Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы контрольной работы
Работа выполняется на форматных или тетрадных листах без оборота. Текст в зависимости от возможностей автора может быть набран на компьютере или в рукописном варианте (но при этом писать следует четко, разборчиво). Ответы на поставленные вопросы должны быть полными, аргументированными, отражать социологические аспекты анализа общественных явлений, содержащиеся в работе теоретические материалы должны быть проиллюстрированы эмпирическим материалом. Этот материал можно брать в журналах «Социологические исследования», «Общественные науки и современность» и др., к которым, наряду с учебниками, следует непременно обращаться. Использование в контрольной работе мыслей и выводов ученых должно сопровождаться ссылками на их труды. Надо указать название произведения, год издания, страницу В случае необходимости контрольная работа может быть снабжена иллюстративным материалом – схемами, таблицами, диаграммами. Обязательно нужно оставлять поля для замечаний и вопросов рецензента. Ответы на замечания и вопросы рецензента следует давать в письменной форме. В случае отрицательной рецензии необходимо доработать текст согласно замечаниям и вновь представить работу на рецензирование вместе с первым ее вариантом. По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ Вариант 1. Социология как наука 1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания. 2. Система категорий, законы и основные функции социологии. 3. В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.
Вариант 2. Возникновение теоретической социологии XIX века 1. Социологический проект Огюста Канта. 2. Эволюционная социология Герберта Спенсера. 3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее, он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Д. Милль О. Конт и позитивизм. СПб. 1906. с. 105). Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы? Вариант 3. Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества. 1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? Вариант 4. «Понимающая» социология Макса Вебера 1. Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов». Проблема ценностей. 2. Идея рациональности и работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». 3. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Аргументируйте. Вариант 5. Социологическая теория марксизма 1. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм. 2. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба. 3. Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом». («Наемный труд и капитал». К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. т. 6, стр. 441). Сводится ли, с вашей точки зрения, понятие общества только к общественным отношениям? С каких точек зрения, кроме экономической, можно рассматривать общество? Вариант 6. Социологическая мысль в России вторая половина XIXв. - начало XXв. 1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление. 2. Многофакторная концепция М.М. Ковальского. 3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение? Вариант 7. Интегральная социология П.А. Сорокина 1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. 2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина. 3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение? Вариант 8. Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии 1. Теория структурно-функционального анализа. 2. Теория социального конфликта. 3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий. Вариант 9. Основные направления субъективного подхода к анализу общества в современной западной социологии 1. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология. 2. Теория социального обмена. 3. На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на человека. Первые утверждают, что предмет их изучения общество – важнее человека, оно определяет его судьбу и развивается по самостоятельным законам. Другие теории, напротив, подчеркивают нравственную, духовную и творческую значимость личности. Приведите примеры подобных теорий и определите, какую сторону заняли бы вы в этом споре: что «первично» - общество или личность. Вариант 10. Социальная структура общества 1. Понятие «социальная структура общества» и ее элементы. 2. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы. 3. В книге рекордов Гиннеса написано, что Дайана Росс носит титул «самой популярной певицы всех времен и народов» (АиФ, 1995 п. 24). Какой термин вместо титула можно употребить, скажем – статус, звание, ранг? Вариант 11. Социальная стратификация общества 1. Понятие «социальной стратификации общества». Причины социальной стратификации. Типы стратификационных систем. 2. Западные социологические теории социальной стратификации. 3. В 30-40-е г. XXв. Американский социолог У. Уорнер на основе произведенных прикладных исследований выделил в социальной структуре американского общества шесть слоев или как он назвал классов: высший высший класс, низший высший класс, высший средний класс, низший средний класс, высший низший класс, низший низший класс. Укажите используемые критерии принадлежности к каждому классу и определите качественный состав каждого класса. Вариант 12. Социальная мобильность общества. 1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы. 2. Основные показатели социальной мобильности. 3. Приведено суждение: «Социальные барьеры – это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие наверх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают; капиталы воруют; семейное положение не учитывают». Как вы думаете, в каком обществе – закрытом или открытом – чаще ломаются фильтры? Ответ обоснуйте. Вариант 13. Этническая социология 1. Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей. 2. Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения. 3. В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы: этническую консолидацию народов; межэтническую интеграцию; ассимиляцию. Раскройте содержание названных процессов, заполнив следующую таблицу:
Вариант 14. Культура как социальное явление 1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контр культура, доминирующая культура. 2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений. 3. Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение: а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор; б) вас раздражал громкий голос незнакомца; в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека; г) вам было безразлично его поведение; д) какие-то иные реакции и мысли. Задайте этот вопрос своим знакомым. Какие реакции встречаются чаще других? Объясните полученный результат с точки зрения наличия (или отсутствия) противоречия: 1) между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами; 2) между культурой (обычаи, традиции, нормы) и социальной (практические цели, социальные связи и отношения) составляющей в жизни общества. Вариант 15. Социальные организации 1. Понятие «социальные организации». Основные черты социальной организации. 2. Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации. 3. Люди вступают в формальные организации по ряду причин. Социолог Амитай Этциони классифицирует организации, опираясь на эти причины и выделяет три основных типа: добровольные, принудительные и утилитарные. Добровольные – это ассоциации, в которые можно свободно войти и покинуть их (например: добровольные клубы и общества, детские лагеря, политические объединения). Принудительные организации – членами их люди становятся против своей воли (например: психиатрические лечебницы, призыв на службу в вооруженные силы и др.). Здесь их лишают устоявшихся ролей и привычек и формируют новые. Утилитарные – это организации, создаваемые для выполнения жизненно важных задач повседневной жизни (например: промышленные предприятия, частные фирмы, университеты, агентства, правительственные учреждения). Членом каких формальных организаций Вы являетесь? Используя типологию организаций А. Этциони определите, какие из этих организаций являются для вас принудительными, добровольными, утилитарными. Вариант 16. Социальные институты 1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни. 2. Виды и функции социальных институтов. 3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ. Вариант 17. Социальная сущность семьи 1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа. 2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи. 3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы. Вариант 18. Предмет и метод социологии права. 1. Социология права как наука и учебная дисциплина. 2. Основные научные школы социологии права. 3. Что может быть результатом «живой нормы» по мнению Австрийского юриста Евгения Эрлиха высказанное им в работе «Основы социологии права»? Можно ли с таким мнением согласиться? Выразите свое отношение. Вариант 19. Институциональный кризис семьи и брака 1. Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90е годы ХХ века. 2. Социальные проблемы современной семьи. 3. Американские социологи Э. Берджесс и Х. Локк в книге «Семья – от института к содружеству», вышедшей в 1945 г. утверждали, что в структуре и в функционировании современной семьи произошли существенные перемены. «В прошлом основные факторы, объединяющие семью, были внешние, формальные, такие, как закон, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, авторитет главы семьи, строгая дисциплина. В настоящее время находится в состоянии становления новая форма семьи – товарищество, ее единство все меньше зависит от давления общества и все больше от межличностных отношений, как взаимная привязанность, взаимопонимание и товарищество ее членов». На основании этого утверждения авторы пришли к заключению о том, что семья постепенно трансформируется от социального института к товариществу. Можно ли согласиться с подобным мнением? Выразите свое отношение к указанному подходу. Аргументируйте свой ответ. Вариант 20. Патология права, девиантное поведение, правонарушение. 1. Понятие патологии права. 2. Девиация и правонарушение. Социальный контроль. 3.Какие оценки общественного мнения о патологии права в России вы можете привести. Что вы думаете об этих оценках? Обоснуйте Ваш взгляд. Приведите свои аргументы. Вариант 21. Социология личности 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 2. Теория развития личности. 3. Австрийский ученый З. Фрейд выделил три элемента в структуре личности: «оно», «я» и «сверх-я». Какой из них является основным в характеристике ребенка? Вариант 22. Социализация как фактор развития личности 1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности. 2. Стадии, способы и средства социализации личности. 3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Вариант 23. Социологическое изучение общественного мнения 1. Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения. 2. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением. 3. Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»? Вариант 24. Социальные конфликты 1. Сущность и характеристики конфликтов. 2. Способы разрешения социальных конфликтов. 3. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление». Объясните и прокомментируйте данное высказывание. Вариант 25. Основы прикладной социологии 1. Цель прикладной социологии и ее общественная значимость. 2. Основные характеристики социологического исследования: понятие, структура, виды, функции. 3. Составьте таблицу основных этапов проведения социологического исследования и раскройте содержание каждого.
Вариант. 26. Программа социологического исследования 1. Предназначение и функции программы. 2. Структура Программы исследования и основные требования к ней. 3. Заполните таблицу, раскрывающую основные этапы разработки программы социологического исследования.
Вариант 27. Методы сбора эмпирической информации 1. Опрос и его разновидности. 2. Качественные методы: case study, фокус-групп. 3. Представьте себе, что Вы подыскиваете на работу социолога. Перед Вами несколько вариантов: - философское образование и курсы социологов; - социологическое образование; - инженерное образование и курсы социологов; - историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социологии. Какой вариант Вы выбрали бы? Объясните. Вариант 28. Методы анализа эмпирических данных 1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу. 2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных. 3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлению.
|