Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Панпсихизм






Эта позиция означает всеобщее одушевление материи, однако в науке такое мнение, скорее, означает выделение общих для всей материи свойств: способности к саморазвитию, активности, вза­имодействию. Эти общие свойства характеризуются как «общая душа», имеющая разные формы существования в разных прояв­лениях материи (природы). Источником такого понимания слу­жили ранние анимистические представления древнего человека, когда он представлял весь окружающий мир по своему образу и подобию и наделял его теми же качествами. Таким образом чело­век познавал себя, отождествляясь с внешними объектами, что позволяло назвать и сделать предметом осмысления свои психи­ческие свойства. Позднее происходила дифференциация знаний о себе и мире, и, познавая внешний мир, человек стал различать одушевленные и неодушевленные его формы. Однако то, что ока­зывалось неподвластным воздействию человека, было сильнее его,


I оставалось непредсказуемым и неуправляемым, продолжало оду-i шевляться, но уже в форме мифологии: силы и явления природы, получившие статус «духов», «богов» и т.п. (например, в русской мифологии дух леса — леший, дома—домовой и т.д., бог солн-| ца — Ярило, бог ветра — Перун и т.д.). Гораздо позднее человек, I познав не только свойства активности, способности оказывать \ разрушающее или помогающее воздействие, но и свои влечения,; чувства и другие состояния, также материализовал их в качестве богов, что ярко отражено в древнегреческой мифологии, где на­ряду с богами моря (Посейдон), плодородия (Деметра) и други­ми подобными есть боги любви (Афродита), агрессии (Арес), ме­сти (Эринии) и т. п. Ставя перед собой задачу построения объек­тивной, соответствующей действительности, картины мира, на­учное познание развивалось тем же путем. Поэтому во многом мы; находим в науке близкие бытовому сознанию представления, но оформленные не в виде фантастических образов, а в форме науч­ных концепций.

Одним из первых мыслителей, взгляды которого могут быть отнесены к панпсихизму, был Демокрит, который считал, что душа материальна и принадлежит всему, но различается у разных природных объектов и с усложнением последних также усложня­ется. Позднее Сократ предложил понятие Универсального разу­ма, т. е. некоего надприродного образования, порождающего всю природу и проявляющегося в разных ее формах в разном качестве. Эта идея, истоки которой также содержатся в мифологических и религиозных воззрениях, была в дальнейшем использована в той или иной форме мыслителями разных эпох: Платоном (Абсолют­ные идеи), Спинозой (Единая субстанция — Бог или Природа, — имеющая два атрибута — протяженность и мышление) и, конеч­но, Гегелем (самореализация Абсолютного духа). При этом не всегда представление о таком общем начале совпадало с панпсихизмом, а лишь в тех случаях, когда одушевленность рассматривалась как наиболее общее свойство материи. Это позиция Сократа — Уни­версальный разум, порождением которого является весь существу­ющий мир; позиция Спинозы, который рассматривал мышление (один из атрибутов субстанции) как способность тел, обладаю­щих протяженностью, вступать в отношения с другими телами в соответствии «с логикой движения другого тела», причем этот атрибут субстанции меняется в зависимости от сложности взаи­модействия данного тела с другими телами. В XIX в. таких взглядов придерживались Г. Т. Фехнер и Ж. Б. Робине, развивая материали­стический монизм, предполагающий единство и общие свойства всей материи. В этих представлениях заложены ранние идеи диф­ференциации свойств материи, первоначально представленные в ней как функции, в процессе развития приобретающие свои но­вые свойства. В современной науке закон дифференциации уже

О


рассматривается по-другому, он объясняет переход системы н качественно новый уровень развития, когда ее свойства приобре тают качество, несводимое к их источнику на прежнем уровн существования системы. Однако не всегда диалектические закош (лежащие в основе системного подхода) используются в совре менной психологии, и можно обнаружить панпсихические пред ставления в достаточно механистической форме. Вариант таки взглядов присутствует в трансперсональной психологии, где не редко субъективные переживания человека рассматриваются ка] не изменяющиеся в процессе развития (эмоциональный опыт) пренатальном периоде, существующий и актуализирующийс: практически в неизменной форме у взрослого человека), или микропсихоанализе С. Фанти, который предлагает торию «твор ческой энергии пустоты», проводя единую линию от энергети ческих процессов физического мира (строения атомов) до вые ших форм человеческой психики. Таким образом, панпсихиз? имеет две формы существования: как вульгарный механицизм сводящий все явления к единым, неменяющимся проявлениям i закономерностям (что, в общем, для естественной науки не ха рактерно), и как «расширительная» точка зрения на общие зако номерности мира, когда обращается больше внимания на преем ственность функций в процессе дифференциации свойств матер! и меньше на переход количественных изменений в качественные


 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал