Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Брахманизм и индуизм
Подобно Библии и Корану в других религиях, в брахманизме - Веды, Брахманы, Ариньяки и Упанишады образуют канон. Усложнение культа ведической религии перестало устраивать жителей бурно развивающихся городов (мифология, обильность жертвоприношений, ограниченность варн). В процессе трансформации ведической религии в 1 тыс. до н. э. возникает брахманизм. Изменились состав и характер божественного пантеона, хотя четкой иерархии богов еще не было выработано. В каждой местности почиталось свое высшее божество: Брахма - творец вселенной, бог Шива - символ плодородия и разрушительных сил, бог Вишну выступал как хранитель всего существующего. В то же время брахманизм продолжал традицию деления общества на варны. Брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несушественрыми, поскольку весь мир явлений - лишь иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важным ключевым элементом брахманизма, вошедшим в религию и философию, является сансара - теория перерождения. Сансара (с санскр. - блуждание, переход, перевоплощение) - учение о перевоплощении души в различные тела, теория перерождения. Согласно этому учению, со смертью человека его душа переселяется в новое живое существо (человека, животное, растение). Человек - пленник видимого, чувственного мира, он должен стремиться к освобождению, которое невозможно без нравственного усилия. Проходя цепь рождений и смертей (сансара), человек совершает поступки и обретает собственную ценность, или карму. Карма, представляя собой нравственный результат всех деяний человека, определяет характер его нового рождения, Человек вправе совершать или не совершать те или иные поступки, но при этом должен знать, что в любом случае он определяет собственную карму, собственный удел. Учение о карме предполагает личную ответственность человека. Карма (с санскр. - деяние, поступок) - цепь деяний человека, определяющая его новое рождение. Дальнейшее развитие ведическая религия и брахманизм получили в индуизме, который сформировался в 1 тыс. н. э. Индуизм воспринял учение о переселении душ (сансара) и о законе воздания (карма). Центральное место в пантеоне занимает «тримурти», или триединый образ («троица»), символизирующий сотворение мира, его существование и гибель: • Брахма - бог-творец, созидатель вселенной; • Вишну (Кришна) - хранитель мирового порядка, способный к перевоплощению в смертных существ; • Шива - воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель старых миров. Цементируя религию культом Брахмы-Вишну-Шивы, индуизм смог приблизить этих богов к своим земным условиям. Эти боги наделялись конкретными качествами и участвовали в земных событиях. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местных культов многих этнических групп Древней Индии. Индуизм как вера толерантен, расплывчат, аморфен, каждый волен его понимать по-своему. Это своего рода религия повседневности. Джавахарлал Неру считал, что смысл его можно выразить так: живи и жить давай другим. Одной из школ индуизма является школа тантризма, которая восприняла методы йоги и разработала систему эзотерической практики. В основе религиозно-философской концепции - идея человека-микрокосма и представление о мужском и женском энергетическом начале. Тантра (с санскр. - ткачество, хитросплетение) - сборники священных текстов поклонников женской ипостаси Тримурти - супруги Шивы. Философская школа тантризма провозглашает любовь творческим принципом бытия. Согласно тантризму, анатомия человека отражает анатомию космоса. Эта школа получила свое развитие в эпоху Средневековья. Суть школы выражалась в поклонении великой богине- матери в облике жены Шивы Парвати (Шакти) (которая имела и другие имена).
|