Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И в этих целях
проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, РЕШИЛИ ОБЪЕДИНИТЬ НАШИ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ. Согласно этому наши соответствующие правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием «Объединенные Нации». Глава I ЦЕЛИ И ПРИнЦИПЫ Статья 1 Организация Объединенных Наций преследует Цели: 1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основеуважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира. 3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. 4. Быть центром для согласования действия наций в достижении этих общих целей. Статья 2 Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами: 1. Организация основана на принципе суверенного равенства ее Членов. 2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации. 3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. 4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силы или ее применения как против территориальной неприкосновенности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций. 5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею и соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказании помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действие превентивного или принудительного характера. 6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. 7. Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII. Глава II ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ Статья 3 Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию Международной Организации или ранее подписав Декларацию Объединенных Наций от 1 январи 1942 года, подписали и ратифицировали настоящий Устав в соответствии со статьей 110. Статья 4 1. Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. 2. Прием любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Статья 5 Если против какого-либо Члена Организации были предприняты Советом Безопасности действия превентивного или принудительного характера, Генеральная Ассамблея имеет право, по рекомендации Совета Безопасности, приостанавливать осуществление прав и привилегий, принадлежащих ему, как Члену Организации. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности. Статья 6 Член Организации, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Глава III ОРГАНЫ Статья 7 1. В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. 2. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, могут учреждаться в соответствии с настоящим Уставом. Статья 8 Организация Объединенных Наций не устанавливает никаких ограничений в отношении права мужчин и женщин участвовать в любом качестве и на равных условиях в ее главных и вспомогательных органах. Глава IV ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ. СОСТАВ Статья 9 1. Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации. 2. Каждый Член Организации имеет не более 5 представителей в Генеральной Ассамблее. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ Статья 10 Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и, за исключениями, предусмотренными статьей 12, давать рекомендации членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Статья 11 1. Генеральная ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и давать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безопасности или и членам Организации и Совету Безопасности. 2. Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является членом Организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 35, и, за исключениями, предусмотренными статьей 12, давать в отношении любых этих вопросов рекомендации заинтересованному государству, или государствам, или Совету Безопасности. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения. 3. Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности. 4. Полномочия Генеральной Ассамблеи, изложенные в настоящей статье, не должны ограничивать общего смысла статьи 10. Статья 12 1. Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может давать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом. 2. Генеральный секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой ее сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности, и таким же образом уведомляет Генеральную Ассамблею, а если Генеральная Ассамблея не заседает, то членов Организации немедленно, как только Совет Безопасности прекратит рассмотрение таких вопросов. Статья 13 1. Генеральная Ассамблея организует исследование и дает рекомендации в целях: а) содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации; б) содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. 2. Дальнейшие обязанности, функции и полномочия Генеральной Ассамблеи в отношении вопросов, упомянутых выше в пункте 1б, изложены в главах IX и X. Статья 14 С соблюдением положений статьи 12 Генеральная Ассамблея уполномочивается рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений нестоящего Устава, излагающих цели и принципы объединенных наций. Статья 15 1. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности; эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял. 2. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации. Статья 16 Генеральная Ассамблея выполняет в отношении международной системы опеки такие функции, которые возложены на нее на основании глав XII и XIII, включая утверждение соглашений по опеке для территорий, не отнесенных к числу стратегических. Статья 17 1. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет Организации. 2. Члены Организации несут ее расходы по распределению, устанавливаемому Генеральной Ассамблеей. 3. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, упомянутыми в статье 57, и проверяет административные бюджеты таких специализированных учреждений с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным учреждениям. Глава V СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ. СОСТАВ Статья 23 1. Совет Безопасности состоит из 11 Членов Организации; Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки являются постоянными Членами Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея избирает 6 других Членов Организации в качестве непостоянных Членов Совета Безопасности, уделяя в особенности должное внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению. 2. Непостоянные Члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. Однако при первых выборах непостоянных Членов, трое избираются на срок в один год. Выбывающий Член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию. 3. Каждый Член Совета Безопасности имеет одного представителя. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ Статья 24 1. Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. 2. При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций. Определенные полномочия, предоставленные Совету Безопасности для выполнения этих обязанностей, изложены в главах VII, VIII и XII. 3. Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады. Статья 25 Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Статья 26 В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета, указанного в статье 47, планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации»[29].
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Выпишите из Устава: а) основные цели ООН, б) принципы функционирования ООН, в) статьи о членстве, г) основные руководящие организации, д) кратко функции Генеральной Ассамблеи, е) состав Совета Безопасности и его функции. 2. Какие предложения по изменению Устава выдвигаются членами ООН? 3. Какие новые цели ООН, соответствующие нынешним реалиям, Вы могли бы внести в текст Устава? n ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕАМБУЛА Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большой свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнении этого обязательства; ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ПРОВОЗГЛАШАЕТ к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией. Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 4 Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах. Статья 5 Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Статья 6 Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Статья 7 Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Статья 8 Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Статья 9 Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Статья 10 Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Статья 11 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. 2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено. Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. Статья 13 Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Статья 14 1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Статья 16 1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжении. 2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. 3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Статья 17 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедывать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их: это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Статья 20 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Статья 21 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Статья 22 Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Статья 23 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения. 4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Статья 24 Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Статья 25 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение его на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Статья 26 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей. Статья 27 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является. Статья 28 Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены. Статья 29 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций. Статья 30 Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как представление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации[30].
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Прочитайте преамбулу декларации и выпишите основные цели, которым должен служить этот документ 2. Выпишите из декларации основные права человека. 3. Какие права, на Ваш взгляд, чаще всего нарушаются? 4. Какие права человека можно было бы добавить в декларации в настоящее время? 5. Какие права и свободы, провозглашенные в декларации, серьезно защищены правом, а какие нуждаются в серьезном правовом оформлении? 6. Выпишите, какие статьи декларации Россия выполняет, какие не выполняет, какие выполняет не в полной мере. n Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН МЫ, НАРОДЫ: РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ (фрагменты доклада на Саммите тысячелетия …«...Цели и принципы Организации Объединенных Наций четко изложены в Уставе и во Всеобщей декларации прав человека. Их актуальность и вдохновляющая способность ничуть не уменьшились. Напротив, они даже возросли, поскольку народы сейчас объединены новыми взаимосвязывающими узами, а потребность в коллективной ответственности на глобальном уровне стала ощущаться еще шире. Изложенные ниже ценности, отражающие дух Устава, объединяют, я полагаю, все государства и имеют особое значение для той эпохи, в которую мы сейчас вступаем: Свобода. Мужчины и женщины имеют право жить и воспитывать своих детей в достоинстве, избавленными от голода и убожества, от страха насилия или угнетения. Эти права может лучше всего гарантировать представительное правительство, избранное путем волеизъявления народа. Равенство и солидарность. Ни один человек и ни одно государство не должны быть лишены возможности пользоваться плодами глобализации. Глобальными рисками необходимо управлять так, чтобы справедливо распределять все расходы и все тяжести. Те, кто страдает или кто выгадывает в наименьшей степени, имеют право на помощь со стороны тех, кто получает наибольшие выгоды. Терпимость. Люди должны уважать друг друга во всем многообразии своих вероисповеданий, своей культуры и своих языков. Различия внутри общества и между различными обществами не должны вызывать страхов и не должны подавляться – их следует лелеять. Отказ от насилия. Споры между государствами и внутри государств должны урегулироваться мирными средствами, за исключением тех случаев, когда применениесилы разрешено Уставом. Уважение к природе. Необходимо проявлять благоразумие в том, что касается всех живых существ и природных ресурсов. Только так можно сохранить и передать нашим потомкам те неизмеримые богатства, которые мы унаследуем от природы. Совместная ответственность. Государства должны принимать совместные меры для поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом. Необходимо на многосторонней основе заниматься управлением рисками и угрозами, которые затрагивают все народы мира. Мы должны иметь перед собой четкие приоритеты, применяя эти ценности в условиях нового столетия. Во-первых, мы должны приложить все усилия для избавлениянаших братьев и сестер от жалкой и дегуманизирующей нищеты, в которой сейчас проживает более миллиарда человек. Давайте же решим: · Сократить наполовину к 2015 году количество людей в мире (сейчас них насчитывается 22 процента), доходы которых составляют менее одного доллара в день. · Сократить наполовину к той же дате количество людей (сейчас их насчитывается 20 процентов), не имеющих доступа к безопасной питьевой воде или не имеющих возможности позволить себе ее. · Обеспечить к тому же сроку, чтобы все дети во всем мире – как мальчики, так и девочки – имели возможность завершать полный курс начального школьного обучения и чтобы девочки и мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования. · Обеспечить, чтобы к этому времени мы остановили и начали поворачивать вспять тенденцию к распространению ВИЧ/СПИД. · Обеспечить, чтобы к 2020 году мы достигли существенного улучшения условий жизни по крайней мере 100 миллионов обитателей трущоб во всем мире. · Разработать стратегии, которые дадут молодым людям повсюду получить возможность найти приличную работу. · Обеспечить, чтобы выгоды от новой технологии, особенно информационной технологии, были доступны всем. · Обеспечить, чтобы отныне правительство каждой страны было привержено делу разработки и применения – в консультации с гражданским обществом – национальной политики и программ, нацеленных конкретно на сокращение масштабов нищеты. На международном уровне более удачливые страны обязаны проявлять солидарность с менее удачливыми. Пусть же они решат: · Обеспечивать свободный доступ на свои рынки для товаров, производимых в бедных странах, и в качестве первого шага быть готовыми к тому, чтобы на третьей Конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам, которая состоится в марте 2001 года, принять политику предоставления беспошлинного и неквотируемого доступа для всего, по сути дела, экспорта из наименее развитых стран. · Снять путы задолженности, которые в настоящее время удерживают многие из беднейших стран в нищете, и в качестве первого шага добиться безотлагательного расширения программы облегчения бремени задолженности бедных стран с крупной задолженностью, которая была согласована в прошлом году, и быть готовыми списать всю официальную задолженность бедных стран с крупной задолженностью, если эти страны продемонстрируют явную приверженность делу сокращения масштабов нищеты. · Предоставлять более щедрую помощь в целях развития, особенно тем странам, которые действительно используют свои ресурсы для целей сокращения масштабов нищеты. · Вместе с фармацевтической промышленностью и другими партнерами заняться разработкой эффективной и доступной вакцины против ВИЧ и обеспечить более широкий доступ людям в развивающихся странах к лекарственным препаратам для лечения ВИЧ. Как на национальном, так и на международном уровнях частные инвестиции призваны сыграть незаменимую роль. Давайте же решим: · Налаживать прочные партнерские связи с частным сектором в целях борьбы с нищетой во всех ее аспектах. Крайняя нищета в странах Африки к югу от Сахары затрагивает большую часть населения, чем в каком-либо ином регионе. Она усугубляется большим числом конфликтов, более широким распространением ВИЧ/СПИД и многих других заболеваний. Давайте же решим: · Во всех наших усилиях уделять особое внимание потребностям Африки и оказывать всяческую поддержку африканцам в их борьбе за преодоление проблем, стоящих перед континентом. Со своей стороны, я объявил в настоящем докладе четыре новые инициативы: · «Интерсеть здравоохранения» для предоставления больницам и поликлиникам в развивающихся странах доступа к самой свежей медико-санитарной информации. · Служба информационной техники Организации Объединенных Наций (ЮНАИТС) для обучения групп в развивающихся странах навыкам применения информационной техники и использования предоставляемых ею возможностей. · Инициатива в отношении мер реагирования на стихийные бедствия под названием «Первые на местах», в рамках которой будет обеспечиваться беспрерывная связь с районами, пострадавшими от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. · Глобальная сеть по разработке политики для изучения действенных новых подходов к проблеме трудоустройства молодежи. Во-вторых, мы должны приложить все усилия для избавления наших братьев и сестер от бедствий войны, как этого требует от нас Устав, и особенно от насилия, связанного с гражданскими конфликтами, и от страха перед оружием массового уничтожения, которые являются двумя главными факторами, вызывающими ужас в нынешнюю эпоху. Давайте же решим: · Добиваться более строгого соблюдения норм права в международных, равно как и в национальных, делах, в частности соблюдения согласованных положений договоров о контроле над вооружениями, норм международного гуманитарного права и прав человека. Я призываю все правительства, которые еще не сделали этого, подписать и ратифицировать различные конвенции, пакты и договоры, которые составляют ядро международного права. · Повышать эффективность Организации Объединенных Наций в ее усилиях по поддержанию мира и безопасности, особенно путем: - укрепления потенциала Организации Объединенных Наций по проведению миротворческих операций; - принятия мер для обеспечения того, чтобы экономические санкции, принимаемые Советом Безопасности, были менее суровыми для ни в чем не повинного населения и более эффективными с точки зрения наказания преступных правителей. · Принимать энергичные меры по ограничению незаконного оборота стрелкового оружия, особенно путем: - обеспечения большей транспарентности в области поставок вооружений; - поддержки региональных мер по разоружению, таких, как мораторий на импорт, экспорт или производство легких вооружений в Западной Африке; - распространения на другие сферы – особенно на постконфликтные ситуации – программ «оружие в обмен на товары», которые хорошо зарекомендовали себя в Албании, Мозамбике, Панаме и Сальвадоре. · Изучить возможность созыва крупной международной конференции для выработки путей ликвидации ядерной угрозы. В-третьих, мы должны приложить все силы для избавления наших братьев и сестер, и особенно всех наших детей и внуков, от опасности жизни на планете, непоправимо испорченной в результате деятельности человека, на планете, ресурсы которой уже не могут обеспечить их потребности. С учетом огромных угроз, стоящих перед человечеством, давайте же решим: · Принять новую этику сохранения и управления и в качестве первого шага: - принять и ратифицировать Киотский протокол, с тем чтобы он мог вступить в силу к 2002 году, и обеспечить выполнение его целей в качестве шага по пути к снижению объема выбросов парниковых газов; - самым серьезным образом рассмотреть вопрос о внедрении разрабатываемой в Организации Объединенных Наций системы «зеленого» финансового учета в национальные счета; - оказать финансовую помощь для проведения оценки экосистемы на пороге тысячелетия и принять в ней активное участие. И, наконец, мы должны приложить все усилия для того, чтобы Организация Объединенных Наций стала в руках народов мира более эффективным инструментом для осуществления всех трех приоритетных задач: борьбы с нищетой, невежеством и болезнями; борьбы с насилием и террором; борьбы с деградацией и разрушением нашего общего дома. Давайте же решим: · Реформировать Совет Безопасности так, чтобы, с одной стороны, позволить ему более эффективно выполнять свои обязанности и с другой – придать ему большую легитимность в глазах всех народов мира. · Обеспечить, чтобы Организация получила необходимые ресурсы для выполнения своих мандатов. · Обеспечить, чтобы Секретариат наилучшим образом использовал эти ресурсы в интересах всех государств-членов, позволив ему принять на вооружение наилучшие из имеющихся методов управления и технологий и сосредоточить внимание на тех задачах, которые отражают нынешние приоритеты государств-членов. · Предоставить все возможности неправительственным организациям и другим негосударственным субъектам, с тем чтобы они могли вносить свой незаменимый вклад в деятельность Организации. Ни одно государство, ни одна организация не могут решить всех этих проблем в одиночку. Но вместе с тем ни одно государство не должно думать, что другие решат их за него, если его собственное правительство и его граждане не посвятят себя целиком выполнению этой задачи. Сделать XXI в. более безопасным и более справедливым, чем век XX, – это задача, которая требует решительных усилий со стороны каждого государства и каждого человека. Вдохновляя и координируя эти усилия, обновленная Организация Объединенных Наций будет играть жизненно важную и благородную роль»[31].
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Сравните цели и принципы, изложенные в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека и в докладе Кофи Аннана. Какие новые принципы и ценности выдвинул К. Аннан? 2. Каковы приоритеты деятельности ООН в XXI в.? 3. Выпишите из текста доклада наиболее эффективные меры решения каждого приоритетного направления деятельности ООН. 4. Сформулируйте предложения по реформированию ООН, изложенные в докладе. Достаточны ли они для повышения ее роли в XXI в.?
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, n А. Богатуров Синдром поглощения …«Экспансия мирового общества в сферу международного сообщества не была, разумеется, плодом одних лишь мыслительных упражнений теоретиков и конъюнктурных побуждений политиков. Ее фундаментом служили как материальные, так и виртуальные новации, обобщаемые в обыденном политологическом дискурсе расплывчатым и неточным словом «глобализация». В литературе 90-х годов оно в различных сочетаниях обозначало по меньшей мере восемь основных тенденций и явлений: 1) объективное усилие проницаемости межгосударственных перегородок (феномены «преодоления границ» и «экономического гражданства»); 2) резкое возрастание объемов и интенсивности трансгосударственных, транснациональных перетоков капиталов, информации, услуг и человеческих ресурсов; 3) массированное распространение западных стандартов потребления, быта, само – и мировосприятия на все другие части планеты; 4) усиление роли вне-, над-, транс- и просто негосударственных регуляторов мировой экономики и международных отношений; 5) форсированный экспорт и вживление в политическую ткань разных стран мира тех или других вариаций модели демократического государственного устройства; 6) формирование виртуального пространства электронно-коммуникационного общения, резко увеличивающего возможности для социализации личности, т. е. для непосредственного приобщения индивида (пассивно или интерактивно), где бы тот ни находился, к общемировым информационным процессам; 7) возникновение и культивирование в сфере глобальных информационных сетей образа ответственности всех и каждого индивида за чужие судьбы, проблемы, конфликты, состояние окружающей среды, политические и иные события в любых, возможно, даже не известных человеку уголках мира; 8) возникновение «идеологии глобализации» как совокупности взаимосвязанных постулатов, призванных обосновать одновременно благо и неизбежность тенденций, «работающих» на объединение мира под руководством его цивилизованного центра, под которым так или иначе подразумеваются США и «группа семи». Простой обзор проявлений глобализации позволяет подразделить их на материальные (объективные) и виртуальные (манипуляционные). К первым относится все, что касается реального движения финансовых потоков и его обеспечения, трансферта технологий, товаров и услуг, массовых миграций, строительства глобальных информационных сетей и т.п. Ко вторым – содержательное наполнение этих сетей, распространение определенных ценностей и оценочных стандартов, формирование и продвижение предназначенных международному общественному мнению психологических и политико-психологических установок. Очевидно, глобализация – это не только то, что существует на самом деле, но и то, что людям предлагают думать и что они думают о происходящем и его перспективах. Последнее уточнение важно. В самом деле, если материальные проявления глобализации не вызывают сомнений, так как их ежечасно подтверждает жизненная практика, то ряд «выводов», формально апеллирующих к материальной стороне глобализации, не кажутся ни безупречными, ни единственно возможными вариантами понимания действительности. Во всяком случае, в той мере, в какой позволяют судить опыт и анализ ситуации на пространстве новых государств в зоне бывшего СССР, и в частности в России. К такому же эффекту приводят и размышления о необходимости анализировать международные отношения, выходя за рамки системного взгляда на реальность. В российской политико-интеллектуальной ситуации наиболее сомнительными кажутся три постулата теорий глобализации: · кризис и устаревание государства, · модернизация и вестернизация как естественный результат глобализации, · «демократическая однополярность» как предпочтительный способ самоорганизации международной структуры...»[32]… n М. Чешков ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ИХ ДИНАМИКЕ «Понятием «исторические типы» характеризуются особые формы, которые принимает глобальная общность в зависимости от того, которое начало доминирует в ее ядре и как меняется сам принцип доминирования. Добавив к этой характеристике, определяющей исторические типы, другие параметры – пространство, множество форм и степень сложности, можно выделить три больших исторических типа. Первому, сложившемуся в период от Осевого времени до приблизительно конца XVIII в. свойственны: доминирование природного начала над социальным, множество локальных пространств и соответственно множественность формообразований, особенно в виде «мироимперий» (в терминах Фернана Броделя), простота этих локальных форм. Второй исторический тип зарождается в конце XVIII–начале XIX в.; для него характерны: безусловное доминирование социального начала, единая форма организации и ее относительная – «простая» – сложность. Этот тип в последние два десятилетия XX в. сменяется новым, третьим, когда возвышение субъективного начала открывает возможность преодолеть принцип доминанты; этому типу присущи: планетарное (или общечеловеческое) пространство, множественность оргформ, сложность и даже сверхсложность организации глобальной общности как целого. Оставив в стороне первый, обратимся ко второму и третьему, или – условно – индустриально-модернистскому и информационно-глобалистскому типам, акцентируя внимание на сдвиге от второго к третьему, происходящем в последние два десятилетия XX в. Я рассматриваю этот сдвиг примерно по десятку параметров (структура ядра, состав, отношения и пр.), что дает возможность достаточно полно судит о его векторе и глубине. В ядре исчерпание доминирующей роли социального начала, чье абсолютное преобладание было присуще индустриально-модернистскому типу, привело к его реконструкции, а на уровне теоретического сознания нашло отражение в тяге к «несоциологической теории общества» (Ален Турен). Стали искать баланс начал социального и природного (идея и концепции устойчивого развития). Резко возросшая роль субъектного начала проявилась в стремлении миросознания выйти за пределы идеологии модернизма, в активизации поисков трансцендентности новых морально-этических норм («духовная революция»). Возникли новые агенты, претендующие на роль носителей общечеловеческих норм и принципов, в лице и новых общественных движений…...»[33] n З. Бжезинский О ПРОБЛЕМАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ …«На протяжении большей части своей истории человечество пыталось преодолеть и поставить под контроль внешние обстоятельства нашей жизни. Теперь все чаще и чаще серьезные спорные вопросы, встающие перед нами, оказываются обращены, скорее, к внутренним аспектам существования. Взять хотя бы такие темы, вокруг которых начинают разворачиваться политические дискуссии в развитых обществах, как контроль над рождаемостью и смертностью, увеличение продолжительности жизни, здравоохранение, пластические операции, пересадка мозга, синтез человеческого и искусственного интеллекта. Мы способны охватить все эти темы, заниматься ими так или иначе, но без какого-либо определяющего критерия. В философском смысле мы запутались, в религиозном – чувствуем себя неуверенно. Опасность заключается не только в бесконтрольных изменениях, имеющих непредсказуемые последствия, но и в растущем разрыве в том, что касается условий жизни человека, между обществами, в которых эти потенциальные возможности будут реализовываться в широком масштабе, и обществами, испытывающими нехватку средств для их осуществления. В итоге может возникнуть новое неравенство в условиях жизни, которое будет выражаться не неравенством в доходах (явившимся следствием промышленной революции, ответом на которую стал марксизм), но неравенством в органических условиях жизни. Эго поставит серьезные проблемы перед миром, который в данном случае станет еще более разделенным с точки зрения доходов. Обратимся к докладу ООН о человеческом развитии за 1998 г. В нем бросаются в глаза статистические данные об экономическом неравенстве. Некоторые цифры говорят сами за себя: три самых богатых человека в мире имеют совокупное личное состояние, превышающее ВВП 48 наименее развитых стран вместе взятых. Американцы тратят на косметику 8 млрд дол. в год. По оценкам ООН, 6 млрд дол. в год хватило бы для того, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы съедают мороженого на 11 млрд дол. в год, в то время как 9 млрд дол., предоставленных ООН, вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой и надежной канализацией всех нуждающихся. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд дол. на корм для домашних животных; если увеличить гуманитарную помощь до 13 млрд дол., то можно было бы обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех нуждающихся по всему миру. 225 самых богатых людей планеты имеют совокупное состояние более чем в 1 трлн дол., а 3/5 из 4, 4 млрд жителей развивающихся стран лишены канализации, 1/3 – чистой воды и 1/5 – медицинского обслуживания...»[34]… n ДЕКЛАРАЦИЯ РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО от 14 июня 1992 года ПРЕАМБУЛА Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года, подтверждая Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года, и стремясь развить ее, преследуя цель учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства посредством создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия в целях заключения международных отношений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома, провозглашает, что:
|