Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологическая форма отражения






Эта форма отражения характерна для особого класса матери­
альных систем, которые характеризуются как живые. Единицей
живой системы является клетка. Клетка состоит из ряда структур,
выполняющих различные функции по поддержанию целостности
системы и ее существования. Форма существования живой систе­
мы называется жизнедеятельностью, поскольку для поддержания
себя эта система производит внутреннюю работу: последователь­
ность химических реакций, в результате которых происходит пре­
вращение веществ с расходом энергии. В живой системе постоян­
но поддерживается необходимое для ее существования соотноше­
ние веществ и ход внутренних процессов (гомеостаз). «Строитель­
ный материал» для своих химических процессов организм получа­
ет из внешней среды либо в готовом виде (молекулы, которые
можно сразу использовать), либо в составе других молекул и со­
единений, которые надо расщепить внутри себя. В результате та­
ких процессов образуются продукты распада, «не нужные» орга- j
низму, которые выводятся наружу (за пределы системы). Допол-1
нительную энергию для осуществления внутренних процессов, \
поддерживающих целостность системы, живой организм получа- \
ет из внешней среды в форме готовых порций энергии (напри­
мер, фотосинтез) или в форме химических соединений, при рас­
щеплении которых выделяется энергия (хемосинтез).:

Живые системы отграничены от среды не только наличием связи; между своими элементами, но и специальной границей, функ­ция которой состоит в регуляции взаимоотношений со средой. Граница является частью самого живого организма и обеспечива­ет проникновение внутрь компонентов среды и выведение нару­жу продуктов жизнедеятельности системы. Границей клетки явля­ется мембрана, которая сама обладает способностью избиратель­но реагировать на те химические соединения, соприкасающиеся с ней изнутри и снаружи, которые необходимы для внутренних реакций или вредны для них, а также которые необходимо «вы­пустить» из организма. Мембрана обладает избирательной актив­ностью (пропускать или не пропускать), зависящей от общего состояния организма (при каком состоянии организма какие ве­щества пропускать, какие нет). У живых систем, состоящих из совокупности клеток, есть специализация клеток, выполняющих функцию границы (отделения от среды, защиты, обмена веществ и т.п.).


Критерием живого является обмен веществ. Живой организм обменивается веществами (химическими соединениями) со сре­дой, получая из нее необходимые для поддержания гомеостаза строительные и энергетические «добавки» и выделяя в среду про­дукты распада и излишки энергии. Обмен веществ является не­обходимым для поддержания целостности живой системы усло­вием ее существования. Обмен веществ — это форма взаимодей­ствия живого организма со средой, происходящего особым об­разом. В отличие от предыдущих форм взаимодействия физиоло­гическое взаимодействие состоит их двух последовательных ак­тов: пропускания компонента среды через границу (в форме ак­тивной избирательности) и включения его в свои структуры (пря­мое использование порции энергии или химическая реакция для получения энергии или «строительства» необходимых для под­держания гомеостаза структур). Такой процесс включения в себя компонентов среды называется ассимиляция. По той же схеме, но в обратном порядке, происходит двухфазный процесс вывода продуктов распада (или излишков энергии): выделение подле­жащего выводу продукта внутри клетки и затем прохождение его через мембрану. У многоклеточных организмов эти функции вы­полняются специальными тканями, органами и системами орга­нов, -

Живая система сохраняет себя активно, за счет внутренних процессов и обмена веществ со средой/ В результате она нуждается в постоянном притоке веществ и энергии извне, т.е. в постоян­ном взаимодействии с внешней средой (что необходимо и для процессов выделения). Но из среды ей нужны совершенно опре­деленные компоненты, соответствующие структуре самой живой системы и ее внутренним процессам. Такая нужда системы в соот­ветствующих ей, но находящихся вне ее компонентах называется потребностью. Компонент среды, в котором система нуждается для поддержания своего гомеостаза, — предмет потребности (эти категории будут ниже подробно проанализированы).

При взаимодействии со средой живая система поддерживает свою системную организацию и продолжает существовать в своем прежнем качестве, другими словами, вступление во взаимодей­ствие в форме обмена веществ — это способ существования данной системы. Результатом взаимодействия является включение парт­нера по взаимодействию в свои структуры, т. е. он исчезает вооб­ще как система, становясь элементом в ассимилирующей его жи­вой системе. Однако граница живой системы обладает лишь свой­ством активной избирательности (пропускать или не пропускать), но может это делать только в том случае, если компонент, подле­жащий вводу—выводу, войдет с ней в контакт. Результатом тако­го взаимодействия является пропускание через мембрану, а затем другой акт взаимодействия — химический (включение в состав


4 Филиппока



химических соединений и т.п.). Другими словами, если компо-1 нент не пропускается через мембрану, то взаимодействия (и от-| ражения) не происходит.

Таким образом, физиологическое отражение представлено в| форме процессов ассимиляции—диссимиляции (включения в со-| став живой системы или выключения из ее состава как двухактно-1 го процесса, осуществляемого мембраной и структурами клетки),! в результате чего отражаемый компонент перестает быть собой, а| отражающая система сохраняет себя и поддерживает свое состоя-| ние.

Мы рассматриваем взаимодействие как взаимное движение дв> являющихся внешними по отношению друг к другу систем, по-| этому сосредоточимся на одном из этих процессов — включение в состав живого организма внешнего для него компонента среды.! Поскольку избирательность и пропускная способность мембрань^ существуют не сами по себе, а как составные части общего про­цесса обмена веществ, то можно сказать, что физиологическое взаимодействие происходит в форме обмена веществ и отражение существует в форме ассимиляции. Никак по-другому мы не мо­жем описать физиологическое отражение, как только в виде не­равенства вступающих в него членов. В любом случае один из чле­нов (субъект) имеет потребность в ассимиляции другого, а этот^ другой оказывается объектом ассимиляции. Появляются новые ста-] тусы членов взаимодействия по отношению друг к другу. Субъе* вынужден вступать во взаимодействие и осуществляет это актив но (на данном этапе эта активность выражена в форме готовносп мембраны к ассимиляции и, избирательности по отношению компонентам среды). Тепер^взаимодействие оказывается н е р а в ноправным, приобретает вектор — направленность от актив ного участника (субъекта как биологического организма) к объект (как предмету потребности первого)Г>

Таким образом, физиологическое отражение оказывается «па лезным», более того, необходимым для одного члена взаимодей: ствйя, " но «не полезным» для другого с точки зрения сохраненю его изначального состояния и системных качеств> 0ба члена взаи 1 модействия оказываются в этом процессе не равными друг друш 01 приобретает новые качества и становится субъектом (С), О становится по отношению к нему объектом его активного воздей ствия (О). Физиологическое отражение будет выглядеть следую щим образом.

1. Источник взаимодействия для 01(С) и 02(0) — внутрен
ний источник взаимодействия для 01(С); внешний источник вза
имодействия для 02(0); 01(С) обладает активностью, иницищ
рущей взаимодействие. |

2. Необходимость взаимодействия для сохранения целостно
сти (изначальной сущности) каждого участника как системь:


взаимодействие и отражение как его результат необходимы для поддержания системной целостности О1(С), взаимодействие для него «полезно»; взаимодействие и отражение как его результат ведут к уничтожению 02(0), взаимодействие для него «не по­лезно».

3. Равнозначность позиций участников взаимодействия: по всем
позициям при физиологическом отражении 01(С) ф 02(0).

4.Изменение, происходящее с каждым из участником в ре­
зультате взаимодействия:

01 (С) не изменяется в результате взаимодействия, сохраняет себя как систему;

02(0) изменяется в результате взаимодействия, перестает быть собой, теряет свое системообразующее качество и переходит в состав 01(С) как элемент системы: 01(С) = 01(С); 02(0) ф * 02(0).

Общая схема взаимодействия будет выглядеть следующим об­разом:

Внутренний источник Внешний источник

взаимодействия взаимодействия

I I

01(С) -> 02(0)

Активность присуща субъекту, отсутствует у объекта.

«Нужность» взаимодействия и отражения положительна для 01(С).

«Нужность» взаимодействия и отражения отрицательна для О2(О).

В процессе взаимодействия 01 ф 02(0).

В результате взаимодействия 01(С) полностью = 01(С); 02(0) пол­ностью Ф 02(0).

При физиологическом взаимодействии один из участников (объект) переходит в систему другого класса — включается в ка­честве элемента в состав другого участника (субъекта), но не из­меняет этим статус последнего, а, наоборот, сохраняет его. Фи­зиологическая система противостоит неблагоприятным взаимо­действиям только своей внутренней организацией, но не может избежать этого взаимодействия, если разрушающий агент появил­ся, равно как и не может организовать контакт со своим предме­том потребности, если тот «не приходит» сам. При физиологиче­ском отражении мы впервые встречаемся с изменением функций участников, что ведет к реальному разделению участников на от­ражающего и отражаемого. При этом отражающий оказывается инициатором и «осуществителем» отражения как процесса (что позволяет определить его как субъекта активности) и носителем результата отражения (что позволяет определить его как субъекта результата отражения). Объект отражения не является активным и не становится носителем отражения, так как вообще перестает существовать.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал