Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интеграция с другими областями
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
| 1. Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
2. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками;
3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
| Образовательная область
«Познавательное развитие»
| 1. Расширение музыкального кругозора детей;
2. Сенсорное развитие;
3. Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.
| Образовательная область
«Речевое развитие»
| 1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;
2. Практическое овладение детьми нормами речи;
3. Обогащение «образного словаря»
| Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
| 1. Развитие детского творчества;
2. Приобщение к различным видам искусства;
3. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;
4. Закрепления результатов восприятия музыки.
5. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
| Образовательная область
«Физическое развитие»
| 1. Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.;
2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
3. Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.
|
Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения:
1 год – ранний возраст с 2 до 3 лет;
2 год – младшая группа с 3 до 4 лет;
3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;
4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;
5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Возрастные особенности детей
Ранний возраст (с 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
- Самостоятельная досуговая деятельность (не регламентированная деятельность)
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствиями с требованиями СанПина.
Группа
| Возраст
| Длительность занятия
(минут)
| Ранняя
| с 2 до 3 лет
|
| Младшая
| с 3 до 4 лет
|
| Средняя
| с 4 до 5 лет
|
| Старшая
| с 5 до 6 лет
|
| Подготовительная к школе
| с 6 до 7 лет
|
|
Программа рассчитана на 120 часов.
Учебно-тематический план программы
№
| Возрастная
группа
Вид
деятельности
| ранняя
| младшая
| средняя
| старшая
| Подготовительная к школе
| ИТОГ
|
| Восприятие
| 2, 4
| 3, 6
| 4, 8
| 6,
| 7, 2
|
|
| Пение
| 4, 8
| 7, 2
| 9, 6
| 12, 0
| 14, 4
|
|
| Музыкально-ритмические движения
| 3, 6
| 4, 8
| 6, 0
| 7, 2
| 8, 4
|
|
| Игра на детских муз. инструментах
| 1, 2
| 2, 4
| 3, 6
| 4, 8
| 6, 0
|
| | ИТОГО
|
|
|
|
|
|
| Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
- становления эстетического отношения к окружающему миру;
- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
- сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализации самостоятельной творческой деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:
- предметно – пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный музыкальный зал);
- условия для взаимодействия со взрослыми;
- условия для взаимодействия с другими детьми.
Модель взаимодействия музыкального воспитательно-образовательного процесса (примерная)
1.Взаимодействие с родителями, (законными представителями)
2. Взаимодействие со специалистом по физической культуре.
3. Взаимодействие с логопедом.
4. Взаимодействие с воспитателями и персоналом всех возрастных групп.
I. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности
I. 1 Восприятие
Ценностно-целевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных музыкальных жанров. Формирование овнов музыкальной культуры.
Ранняя группа
| Младшая группа
| Средняя группа
| Старшая группа
| Подготовительная к школе группа
| 1. Ребенок овладевает культурными способами деятельности: слушает спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера.
2.Ребенок эмоционально реагировать на содержание.
3. Учить различать звуки по высоте
4. Различать звучание музыкальных инструментов: колокольчик, фортепиано, металлофон.
5.Проявляет интерес к песням и сказкам, движению под музыку.
| 1.Ребенок проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений, понимает характер музыки.
. определяет 1 и 2 –частную форму произведения.
2..Ребенок может рассказать о чем поется в песне, владеет речью.
3. Ребенок различает звуки по высоте, реагирует на динамику
(громко-тихо);
музыкальные инструменты: молоточек, погремушка, бубен, барабан.
4. Ребенок овладевает культурными способами деятельности.
| 1. Ребенок проявляет интерес к слушанию музыки,
2. Ребенок эмоционально откликается на знакомые мелодии, узнает их, различает динамику, темп музыки, высоту звуков.
3.Ребенок хорошо владеет устной музыкальной речью.
4.Ребенок может контролировать свои движения под музыку, способен к волевым усилиям.
| 1. Ребенок хорошо владеет музыкальной речью, знает названия песен, танцев, музыкальных произведений.
2. Ребенок ритмично двигается под музыку,
Узнает произведения по фрагменту.
3.Ребенок следует социальным нормам и правилам в музыкальных играх и постановках, контролирует свои движения и управляет ими.
| 1.Ребенок обладает навыками воображения..
Сформирован музыкальный вкус, развита речь, словарный запас.
2.Ребенок знает элементарные музыкальные понятия, имена и фамилии композиторов и музыкантов.
3 Ребенок обладает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в музыкальных движениях, играх и постановках.
|
| сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| I неделя
| 1 занятие
| 1. Учить слышать изобразительность в музыке
Слушаем музыку природы (программный репертуар).
| 1. Учить детей согласовывать движения с ритмом и характером музыки
| 1. Познакомить детей с танцем «Полька»
| 2 занятие: «Музыка, изображает животных, птиц»
Знакомство с музыкальными элементами звукоподражания.
| 2. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамика, регистр, интонация
| 2. Рассказывать детям о композиторе Свиридове Г.В. Учить различать колыбельный жанр (ласковый, спокойный)
| 2. Учить различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки
| II неделя
| 1. Формировать представление детей о языке музыке: регистр, динамика, темп
Образцы вокальной и инструментальной музыки (по программе)
| 1. Учить различать оттенки настроения в произведениях с похожими названиями «Дождик», «Грустный дождик»
| 1. Учить различать смену характера, форму музыкального произведения. Обогащать их высказывания об эмоциональном содержании музыки
| 1. Подготовка к новогодним праздникам
| 2.Учить, различать средства музыкальной выразительности, предавать характер в движении
(программный материал «Музыка и движение»).
| 2. Вызывать эмоциональный отклик на песню печального, грустного характера; развивать умение высказываться о содержании музыки
(программный репертуар)
| 2. Учить связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки
| 2. Слушаем песни, инсценировки о зиме.
| III неделя
| 1. Учить детей слушать изобразительность в музыке. Образы и элементы звукоподражания. («Кошка», «Машина», «Кукла» идр.)
| 1. Учить определять характер контрастных музыкальных произведений, связать с ним соответствующую по настроению картину, стихотворение
(программный репертуар)
| 1. Учить детей сравнивать произведения с близкими названиями
| 1.Активное восприятие и воспроизведение музыки
(праздничный вариант)
| 2.Учить различать выразительные средства в музыке (грустно – весело, быстро – медленно).
| 2. Учить узнавать песню по выступлению, различать изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности (темп, динамику)
| 2. Учить распознавать черты танцевальности в песенной музыке.
| 2.Активное восприятие и ритмическое воспроизведение музыки (Праздничный вариант).
| IV неделя
| 1. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями (по музыкальному букварю)
| 1. Тематическая беседа-концерт «Осень» учить различать вольную и инструментальн. музыку
| 1. Учить различать настроение в пьесах с близким названием: «Солдатский марш», «Марш оловянных солдатиков»
| Новогодние праздники
| 2.Учить чувствовать характер музыки, различать изобразительность, передавать характер в движении (программные сборники)
Целевой результат: формирование музыкальной отзывчивости через эмоциональные музыкальные действия.
| 2. Дать детям представление о различном характере народных песен (плясовые, хороводные, колыбельные)
| 2. Учить различать изобразительность, средства музыкальной выразительности, создающие образ
|
|