Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение психики как формы отражения






Наиболее общим определением психики, принятым в совре­менной психологии, является определение ее как формы отраже­ния: психика есть свойство живых, высокоорганизованных матери­альных тел, которое заключается в их способности отражать свои­ми состояниями, данными им самим в субъективной форме, окружаю-\щю их, независимо от них существующую действительность. Таким бобразом, психика является отражением действительности, |Имеющей, по сравнению с другими формами отражения, суще­ствующими в природе, свою специфику, состоящую в особенно-ги самого качества отражения: отражение в форме своих со-Л'ояний, которые самому отражающему субъекту даны в фор- ас субъективного переживания. Психическое отражение |цомимо своей субъективной формы, характеризуется активно-; тью: отражающий субъект является инициатором процесса от­ражения, оно необходимо ему для организации взаимодействия с объектом. Психическое отражение (это понятие также определяет 1сихику как форму отражения, отличную от других форм — не Психических) в психологии рассматривается в двух планах: как)сзультат процесса отражения (психический образ) и ||шк процесс отражения (процесс порождения психического Шраза). И то и другое является двумя сторонами одного явления: (Процесс психического отражения возникает и осуществляется для Порождения своего результата — психического образа, являюще-эся тем образованием, которое осуществляет основную функцию Психики — регуляцию взаимодействия субъекта с миром. Для того эбы понять возникновение психики как формы отражения, пре­образование ее в процессе своего развития и происхождение выс-цсй ее формы — человеческого сознания, необходимо опреде­лить, чем отличается психика от других форм отражения (ее спе-Шифическое, качественное отличие), почему это качество возникло щ как преобразовывалось. Для этого следует рассмотреть основные |Понятия, лежащие в основе самого определения психики: взаимо­действие, отражение, субъективность.

Основные интересующие нас понятия являются по своему про­исхождению философскими и используются для объяснения мира И закономерностей его существования. Центральным является по-Нмтие материи — как всеобщей основы мира. Материя имеет раз­личные формы существования (или виды материи), которые по­степенно открывает человеческое сознание. Материя обладает ря­дом свойств, важнейшим из которых является движение. Дви-


жение как свойство материи представлено разными формами. Оды из форм движения материи является взаимодействие: взаимно движение как минимум двух материальных систем, когда кажда из них действует на другую и в результате происходят изменени в обеих системах. То, что происходит с каждым участником в ре, зулътате взаимодействия, называется отражением. Отражением это результат назван потому, что, во-первых, по окончании взаимо действия каждый из участников изменяется в соответствии с тем какое воздействие оказано на него партнером по взаимодействик (т. е. отображает собой свойства воздействующего объекта), а во вторых, характер изменения зависит от воспринимающего (отра жающего) участника (как именно он может измениться в резуль тате такого воздействия).

Таким образом, в понятии отражения заключены и свойств отражать, и необходимость наличия воздействия, которое отра-j жается, и свойства отражающего (как отражать). Отличие отраже| ния как процесса от взаимодействия состоит в том, что при взаи| модействии мы рассматриваем обоих участников как одинаковым по функциям, и само взаимодействие является взаимным, дву-| сторонним и двунаправленным. При отражении изменяется ра-1 курс анализа: мы рассматриваем участников как обладающих раз-| ными функциями. Один становится отражающим (носитель отра­жения), а другой — отражаемым (оригинал, который отражается). (Подробно эти определения разобраны в работах В. С.Тюхтина, Б.Ф.Ломова и др.) И тогда отражение — это то, что происходит с отражающим. Такой подход ориентирует нас на анализ носите­ля отражения и те изменения, которые в процессе и результате отражения происходят с ним. Отражаемый объект также может претерпевать изменения, когда другой объект его отражает, но характер изменений в носителе отражения и объекте отражения может быть разного качества: эти изменения могут совпадать; быть у обоих, но отличаться друг от друга; могут быть только у отража­ющего и отсутствовать у отражаемого (но не наоборот, так как в этом случае отражающий и отражаемый меняются функциями во взаимодействии).

Рассматривая психику как форму отражения, обратимся к раз­личению этих функций участников отражения как процесса и происходящих с ними изменений при отражении как результате.

Определение отражения как всеобщего свойства материи (так как оно неизбежный результат взаимодействия) предполагает вьщеление разных его форм в зависимости от особенностей самих систем, вступающих во взаимодействие. В плане анализа возник­новения и развития психики нас интересует определенная форма существования материи с определенными типами организации систем — существующая вещная действительность, организован­ная в форме материальных тел. Следует отметить, что в науке (фи-


шюофии и психологии, особенно трансперсонального направле­ния) есть попытки объяснять психику, исходя из других форм [ существования материи: не вещественной, а энергетической (эле­ментарные частицы и поля, вступающие между собой в энергети­ческое взаимодействие), представляя психику как один из видов энергии. Такой подход относится к панпсихизму и рассматривает психику как всеобщее свойство материи. Энергетическая форма существования материи предшествует вещественной и следует за ней в ходе развития материи: энергия превращается в вещество, проходит ряд стадий преобразования, затем опять превращается в анергию — распад вещества. С позиции панпсихизма психика, являясь особым видом энергии, не имеет вещественной формы (что выводится из вечной, самой сложной проблемы психоло­гии — субъективной, т.е. нематериальной формы самой психи­ки), существует до появления вещества и остается после его ис­чезновения. Следовательно, возможна передача психической энер­гии (и информации, в ней содержащейся) способом, отличным от взаимодействия вещно оформленных тел. При таком взгляде психика либо сводится до совершенно других системных процес­сов, являющихся формой движения энергетических систем, либо иообще не имеет своей специфики как определенная форма отра­жения, возводясь до отражения как всеобщей категории. Однако общие категории — суть обобщение частных проявлений, они иообще не могут использоваться для объяснения существования конкретных форм.

Каждое понятие должно быть конкретизировано для анализа процессов на определенном уровне развития определенных клас­сов систем, иначе мы рискуем перенести частные законы систем одного типа на процессы систем совсем другого типа, даже если есть преемственность в развитии этих систем. Развитие систем вклю­чает качественное изменение форм их взаимодействия и отраже­ния (как результатов этого взаимодействия), причем новое каче­ство системы, зарождаясь в недрах предыдущей, еще не имеет там таких свойств, которые на следующем уровне будут характе­ризовать систему как самостоятельную, отличную от предшеству­ющей. Особенности же системы предыдущего уровня, сохраняясь и структуре системы следующего уровня, теряют свои системооб­разующие свойства и подчиняются теперь закономерностям но-иой системы (Г. В. Ф. Гегель сформулировал это как «снятие» выс­шим уровнем низшего). Поэтому психика как форма отражения возникает как новое качество системы, но сохраняет статус отражения как всеобщего свойства материи. Однако появление но­вого качества системы следует рассматривать внутри развития тех ее свойств, анализ преобразования которых все же позволяет ос­таваться в рамках изучения определенного класса систем. Если мы выходим за эти рамки, то изучаем уже совсем другие процессы,


относящиеся к развитию систем другого класса. Например, ана лизируя материю вообще, мы выделяем ее формы существование и присущие им формы движения. Взаимодействие (и отражени как его результат) — это уже форма движения, поэтому оно должн* рассматриваться отдельно для каждой формы существования ма-терии. Таким образом, невозможен линейный путь: энергетичес­кая форма существования материи — энергетическая форма взаю модействия — психическое отражение. Анализ должен предпола-j гать дивергентное развитие и соответствующее сравнение, учиты^ вающее разное происхождение систем, форм их взаимодействия и отражения (рис. 5).

Таким образом, системам разного уровня развития (формам организации материальных систем в данном случае) свойственна разные формы отражения, не сводимые друг к другу, а имеющие разные качественные особенности. Эти особенности мы и рассмот-< рим, что позволит ответить на интересующие нас вопросы: чем отличается психическое отражение от других форм отражения, зачем и когда оно возникло и что значит «развитие психики» как развитие психической формы отражения?

Приведенное выше философское определение взаимодействия и отражения, а также данное ниже определение объекта и субъек­та относятся в первую очередь к вещной форме существования материи. Точно так же основные закономерности и механизмы развития, которые мы будем рассматривать, хотя и являются все­общими, однако были сформулированы для объяснения именно этого вида существования материи. Всеобщие закономерности мира имеют специфическое (частное) выражение для каждой формы


Энергия как форма

существования материи

(элементарные частицы и поля)


МАТЕРИЯ

I


Вещество как форма

существования материи

(неживые и живые

материальные тела)


 


Энергетические процессы как форма движения


Изменение материальных тел

во времени как форма движения

в пространстве


 


Специфические формы взаимодействия и отражения


Специфические формы взаимодействия и отражения


 


90


Рис. 5. Формы существования и движения материи


существования материи, а внутри этой формы — свое содержание на каждом уровне ее развития. Проводя анализ проблемы возник­новения и развития психики, мы рассматриваем определенную форму существования материи и пользуемся уже конкретизиро­ванными для ее объяснения категориями, понимая, что они не могут применяться (и объяснять) закономерности движения дру­гих форм материи. Из этого следует и обратное: объяснительные принципы, отражающие существование и развитие другой фор­мы материи (не вещественной), не могут прямо использоваться для объяснения психики, которая является свойством материаль­ных тел. Те же ограничения необходимо учитывать при анализе разных уровней развития живых систем (как частного вида мате­риальных тел), которые имеют разные уровни функционирова­ния (как физические тела, химические, физиологические и обла­дающие психикой системы) и которым присущи разные формы отражения, в силу чего они вступают соответственно в разные формы взаимодействия.

Материальные системы, существующие в виде вещества, орга­низованы в форме материальных тел и разделяются на два типа систем: неживые и живые. В мире материальных тел выделяются четыре разные формы отражения, соответствующие четырем ос­новным формам взаимодействия, в которые могут вступать мате­риальные тела: физическое (результат механического взаимодей­ствия), химическое (результат химического взаимодействия), био­логическое (результат физиологического взаимодействия), психи­ческое (результат психического взаимодействия). Эти формы отра­жения соответствуют и логике развития материальных систем этого типа, т.е. являются генетически следующими одна из другой. По­этому появление психики как формы отражения (причем послед­ней в данном ряду, а значит, самой высокоразвитой из известных науке) должно подчиняться общим закономерностям развития форм отражения, по крайней мере для данной формы существо­вания материи. Для выявления этих закономерностей обратимся к характеристике процесса взаимодействия двух материальных тел, рассматривая их как взаимодействующие системы, стремя­щиеся сохранить свою целостность. Это позволит увидеть изме­нения, которые происходят на каждом уровне развития отраже­ния, и выделить качественные отличия психической формы от­ражения.

1.3.3. Преобразование форм отражения и выделение системообразующего качества, характеризующего психическую форму отражения (субъективности)

Два тела, вступающие во взаимодействие, в ходе которого осу­ществляется отражение как процесс и возникает отражение как


результат, как было указано выше, оказываются не равными функциям: одного из них мы будем рассматривать как отражав щего (носителя отражения), а другого — как отражаемого (ор* нала отражения). Далее мы будем рассматривать процесс отраж| ния как возникающий в ходе взаимодействия и имеющий свор результатом обязательное изменение в состоянии носителя отрд жения (отражающего) и возможное, но не обязательное измене ние в состоянии отражаемого объекта. Поскольку в начале развь тия форм отражения, как будет видно дальше, участники процео са отражения будут равноправными с точки зрения функций в взаимодействии и отражения как результата взаимодействия, т мы будем называть их объектами. Строго говоря, объект выделяет ся только по отношению к субъекту, но для нас важно показат изменение их статуса по отношению друг другу в процессе развй тия форм отражения и становление одного из них в качестве субъек та. Рассматривая все четыре формы отражения, обозначим ег членов как 01 (отражающий член взаимодействия — объект 1) 02 (отражаемый член взаимодействия — объект 2). Каждого и участников мы будем рассматривать как систему, стремящуюся сохранению своей целостности. На каждом уровне отражения участ! ники взаимодействия соответственно становятся системами сле| дующего уровня развития, последовательно выступая как физи-j ческие, химические, физиологические (живые, не обладающие! психикой) и психические (живые, обладающие психикой) темы. Особенности каждой формы отражения мы будем анализи-j ровать по четырем критериям:

1) источник взаимодействия: внешняя, «третья», сила, или
один из участников;

2) необходимость взаимодействия для сохранения целостно­
сти (изначальной сущности) каждого участника как системы;

3) равнозначность позиций участников взаимодействия;

4) изменение, происходящее с каждым из участников в ре­
зультате взаимодействия (характер отражения).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал