. 12. Полюлях А.А. К вопросу о производстве в Гжели белоглиняной керамики// Археологические памятники Москвы и Подмосковья. Тр. МИГМ. Вып.10.-М., 2000. 13. Полюлях А.А. Майоликовые фигурки гжельских заводов (из археологических коллекций Музея история города Москвы) // Археологическое изучение Подмосковья. Т.2. ИА РАН. М., 2004. 14. Полюлях А.А. Новые материалы о фаянсовом производстве завода Гулиных // Труды ГИМ. – М., 2004. 15. Полюлях А.А. Тенденции развития гжельского керамического района в 1920-начале 1930-х годов // Н.И. Троцкий и современные исследования историко-культурного наследия Центральной России. Сб. статей, Т.2. – Тула, 2002. 16. Попова О.С. Русская народная керамика. – М., 1957. 17. Салтыков А.Б. Майолика Гжели. – М., 1956. 18. Салтыков А.Б. Избранные труды. – М., 1962. 19. Соловьева Л. Жизнь традиции: Гжель // Декоративное искусство СССР, 1982, № 1. 20. Хохлова Е.Н. Современный гжельский фарфор // Искусство художественной промышленности на современном этапе. – М., 1982. 21. Художественная керамика Гжели и Скопина. Каталог. Авт. – сост. Н.С. Григорьева. – Л., 1987. 22. Якимчук Н.А. Искусство Гжели. – М., 1985. 23. Якимчук Н.А. О возрождении искусства Гжельской керамики // Сб. трудов НИИХП «Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов». – М., 1985.
|