Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Для осуществления контрольно-оценочной деятельности рекомендуется использовать инструментарий, предусматривающий разноуровневый характер обучения и применяемый комплексно. В качестве одного из элементов, рекомендуемого для выявления уровня учебных достижений студента, используются критериально-ориентированные тесты. Они представляют собой совокупность тестовых заданий закрытой формы с одним или несколькими вариантами правильных ответов; заданий на установление соответствия между элементами двух множеств с одним или несколькими соотношениями и равным или разным количеством элементов в множествах; заданий открытой формы с формализованным ответом; заданий на установление правильной последовательности. Во-вторых, выполнение по выбору студента, индивидуально или группой студентов, проектных социологических заданий по актуальным вопросам развития России и образовательного процесса в академии. В-третьих, для измерения степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта также рекомендуется использовать проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ. Особое внимание при проверке учебных достижений студента следует уделить оценке степени сформированности профессиональных и социально-личностных компетенций, которые обеспечивают самоопределение выпускников МГЮА имени О.Е. Кутафина как граждан России в условиях современного общества. Данные компетенции представлены следующими способами деятельности: компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации связаны с умением формулировать собственные мировоззренческие принципы с учётом системы ценностей, общепринятых в современном российском обществе; соотносить перспективы личностной жизнедеятельности с перспективами развития российского общества и общечеловеческими нормами; компетенции гражданственности и патриотизма проявляются в готовности своей профессиональной деятельностью содействовать укреплению правопорядка и законности РФ; оценивать актуальные проблемы развития российского общества на основе знания эволюции исторических явлений и соотнесения их с современностью; осуществлять мировоззренческий выбор с учётом знания основ правовой идеологии российского государства; компетенции социального взаимодействия предусматривают умение обосновать своё отношение к социальным нормам и ценностям на основе ориентации в социокультурном опыте российского общества и общечеловеческих ценностей. Контрольные задания предполагают проверку различных аспектов знаний, глубину понимания учебного материала студентами, их умение творчески применять полученные знания к анализу правовой практики российского общества. Они представлены тремя типами заданий, выбор которых определяется как уровнем подготовки студентов, так и профилем вуза, интересами студентов. Аналитические работы выполняются на основе статей из профессиональных социологических журналов, предлагаемых преподавателем. Социологические опросы студентов (с последующим обсуждением на лекционных потоках и семинарах) по актуальным социальным проблемам развития российского общества в условиях глобализации и сравнительным анализом полученных результатов с итогами всероссийских и региональных опросов общественного мнения. Защита индивидуальных программ социологических исследований по актуальным социальным проблемам регионального управления, социально-экономических изменений в обществе и образовательного процесса, досуга, и других вопросов функционирования МГЮА имени О.Е. Кутафина. Итоговый контроль по дисциплине «Социология»: Экзаменационный зачет. Ø Проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ студентов: Охарактеризуйте причины и предпосылки возникновения научной социологии в начале XIX века. Составьте сравнительную таблицу развития позитивистской социологии в Западной Европе и России в середине – конце XIX века. Сделайте вывод о сходстве и различии этих направлений в развитии позитивизма. Определите, в чём заключались особенности развития социологии в СССР в XX в., по сравнению со странами Западной Европы. Какой вклад в развитие социологии внесли российские ученые в последние десятилетия? Назовите крупнейших российских социологов. Какие основные направления социологии развивались в последние десятилетия российскими учеными? Назовите ведущих российских социологов. Проанализируйте соотношение понятий «ценность» и «ценностная ориентация». Сделайте вывод о взаимосвязи феноменов, обозначаемых данными понятиями. Определите основные критерии экономической, социальной и профессиональной стратификации. Рассмотрите формы проявления каждого из видов стратификации, дайте примеры, опираясь на материалы развития современного российского общества. Сравните эффективность использования методов опроса и изучения документов при проведении исследований материала газет, телепередач, мнений избирателей в ходе проведения предвыборных кампаний. Сделайте вывод о факторах, предопределяющих выбор тех или иных методов. Определите, в чем заключаются особенности использования количественных и качественных методов сбора информации, а также ее последующей обработки. Дайте примеры эффективного применения этих методов. Охарактеризуйте основные направления эмпирических исследований в России. Оформите ответ в табличном виде. Дайте определение метода социологического моделирования и назовите этапы реализации этого метода. Рассмотрите особенности этого метода, обусловленные спецификой общественных явлений. Раскройте преимущества и ограничения метода социологического моделирования. Попробуйте построить структуру ценностного механизма регуляции поведения индивида в трудовой сфере деятельности, исходя из социально-нормативных «регуляторов» (ценностей и норм поведения в трудовой сфере деятельности), диспозиционных «регуляторов» (ценностных ориентаций), обобщенных психологических свойств личности. Постройте структуру социального механизма регулирования трудового поведения индивида, исходя, с одной стороны, из элементов трудовой ситуации, воздействующей на установки и ценностные ориентации индивида, а с другой стороны, – из его социально-профессиональных характеристик, потребностей, интересов, мотивов. Дайте определение метода социологической экспертизы. Объясните, почему этот метод приобретает особое значение в условиях трансформирующегося общества. Дайте определение метода моделирования. Каким образом применение этого метода может способствовать разрешению тех или иных социальных проблем? Ø Социологические исследовательские проекты и требования к ним: · Темы социологических исследовательских проектов: - Дом, очаг, стены. - Моральные нормы и повседневное поведение. - Культура и тело. - Мораль и моральное сознание. - Право и правовое сознание - Коммунальные и индивидуальные пространства существования. - Этикет, манеры, стиль поведения. - Потребительские практики. - Реклама и образ жизни. - Одиночество в толпе. - Свое и чужое. - Коррупция и образ жизни. - Наркотики и молодежь - Образование: новое и старое. - Преподаватель и студент. - Толерантность. - Любовь, дружба, межличностные отношения. - Ментальность и массовое сознание современной российской молодежи.
· Варианты социологических проектных заданий: - Написание мини- программы качественного исследования по выбранным темам. - Написание гидов-опросников по интересующим студентов темам. - Описание собственного включенного наблюдения. - Подготовка сценария фокус-групп и апробация на реальной группе. - Подготовка эссе на выбранную тему - Разработать для опроса по выбранной теме: анкету, бланк-интервью, вопросник, опросный лист и др.
· Требования к социологическим проектным заданиям: – к составлению описания включенного наблюдения. Включенное наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает. Включенное наблюдение является техникой полевого исследования, используемой социологами для сбора качественных данных и достижения более глубокого понимания мотиваций и отношений людей. Наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Находясь в поле, исследователь, занимающийся включенным наблюдением, визуально наблюдает, слушает, задает вопросы и ведет подробные полевые записи. Данный вид наблюдения является особенно существенным для сравнения действий информантов с сообщаемой ими вербальной информацией – ведь часто под воздействием конкретных обстоятельств люди поступают не так, как они говорят, или как намеревались поступить изначально. Современное понимание этнографического исследования чаще всего описывается как «изучение поведения в естественных обстоятельствах». Описание проведенного включенного наблюдения должно отражать следующие аспекты: 1) Этнографическое исследование предусматривает длительное пребывание исследователя в изучаемой среде. Это реализуется через систему включенного наблюдения (пребывание в доме респондента, месте совершения покупок, оказания услуги и т.д.). Этнографический визит подразумевает спонтанные наблюдения исследователя за изучаемым процессом, без использования предварительного сценария. 2) В ходе исследования происходит обязательная фиксация всего происходящего в процессе этнографического наблюдения на визуальные носители (фотографирование, видеозапись). 3) Использование включенного наблюдения, предусматривающего возможности общения исследователя и респондента, а также дополнительное интервьюирование респондентов. Данная практика, позаимствованная из классической этнографической методологии, имеет своей целью прояснение смысла обыденных действий и декодирование процесса жизнедеятельности. 4) Выполнение респондентом специальных заданий, направленных на раскрытие его потребительского стиля, образа жизни и прояснение мотиваций совершения тех или иных действий. В современных этнографических исследованиях в качестве специальных заданий чаще всего выступают фотографирование респондентом интересующих его объектов, ведение дневников, составление коллекций каких-либо предметов. Подобные исследовательские методы имеют двоякую функцию: обогащают полученный материал и демонстрируют степень рефлексии респондентов относительно изучаемых товаров. При разработке программы исследования всегда учитываются требования метода, основанные на концепции «объясняющей теории». К таким требованиям относятся: реконструкция жизненного мира объекта наблюдения через фактуальный анализ; отсутствие оценочных суждений исследователя; полный отказ маркетинговых вопросов при общении с объектом исследования.
– к составлению гидов-опросников Вопросник должен состоять из 10-15 вопросов, предполагающих самостоятельный и полный ответ респондента. Ответ на один вопрос должен составлять не менее 1 страницы текста. Вопросник должен отвечать следующим требованиям:
Используемые при составлении вопросника вопросы могут быть различными по своей структуре (закрытые, полузакрытые и открытые вопросы). По построению вопросника вопросы могут строиться " воронкой", то есть постепенно переходить от простых к сложным. В этом случае человек постепенно включается в тему. " Перевернутой воронкой" называется построение вопросника по принципу " обобщения" - от конкретных – к общим.
– к подготовке сценария проведения фокус-групп Фокус-группа - групповая беседа, проходящая в форме дискуссии и направленная на получение от ее участников " субъективной информации" по восприятию ими различных объектов: конкретных товаров и услуг, мотивации их покупок, политических и экономических событий в стране, имиджа торговой марки и политического лидера, сообщений средств массовой информации, рекламы и т.д. При подготовке и проведении фокус-группы ключевым моментом является " фокус", то есть концентрация внимания опрашиваемых и усилий модератора на определенной теме, актуальном опыте респондентов, с целью получения от них глубинной информации на заданные темы. Оптимальное количество участников этой группы составляет 8-10 человек, но в любом случае их не должно быть меньше 6 или больше 12 человек. Иначе получить достоверную информацию будет невозможно – в первом случае из-за недостатка участников, во втором из-за того, что не все участники успеют высказаться в ходе проведения фокус-группы. Сценарий должен состоять из трех частей: 1) Вступления модератора, где объясняются общие правила работы на фокус-группе и объясняются цели исследования. 2) Вводной части, в ходе которой идет обсуждение общих вопросов, связанных с темой исследования. Эту часть иногда называют стадией «разбивания льда». Она нужна для того, чтобы между модератором и участниками группы установился контакт. 3) Основной части, где непосредственно происходит обсуждение вопросов исследования или тестирование концепций. Тематическое обсуждение в основной части обычно строится по двухуровневому принципу: укрупненные темы и входящие в них конкретные вопросы.
– к составлению мини-программы качественного исследования Правила и порядок составления программы исследования определяется методикой проведения социологического исследования (включенное наблюдение, фокус-группы, глубинное интервью). Общими и обязательными положениями мини-программы являются: - обоснование актуальности и выбора метода исследования; - объект исследования; -предметная область социологического исследования; - гипотеза; - составление выборки (в зависимости от методики исследования: фокус-группы – 8-12 человек, глубинные интервью – 10-15 человек и тд.); - разработка инструментария исследования (вопросника, сценария, критериев для проведения наблюдения и т.д.) - проведение непосредственно исследования; - обработка полученных результатов посредством описания и интерпретации собранного материала; - анализ полученных данных и подготовка отчета о проведенном исследовании.
– к написанию эссе Эссе-сочинение небольшого объема м свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе как литературный жанр отличает субъективная окрашенность позиции автора на обсуждаемую проблему; стиль изложения отличается образностью, афористичностью, свободным применением метафор, аналогий. Эссе требует от автора сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Главные особенности эссе – небольшой объем и конкретность темы, личностный подход к ее раскрытию, свободная композиция, свободное использование языка (от высокого стиля до разговорной лексики). Трудности при написании эссе: Опасность чрезмерного увлечения и ухода от темы, повышенная эмоциональность иногда компенсирует недостаточность содержания. Эссе оценивается по следующим критериям: · самостоятельность в изложении материала; · оригинальность в изложении материала; а также · умение правильно поставить проблему; · характер привлекаемой литературы; · умение включить проблему в более широкий контекст; · степень решения поставленных целей и задач; · умение сделать четкие и понятные выводы; · грамотное оформление работы.
Примерная тематика эссе: · Теория элиты Г.Моска и В.Парето · Социология религии М.Вебера и Э.Дюркгейма. · Понимание предмета социологии О.Контом и Г.Зиммелем. · Социальные формы Ф.Тенниса и формы социализации Г.Зиммеля. · Представления о роли разделения труда в жизни общества у О.Конта и Э.Дюркгейма. · Типологии общества Г.Спенсера и Ф.Тенниса. · Теория социального действия М.Вебера и В.Парето. · Теория подражания и заражения Г.Лебона и Г.Тарда. · Происхождение капитализма В.Зомбарта и М.Вебера. · Социальная патология и норма по О.Конту и Э.Дюркгейму. · Позитивизм и антипозитивизм в классической социологии. · Н. Луман и социология коммуникаций · Ментальность и власть · Закрытые социальные пространства современного города · Закрытый город: судьбы и перспективы развития · Современные детские дома: дифференциация, основы функционирования · Толерантность в московской семье · Социология социального пространства · Социология в России: судьбы и перспективы развития · Понятие внутренней культуры человека: социологический аспект · Духовные ценности современной цивилизации · Современное общество · Современные социологические школы · Современные исследования социальной стратификации и мобильности · Социальное неравенство · Социология молодежной культуры и субкультуры · Проблема ценностных ориентаций молодежи · Социология и политика · Современные концепции устойчивого развития общества · Конфликт как социальный феномен · Современные представления о государстве · Игра и война: социологический аспект · Право в культуре несогласия · Крах взаимодействия как социологическая проблема · Феномен иждивенчества · Страх и агрессия: социально-психологический аспект · Катастрофы и кризисы в истории общества и государства · Социальные институты и процедуры разрешения конфликтов · Пограничные ситуации в современном мире · Пессимизм и оптимизм как социальные явления · Правовой нигилизм: сущность и истоки · Сущность человека и сущность государства: социологический анализ · Культура и право · Правовой статус личности · Власть и деньги: социологический портрет · Взаимодействие как социологическая и правовая категория · Самоидентификация как проблема · Межнациональные отношения в России: мифы и реальность · Современные иллюстрации правды · Трагедия человека и трагедия общества · Закон и общественное мнение · Механизм социального действия права · Особенности миграционных процессов в России (вторая половина XX– начало XXI вв.) · Феминизм как социальный феномен · Современные образовательные системы: сравнительный и структурный анализ · Контроль и власть в организациях · Насилие и ненасилие в средствах массовой информации · Закон и общественное мнение · Тема чужого в современной социологии · Сиротство как социальный феномен · Проблемы национальных меньшинств в социологии малых групп · Современные концепции правовой социализации Ø Тестовые задания для проверки знаний студентов Модуль I. Становление социологической науки и социологические исследования Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина 1. Дайте определение науки Социологии: а. Социология – это наука о поведении личности в обществе. б. Социология – это наука о законах становления, функционирования и развития общества, социальных общностей и личности. в. Социология – это точная наука, изучающая эмпирические закономерности и тенденции развития на основе обобщения и описания социальных фактов с помощью количественных и математических методов. г. Социология – это наука об основных смыслообразующих идеях человеке и его месте в системе социальных связей. 2.К какому типу наук относится Социология? а. Социальные науки. б. Общественные науки. в. Точные науки. г. Естественные науки.
3.Определите отношение между понятия « социальное » и « социологическое »: а. Это тождественные понятия. б. Это пересекающиеся понятия в. Это различные по своему содержанию понятия. г. Это понятия, относящиеся к разным отраслям научного знания. 4. Назовите, что из перечисленного изучает Социология? а. Человека. б. Общество как целостную систему. в. Индивидуальные свойства людей. г. Особенности государственного управления. 5.Когда появилась социология как самостоятельная научная дисциплина? а. После второй мировой войны. б. В Древней Греции. в. В середине XIX века. г. После Великой Французской революции. 6.Назовите основоположника науки Социологии: а. О. Конт. б. И. Кант. в. Э. Дюркгейм. г. М. Вебер. 7.Назовите, кто из перечисленных ученых впервые использовал термин « Социология »: а. И. Кант. б. О. Конт. в. И. Кон. г. М. Кун.
8.Какое название носит совокупность способов, методов, средств, направленных на изменение социального объекта? а. Социальные методы. б. Социальные технологии. в. Социальная практика. г. Социальные институты.
9.Какая из перечисленных функций социологии заключается во внедрении социальных проектов в практическую жизнь? а. Теоретико-познавательная. б. Прогностическая. в. Управленческая. г. Организационно-технологическая. 10.Какая из перечисленных функций социологии связана с изучением общества, его структуры, закономерностей и тенденцийего развития и функционирования? а. Теоретико-познавательная. б. Прогностическая. в. Управленческая. г. Организационно-технологическая. 11.Какая из функций не относится к функциям социологии? а. Прикладная. б. Прогностическая. в. Эстетическая. г. Методологическая.
12.В какой области социального знания разрабатываются понятийный аппарат и категории социологии? а. Общесоциологическая теория. б. Социальные теории среднего уровня. в. Специальные теории социологии. г. Фундаментальная социология. 13.Назовите, какие области изучения можно выделить в рамках социологии: а. Микросоциология. б. Макросоциология. в. Мезосоциология. г. Мегасоциология. 14.Кто из перечисленных социологов ввел в научный оборот термин « теории среднего уровня »? а. Э. Дюркгейм б. М. Вебер. в. Р. Мертон. г. К. Маркс.
Тема 2. История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы. 1.Какое из перечисленных положений характерно для структурного функционализма? а. Предмет социологии – социальные взаимодействия в их символическом содержании. б. Дисфункциональные формы поведения подлежат контролю. в. Социальные институты функционируют только в гражданском обществе. г. Источником социальных перемен являются в первую очередь экономические причины, а не идеи и ценности, которых придерживаются люди. 2. Назовите, какое из направлений научной мысли является направлением социологии: а. Пацифизм. б. Позитивизм. в. Экуменизм. г. Экзистенциализм. 3.Основоположником какого направления социологии является Э. Дюркгейм? а. Органического направления в социологии. б. Биологического направления в социологии. в. Социологизма. г. Экономического детерминизма. 4.Сторонником какого направления социологической теории в американский период творчества был П. Сорокин? а. Органического направления в социологии. б. Психологического направления в социологии. в. Интегральной социологии культуры. г. Символического интеракционизма. 5.Установите соответствие – кто из перечисленных ученых стал основоположником названных социологических теорий: Социологические теории: Имена социологов: А. Интегральная социология - 1 М. Вебер Б. Социальный позитивизм - 2 Г. Спенсер В. Социальный дарвинизм - 3 О. Конт Г. Понимающая социология - 4 П. Сорокин 6.Установите соответствие – перу кого из перечисленных ученых принадлежат следующие произведения: Название произведений: Имена социологов: А. «Россия и Европа» - 1 Н. Данилевский Б. «Курс позитивной философии» - 2 М. Вебер В. «Протестантская этика и дух капитализма» - 3 О. Конт Г. «Самоубийство. Социологический этюд» - 4 Э. Дюркгейм Д. «Анкета для рабочих» - 5 К. Маркс
7.Установите соответствие – кто из перечисленных ученых является представителем названных социологических теорий: Этапы исторического развития социологической мысли: Основные представители А. Социальный дарвинизм - 1 К. Маркс Б. Расово-антропологическая теория - 2 Г. Спернсер В. Символический интеракционизм - 3 Дж. Г. Мид Г. Теория конфликта - 4 Ж. де Гобино
8.Установите соответствие – кто из перечисленных ученых является представителем названных социологических теорий: Этапы исторического развития социологической мысли: Основные представители А. Географическая социология - 1 Т. Парсонс Б. Структурный функционализм - 2 Л.И. Мечников В. Психологическая социология - 3 М. Вебер Г. Понимающая социология - 4 Г. Тард
9.Установите соответствие между направлениями русской социологической мысли и именами социологов: Направления: Имена социологов: А. Христианская социология - 1 Г.В. Плеханов, В.И. Ленин Б. Марксистское направление - 2 Л.И. Мечников В. Географическая школа - 3 Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков Г. Органицизм - 4 П. Ф. Лилиенфельд
10. Назовите представителей психологического направления в социологии в России в конце 19 века?
14. Как называется направление в современной западной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования социальной жизни? а. структурный функционализм б. институциональная социология в. неомарксизм франкфуртской школы
Тема 3. Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества. 1.Кем из перечисленных ученых был впервые использован термин « социологическое исследование »? а. М. Вебером. б. Э. Дюркгеймом. в. К. Марксом. г. Г. Спенсером.
2.Что подразумевают под термином « социологическое исследование »? а. Социологическое исследование – это обобщение данных о социально-экономических, политических, духовных и т.п. процессах. б. Социологическое исследование – это комплекс теоретических, методологических и методических положений, допущений, приемов и навыков изучения явлений и процессов общественной жизни в данном конкретном месте и времени. в. Социологическое исследование – это теоретический анализ актуальных общественных проблем. г. Социологическое исследование – это процесс сбора первичной информации об обществе.
3.Установите правильную последовательность этапов реализации методологического раздела программы социологического исследования: а. Формулировка проблемы. б. Определение объекта и предмета исследования. в. Предварительный системный анализ объекта исследования. г. Формулировка гипотез исследования. д. Уточнение целей и задач исследования.
4.Установите правильную последовательность этапов подготовки рабочего плана исследования. а. Сбор эмпирических данных. б. Разработка теоретико-методологической и методической программмы исследования. в. Оформление научного отчета. г. Обработка и анализ эмпирических данных. 5.Установите правильную последовательность этапов реализации методологического раздела социологического исследования: а. Определение объекта и предмета исследования. б. Формулировка проблемы. в. Предварительный системный анализ объекта исследования. г. Уточнение целей и задач исследования. д. Формулировка гипотез исследования.
6.Расположите в логической последовательности перечисленные этапы социологического исследования: а. Сбор информации («полевой» этап). б. Отработка методик сбора данных. в. Разработка программы исследования. г. Изложение результатов исследования. д. Обработка и анализ информации. 7.Какие виды гипотез выделяют по критерию уровня анализа изучаемых объектов? а. Теоретические. б. Описательные. в. Статистические. г. Эмпирические. 8.Какие виды гипотез выделяют по критерию содержания предположения? а. Описательные. б. Объяснительные. в. Статистические. г. Прогнозные. 9.Что из перечисленного является инструментом измерения социологической информации? а. Моделирование. б. Конструирование. в. Проектирование. г. Шкалирование.
10.Что подразумевают под термином « выборочная совокупность »? а. Выборочная совокупность – это увеличенная копия генеральной совокупности. б. Выборочная совокупность – это представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая ее основные характеристики. в. Выборочная совокупность – это сбор социологической информации. г. Выборочная совокупность – это определенная совокупность единиц наблюдения, количество и качество которой не воспроизводит социальную структуру генеральной совокупности. 11.Что подразумевает социологический термин « выборка »? а. Выборка – это сбор объективной информации. б. Выборка – это выбор методов исследования. в. Выборка – это представительная часть генеральной совокупности. г. Выборка – это выбор места и времени проведения исследования. 12.Какой термин используют для обозначения набора взаимосвязанных допущений, объясняющих состояние и развитие наблюдаемого объекта? а. Корреляция. б. Теория. в. Вероятность. г. Гипотеза. 13.Какие положения относят к основным условиям заключения договора на социологическое исследование? а. Наличие у заказчика специализированной службы персонала. б. Наличие у заказчика необходимых финансовых средств. в. Наличие у заказчика компьютерных баз данных. г. Наличие у заказчика потребности в разрешении проблемы. 14.Установите соответствие между приведенными ниже терминами и их определениями: Термин: Определение: А. Предмет исследования 1 Упорядочивание данных по какому-то одному статистическому признаку. Б. Типологизация 2 Способ группировки объектов по эмпирическим или логически выделенным признакам или их комбинациям В. Группировка 3 Адаптация метода к специфике объекта, совокупность методических и организационных приемов для эффективного использования метода. Г. Методика 4 Значимые социальные свойства, связи и отношения, которые наиболее выпукло отражают социальное противоречиеи подлежат непосредственному изучению. 15.Установите соответствие между приведенными ниже терминами и их определениями: Термин: Определение: А. Объект исследования 1. Изучаемая часть объектов, выбранная таким образом, что в ней воспроизводятся признаки и характеристики целого. Б. Выборка 2. Измерение именно того, что предусмотрено целями и задачами исследования. В. Правильность 3. Социальные явления, процессы, объекты явно или неявно, содержащие социальное противоречие и порождающие проблемную ситуацию и на которые направлен процесс познания. Г. Надежность 4. Характеристика качества информации, обеспечивающаяся соблюдением ряда условий. 16.Какое суждение является правильным? А. Опросы подразделяются на включенные и невключенные. Б. Контент-анализ – разновидность выборочного опроса. В. В эксперименте создают две группы – экспериментальную и контрольную. 17.С помощью, каких методов осуществляется сбор социологической информации? а. Методов предварительной обработки эмпирических данных. б. Количественно-качественных и качественно-количественных методов. в. Методов анализа и синтеза данных. г. Статистических и математических методов анализа эмпирических данных. 18.Какой из перечисленных методов можно отнести к качественно - количественным методам сбора социологической информации? а. Социометрия. б. Фокус-группа. в. Наблюдение. г. Опрос.
19.В чем заключается сущность социометрии как метода социологического исследования? а. В изучении социальных взаимоотношений в малых группах. б. В целенаправленном систематическом отслеживании и фиксировании значимых социальных фактов. в. В изучении возможного поведения людей в разных ситуациях. г. В анализе обычаев, привычек, посредством которых одни люди отделяют себя от других.
20.В чем заключается специфика метода эксперимента? а. В проведении массового социологического опроса. б. В проверке гипотез на базе сравнения результатов деятельности контрольной и экспериментальной групп. в. В отборе членов экспертной групп. г. В проведении замеров. 21.Что подразумевается под термином « социологическая анкета »? а. Социологическая анкета – это любой перечень вопросов, адресованных респонденту. б. Социологическая анкета – это документ, содержащий упорядоченную последовательность вопросов. в. Социологическая анкета – это система вопросов и ответов. г. Социологическая анкета – это определенный набор вопросов, задаваемых исследователем респонденту.
22.Что можно назвать анкетой? а. Любой перечень вопросов, адресованных респонденту. б. Опросный лист, содержащий определенным образом упорядоченную совокупность вопросов. в. Вопросы, направленные на выяснение личности респондента. г. Определенный набор вопросов, задаваемых исследователем в устной форме. 23.С помощью какого из перечисленных методов может быть исследовано содержание газетных статей, фильмов, публичных выступлений политиков? а. Наблюдение. б. Контент-анализ. в. Интервью. г. Эксперимент. 24.Обследование, которое предполагает изучение каждого элемента, входящего в объект исследования: а. Сплошное. б. Выборочное. в. Монографическое. г. Обобщенное. Модуль II. Социологические проблемы развития общества и личности
Тема 4. Личность и общество в социологическом рассмотрении 1.Какое из приведенных определений является верным с точки зрения Социологии? а. Общество – это любительские объединения людей. б. Общество – это население страны. в. Общество – это устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности с целью удовлетворения индивидуальных, групповых и общезначимых потребностей. г. Общество – это совокупность взаимосвязанных экономически активных, трудоспособных людей общества. 2.Дайте определение понятия « социальный институт »: а. Социальный институт – это общественные системы, мировое сообщество, цивилизация в целом. б. Социальный институт – это сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. в. Социальный институт – это образовательные и т.п. учреждения. г. Социальный институт – это многомерное иерархически организованное социальное пространство, в котором группы и слои различаются социальным статусом. 3.Кто из перечисленных ученых ввел в социологию понятие « социальный институт »? а. О. Конт. б. М. Вебер. в. Э. Дюркгейм. г. Г. Спенсер. 4.Какой термин используют для обозначения процесса определения и закрепления социальных норм и правил, статусов, ценностей, верований и т. д ., а также приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности? а. Социализация. б. Структурализация. в. Институционализация. г. Политизация. 5.Какие перечисленные социальные явления и образования называются социальными институтами? а. Общественные системы, мировое сообщество, цивилизация. б. Базисные механизмы регулирования общества. в. Государственные институты. г. Малые социальные группы, стратификационные системы.
6.Какое название в Социологии носит процесс перехода социального объекта из одного состояния в другое? а. Социальное движение. б. Социальное развитие. в. Социальное изменение. г. Социальная эволюция. 7.Тип общества, в котором возрастает роль знания и информации, происходит смена доминант в экономике – от сферы производства к сфере услуг, увеличивается число занятых интеллектуальным трудом, изменяются социокультурные потребности населения, называют _____________________ обществом. 8.Что означает понятие « традиционное общество »? а. Восточное общество, вступившее в эпоху феодализма. б. Общество, в котором сильны христианские традиции. в. Первобытнообщинное общество. г. Доиндустриальное общество с замедленными темпами развития. 9.Дайте определение термина « социальная структура »: а. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных экономически активных, трудоспособных людей общества. б. Социальная структура – это многомерное иерархически организованное социальное пространство, в котором группы и слои различаются социальным статусом. в. Социальная структура – это совокупность устойчивых социальных общностей людей, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимодействии. г. Социальная структура – это совокупность территориально и экономически обособленных групп. 10.Дайте определение термина « социальная стратификация »: а. Социальная стратификация – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей. б. Социальная стратификация – это физическое расстояние между индивидами и группами людей; в. Социальная стратификация – это объединение людей в слои и группы на основе их национальной или расовой характеристик. г. Социальная стратификация – это процесс ранжирования в социальном пространстве общества социальных статусов и позиций и характеризующий социальную дифференциацию и неравенство людей и групп. 11.Вставьте в определение недостающие термины: Социальная структура есть результат взаимодействия детерминированных норм социального поведения ____________ позиций индивида и выполняемых ими социальных _______________. 12.Какие из ниже перечисленных общностей можно отнести к номинальным общностям? а. Молодежь. б. Государственные служащие. в. Покупатели техники «Bosсh». г. Пассажиры пригородных поездов. 13.Какие из перечисленных общностей можно отнести к реальным общностям? а. Молодежь. б. Сельские жители. в. Государственные служащие. г. Пассажиры пригородных поездов.
14.Установите соответствие между типом социальной подструктуры и критерием структурной классификации: Тип социальной подструктуры: Критерий классификации: А. Каста 1. Социально-демографический Б. Дети 2. Социально-этнический В. Молодежь 3. Социально-бытовой Г. Нация 4. Социально-классовый
15.Какой из перечисленных классов нельзя отнести к основным стратам общества? а. Верхний слой высшего класса. б. Верхний слой среднего класса. в. Низший слой низшего класса. г. Средний слой высшего класса. 16.Назовите, что из перечисленного относят к основным критериям социальной стратификации: а. Демографические критерии (пол, возраст, национальность и др.). б. Психологические критерии (темперамент, воля, интеллект и др.). в. Социально-экономические и политические критерии (профессия, доход, образование и др.). в. Географические критерии (климат, территория обитания и т.д.). 17.Назовите основоположника теории социальной мобильности и стратификации: а. М.М. Ковалевский. б. П.А. Сорокин. в. П.Л. Лавров. г. Е.В. де Роберти. 18.Представителей каких социально - профессиональных групп можно отнести среднему классу? а. Врачей. б. Рабочих низкой квалификации. в. Учителей. г. Наемных сельскохозяйственных рабочих. д. Инженеров. е. Звезд шоу-бизнеса. 19.Ответьте, к чему ведет увеличение доли численности среднего класса в обществе: а. К увеличению численности работающих. б. К повышению квалификации работников. в. К росту устойчивости и стабильности общества. г. К увеличению стоимости товаров и услуг. 20.Какой из перечисленных классов, по мнению социологов, играет стабилизирующую роль в функционировании индустриально развитого общества? а. Элита. б. Высший класс. в. Средний класс. г. Низший класс. 21.Дайте определение понятия « социальная группа ». а. Социальная группа – это любая совокупность индивидов, объединенных общим интересом. б. Социальная группа – это объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении. в. Социальная группа – это совокупность людей имеющих общий признак и выполняющих необходимую функцию в структуре общественного разделения труда. г. Социальная группа – это объединение людей, имеющих сходные убеждения. 22.Дайте определение термина « социальная мобильность »: а. Социальная мобильность – это стихийный и спонтанный процесс ухода/прихода работников с (на) предприятие. б. Социальная мобильность – это перемещение индивидов и социальных групп в социальном пространстве общества, влекущее изменение их статуса. в. Социальная мобильность – это процесс территориального перемещения людей. г. Социальная мобильность – это перемещение индивидов, влекущие изменение их 23.К какому типу мобильности относят перемещения, вызванные изменениями в структуре экономики и происходящие помимо воли и сознания индивидов и групп? а. Вертикальная мобильность. б. Горизонтальная мобильность. в. Структурная мобильность. г. Организованная мобильность.
24.Какое название в теории Л. Н. Гумилева получил процесс становления этноса от момента его возникновения до момента исчезновения: _________________________. 25.Назовите основоположника теории Этногенеза: а. Л.Н. Гумилев. б. Л.И. Мечников. в. Н.А. Бердяев. г. В.И. Ленин. 26.Как называют группу населения, различающуюся наследственными чертами: а. Этнос. б. Нация. в. Раса. г. Племя. 27.Какой термин используют для определения типа этноса; исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей набазе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания? а. Народ. б. Нация. в. Раса. г. Племя. 28.Какое название носит динамичная относительно устойчивая система интеллектуальных, социокультурных и морально - волевыхкачеств индивида, выраженных в индивидуальных особенностяхего сознания, поведения и деятельности: ____________________ 29.Согласитесь или опровергните следующее утверждение: Индивид – это итог развития личности: а. Да. б. Нет. 30.Дайте определение термина « личность »: а. Личность – это совокупность социальных, биологических и психологических качеств. б. Личность – это устойчивые особенности социального поведения. в. Личность – это индивидуальность человека. г. Личность – это индивидуальное выражение социально значимых свойств. 31.Дайте определение термина « Социализация »: а. Социализация – это процесс усвоения культурных норм, ценностей и освоения социальных ролей. б. Социализация – это социальный процесс, который заканчивается в зрелом возрасте. в. Социализация – это социальное взаимодействие индивидов. г. Социализация – это социальное явление, связанное с поведенческими стереотипами. 32.Процесс обучения новым ролям и правилам поведения, новым ценностям и нормам в социологии называется _______________. 33.Какой термин используют в социологии для обозначения этапа жизни человека, связанного с обучением новым ролям и правилам поведения? а. Социализация. б. Десоциализация. в. Ресоциализация. г. Перевоспитание. 34.Какие из перечисленных видов социализации нельзя отнести к вторичной социализации? а. Профессиональная социализация. б. Включение в политическую культуру. в. Обучение речи и чтению. г. Ресоциализация. 35.Какие из перечисленных видов социализации можно отнести к первичной социализации? а. Политическая социализация. б. Десоциализация. в. Обучение речи и чтению. г. Супружеская социализация. 36.Кто из перечисленных ученых является автором концепции « зеркального Я »? а. Дж. Г. Мид. б. Ч. Кули. в. Р. Линтон. г. Д. Рисмен 37.Какой термин используют для обозначения определенной позиции индивида в социальной структуре группы или общества, связанной с другими позициями через систему прав и обязанностей? а. Социальный статус. б. Социальная роль. в. Социальное поведение. г. Социальная позиция. 38.Что из перечисленного можно отнести к социальным статусам? а. Душа компании. б. Молодежь. в. Аутсайдер. г. Учитель. 39.Какой из перечисленных социальных статусов является достигаемым? а. Государственный служащий. б. Дворянин. в. Молодой человек. г. Русский. 40.Что в социологии подразумевается под термином « семья »? а. Эмоциональное единство мужчины и женщины. б. Социально-экономическое образование. в. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения и реализующий функцию воспитания подрастающего поколения. г. Подневольный союз людей разного пола.
41.Что в социологии подразумевается под термином « брак »? а. Юридическое оформление отношений между мужчиной и женщиной. б. Подневольный союз людей разного пола. в. Социальная форма отношений между полами, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и родителям. г. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения и реализующий функцию воспитания подрастающего поколения. 42.Как называют семью, состоящую из двух взрослых, ведущих домашнее хозяйство и имеющих своих либо приемных детей? а. Родительская семья. б. Репродуктивная семья. в. Нуклеарная семья. г. Расширенная семья. 43.Как называют семью, которую образует человек став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение людей? а. Родительская семья. б. Репродуктивная семья. в. Нуклеарная семья. г. Расширенная семья. 44.Какой исторический тип воспроизводства населения преобладает в демографическом поведении людей современной России? а. Архетип. б. Рациональный. в. Нерациональный. г. Традиционный. Тема 5. Социология права. Основные направления и методы исследования правовых явлений. 1.Что понимают в социологии под термином « девиантное поведение »? а. Поведение человека в экстремальной ситуации. б. Поведение человека в состоянии аффекта. в. Поведение, отклоняющееся от групповых норм. г. Все перечисленные ответы верны. 2.Какой термин используют для определения системы поступков индивида в группе или категории лиц в обществе, отклоняющихся от общепринятых норм и вызывающих социальные санкции? а. Девиантное поведение. б. Делинквентное поведение. в. Аддиктивное поведение. г. Аффективное поведение. 3.Кто из ниже перечисленных ученых предложил социологическую концепцию способов адаптации индивидов к обществу и одновременно типологию девиантного поведения? а. Э. Дюркгейм. б. Р. Мертон. в. Т. Парсонс. г. Г. Беккер. 4.Какой термин используют для обозначения необходимого элемента социальных институтов, обеспечивающего следование социальным нормам, правилам деятельности, а также соблюдение нормативных требований и ограничений в поведении? а. Социальный контроль. б. Социальная санкция. в. Социальное предупреждение. г. Социальное поощрение. 5. Что подразумевают в социологии под термином « социальная норма »? а. Социальная норма – это средняя величина чего-либо. б. Социальная норма – это образец, стандарт, правило поведения индивида в конкретной социальной ситуации. в. Социальная норма – это стандарт поведения в обществе. г. Социальная норма – это поведение индивида, не соответствующее ожиданиям группы и общества в целом. 6.Кем из перечисленных ученых в социологию было введено понятие « аномия »? а. Р. Мертоном. б. Э. Дюркгеймом. в. Р. Парком. г. Г. Беккером.
7. Девиантное поведение это: г. Все перечисленные ответы верны.
8. Кто из теоретиков социологии изучал проблему самоубийства?
9.Кто из теоретиков является основателем русской социологической школы права?
10. Кому из теоретиков принадлежит учение о норме и патологии в обществе? 11.Назовите понятие, обозначающее промежуточность, « пограничность » положения индивида между какими - либо социальнымигруппами: ________________________.
Ø Социологические кроссворды
|