Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объекты и субъекты коммерческой деятельности. Сущность и классификация субъектов.
Поясните субъекты и объекты в коммерческой деятельности. Дайте характеристику субъектам в соответствии с международной классификацией. Проведите классификацию фирм. Проанализируйте составляющие классификации в современных условиях.
Ответ: Исходя из того, что выполнение коммерческих операций является управленческой деятельностью, предполагается наличие субъектов, осуществляющих ее, и объектов, на которые эта деятельность направлена. Субъекты КД – это стороны, вступающие в договорные отношения по купле-продаже товаров и оказанию услуг. Объекты КД – это то, на что направлена коммерческая деятельность организации (товары, услуги, идеи и т.п.). Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (ст. 46) хозяйствующие субъекты по юридическому статусу могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Коммерческими являются организации, рассматривающие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие ее между участниками. Некоммерческими считаются организации, не имеющие целью получение прибыли и распределение ее между участниками (общественные, религиозные организации (объединения), благотворительные фонды и т.п., которые создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, духовных целей).
В соответствии с международной классификацией субъекты коммерческих правоотношений делятся на 4 группы: 1. Фирма – это обобщенное название, используемое по отношению ко многим организациям (предприятиям), занимающимся коммерческой деятельностью с целью извлечения прибыли. Ф ирма – название торгового или промышленного предприятия, пользующегося правами юридического лица, позволяющими отличить его от других. 2. Союзы предпринимателей ставят целью своей деятельности представление и защита прав и интересов входящих в них групп предпринимателей в правительственных органах, оказание содействия и поддержки в расширении их деятельности. Создаются в форме союзов, ассоциаций, федераций и т.п. и могут отраслевыми, видовыми по роду занятий. 3. Государственные органы – министерства, ведомства, которые являются; предстателями и защитниками интересов своих предприятий. 4. Общественные организации – ООН, ЕС и прочие, которые реализую различные международные, отраслевые программы.
Классификация фирм:
Индивидуальными предпринимателями – физ. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юр. лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (акции) между учредителями (участниками) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное ими в процессе хозяйственной деятельности, принадлежит товариществу или обществу на праве собственности. Общество с ограниченной ответственностью – учрежденная двумя и более лицами коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли определенных учредителями размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с дополнительной ответственностью – учрежденная двумя и более лицами коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли определенных учредителями размеров. Участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определенных учредительными документами, но не менее размера, установленного законодательными актами Республики Беларусь. При экономической несостоятельности одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Акционерное общество – коммерческая организация, уставный фонд которой раздел на определенное число акций с одинаковой номинальной стоимостью. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им акций. Концерн – это постоянное добровольное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического развития инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, финансирования и т. п. Холдинг – это постояннодействующее добровольное объединение предприятий, образующееся при овладении одним АО контрольным пакетом акций других АО с целью финансового контроля и получения дохода от вложенного в акции капитала. Синдикат – основная форма хозяйственной ассоциации, временное объединение предприятий по совместному сбыту продукции. Трест – объединение, представляющее собой единый комплекс, составные части которого теряют свою юридическую, хозяйственную и коммерческую самостоятельность. 7. Коммерческая служба: уровни, функции на различных уровнях. Перечислите уровни организации коммерческой деятельности и управление ею, охарактеризуйте их. Назовите субъекты хозяйствования на микроуровне в торговой отрасли, поясните их функции. Проанализируйте функции Министерства торговли и Белкоопсоюза с учётом современных рыночных стандартов. Ответ: Коммерческие службы в зависимости от целей и задач имеют различную структуру и функции. В условиях рыночных отношений происходит уход от унифицированных организационных структур, так как возникает необходимость их формирования с учетом адаптации под конкретные цели и задачи. Уровни организации КД и управления ею: 1. макроуровень (возложен на Совет Министров РБ); 2. мезоуровень (возложен на Министерство торговли РБ); 3. микроуровень (возложен на субъекты хозяйствования).
На макроуровне ставится задача скоординировать действия всех участников коммерческой деятельности, сформировать механизм сбалансирования их интересов и правовое поле для эффективной работы. На микроуровне: 1. Функции коммерческого аппарата торговой организации: - изучение конъюнктуры рынка, спроса населения в зоне своей деятельности; - обоснование потребности в товарах для своих торговых объектов; - правление товарными ресурсами; - осуществление договорной работы; - внедрение передовых технологий на торговых объектах, их техническое и материальное обеспечение; - формирование спроса и стимулирование продажи; - контроль соблюдения законодательной, нормативной базы, правил торговли, прав потребителей; - обеспечение рентабельной работы и конкурентоспособности торговой организации.
2. Функции работников торгового объекта (магазина): - изучение спроса населения своей зоны деятельности; - изучение торговых объектов конкурентов, их достоинств, недостатков; - обоснование партий и частоты завоза; - формирование конкурентоспособного, рентабельного ассортимента; - продвижение товаров отечественного производителя, формирование положительного имиджа этих товаров; - коммерческая работа по продаже товаров и оказанию услуг; - рекламно-информационная работа, работа по формированию спроса и стимулированию продаж; - управление ассортиментом, обеспечение его обновления с учетом спроса, контроль за наличием товарных запасов, соблюдением сроков реализации товаров, безопасностью их потребления; - обеспечение высокой культуры обслуживания; - формирование положительного имиджа магазина. 3. Функции оптовой торговли реализуются через поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников – оптовые организации и УП, оптовые посредники (дистрибьюторы, брокеры, брокерские конторы, агенты, дилеры и т.п.), организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.). 4. Функции коммерческой службы оптовых торговых организаций: 1) функции, обеспечивающие закупочную работу: - изучение поставщиков, отбор наиболее привлекательных; - выбор формы оптовых закупок и участие в их проведении; - преддоговорная работа; - работа по заключению договоров; - организация поставок, выполнение договоров, контроль за этим процессом; - формирование ассортиментной модели оптовой базы; - претензионная работа совместно с юридической службой,
2) функции, обеспечивающие оптовую продажу: - рекламно-информационная работа с покупателями; - договорная работа с покупателями; - управление поставками товаров в розничную сеть, бесперебойное обеспечение магазинов зоны своей деятельности в нужном объеме и в согласованные сроки; - рационализация схем завоза и системы завоза в целом; - оказание услуг оптовым покупателям;
3) организационно-рыночные функции: - изучение рынка, анализ его конъюнктуры; - расширение зоны обслуживания, поиск новых поставщиков и покупателей; - воздействие на производство по вопросам выпуска пользующихся спросом конкурентоспособных товаров; - формирование набора востребованных услуг; - разработка коммерческой стратегии; - обеспечение рентабельной работы оптовой торговой организации и устойчивой конкурентной позиции на рынке.
Функции Министерства торговли: 1. проведение государственной политики в сфере торговли, общественного питания; 2. координация деятельности всех гос. органов управления отраслью; 3. защита прав потребителей и обеспечение соблюдения гарантий качества и безопасности; 4. осуществление работы по формированию товарных ресурсов для потребительского рынка; 5. формирование современных товаропроводящих сетей, оптимизация логистических потоков; 6. создание условий для роста спроса на отечественную продукцию; 7. координация работы по развитию и эффективному использованию инновационных технологий и средств; 8. осуществление координации выставочной, ярмарочной, рекламной и внешнеторговой деятельности; 9. рассмотрение в пределах своей компетенции жалоб граждан, в том числе предпринимателей;
Функции Белкоопсоюза: 1. управление КД всех субъектов хозяйствования своей системы и создание эффективного взаимоотношения с другими субъектами рынка; 2. защита интересов кооперативной торговли в вышестоящих органах; 3. разработка стратегии развития торговой отрасли потребительской кооперации; 4. управление закупочной работой субъектов хозяйствования; 5. распространение передового опыта, новых технологий в торговой отрасли; 6. взаимодействие с промышленностью с целью защиты собственных интересов; 7. определение стратегии внешнеэкономической деятельности;
|