Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия и наука ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Философия в Индии занимала особое место в духовной культуре общества. Философ и общественный деятель С. Радхакришнан (1888-1975) отмечал, что в Древней Индии философия не была дополнением к другим наукам или искусствам, а занимала независимое положение и другие науки черпали в ней вдохновение. Этим она отличалась от положения философии на Западе, где ее принуждали быть служанкой то богословия, то политики. С. Радхакришнан писал, что мирная жизнь, богатая природа, свобода от борьбы за свое существование поощряли духовную жизнь. По этой причине, начиная с глубокой древности, для индийского народа были характерны искания духа, вера в разум и склонность к философствованию. Но не менее важно было то, что философия решала жизненные проблемы. К примеру, если бы Будда ограничил свое учение чисто умозрительными знаниями, он не нашел бы столько последователей. Характерной особенностью является индивидуалистический характер древнеиндийской философии. Каждый, кто соприкасался с философским учением, должен был осознавать личную ответственность за реализацию ее положений. В этом смысле многие философские учения были учениями личного спасения. Еще одной особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Различные учения не опровергают, а дополняют друг друга, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Философские учения Древней Индии - даршаны - делятся на две большие группы: 1) ортодоксальные о признающие авторитет Вед: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; 2) неортодоксальные - не признающие авторитет Вед: чарвака-локаята, джайнизм, буддизм. Отличительной чертой древнеиндийской культуры является почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи. Нуждами сельского хозяйства и ирригационного земледелия было вызвано развитие таких наук, как астрономия, математика, химия, медицина и др. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавляли 13-й месяц. Выдвигалась идея о шарообразности земли и ее вращении вокруг своей оси. Независимо от научных достижений других стран в 3 тыс. до н. э. была открыта десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел, позже она была заимствована ближневосточными народами, сейчас используется под названием арабских цифр. Между тем сами арабы называли их индийскими цифрами. В V в. н. э. индийцы уже знакомы с основами тригонометрии и алгебры, с извлечением квадратного и кубических корней, они умели вычислять число «пи», знали об арифметической прогрессии, умели решать уравнения второй степени. Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дистилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств. Древнеиндийские медики умели диагностировать и излечивать различные болезни и были известны далеко за пределами страны. При операциях применялось обезболивание и использовалось свыше двухсот различных инструментов. Вера в священность всего живого способствовала расцвету ветеринарии и появлению трактатов о лечении животных. Еще в III в. до н. э. надписи Ашоки свидетельствовали о довольно развитой древнеиндийской письменности. Расцвет санскритской литературы пришелся на V в. н. э. (время Гуптов). Труды Панини по созданию грамматики санскрита имеют огромное значение для культурного общения и понимания различных народностей и племен. Наиболее выдающимся писателем был Калидаса (353-420 гг. н. э.) - создатель эпических поэм и сохранивший в своем творчестве тесную связь с фольклором. Ярким образцом средневековой поэзии является С. Нандин (1077-1119). Первый энциклопедический труд «Индия» принадлежит перу хорезмийца Р. Беруни (973-1048). Политические события XVI в., географические данные Индии отражены в труде узбекского писателя и поэта (основателя империи Моголов) М. Бабура (1483-1530) в произведении «Бабур-наме». Особое внимание уделено изложению индийских философских систем, нравам и обычаям индусов, их мифологии в книге Абу Фазла «Акбар-наме» (в переводе «Деяния Акбара»),
|