Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Для студентов всех специальностей дневной формы обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов всех специальностей дневной формы обучения
Барановичи
РИО БарГУ
УДК
ББК
О
Рекомендовано к печати советом кафедр
социально-гуманитарных дисциплин университета
А в т о р ы-с о с т а в и т е л и
И. А. Ножко, О. А. Ваницкая
Р е ц е н з е н т ы
| Физическая культура (теоретический курс): [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей дневной формы обучения / — Барановичи: РИО БарГУ, 2010.
|
УДК
ББК
БарГУ, 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые учебные программы по физической культуре для непрофильных специальностей вузов предусматривает усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала, направленного на формирование у студентов потребности к ведению здорового образа жизни.
Для реализации образовательного аспекта в программе предусмотрен общетеоретический курс по дисциплине «физическая культура» (таблица 1).
Т а б л и ц а 1 – Общетеоретический курс по дисциплине «физическая культура
Курс
| Название темы
| Содержание
| Количество часов
| I
| 1. Физическая
культура как учебная дисциплина в системе образования Республики Беларусь
| Введение в содержание курса. Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Программа курса. Цель, задачи и формы организации занятий. Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях. Зачетные требования и обязанности студентов
|
| 2. Основы здорового образа жизни
| Здоровье: основные понятия, сущность, содержание, критерии. Факторы здоровья. Составляющие здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни. Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния. Понятия ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД. Социально-правовые аспекты проблемы ВИЧ/СПИД. Профилактика
|
| 3. Естественнонаучные основы физического воспитания
| Понятие о социально-биологических основах физической культуры. Принцип целостности организма и его взаимосвязь с окружающей средой. Системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварительная и др. Двигательный режим. Физиологическая характеристика утомления и восстановления организма. Классификация физических упражнений. Состояние и показатели тренированности
|
| Курс
| Название темы
| Содержание
| Количество часов
| II
| 4. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма
| Характеристика современных оздоровительных систем и средств. Диагностика состояния организма. Врачебный, педагогический контроль и самоконтроль. Оценка физического развития и физической подготовленности. Определение уровня физического здоровья. Дневник самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля. Паспорт здоровья
|
|
5. Основы методики самостоятельных занятий
| Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения. Принципы дозирования физической нагрузки. Содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Составление индивидуальных комплексов упражнений. Домашние задания по физической культуре
|
|
6. Физическая культура и спорт как общественное явление
| Общие положения. Сущность и содержание физической культуры. Общекультурные и специфические функции физической культуры. Структурная характеристика: виды и разновидности. Спорт. Спорт высших достижений, массовый, профессиональный, любительский, студенческий спорт
|
| III
| 7. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
| Цель и задачи ППФП студентов. Структурные компоненты ППФП: виды труда, условия и характер труда, режим труда и отдыха. Методика подбора средств ППФП студентов. Организация и формы ППФП студентов. Профессиональные знания и практические навыки по физической культуре
|
|
Курс
| Название темы
| Содержание
| Количество часов
| IV
| 8. Физическая культура в научной организации труда
| Основные понятия. Производственная физическая культура: цель, задачи. Факторы, влияющие на работоспособность. Динамика работоспособности в режиме дня, недели, года. Умственная и физическая работоспособность: типы изменения и причины. Снятие утомления. Использование «малых форм» физической культуры. Внедрение физической культуры в производственный коллектив. Психорегулирующая тренировка
|
| Итого
|
| В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, который является основным документом, регламентирующим содержание профессионального образования к компетенциям по дисциплине «Физическая культура» выпускник вуза должен:
знать:
Ø роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
Ø основы государственной политики Республики Беларусь в области физической культуры и спорта;
Ø теоретико-методологические основы физической культуры и здорового образа жизни;
Ø основные достижения Республики Беларусь в области физической культуры и спорта;
Ø гигиенические и организационные основы занятий физической культурой и спортом;
уметь:
Ø использовать в жизни практические умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;
Ø использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
Ø применять правила безопасного проведения занятий физическими упражнениями и видами спорта [1, 7].
Г Л А В А 1
Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования Республики Беларусь
1.1 Введение в содержание курса
1.2 Цель, задачи и формы организации занятий
1.3 Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов
1.4 Программа курса
1.5 Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях
1.6 Зачетные требования и обязанности студентов
|