Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Глобализация: новые нюансы.
Глобализация как объективный процесс усиления взаимозависимости, интернационализации и интеграции всех сторон жизни мирового сообщества продолжается и сохраняет свои основные черты. В тоже время глобализация оказалась более сложным и противоречивым процессом, чем это представлялось два-три десятилетия назад. Ряд прежних выводов, прогнозов, касающихся процессов и последствий глобализации подвергаются определенной корректировке. Вопреки мондиалистским утверждениям об отмирании государства в условиях глобализации, роль государства в мировой экономике и политике возрастает. Оно остается главным субъектом международных отношений. Нынешний финансово-экономический кризис показал, что вопросы преодоления кризиса решали прежде всего правительства, государства. Для защиты своих рынков ряд стран даже вернулись к протекционистским мерам для защиты своего отечественного производителя, что казалось невозможным в условиях глобализации и единого мирового хозяйства. В последние годы, еще до кризиса, а в период кризиса особенно, несколько замедлились темпы развития мировой торговли, перемещения капиталов, сокращались объемы инвестиций в экономику стран мира. Видимо, пройден пик и использования миграционной рабочей силы. Почти все страны установили квоты на въезд рабочей силы, повышают требования к уровню ее квалификации и т.п. Происходит увеличение числа и сложности глобальных проблем: экологических, демографических, дефицита ресурсов, безопасности, увеличении разрыва в развитии стран Севера и Юга, проблема голода, эпидемий, организованной преступности и др. От глобализации по-прежнему прежде всего выигрывают развитые страны мира. Более 40 государств не втянуты в этот процесс, другие же выполняют роль поставщиков сырья, дешевой рабочей силы, территорий, куда переносятся вредные производства из развитых стран. Концепция устойчивого развития как модель мирового развития серьезно дискредитирована. Ее положения, теоретически абсолютно правильные и необходимые, не были реально востребованы в большинстве стран мира. Принятые на уровне ООН многочисленные программы и решения (документы) по реализации Концепции не были выполнены. Экологический кризис углубляется с каждым годом, растут объемы выбросов парниковых газов, потепление климата реально ощутили почти все страны мира. Киотский протокол 1997г., предусматривающий уменьшение на 5% выбросов парниковых газов, не будет выполнен. Попытка его замены новым международным соглашением на климатическом саммите ООН в декабре 2009 г. в Копенгагене завершилась неудачей. Противоречия между развитыми и развивающимися странами по квотам вредных выбросов в атмосферу не были здесь преодолены. Положения Концепции о том, что экономический рост не должен разрушать окружающую среду и должен быть направлен на развитие человека, повышения его уровня жизни, образования, здравоохранения, культуры, нравственности и т.п. противоречат либеральной модели рыночной экономики, доминирующей в мире. Техногенные и природные катастрофы становятся все более частыми и разрушительными. Дефицит ресурсов стал еще более острой проблемой. Хотя ряд стран реализуют программы создания новых видов топлива, использования ресурсосберегающих технологий, борьба за ресурсы по всем прогнозам будет обостряться. Речь идет прежде всего об энергетических ресурсах, потребление которых увеличится в несколько раз, прежде всего в Китае, Индии и других быстро развивающихся стран. Но будет возрастать и дефицит других ресурсов: питьевой води и воды для орошения, земель для выращивания продовольствия и строительства жилья, лесов для поддержания более здоровой природной среды, чистого воздуха для людей, животного и растительного мира. Задача ликвидации голода и бедности, обозначенная в Декларации «Цели тысячелетия», принятой на конференции ООН в 2000 году и предусматривающая уменьшить вдвое к 2015 году число людей в мире, живущих на один доллар в день, не будет выполнена. Число голодающих в мире в 2007-2008 гг. по-прежнему составляет 1 миллиард, а в период кризиса еще более возросло. Помощь бедным странам в последние годы превышает 100 млрд. долл. в год. Развитые страны взяли на себя обязательство отчислять ежегодно на нужды бедных стран 0, 7% своего ВВП. Списано более 70 млрд. долл. долгов этих стран. Но нищета не уменьшилась, а голод терпят миллионы людей в десятках стран. За последние годы, по данным ФАО (Организация ООН по продовольственной и сельскохозяйственным проблемам), 31 государство испытывает нехватку продовольствия, 20 из них находятся в Африке, 9 - в Азии, 2- в Америке. В 22 странах прошли голодные бунты. Разрыв в социально- экономическом развитии стран Севера и Юга увеличивается, несколько десятков государств Африки и Азии находятся в состоянии перманентной гражданской войны, не имеют власти, способной управлять страной, программы помощи населению не доходят до людей и присваиваются правящими кланами. Быстрый рост населения усугубляет рост нищеты. Не улучшилась ситуация и с решением других глобальных проблем: после пережитых эпидемий атипичной пневмонии и птичьего гриппа, в 2009г. разразилась эпидемия «свиного гриппа», возросли объемы наркоторговли, торговли контрафактной продукцией, резко активизировалось пиратство. И самое главное - острая, давно назревшая необходимость повышения управляемости мирового развития, создания «саморегулируемой международной системы», что требует коллективного лидерства ведущих государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношении и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН» - утверждает Концепция внешней политики Российской Федерации 2008г. Повышение роли ООН, как главного института обеспечения мира, безопасности, мирового порядка, диктует необходимость: - корректировки ее целей, принципов, структуры, изменений в Уставе; - четкое определение в международном праве возможностей использования военной силы и наказания за несанкционированное использование ее; разрешения противоречий между правом наций на самоопределение и территориальной целостностью государств; условий использования «гуманитарных интервенций» и т.п.; - повышение эффективности миротворческой деятельности ООН; - расширение контролирующих функций ООН, повышение ответственности стран за невыполнение и нарушение решений организации. Необходимость скорейшего реформирования ООН признается практически всеми, существует немало проектов реформирования Организации, но они не реализуются. Большая доля ответственности за это ложится на США, которые неоднократно игнорировали ООН при решении своих гегемонистских планов, использовали вооруженные силы без санкции Совета Безопасности ООН (Югославия, Ирак). Существуют также острые разногласия по вопросу о новых постоянных членах СБ ООН, создания постоянно действующего контингента миротворческих сил и расширению их функций и др. Все перечисленные процессы и факторы международной жизни делают актуальнейшей задачей ООН и всех государств разработку стратегии обеспечения глобальной безопасности, корректировку концепции устойчивого развития, повышение ответственности стран за ее реализацию.
|