Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые слова и понятия. Двигательные умения и навыки
Двигательные умения и навыки Общая физическая подготовленность Социально-личностные компетенции Специальная подготовка Физические качества Физические упражнения Физическое воспитание в вузе Физическое совершенство Физическая культура личности Физическая культура студента Физкультурные знания Физкультурная деятельность Функциональное состояние организма Ценности физической культуры
Введение в содержание курса
Подготовка современного высококвалифицированного специалиста в вузе во многом определяется сопутствующими профессиональной направленности видами деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, поэтому физическая культура является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры студентов. Физическая культура является одной из социально-гуманитарных дисциплин в системе подготовки специалиста в вузе. Основными целями социально-гуманитарной подготовки выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. [1, 5]. Место учебной дисциплины «Физическая культура» в системе социально-гуманитарных знаний вуза определяется предметом ее изучения, которым являются системные закономерности и особенности процесса формирования физической культуры личности выпускника, совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижением ею жизненных и профессиональных целей [5, 3]. Как самостоятельная дисциплина, обязательна для всех специальностей и предусматривается в учебных планах с 1-го по 4-ый курс включительно в объёме четырёх часов в неделю. Изучение дисциплины «Физическая культура» рассчитана на 560 учебных часов, из них — 16 лекционных часов, 544 часа — практические занятия. Физическая культура –– не только вид (часть) культуры, это специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функций. [1, 6]. Исходя из этого положения, физическая культура имеет широкую и многогранную структуру, которая обусловлена совокупностью материальных и духовных основ, составляющих базовый компонент ее системы. Актуальность как вида общей культуры обусловлена тем, что она представляет самостоятельную область Физическую культуру нельзя отождествлять только с физическими качествами человека или его антропометрическими данными. Физическая культура органически связана с психическими и духовными качествами, интеллектуальными способностями человека. Поэтому с целью формирования общей культуры личности, физическая культура в вузе направлена не только на укрепление и повышение уровня здоровья студентов, а также на развитие физических и духовных способностей и эффективное использование их в процессе жизнедеятельности [2, 13]. Целесообразно рассматривать физическую культуру студента как сложное, многофункциональное социальное явление, непосредственно и опосредованно влияющее на формирование личности, на развитие профессионально важных и жизненно необходимых качеств (комплекса деловых качеств специалиста-профессионала: компетентность, высокий уровень культуры, предприимчивость, умение преодолевать трудности и вести здоровый образ жизни). [6, 3] Являясь одним из средств способствующих формированию всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психического состояния студентов в процессе их профессиональной подготовки, физическая культура позволяет вооружить студентов специальные знания о здоровье, здоровом образе жизни и роли физических упражнений в режиме труда и отдыха, способствует более полному самовыражению личности. Таким образом, включение физической культуры и спорта в процесс подготовки специалиста, которое определено целями, задачами и внутренними структурными компонентами организации всего учебного процесса является объективной необходимостью. Так как в процессе обучения студента происходит взаимопересечение видов деятельности, позволяющее достичь интегрированного результата образования – сформированности у выпускников вуза социально-личностных и профессиональных компетенций. А физкультурная образованность личности в современном обществе обретает культурологическое значение и выходит за рамки телесного развития и профессионального образования.
|