Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антропопсихизм
Признание наличия психики только у человека на первый взгляд кажется совершенно алогичным, однако все же имеет место. Наиболее жестко такой точки зрения придерживался Р. Декарт, характеризуя животных как «химические машины», не обладающие способностью к ощущению и переживанию, в отличие от человека, обладающего сознанием. Отождествление души с сознанием и становится иногда основанием для отрицания такового (сознания — значит психики) на дочеловеческом уровне развития. Другим основанием является разделение «души» и «духа» (и тогда: психики животных и души человека; психического и духовного и т. п.). В данном случае речь идет о разных уровнях развития психики с выделением двух ее качественно различных форм: животной и человеческой. Такое разделение мы встречаем еще у Аристотеля, однако он обе формы называл душой, хотя и принципиально различной (чувственная, неразумная и смертная у животных; разумная и бессмертная у человека). Обозначенные точки зрения на возникновение психики, как теперь видно, имеют не только исторический характер. Они связаны с общей методологией, определением психики и представлениями о способах ее изучения. В современной психологии ведущим является системный подход, позволяющий объяснять развитие всех явлений (и психики в том числе) как преобразование систем, происходящее по общим законам развития материи. Для объяснения эволюции психики целесообразно использовать тот вариант системного подхода, который специально разрабатывается для изучения общих, эволюционных закономерностей, — эво-люционно-системный. С позиций этого подхода мы и обратимся к анализу возникновения и развития психики в филогенезе. 1.3. Проблема возникновения психики с позиций эволюционно-системного подхода 1.3.1. Основные положения системного подхода Системный подход имеет давнюю историю развития (прекрасно проанализированную в работах И. В. Блаумберга и Э. Г. Юдина, П.К.Анохина, К.В.Судакова, Б.Ф.Ломова и др.), но в каче- стве самостоятельного научного подхода сформировался в середине XX в. Этот подход, являясь общенаучным, используется развивается в различных отраслях знания и, конечно, имеет каждой из них свою специфику. Приведем основные положения системного подхода, необходимые для понимания эволюции психики. 1. Исходным является понятие системы. Системой называют 2. Исходным в определении системы является понятие целост 3. Система состоит из элементов. Элементы — это единицы 4. Целостность системы обеспечивается связями между ее эле 5. Совокупность связей характеризует структуру и организацш пов: горизонтальные (связи между однопорядковыми элементами системы) и вертикальные (связи между разнопорядковыми, неравнозначными в своих функциях элементами). Структура вертикальных связей образует уровни системы, которые имеют иерархию: высшие уровни имеют более сложные связи и определяют собой структуру связей низших уровней. 6. Система обладает способностью к самоорганизации и саморазвитию. Источник преобразования системы или ее функций лежит в самой системе (т. е. заложен в самой структуре ее элементов и связей между ними). Развитие системы — фундаментальная ее характеристика, развитие является одной из форм движения как общего свойства, присущего всей материи. Каждая система имеет свои закономерности и механизмы развития, часть из которых являются общими для всех систем (всеобщие законы развития ма-i терии), часть — специфическими для определенного класса сис-I тем или определенных уровней развития системы. В процессе сво-[сго преобразования, проходя присущие данной системе стадии I развития, система переходит на новые уровни своего существова-I ния {уровни развития системы) или преобразуется в систему но-[вого качества (например, психика — как психическое отражение — возникает из другой формы отражения, не обладающей системообразующим для психики качеством — субъективным переживанием). В современной психологии разрабатывается и применяется для [ изучения психики как системного, развивающегося явления эво-\ЛЮционно-системный подход (П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сур-Ков, К. В. Судаков, В. Б. Швырков и др.). Положения эволюцион-Е Но-системного подхода базируются на теории функциональных §Систем П.К.Анохина, в которой дано определение деятельности Кивого организма как самоорганизующейся и саморегулирующейся функциональной системы, все составные компоненты которой Находятся в постоянной функциональной взаимосвязи, обеспечивающей достижение организмом полезных приспособительных гаультатов. Анализируя психическую деятельность, П. К. Анохин люрил, что объективным системообразующим фактором, харак-вризующим эффективность системы, является результат деятельности системы (полезный приспособительный эффект, так как функция психики — регуляция взаимодействия субъекта с миром 1и обеспечения жизнедеятельности первого). Внутренним системообразующим фактором как источником активности (функцио-|ирования) системы психической деятельности является потребность, формирующая мотивацию и определяющая форму взаимодействия с факторами внешней среды. Эти положения теории П.К.Анохина применимы и для системного анализа эволюции Психики. Центральной идеей эволюционно-системного подхода яв-ЛИется представление о развитии системы и переходе ее на новый уровень существования, в результате чего она изменяется, повы шая свои системные качества (степень интегрированности, орга низованности, разнообразие типов внутрисистемных связей, по вышение своих информационных, энергетических и экологиче' ских возможностей). Это позволяет данной системе расширять i усложнять межсистемные связи, за счет чего она изменяет cboi положение во взаимодействии с другими системами, становяа системой высшего порядка. Б.Ф.Ломов и Е.Н.Сурков, разраба' тывая эволюционно-системный подход, сформулировали поло жение о том, что в процессе развития системы могут происходит: изменение детерминант (факторов, определяющих развитие) смена системных оснований (системообразующих факторов): н; более высоком уровне ведущими, определяющими функциони рование системы становятся новые компоненты, которые на пре дыдущей стадии присутствовали в потенциальной форме, ка] предпосылки будущего нового системного качества (что являете! выражением общих законов ведущей роли функции по отноше нию к органу, дифференциации и перехода количественных из менений в качественные). Психика, являясь системой, развиваю щейся в эволюции и онтогенезе, в процессе своего генезиса про' ходит ряд этапов (стадий развития), каждый из которых характе ризуется преобразованием межсистемных связей, ведущих к из менению внутрисистемных связей, и переходом в результате это го на новый уровень системной организации (новый уровень раз вития психики). Поскольку предметом зоопсихологии и сравни тельной психологии является именно содержание психики на раз ных уровнях ее развития и закономерности и механизмы преобра зования психического отражения, обеспечивающие переход н; следующий эволюционный уровень, то эволюционно-системны! подход оказывается о с н о в н ы м методологическим подходом для данной отрасли психологии. Исходя из основных положений эволюционно-системного под< хода, необходимо принять такое определение психики, которо* позволило бы рассматривать ее как систему и изучать преобразо вание этой системы как преобразование ее элементов и внутриси стемных связей, выводящих всю систему (психику) на новый уро вень развития, но именно как данной системы, т. е. на новый уро вень развития самой психики. Для того чтобы понять развитш любой системы, необходимо объяснить ее положение среди дру гих систем с момента возникновения в качестве данной системь (проблема возникновения психики) и изменения дальнейший межсистемных взаимосвязей (что гипотетически предполагав постановку вопроса о том, что последует за существованием вые шей формы психики — человеческой). Определение психики, удов летворяющее этим требованиям, принято в отечественной психо логии и основывается на диалектическом материализме (матери [влизм и диалектические законы явились важнейшими источника-1ми формирования системного подхода в целом и эволюционно-| системного в психологии в частности).
|