Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление конфликтом
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности служебных коллективов ОВД, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Также профилактика требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Деятельность по предупреждению конфликтов может вестись по четырем основным направлениям: 1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций:
2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций: структурно- и функционально-организационных, личностно-функциональных и ситуативно-управленческих. 3. Устранение социально-психологических причин конфликтов, в частности несбалансированного взаимодействия двух и более людей. Рассмотрим пять основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам:
Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу. В ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает от нас. Роль старшего потенциально наиболее конфликтна, поэтому, взаимодействуя с сослуживцами, человек должен избегать значительного доминирования над партнерами.
Если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость партнера от нас не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.
Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине он пострадал. Важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим людям в процессе взаимодействия с ними.
Необходимо отметить, что речь идет не об объективном, а о субъективном оцениваемом балансе. 4. Нейтрализация личностных причин возникновения конфликтов. Управление конфликтом представляет собой контроль над процессом и формами протекания конфликта с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Управление конфликтом осуществляется путем использования соответствующих методов, под которым понимают приемы и способы, позволяющие осуществлять контроль над протеканием конфликта и целенаправленно влиять на его последствия. Выделяют три группы методов управления конфликтом: внутриличностные, межличностные и структурные. Существуют способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней: 1. Быть терпимым к инакомыслию. 2. Не ждать от окружающих слишком многого. Негативные эмоции – один их основных факторов, способствующих и возникновению конфликтов. Часто они являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального ходи развития событий с тем, на который он рассчитывал. Для минимизации негативных эмоций необходимо:
3. Заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально-психологический климат на работе, в семье и т.п. 4. В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникших проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки. 5. Развивать свою конфликтоустойчивость, т.е. способность сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов:
6. Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению, т.е. понять проблемы партнера по общению. 7. Управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении. 8. Уметь определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт. Например, признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами:
9. Уметь понять партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том. Что партнером его мотивы правильно поняты. Сообщаемая вам партнером информация может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. 10. Не забывать о чувстве юмора.
|