![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Социально-трудовое направление
Социально-трудовое направление (лекционное занятие) Особенности проявлений эмоциональной сферы детей с ЗПР и социальная ситуация развития обуславливают специфику его социального развития, поэтому при включении ребенка с ЗПР в систему социальных отношений, формировании социальной компетентности, навыков удовлетворения социальных потребностей общественно приемлемым, нормативным способом, воспитании умения осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали, необходима психолого-педагогическая помощь. (Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В., Коробейников И.А., Карпова Г.А., Артемьева Т. П., Шевченко С.Г. и др.). Переживания личного неуспеха во взаимодействии, порицания, насмешки, наказания, отторжение со стороны окружающих ведут к накоплению опасного состояния дезадаптации, то есть стойкого рассогласования личности ребенка с ЗПР со средой обитания. Важным в данной ситуации становится умение специалистов взаимодействовать друг с другом в работе, тесно взаимодействовать с семьей. Выбор методов работы диктуется индивидуальными особенностями детей и типом взаимоотношений в семье. (Шевченко С.Г., Добридень В.П., Усанова О.Н.). Профилактика асоциальных форм поведения учащихся с ЗПР посредством психотерапии, психокоррекции, методов воспитания, формирования адекватных взаимоотношений в системах «учитель – ребенок», «родители-ребенок», «сверстники-ребенок» выделяется как одна из задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания. (Шевченко С.Г.) Отечественная система социально-трудовой реабилитации и интеграции выпускников с интеллектуальными нарушениями, имеет богатейший содержательный опыт трудовой и профессионально-трудовой подготовки учащихся.(Власова Т.А., Дульнев Г.М., Гозова А.П., Земцова М.И. и др.) Ряд авторов выявляют у многих старшеклассников специальной школы для детей с ЗПР отклонения в поведении и ставят вопрос о необходимости разработки адекватных методов трудового обучения и профориентации как важного средства предупреждения нарушений поведения (Палладий В. Ф., АвдееваГ. А.). Главными задачами школы являются создание социальной службы и внедрение модели социальной профилактики, а также интеграция детей в общество путем улучшения трудовой и профессионально-трудовой подготовки. Социально-трудовая подготовка учащихся проводится в единстве с коррекционно-развивающим педагогическим процессом и лечебно-оздоровительным комплексом мероприятий, включающим трудотерапию (общеукрепляющую, восстановительную, ориентировочную). Задачи социально-трудовой подготовки учащихся заключаются в следующем: -ранние выявление и коррекция особенностей, препятствующих успешному освоению доступных и широко распространенных профессий (нарушения пространственного анализа и синтеза, нарушение зрительно-моторных координации, недостаточность мелкой моторики руки и др.); -формирование у детей в процессе учебно-трудовой деятельности навыков ориентировки в задании, планирования работы, навыков самооценки и самоконтроля; -выбор оптимальных средств для общетрудовой подготовки учащихся; -организация профессиональных классов, групп; -организация мастерских, цехов для приобретения детьми профессии с присвоением разряда; -профориентация учащихся 5—10 классов Особенности социально-трудовой подготовки детей с ЗПР определяют специфику реализации принципов в трудовом обучении в школе: 1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка с ЗПР, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях: - обеспечения пропедевтического периода для подготовки учащихся к усвоению системы профессионально-трудовых и общеобразовательных навыков. (воспитываются навыки поведения в коллективе, навыки самообслуживания); - трудового обучения и воспитания: поэтапное обучение предметной ручной деятельностью позволяет постепенно приготовить ребенка к усвоению более сложных знаний и операций.2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых нравственных, моральных и волевых качеств: - воспитание положительно направленных нравственных качеств ребенка: упорства, трудолюбия, дисциплинированности; - коррекцию недостатков познавательного и эмоционального развития в процессе трудового обучения, использование индивидуального подхода в процессе трудового воспитания; 3. Принцип систематичности и системности в обучении. Программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.4. Принцип научности в обучении. - формирование научного мировоззрения; 5. Принцип доступности тесно связан с принципом научности. Доступность обучения заключается во взаимосвязи новых знаний и умений с уже усвоенными. 6. Принцип наглядности обучения предполагает соотнесение трудовых навыков с представлениями о реальной жизни. 7. Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности, что предполагает развитие познавательных интересов у детей. В старших классах сознательность учащихся проявляется на уроках трудового обучения уже как факт необходимости получения профессии для дальнейшей социалиции в обществе.8. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Полученные в школе знания и умения должны стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых в самостоятельной жизни. 9. Принцип индивидуализации предполагает использование индивидуального подхода, с учетом личностной профессиональной ориентированности. 10. Принцип дифференцированного подхода в обучении реализуется в - дифференцированном подходе к содержанию трудового обучения в зависимости от социально-географических, экономических и пр. условий региона; - разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости. Формируют у учащихся потребность быть полезным (утилитарные потребности), потребность сделать своими руками, понравившуюся вещь (личные потребности), потребность преодоления препятствий на пути к цели, потребность в вооруженности (средствами, знаниями, умениями), потребность в движении (проявлять двигательную активность), потребности, связанной с достижением результата деятельности, стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, сверстников, стремление получить хорошую оценку, стремление избежать наказания, неприятностей и переносу полученных навыков во внеклассную жизнь.Формирование у детей в процессе учебно-трудовой деятельности навыков ориентировки в задании, планирования работы, навыков самооценки и самоконтроля достигается использованием следующих методов: Метода эмоционального взаимодействия (отношение между учителем и учащимися на основе доброжелательности, взаимоуважения и взаимодоверия); метода педагогической суггестии (внушение учителемзначимости личностного вклада в выполняемую работу учащимся со сниженной самооценкой, и окружающим его сверстникам; метода педагогической релаксации (снятие напряжения, чрезмерно повышенного мышечного тонуса, блокирующего деятельность учащихся, вызывающего затрудненность восприятия; снятие дискомфорта перед взрослым (мобилизация ребенка на общение с учителем, принятие учебной задачи, которую ставит педагог); метода антиципации ценностей (предвосхищение реакции учащихся на результат их деятельности: создание ситуации успеха еще до изготовления продукта деятельности приводит к мобилизации активности учащихся, способствует мотивационной регуляции деятельности учащихся; метода эмоционального подкрепления (формирование и укрепление положительных эмоций как в процессе деятельности, так и по достижению конечного результата).Педагогические приемы формирования мотивов учебно-трудовой деятельности учащихся с ЗПР: -Приемы, способствующие актуализации у детей потребности, связанной с результатом их учебно-трудовой деятельности- создание условий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство у школьников (например, о свойствах того или иного материала, о правилах пользования тем или иным инструментом и т. д. на уроке ручного труда): необычное оформление класса, нетрадиционная тема для беседы, игровые моменты, моделирование ситуации - эмоциональное «заражение» учащихся (передача положительного эмоционального отношения к деятельности, подчеркивание всех достоинств будущего результата деятельности)- возвращение к предыдущему положительному опыту учащихся (взаимо связь между ранее переживаемыми ребенком положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности), предупреждение получения отрицательного опыта (повторение правил техники безопасности при работе с различными инструментами и др.)- подкрепление даже маленькой удачи учеников, учащихся с преобладанием потребности в одобрении со стороны учителя, школьников, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации неуспеха. - постановка положительной мотивационной перспективы учащихся, путем раскрытия ценности и значимости будущих результатов их деятельности на последующих уроках. - формирование эмоциональной устойчивости и работоспособности в процессе деятельности при столкновении с препятствиями. - формирование мотивов учебно-трудовой деятельности на уровне оценок самосознания учащихся. Таким образом, социально-трудовая подготовка учащихся проводится в единстве с коррекционно-развивающим педагогическим процессом и лечебно-оздоровительным комплексом мероприятий, включающим трудотерапию, главная цель которой интеграция детей с ЗПР в общество средствами трудовой и профессионально-трудовой подготовки.
Список литературы 1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М., 2004. 2. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002. 3.Специальная дошкольная педагогика./ Под ред. Е.А.Стребелевой.-М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 4.Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориетации.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Социально-трудовое направление (семинар) Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Дайте характеристику этапов трудового обучения учащихся с ЗПР. 2. Назовите основные задачи уроков трудового обучения в начальных классах. 3. Охарактеризуйте коррекционные задачи уроков ручного труда. 4. Какие основные методы используются на уроках трудового обучения. 5. Раскройте принципы трудового обучения детей с ЗПР.
|