Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Буддизм
Первым движением, поставившим под сомнение ведические ценности, был джайнизм (IV в. до н. э.). Джайнизм категорически отвергал брахманистский пантеон богов, жречество и жертвоприношение, религиозное освящение варн. Превалирующей идеей джайнизма был аскетизм, как истинный религиозный подвиг. Буддизм, зародившийся в VI в. до н. э., предлагал «срединный путь». Это была более успешная попытка преодоления в системе брахманизма варно-кастового деления (где путь к спасению был открыт только для брахманов - жрецов). В Индии в VI в. до н. э. происходит бурный рост городов, жизнь людей быстро меняется. Представители низшей касты - шудры становятся материально обеспеченными и занимают высшие должности, приобретая все больший вес в государстве. В связи с этим в обществе утрачивается традиционное представление об естественной и истинной жизни согласно Ведам, поскольку преобладающими становятся ценности низшей варны. Человеческие качества обесцениваются, их место занимают материальные, имущественные ценности, растет насилие и падает нравственность. Все это вносило сумятицу в общество. Было очевидно, что варны изжили себя, они не вписывались в городской уклад. Но очевидно было и то, что стремление необразованных и малокультурных, но имущих и честолюбивых людей занять высшие должности, стать брахманами несет зло. Всему этому Будда противопоставил свое учение об истинных ценностях, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Будда (с санскр. - просветленный, осененный истиной) — пробужденный к новой жизни. Буддизм - это самая ранняя мировая религия. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н. э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо Сиддхартха Гаутама (Будда, 560-483 гг. до н. э.) из варны кшатриев и царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды — Шакьямуни — «отшельник из Шакьев). Отец хотел оградить сына от суеты и волнений жизни. Сын был окружен роскошью и великолепием, имел жену-красавицу и любимого сына. Когда ему исполняется 29 лет, он сталкивается с реальной жизнью, ранее ему не ведомой. На одной из увеселительных прогулок он увидел людей, далеко не столь счастливых: дряхлого старика, больного проказой человека, монаха-отшельника и мертвеца. Потрясение оказалось так велико, что, оставив все, он отправился в семилетнее путешествие. Он изучает Веды, предается суровому аскетизму, познает причины зла, достигает нирваны. Он становится Буддой. За более чем 40 лет проповедования своего учения он приобрел много учеников и последователей. Будда осуждал брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозности; джайнизм - за жестокую аскезу; а высказывался за «срединный путь». От древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистическое представление об одушевленности всего живого в природе и идею переселения души. Центральными принципами в учении Будды считаются: • «четыре благородные истины»; • теория причинности; • непостоянство элементов; • «срединный путь»; • «восьмеричный путь». Как понимать эти главные принципы буддизма? «Четыре благородные истины»: 1) жизнь - это страдание; 2) причина страданий - это бесконечные желания и стремления к удовольствиям и наслаждениям; 3) избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем; 4) для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути нравственного совершенства, указанного Буддой. Теория причинности - все в мире взаимосвязано и имеет свою причину. Нет поступков и деяний в мире, которые не имели бы последствий. Непостоянство элементов - в мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это означает, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий. «Срединный путь» - Будда призывал к умеренности, к избеганию крайностей. «Восьмеричный путь» - этот путь ведет к цели, представляет собой постепенную трансформацию сознания и жизни человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны. Он предполагает формирование: 1) правильных взглядов; 2) правильного стремления (достижения нирваны); 3) правильной речи (избегать лжи); 4) правильного поведения; 5) правильного образа жизни; 6) правильных стремлений; 7) правильных помыслов (свободы от своекорыстия); 8) правильного созерцания, избавления от желаний. Нирвана — это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Нирвана (с санскр. — угасание) — это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей. Будда, достигнув нирваны, проповедовал свое учение еще много лет. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности и к тому, чтобы направить эту активность на свою жизнь. Не борьба с другими за место под солнцем, а борьба с другим, с чуждым в самом себе. По учению Будды люди равны по рождению. Но люди равны и перед фактом смерти. Равенство — врожденное свойство людей, которое они утрачивают при жизни. Жизнь является своеобразным полем битвы, где люди возвышаются и падают, где царят законы силы, а не законы справедливости и равенства. Можно ли при жизни достичь равенства людей? Будда утверждает — да! Такое состояние и есть нирвана. Она не является небытием, напротив, нирвана это полнота бытия, где человек не цепляется за минуты жизни из страха перед смертью, его существование исполнено радости и совершенства. Пожелания поэта и драматурга Калидасы соответствуют состоянию нирваны. Он писал: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали». В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н. э. легендарным царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. Царь посвятил ее распространению мирными средствами все силы. В I в до н. э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница), предназначавшуюся для просвещенного меньшинства, и махаяну (большая колесница), которая представляла собой вульгаризованное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В Средние века буддизм становится одной из мировых религий, получив широкое распространение, но в основном за пределами Индии. В самой же Индии к XIII в. буддистские общины в основном прекратили свое существование. В конце XII в. махаяна распространилась в Японии, где стала называться дзен-буддизмом. Здесь выделяются две наиболее влиятельные школы буддизма - Риндзай и Сото. Существовала поговорка, отражавшая специализацию школ: с Риндзай для самураев, Сото - для простолюдинов».
|