Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение психики как формы отражения
Наиболее общим определением психики, принятым в современной психологии, является определение ее как формы отражения: психика есть свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями, данными им самим в субъективной форме, окружаю-\щю их, независимо от них существующую действительность. Таким бобразом, психика является отражением действительности, |Имеющей, по сравнению с другими формами отражения, существующими в природе, свою специфику, состоящую в особенно-ги самого качества отражения: отражение в форме своих со-Л'ояний, которые самому отражающему субъекту даны в фор- ас субъективного переживания. Психическое отражение |цомимо своей субъективной формы, характеризуется активно-; тью: отражающий субъект является инициатором процесса отражения, оно необходимо ему для организации взаимодействия с объектом. Психическое отражение (это понятие также определяет 1сихику как форму отражения, отличную от других форм — не Психических) в психологии рассматривается в двух планах: как)сзультат процесса отражения (психический образ) и ||шк процесс отражения (процесс порождения психического Шраза). И то и другое является двумя сторонами одного явления: (Процесс психического отражения возникает и осуществляется для Порождения своего результата — психического образа, являюще-эся тем образованием, которое осуществляет основную функцию Психики — регуляцию взаимодействия субъекта с миром. Для того эбы понять возникновение психики как формы отражения, преобразование ее в процессе своего развития и происхождение выс-цсй ее формы — человеческого сознания, необходимо определить, чем отличается психика от других форм отражения (ее спе-Шифическое, качественное отличие), почему это качество возникло щ как преобразовывалось. Для этого следует рассмотреть основные |Понятия, лежащие в основе самого определения психики: взаимодействие, отражение, субъективность. Основные интересующие нас понятия являются по своему происхождению философскими и используются для объяснения мира И закономерностей его существования. Центральным является по-Нмтие материи — как всеобщей основы мира. Материя имеет различные формы существования (или виды материи), которые постепенно открывает человеческое сознание. Материя обладает рядом свойств, важнейшим из которых является движение. Дви- жение как свойство материи представлено разными формами. Оды из форм движения материи является взаимодействие: взаимно движение как минимум двух материальных систем, когда кажда из них действует на другую и в результате происходят изменени в обеих системах. То, что происходит с каждым участником в ре, зулътате взаимодействия, называется отражением. Отражением это результат назван потому, что, во-первых, по окончании взаимо действия каждый из участников изменяется в соответствии с тем какое воздействие оказано на него партнером по взаимодействик (т. е. отображает собой свойства воздействующего объекта), а во вторых, характер изменения зависит от воспринимающего (отра жающего) участника (как именно он может измениться в резуль тате такого воздействия). Таким образом, в понятии отражения заключены и свойств отражать, и необходимость наличия воздействия, которое отра-j жается, и свойства отражающего (как отражать). Отличие отраже| ния как процесса от взаимодействия состоит в том, что при взаи| модействии мы рассматриваем обоих участников как одинаковым по функциям, и само взаимодействие является взаимным, дву-| сторонним и двунаправленным. При отражении изменяется ра-1 курс анализа: мы рассматриваем участников как обладающих раз-| ными функциями. Один становится отражающим (носитель отражения), а другой — отражаемым (оригинал, который отражается). (Подробно эти определения разобраны в работах В. С.Тюхтина, Б.Ф.Ломова и др.) И тогда отражение — это то, что происходит с отражающим. Такой подход ориентирует нас на анализ носителя отражения и те изменения, которые в процессе и результате отражения происходят с ним. Отражаемый объект также может претерпевать изменения, когда другой объект его отражает, но характер изменений в носителе отражения и объекте отражения может быть разного качества: эти изменения могут совпадать; быть у обоих, но отличаться друг от друга; могут быть только у отражающего и отсутствовать у отражаемого (но не наоборот, так как в этом случае отражающий и отражаемый меняются функциями во взаимодействии). Рассматривая психику как форму отражения, обратимся к различению этих функций участников отражения как процесса и происходящих с ними изменений при отражении как результате. Определение отражения как всеобщего свойства материи (так как оно неизбежный результат взаимодействия) предполагает вьщеление разных его форм в зависимости от особенностей самих систем, вступающих во взаимодействие. В плане анализа возникновения и развития психики нас интересует определенная форма существования материи с определенными типами организации систем — существующая вещная действительность, организованная в форме материальных тел. Следует отметить, что в науке (фи- шюофии и психологии, особенно трансперсонального направления) есть попытки объяснять психику, исходя из других форм [ существования материи: не вещественной, а энергетической (элементарные частицы и поля, вступающие между собой в энергетическое взаимодействие), представляя психику как один из видов энергии. Такой подход относится к панпсихизму и рассматривает психику как всеобщее свойство материи. Энергетическая форма существования материи предшествует вещественной и следует за ней в ходе развития материи: энергия превращается в вещество, проходит ряд стадий преобразования, затем опять превращается в анергию — распад вещества. С позиции панпсихизма психика, являясь особым видом энергии, не имеет вещественной формы (что выводится из вечной, самой сложной проблемы психологии — субъективной, т.е. нематериальной формы самой психики), существует до появления вещества и остается после его исчезновения. Следовательно, возможна передача психической энергии (и информации, в ней содержащейся) способом, отличным от взаимодействия вещно оформленных тел. При таком взгляде психика либо сводится до совершенно других системных процессов, являющихся формой движения энергетических систем, либо иообще не имеет своей специфики как определенная форма отражения, возводясь до отражения как всеобщей категории. Однако общие категории — суть обобщение частных проявлений, они иообще не могут использоваться для объяснения существования конкретных форм. Каждое понятие должно быть конкретизировано для анализа процессов на определенном уровне развития определенных классов систем, иначе мы рискуем перенести частные законы систем одного типа на процессы систем совсем другого типа, даже если есть преемственность в развитии этих систем. Развитие систем включает качественное изменение форм их взаимодействия и отражения (как результатов этого взаимодействия), причем новое качество системы, зарождаясь в недрах предыдущей, еще не имеет там таких свойств, которые на следующем уровне будут характеризовать систему как самостоятельную, отличную от предшествующей. Особенности же системы предыдущего уровня, сохраняясь и структуре системы следующего уровня, теряют свои системообразующие свойства и подчиняются теперь закономерностям но-иой системы (Г. В. Ф. Гегель сформулировал это как «снятие» высшим уровнем низшего). Поэтому психика как форма отражения возникает как новое качество системы, но сохраняет статус отражения как всеобщего свойства материи. Однако появление нового качества системы следует рассматривать внутри развития тех ее свойств, анализ преобразования которых все же позволяет оставаться в рамках изучения определенного класса систем. Если мы выходим за эти рамки, то изучаем уже совсем другие процессы, относящиеся к развитию систем другого класса. Например, ана лизируя материю вообще, мы выделяем ее формы существование и присущие им формы движения. Взаимодействие (и отражени как его результат) — это уже форма движения, поэтому оно должн* рассматриваться отдельно для каждой формы существования ма-терии. Таким образом, невозможен линейный путь: энергетическая форма существования материи — энергетическая форма взаю модействия — психическое отражение. Анализ должен предпола-j гать дивергентное развитие и соответствующее сравнение, учиты^ вающее разное происхождение систем, форм их взаимодействия и отражения (рис. 5). Таким образом, системам разного уровня развития (формам организации материальных систем в данном случае) свойственна разные формы отражения, не сводимые друг к другу, а имеющие разные качественные особенности. Эти особенности мы и рассмот-< рим, что позволит ответить на интересующие нас вопросы: чем отличается психическое отражение от других форм отражения, зачем и когда оно возникло и что значит «развитие психики» как развитие психической формы отражения? Приведенное выше философское определение взаимодействия и отражения, а также данное ниже определение объекта и субъекта относятся в первую очередь к вещной форме существования материи. Точно так же основные закономерности и механизмы развития, которые мы будем рассматривать, хотя и являются всеобщими, однако были сформулированы для объяснения именно этого вида существования материи. Всеобщие закономерности мира имеют специфическое (частное) выражение для каждой формы Энергия как форма существования материи (элементарные частицы и поля) МАТЕРИЯ I Вещество как форма существования материи (неживые и живые материальные тела)
Энергетические процессы как форма движения Изменение материальных тел во времени как форма движения в пространстве
Специфические формы взаимодействия и отражения Специфические формы взаимодействия и отражения
90 Рис. 5. Формы существования и движения материи существования материи, а внутри этой формы — свое содержание на каждом уровне ее развития. Проводя анализ проблемы возникновения и развития психики, мы рассматриваем определенную форму существования материи и пользуемся уже конкретизированными для ее объяснения категориями, понимая, что они не могут применяться (и объяснять) закономерности движения других форм материи. Из этого следует и обратное: объяснительные принципы, отражающие существование и развитие другой формы материи (не вещественной), не могут прямо использоваться для объяснения психики, которая является свойством материальных тел. Те же ограничения необходимо учитывать при анализе разных уровней развития живых систем (как частного вида материальных тел), которые имеют разные уровни функционирования (как физические тела, химические, физиологические и обладающие психикой системы) и которым присущи разные формы отражения, в силу чего они вступают соответственно в разные формы взаимодействия. Материальные системы, существующие в виде вещества, организованы в форме материальных тел и разделяются на два типа систем: неживые и живые. В мире материальных тел выделяются четыре разные формы отражения, соответствующие четырем основным формам взаимодействия, в которые могут вступать материальные тела: физическое (результат механического взаимодействия), химическое (результат химического взаимодействия), биологическое (результат физиологического взаимодействия), психическое (результат психического взаимодействия). Эти формы отражения соответствуют и логике развития материальных систем этого типа, т.е. являются генетически следующими одна из другой. Поэтому появление психики как формы отражения (причем последней в данном ряду, а значит, самой высокоразвитой из известных науке) должно подчиняться общим закономерностям развития форм отражения, по крайней мере для данной формы существования материи. Для выявления этих закономерностей обратимся к характеристике процесса взаимодействия двух материальных тел, рассматривая их как взаимодействующие системы, стремящиеся сохранить свою целостность. Это позволит увидеть изменения, которые происходят на каждом уровне развития отражения, и выделить качественные отличия психической формы отражения. 1.3.3. Преобразование форм отражения и выделение системообразующего качества, характеризующего психическую форму отражения (субъективности) Два тела, вступающие во взаимодействие, в ходе которого осуществляется отражение как процесс и возникает отражение как результат, как было указано выше, оказываются не равными функциям: одного из них мы будем рассматривать как отражав щего (носителя отражения), а другого — как отражаемого (ор* нала отражения). Далее мы будем рассматривать процесс отраж| ния как возникающий в ходе взаимодействия и имеющий свор результатом обязательное изменение в состоянии носителя отрд жения (отражающего) и возможное, но не обязательное измене ние в состоянии отражаемого объекта. Поскольку в начале развь тия форм отражения, как будет видно дальше, участники процео са отражения будут равноправными с точки зрения функций в взаимодействии и отражения как результата взаимодействия, т мы будем называть их объектами. Строго говоря, объект выделяет ся только по отношению к субъекту, но для нас важно показат изменение их статуса по отношению друг другу в процессе развй тия форм отражения и становление одного из них в качестве субъек та. Рассматривая все четыре формы отражения, обозначим ег членов как 01 (отражающий член взаимодействия — объект 1) 02 (отражаемый член взаимодействия — объект 2). Каждого и участников мы будем рассматривать как систему, стремящуюся сохранению своей целостности. На каждом уровне отражения участ! ники взаимодействия соответственно становятся системами сле| дующего уровня развития, последовательно выступая как физи-j ческие, химические, физиологические (живые, не обладающие! психикой) и психические (живые, обладающие психикой) темы. Особенности каждой формы отражения мы будем анализи-j ровать по четырем критериям: 1) источник взаимодействия: внешняя, «третья», сила, или 2) необходимость взаимодействия для сохранения целостно 3) равнозначность позиций участников взаимодействия; 4) изменение, происходящее с каждым из участников в ре
|