![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Лечебно-профилактическое направление
Лечебно-профилактическое направление К внешним факторам, имеющим решающее влияние на хорошее физическое развитие ребенка, относятся: - гигиенические условия жизнедеятельности ребенка, компонентами которых выступают личная гигиена (чистота тела, одежды и др), общественная гигиена (чистота помещений, игрушек, предметов пользования и др); гигиена занятий (например, соответствие размеров учебной мебели росту ребенка и др); - полноценное питание в т. ч. и режим питания; - режим дня, обеспечивающий смену занятий и отдыха; достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, систематические физические упражнения разных видов, организуемые взрослым, в частности, на занятиях физкультурой или в спортивных секциях, и самостоятельные упражнения в виде подвижных или спортивных игр. Данные условия выступают как охранно-гигиенические мероприятия с целью профилактики эмоциональных расстройств, поведенческих расстройств и др. вторичных отклонений у детей с ЗПР. Охрану здоровья ребенка с ЗПР, рассматривают в соответствии с возрастными психологическими особенностями, определяющими поведенческие реакции ребенка, характер его взаимодействия с окружающим миром, степень сознательного отношения к своему здоровью. Общеизвестно, что организация жизнедеятельности ребенка с ЗПР, создание предметно – пространственной среды, в соответствии с психологическими особенностями возрастного периода, позволяет предупредить возникновение и автоматизацию вторичных отклонений в развитии. Недооценка психических новообразований, или завышение требований к психофизическим возможностям ребенка с ЗПР способствуют возникновению неблагоприятных развития экзогенных факторов. Реализация лечебно-профилактического направления в условиях коррекционно-развивающего обучения происходит с позиции следующих принципов: - принципа диалектического единства лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и психолого-педагогических подходов в решении задач охраны и укрепления здоровья, что нацеливает специалистов образовательного учреждения (врача, педагогов и медиков общей практики, психологов, учителей, логопедов и др.) к тесному взаимодействию в форме консультаций, выполнения назначений и своих профессиональных обязанностей; принцип актуализации личностного потенциала ребенка с ЗПР, реализация которого предполагает, во-первых, создание таких санитарно-гигиенических условий деятельности ребенка, в которых бы он был успешен в решении эмоциональных и познавательных задач без активной помощи окружающих; во-вторых, воспитание сознательного отношения у детей с ЗПР к проблемам здоровья и возможностям освоения здорового образа жизни; принцип комплексности мероприятий с целью всестороннего обеспечения охраны, поддержки, развития здоровья детей; принцип целесообразной приоритетности в определении и выборе мероприятий с учетом индивидуальных потребностей ребенка в поддержании здоровья; принцип дифференцированного и индивидуального подхода в реализации мероприятий в соответствии со степенью и характером нарушений, а также возрастными возможностями детей с ЗПР; Лечебно-профилактическая основа воспитания и обучения в практике образовательных учреждений реализуется посредством: соблюдения режима питания детей с ЗПР; соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с ЗПР; организации интеллектуальной работы и соблюдения режима умственных нагрузок в соответствии с возможностями и потребностями ребенка; обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм мест жизнедеятельности детей с ЗПР; воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития здоровья; - лечебно-восстановительного процесса; выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача; коррекционно-педагогического процесса медицинский контроль и профилактика заболеваемости Решающее значение в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обусловливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность организма ребенка к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Адекватный воспитательно-образовательный процесс на фоне врачебного надзора и лечебно-профилактической работы способствует не только укреплению здоровья детей с ЗПР, является основой устойчивого формирования компенсаторных процессов. (Мастюкова Е.М., Шевченко С.Г.) Комплекс лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий включает в себя: врачебное консультирование (педагогов и родителей); правильное питание, диетотерапия и фитотерапия; медикоментозное лечение, физиотерапия, водолечение и закаливающие процедуры; лечебная гимнастика и массаж и др. (Мастюкова Е.М.). Разработка нормативно-правовых актов и целевых программ по обеспечению охраны жизни и здоровья детей с ЗПР ложиться в зону ответственности организаторов коррекционно-развивающего образования. Дифференциация лечебно-педагогической работы для детей с ЗПР в образовательных учреждениях происходит в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза. Используется по необходимости, медикаментозная терапия, применяются психотерапевтические методы в профилактике, лечении и коррекции нарушений познавательной, эмоциональной сфер у детей и подростков. Для лечения и профилактики физических и соматических нарушений применяется физиотерапия, ЛФК, массаж. Организация лечебно-охранительного режима в образовательных учреждениях, где воспитываются и учатся дети с ЗПР является частью коррекционно-образовательного процесса. (Шевченко С.Г.) Лечебно-оздоровительная работа проводится в комплексе с диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работой. Основными задачами лечебно-профилактического направления являются: укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, организация ЛФК; создание в учреждении благоприятного лечебно-оздоровительного режима (в частности, строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, введение дополнительных каникул в феврале и индивидуального «разгрузочного дня», в соответствии с Положением о классах коррекционно-развивающего обучения; соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания; (Шевченко С.Г.) осуществление психокоррекции нарушений поведения (психопатоподобного поведения, двигательной расторможенности, гиперактивности детей). Обобщение литературных данных по вопросам организации жизнедеятельности детей с ЗПР, позволяет обозначить следующую направленность лечебно-профилактической основы их воспитания и обучения - охрану здоровья, достигаемую различными средствами. При проведении коррекционно-педагогической работы необходим постоянный контакт педагога с врачом-психоневрологом и психологом. Психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР предусматривает решение ряда организационно-педагогических задач и практическую реализацию следующих направлений лечебно-профилактической работы: Выявление причин нарушения эмоционально-волевой сферы у данного ребенка, нарушений поведения, причин, способствовавших возникновению аффективных реакций. Выяснение условий воспитания и развития ребенка в семье. Устранение (по возможности) или ослабление психотравмирующих моментов (неблагоприятных условий жизни и деятельности ребенка в семье, неправильного педагогического подхода к воспитанию ребенка и т.д.). Определение и практическую реализацию рационального, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, режима дня и учебной деятельности. Организацию целенаправленного поведения ребенка; формирование адекватного поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Установление позитивного тесного эмоционального контакта с ребенком, включение его в совместную деятельность с педагогом и детьми, с учетом его интересов и склонностей. Поддерживание позитивного контакта с ребенком в течение всего периода педагогической работы в образовательном учреждении. Сглаживание и постепенное преодоление отрицательных качеств личности у детей с ЗПР (замкнутости, негативизма, раздражительности, повышенной чувствительности к неудачам, безразличного отношения к проблемам окружающих, к своему положению в детском коллективе и др.). Предупреждение невротических реакций и патохарактерологических проявлений: эгоцентризма, инфантильности с постоянной зависимостью от окружающих, неуверенности в своих силах и др. С этой целью предусматривается: - предупреждение аффективных реакций, реактивного поведения; недопущение возникновения социально-бытовых ситуаций и вариантов межличностных контактов между детьми, провоцирующих аффективные реакции у ребенка с ЗПР; - рациональная, четкая, продуманная словесная регуляция деятельности ребенка; - предупреждение учебных (психологических) перегрузок и переутомления, своевременное переключение внимания ребенка с данной конфликтной ситуации на другой вид деятельности, на обсуждение «нового» вопроса и т.д. - формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей, к самоутверждению в коллективе в сочетании с благожелательным, корректным отношением к окружающим; Педагогическая работа в комплексе медико-психологической помощи семье ребенка с ЗПР, в ходе реализации лечебно-профилактического направления предполагает: - выявление и оценку социально-бытовых условий, в которых проживает семья ребенка, - изучение и анализ условий воспитания и развития ребенка в семье. - выявление и устранение неправильных подходов к воспитанию ребенка в семье (воспитание в условиях гиперопеки, дефицита воспитательного воздействия окружающих /гипоопека/, завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны взрослых при организации различных видов его деятельности, и др.) - Выработка единого (для педагогов и родителей) и адекватного понимания проблем ребенка. - Определение (совместно с родителями) правильного педагогического подхода к воспитанию и обучению ребенка с учетом его индивидуальных личностно-психологических особенностей. - Формирование благоприятного «психологического климата» в семье (нормализация межличностных взаимоотношений внутри семьи - между родителями и ребенком, между ребенком и другими детьми в семье). - Педагогическое образование родителей; обучение их некоторым доступным приемам коррекционно-педагогической работы; - Включение родителей (а также ближайших родственников) в коррекционно-педагогическую работу с ребенком (проведение коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях) и др. В педагогической работе следует опираться на положительные характерологические черты личности ребенка с ЗПР, активное использование приемов поощрения, воспитания на положительных примерах, отвлечение от неблагоприятно действующих моментов и сторон окружающей жизни. В работе с детьми необходим спокойный, ровный тон, доброжелательность в сочетании с требовательностью, отсутствие разнонаправленных установок при организации деятельности и поведения ребенка с ЗПР. Систематическое проведение бесед рекомендательного характера родителям по вопросам организации и содержания развивающих занятий с ребенком дома, оказания помощи ребенку при выполнении домашних заданий и др. В частности: - организация правильного режима дня; - обеспечение полноценного познавательного развития ребенка, ликвидация пробелов в познавательном развитии; - занятия в домашних условиях по развитию у ребенка навыков предметно-практической деятельности: - достижение прочного усвоения ребенком учебного материала (знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения в образовательном учреждении); - обеспечение полноценного физического развития ребенка, формирование; развитие необходимых двигательных навыков и умений. -строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ребенка при подготовке домашних заданий. -общеукрепляющая и медикаментозная терапия Таким образом, охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка с ЗПР: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, физическое закаливание, занятия спортом, и др., способствующих полноценному созреванию центральной нервной системы и становлению высшей нервной деятельности и формированию социально-адаптивных механизмов личностного развития - одно из важнейших условий коррекционно-развивающей среды.
Список литературы 1. Фесенко Ю.А. Монополярные пограничные психические расстройства у детей. – СПб., 2007. 2.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999. 3.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М. 1997. 4.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб, 2001.
Лечебно-профилактическое направление (семинар) Вопросы для семинара 1. Перечислите типы лечебно – профилактических учреждений для детей с задержкой психического развития. 2. Раскройте суть дифференциации лечебно – педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза. 3. Использование психотерапевтических методов. 4. Физиотерапия, ЛФК, массаж - средства укрепления соматического и психоневрологического здоровья ребенка с ЗПР. 5. Организация лечебно-охранительного режима детей с ЗПР в образовательных учреждениях. 6. Медико-генетическое консультирование как метод профилактики нарушений интеллекта.
|