Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Госдума делает робкие попытки восстановить контроль над деятельностью правительства
После отчета правительства по антикризисному плану в нижней палате в очередной раз вспыхнули разговоры о необходимости усиления парламентского контроля. По мнению единороссов, реализацию мер по противодействию кризису никто не контролирует. С этим согласны и представители парламентских оппозиционных партий, правда, полагают они, в нынешней политической ситуации эффективное наблюдение за правительством со стороны парламента невозможно. Эксперты же связывают рост депутатской потребности в критике кабинета министров не только с кризисом, но и с грядущими выборами в Госдуму. Депутаты Госдумы намерены добиваться усиления ответственности правительства за невыполнение антикризисного плана. Так, по словам члена комитета по экономической политике единоросса Елены Паниной, реализацию мер " практически никто не контролирует" так, как это должно быть в кризисное время. Напомним, что на прошлой неделе кабинет министров в лице первого зампредседателя правительства Игоря Шувалова и глава Центробанка Эльвира Набиуллина отчитались перед депутатами о выполнении антикризисного плана в первом полугодии 2015 года. С их слов, предпринятые меры оказались вполне эффективными: удалось остановить негативные явления в финансовом секторе и на рынке труда, инфляция обуздана, промышленность начала выздоравливать, а банки адаптировались к новым условиям и могут наращивать кредитование экономики. Однако ни Счетная палата, ни депутаты оптимизм представителей кабинета министров не разделили. Как констатировала глава Счетной палаты Татьяна Голикова, из 60 пунктов плана выполнено лишь 17 пунктов, еще 21 выполнен частично, а 22 не реализованы вовсе. После чего парламентарии задались вопросом: а кто собственно будет нести ответственность за сбои в выполнении плана? " Я задавал вопрос Шувалову, кто несет персональную ответственность за срыв антикризисного плана? В ответ - тишина. Счетная палата критикует - и тоже никакой реакции. Но реализацию же кто-то должен контролировать, сегодня же выполнение плана не контролирует никто", - сказал " НИ" замруководителя фракции " Справедливая Россия" Александр Бурков. В начале октябре о необходимости усиления парламентского контроля за эффективностью расходования бюджетных средств говорил на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым и председатель думского комитета по бюджету и налогам единоросс Андрей Макаров. А его заместитель, коммунист Виктор Коломейцев, на пленарном заседании и вовсе потребовал " в правительстве порку устроить" по исполнению антикризисных мер. " Усиление парламентского контроля за исполнением бюджета и изменениями в бюджете - тема довольно старая и регулярно возникающая в Думе. Особенно в кризисные периоды, когда бюджет меняется гораздо чаще, чем в спокойные времена. Но полноценный парламентский контроль над бюджетом пока невозможен из-за особенностей нашего законодательства: отсутствия влияния парламента на формирование правительства", - отметила " НИ" доцент кафедры госуправления Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. Она напомнила, что после бюджетной реформы 2006-2008 годов у Думы значительно сократились полномочия по контролю за перемещением средств как между статьями бюджета, так и внутри статей. И естественно, что депутаты сейчас желают свое влияние в этом вопросе вернуть. " Борьба за это идет как в публичном, так и непубличном поле. Например, в конце весенней сессии была думская поправка о постоянной бюджетной комиссии, которая бы заседала в межсессионный период и рассматривала изменения в бюджете. Дума это приняла, но Минфин был против. И в последний день сессии этот закон был отклонен Советом Федерации, что для нашего законотворчества вещь чрезвычайная, которая показывает, насколько серьезные и драматические бои идут за власть над бюджетными деньгами, и зачастую они ведутся вне поля общественного внимания", - отметила эксперт. Глава правительства, лидер партии " Единая Россия" Дмитрий Медведев чувствует себя в парламенте как дома. В настоящее время в полномочия Госдумы входит голосование за подготовленные правительством антикризисный план и федеральный бюджет, а также регулярное заслушивание отчетов представителей правительства и аудиторов Счетной палаты, которая является органом парламентского контроля. Кроме того, в свободное от голосования время депутаты не устают критиковать министров и предлагаемые ими бюджетные расходы. Так, в минувшую субботу лидер КПРФ Геннадий Зюганов в очередной раз заявил, что проект бюджета на 2016 год " не отвечает ни на один вызов современной жизни", а все предпринимаемые правительством антикризисные меры, по выражению либерал-демократа Сергея Катасонова, " практически никакого результата в экономике не показывают". Однако в действительности представители Госдумы мало на что могут влиять, отмечает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. " Покусывать отдельных министров, задавать им вопросы в рамках " правительственного часа", можно даже продемонстрировать недовольство правительством, но кардинально что-то изменить - нет. В нашей системе, в отличие от, например, классической парламентской республики, парламент играет, конечно, важную роль, но влиять на курс правительства и реализацию антикризисных мер может весьма скромно", - сказал г-н Калачев. Кроме того, отметил эксперт, Госдума существует в определенном, очень ограниченном коридоре возможностей. " Депутаты - люди системные. Можно предположить достаточно жесткую линию в отношении отдельных министров и министерств, но вряд ли кто-то позволит ставить под сомнение саму антикризисную программу и правильность ее мер. Здесь последнее слово в любом случае останется за правительством, которое пользуется доверием президента, а под рейтингом последнего живут, в том числе, и депутаты", - добавил г-н Калачев. Александр Бурков, в свою очередь, вспомнил работу предыдущих думских созывов, в которых не было монополии " Единой России". " Например, если взять третий созыв - то бюджет тогда перекраивался и значительно менялся парламентом. Сегодня же, когда есть партия большинства в лице " Единой России" и ее лидер возглавляет правительство, ничего этого нет. Да, парламент голосует за бюджетные расходы, но реального обсуждения не происходит, и вносится минимальное количество поправок", - сказал парламентарий. Несмотря на сложившуюся ситуацию, прогнозируют эксперты, в ближайшее время разговоры о необходимости усиления парламентского контроля на Охотном Ряду будут только набирать обороты. " Сочетание двух факторов сейчас побуждает депутатов пытаться выцарапать для себя дополнительные полномочия: во-первых, экономический кризис, а во-вторых, приближающиеся думские выборы. И Госдуме, фракциям и отдельным депутатам, нужно продемонстрировать свою активность в решении волнующих избирателей проблем" - сказала Екатерина Шульман. В Японии правительство может полагаться на парламентское большинство Полномочия парламента вообще, и парламентского большинства в частности, в Японии велики. Именно депутаты формируют правительство, и от их воли зависит, удержится ли премьер-министр в своем кресле. Вместе с тем какого-либо закона или подзаконного акта, обязующего парламентария голосовать хотя бы в соответствии с партийной дисциплиной, в Японии нет. Поэтому всякий раз, когда на повестке дня оказывается очередная правительственная инициатива, неоднозначно воспринимаемая обществом, японцы становятся свидетелями перепалки не только министров между собой, но и депутатов. Даже представители парламентского большинства могут выйти и нещадно раскритиковать непопулярное решение и его автора - министра, которого то же большинство и предложило назначить на пост. Раскритиковать шумно, напоказ, чтоб знала вся страна. Вот только когда дело доходит до голосования, то то же большинство дисциплинированно выскажется " за". Может быть, не все большинство, но в любом случае " своему" правительству депутаты редко откажут в поддержке. Юрий СИНАЛЕЕВ, Токио Правительство в Израиле критикуют даже в проправительственной коалиции Особенность нынешней политической ситуации в Израиле заключается в том, что в правительственной коалиции в кнессете (парламенте страны) всего 61 депутат. Общее же число парламентариев - 120. Такое шаткое большинство всего в один голос, казалось бы, должно заставлять правительство внимательно прислушиваться к голосам своих сторонников в кнессете. Но правительство гнет свою линию, а парламентские блоки и отдельные депутаты, в том числе входящие в правящую коалицию, - свою. В результате нынешний правоцентристский кабинет министров подвергается критике и справа, и слева, и из центра. Слева, понятное дело, чаще. Такое положение для Израиля является нормальным. От депутатов даже парламентского большинства ни один закон не требует не иметь своего мнения. Тем не менее законопроект о недоверии правительству (после его принятия надо будет объявлять новые выборы), время от времени подаваемый оппозицией - левыми сионистами и " Объединенным арабским списком", куда входят и коммунисты, - все-таки не проходит, поскольку спотыкается именно о тот " шаткий" один голос, который на поверку оказывается удивительно стойким.
Источник: Vestiyuga (vestiyuga.ru), Ставрополь Дата: 27 октября 2015 22: 11
|