Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Обучение двигательным действиям






Характеристика теории обучения: понятие «обучение», его сущность и содержание. Общая характеристика процесса обучения двигательным действиям. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения. Виды знаний и процесс их освоения. Понятие о двигательных умениях и навыков, их характерные черты и отличительные признаки. Взаимодействие двигательных навыков, их типы и виды переноса (положительный, отрицательный, односторонний, взаимный, прямой, опосредованный, частичный, обобщённый).

Структура и последовательность процесса обучения двигательным действиям: этап начального разучивания; этап углублённого разучивания; этап закрепления и совершенствования. Цель, задачи и особенности использования средств и методов, применяемых в процессе реализации каждого из этапов, их внутренняя структура и продолжительность, нормирование нагрузки и отдыха.

Двигательные ошибки, их классификация и причины возникновения. Способы предупреждения и устранения ошибок.

 

Задание на самостоятельную работу:

Дополнительно изучить: Управление процессом обучения. Сущность и особенности управления процессом обучения двигательным действиям. Факторы, обуславливающие способность к освоению двигательных действий.

Подготовить доклад на тему: Содержание и особенности обучения двигательным действиям младших школьников, отнесённых к специальным медицинским группам.

Закрепить пройденный материал. Вопросы для повторения: 1. Раскройте понятия «двигательное умение» и «двигательный навык». 2. Изложите их характерные черты и отличительные признаки. 3. Дайте классификацию двигательных ошибок и причины их возникновения. 4. Раскройте способы предупреждения и устранения ошибок. 5. Перечислите факторы, обуславливающие способность к обучению физическим упражнениям.

 

Литература: 13, 14, 46, 65, 108, 121-125, 141, 144.

Тема 7. Развитие физических способностей (качеств)

Общая характеристика физических способностей как вида способностей человека. Понятие о физических способностях и основные формы их проявления. Взаимосвязь физических качеств и способностей. Основные закономерности развития физических способностей (ФСп): наличие движения; зависимость развития ФСп от режима двигательной деятельности; этапность в развитии ФСп; неравномерность и разновременность развития ФСп; обратимость показателей развития ФСп; перенос ФСп; единство и взаимосвязь двигательных навыков и ФСп.

Силовые способности. Понятие о силовых способностях. Формы проявления силовых способностей и факторы, определяющие уровень их развития и проявления. Средства развития силовых способностей: упражнения с внешним сопротивлением; упражнения с преодолением веса собственного тела; изометрические упражнения. Методы развития силовых способностей: метод максимальных усилий; метод повторных непредельных усилий; метод изометрических усилий; метод изокинетических усилий; метод динамических усилий; «ударный метод».

Скоростные способности. Понятие о скоростных способностях. Формы проявления скоростных способностей и факторы, определяющие уровень их развития и проявления. Задачи, средства и методика развития быстроты двигательных реакций (простой и сложной). Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений. Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей.

Скоростно-силовые способности. Отличительные черты скоростно-силовых способностей и формы их проявления. Типичные особенности скоростно-силовых упражнений, основные требования к ним и условия их выполнения. Методические подходы и приёмы для развития скоростно-силовых способностей.

Развитие выносливости. Понятие о выносливости, формы проявления и виды выносливости. Факторы, определяющие уровень развитие и проявление выносливости. Особенности развития выносливости в аспекте общей и специальной подготовки. Критерии и способы оценки выносливости.

Характеристика средств и методов развития различных форм проявления выносливости. Средства и методы развития скоростной выносливости. Средства и методы развития силовой выносливости.

Развитие координационных способностей. Понятие координационные способности, ловкость как комплексное проявление координационных способностей. Критерии оценки, формы проявления и психофизиологические факторы, определяющие развитие координационных способностей. Типичные признаки упражнений, являющихся основными средствами развития координационных способностей, обобщённая характеристика их состава.

Основные методические подходы, методы и методические приёмы, используемые в процессе развития различных видов и проявлений координационных способностей: «чувства времени», «чувства пространства», «чувства мышечных усилий», способности управления мышечными напряжениями, равновесия (статического и динамического), ритмических способностей, способности к произвольному расслаблению мышц.

Развитие гибкости. Понятие о гибкости и её виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления гибкости. Критерии и способы оценки гибкости. Задачи и средства развития гибкости.

Методы развития гибкости. Повторный метод – основной метод развития гибкости и его разновидности: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. Нетрадиционные методы развития гибкости: метод биомеханической стимуляции мышц; метод электро- и вибростимуляции; метод «контракции, релаксации и растяжения».

 

Задание на самостоятельную работу:

Дополнительно изучить: Основные закономерности развития физических способностей: движение – ведущий фактор развития физических способностей; зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности; этапность развития физических способностей; неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей; обратимость показателей развития способностей; перенос физических способностей; единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей. Принципы развития физических способностей: принцип регулярности педагогических воздействий; принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий; принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера; принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий; принцип возрастной адекватности педагогических воздействий; принцип соразмерности в развитии способностей; принцип сопряжённого воздействия. Критерии и способы оценки силовых способностей. Критерии и способы оценки скоростных способностей. Отличительные черты подбора и применения средств развития выносливости в процессе общей и прикладной физической подготовки. Взаимосвязь развития выносливости с другими физическими способностями. Общие задачи по развитию координационных способностей и их особенности в зависимости от возраста, пола и других условий. Методические требования к планированию и проведению занятий, связанных с развитием гибкости. Причины и формы излишней мышечной напряжённости и нарушения равновесия при выполнении физических упражнений. Формирование осанки: понятие об осанке, общие признаки и значение оптимальной осанки, факторы, определяющие её. Причины нарушений осанки, физические упражнения и другие средства, направленные на формирование правильной осанки или её коррекцию. Регулирование массы тела в процессе занятий физическими упражнениями.

Подготовить доклад на тему: 1. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития физических способностей у детей и подростков.

Закрепить пройденный материал. Вопросы для повторения: 1. Дайте определение физическим способностям и укажите, какие факторы влияют на их развитие и проявление. 2.Изложите закономерности развития физических способностей. 3. Дайте определение силы и перечислите факторы, определяющие уровень развития и формы проявления силовых способностей. 4. Раскройте основные средства и методы развития силы. 5. Дайте определение скоростным способностям и перечислите факторы, определяющие уровень их развития и формы проявления. 6. Раскройте основные средства и методы развития скоростных способностей. 7. Дайте определение выносливости и перечислите факторы, определяющие уровень их развития и формы проявления. 8. Раскройте виды выносливости, критерии и способы их оценки. 9. Дайте определение координационных способностей и их связь с понятием «ловкость». 10. Перечислите основные формы проявления координационных способностей и факторы, определяющие уровень их развития и формы проявления. 11. Раскройте основные средства и методы развития координационных способностей. 12. Дайте определение гибкости и укажите факторы, определяющие уровень её развития и проявления. 13. Раскройте задачи и средства развития гибкости.

 

Литература: 5, 10, -12, 16, 18, 37, 43-45, 47, 71, 77, 81, 97, 108, 118, 119, 121-125, 144, 147.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал