Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Координация органов управления и контроля состояния природных ресурсов в границах муниципального образования
Сегодня в области охраны окружающей среды, а также контроля и надзора за ее состоянием на территории Российской Федерации действуют довольно большое количество контролирующих ведомств, учебных и научно-исследовательских организаций, а также общественных и иных объединений. Например, в Новороссийске их число достигает 50. Используя различные методы, они направляют свою деятельность на решение задач по улучшению качества окружающей среды, охране природных ресурсов, а также осуществление мониторинга и контроля за их состоянием. Получение обобщенной и достоверной картины о соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды на подконтрольных объектах в границах муниципального образования возможно лишь при условии четко отработанной схемы взаимодействия всех уровней экологического контроля: государственного, производственного, муниципального и общественного. Как можно увидеть из предлагаемой схемы взаимодействия (рис. 6.1), при осуществлении экологического контроля в границах муниципального образования все уровни экоконтроля должны быть замкнуты в единую систему и функционировать в условиях взаимодействия и обмена информацией о подконтрольных объектах. Результаты экологического контроля, содержащие сведения о хозяйствующих субъектах, действующих в пределах административных границ муниципального образования, должны координироваться в центральном блоке, что позволит органу исполнительной власти местного самоуправления осуществлять полномочия по планированию, организации и корректировке мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды города в целом. Безусловно, максимальный результат в решении вопросов жизнедеятельности города, разработки долгосрочных программных мероприятий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, распределения финансовых потоков по приоритетности экологических проблем, а также достижения целей стратегии устойчивого развития муниципального образования можно достичь только коллегиально. Рис. 6.1. Схема взаимодействия при осуществлении экологического контроля, в границах муниципального образования Например, в г. Новороссийске в целях координации деятельности контролирующих органов, городских предприятий, организаций и учреждений по вопросам охраны окружающей среды, оперативного решения городских экологических проблем, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития города распоряжением главы администрации города от 05.08.2003 г. № 1326-р создан совет по экологической безопасности и устойчивому развитию города. В состав совета вошли: руководители федеральных органов исполнительной власти в области охраны природы, депутаты городской Думы, специалисты администрации города и городской про- куратуры, научно-исследовательских и учебных образований, медицинских учреждений и общественных организаций. Основными задачами совета являются: — определение приоритетов экологической политики города; — рассмотрение вопросов координации выполнения общегородских программ и мероприятий экологической направленности; — координация деятельности природоохранных органов, общественных организаций, занимающихся проблемами охраны природы, экологической безопасности территории города; — обсуждение предложений государственных, частных и других предприятий, организаций по проблемам экологии и охраны здоровья населения для выработки рекомендаций по их финансированию из средств городского бюджета. Совет осуществляет рассмотрение вопросов и готовит соответствующие предложения и рекомендации для внесения на рассмотрение заседаний городской Думы. К вопросам, подлежащим обсуждению советом, относятся: • определение основных направлений деятельности по оздоровлению экологической среды города и утверждение программ в области охраны окружающей природной среды, регулирования использования природных ресурсов, определение перечней природоохранных мероприятий; • рассмотрение вопросов финансирования городских природоохранных экологических программ, проектов и мероприятий; • рассмотрение материалов общественных экологических экспертиз проектов реконструкции и строительств объектов, наносящих вред окружающей среде и здоровью граждан; • рассмотрение вопросов о привлечении к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за невыполнение природоохранного законодательства и нарушение норм экологической безопасности; • внесение предложений по организации новых и корректировке существующих санитарно-защитных зон; • рассмотрение предложений о запрещении (приостановлении) размещения и эксплуатации экологически вредных объектов; • подготовка предложений и внесение ходатайств в территориальные, краевые, федеральные органы государственной власти; • определение, изменение границ зеленой зоны (лесопарковых зон на территории города); • осуществление полномочий по проведению политики эффективного экономического стимулирования деятельности юридических лиц и граждан на оздоровление экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в городе; • рассмотрение вопросов о льготах и преимуществах, в том числе снижения местных налогов и сборов в целях стимулирования предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей природной среды; • рассмотрение общегородских, в том числе научно-исследовательских программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия населения и контроль за их выполнением; • рассмотрение в соответствии с законодательством и предоставление специально уполномоченным на то государственным органам (либо согласование с ними) вопросов: — об установлении статуса памятников природы; — об образовании природных заказников местного, краевого или федерального значения для природоохранных объектов и природных комплексов; — о правилах пользования природными ресурсами, правилах охраны использования памятников природы; — о правилах водопользования, включая правила пользования водозаборами, предназначенными для удовлетворения нужд населения; — по организации и содержанию зон санитарной охраны водных объектов; — о разрешении всякого рода строительства на землях природоохранного оздоровительного и рекреационного назначения, находящихся в ведении города. Совет по экологической безопасности и устойчивому развитию наделен определенными правами и обязанностями. Обязанности совета: • рассмотреть поступившие в его адрес предложения, жалобы, обращения граждан и юридических лиц; • принимать решения и своевременно давать отчет заявителям в установленном порядке; • вовлекать широкие слои населения в общественную работу по охране природы и экологической безопасности; • информировать городскую общественность о деятельности Совета через средства массовой информации (печать, радио, телевидение). Права совета: • по обсуждаемым экологическим вопросам заслушивать сообщения руководителей (представителей) предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории города, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности; • требовать полную и достоверную информацию по выполнению планов, программ природоохранных мероприятий и соблюдению природоохранного законодательства на предприятиях города различных форм собственности; • ставить вопросы перед руководителями городских предприятий всех форм собственности о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью жителей города; • с целью принятия обоснованных решений по основным природоохранным вопросам привлекать научно-исследовательские и проектно-изыскательные учреждения, лаборатории, отдельных специалистов для проведения необходимых работ и экспертиз. Однако помимо обсуждения и выработки концептуальных положений по решению экологических проблем городского масштаба в процессе заседаний совета по экологической безопасности и устойчивому развитию для эффективного решения природоохранительных задач в границах муниципального образования наиболее важно достижение взаимодействия и координации процесса каждодневной работы всех природоохранных служб, организаций и учреждений. Предложенная схема координации и взаимодействия природоохранных организаций, действующих на территории г. Новороссийска (рис. 6.2), позволяет наглядно отразить вышесказанное. На схеме все организации объединены в соответствующие блоки: — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольные и надзорные функции в области охраны окружающей среды: территориальные подразделения Ростехнадзора, Росприроднад-зора, Роспотребнадзора, Росгидромета, Черноморо-Азовская специализированная морская инспекция (ЧАСМИ), Новороссийский лесхоз, подразделение Кубанского бассейнового водного управления, Черноморская государственная инспекция рыбоохраны, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. В этот же блок отнесена прокуратура города как надзорный орган за соблюдением требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования; — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации представлены на данной схеме Новороссийской инспекцией департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю администрации Краснодарского края. Для удобства отображения взаимосвязей в одном блоке соединены при-родопользователи и учебные образования, а также научно-исследователь- Рис. 6.2. Схема координации и взаимодействия природоохранных организаций, действующих на территории г. Новороссийска ские учреждения и общественные экологические организации. Приведем несколько примеров связей между выделенными блоками: проведение проверок органами контроля и надзора соблюдения требований природоохранного законодательства, запросы необходимой для проверок информации, предоставление природопользователями контролирующим органам запрашиваемых документов, отчетов и планов, направление материалов общественной экологической экспертизы, а также отчетов о состоянии объектов окружающей среды в органы местного самоуправления, подготовка молодых специалистов для работы в названных структурах и т.д. При этом координирующая роль по организации взаимодействия между всеми блоками отводится органу местного самоуправления — администрации и городской Думе г. Новороссийска, так как поступающая информация позволяет принимать грамотные, научно обоснованные управленческие решения, направленные на достижение целей охраны окружающей среды и экологической безопасности в масштабе города. Контрольные вопросы к разделу 6 1. Становление системы органов управления природными ресурсами и охраны окружающей среды в России. 2. Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управлении природными ресурсами. 3. Охарактеризуйте полномочия Ростехнадзора и Росприроднадзора. 4. Назовите основные причины, влияющие на эффективность деятельности природоохранных органов. 5. Цели и задачи экологического контроля. 6. Опишите систему экологического контроля в Российской Федерации. 7. Роль общественных организаций в решении экологических проблем. 8. Какая форма взаимодействий органов управления и контроля состояния природных ресурсов существует в границах муниципального образования!
|