Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии психики
Психика появилась в эволюции для регуляции взаимодействия живого субъекта с объектом тогда, когда предыдущих способов регуляции этих отношений оказалось недостаточно. Суть рассматриваемых субъектно-объектных отношений состоит в обмене веществ. Поэтому следует выяснить, что изменилось в условиях жизни организма и потребовало появления его новых свойств. Биологическое объяснение появления психики как механизма регуляции субъектно-объектного взаимодействия связано с возникновением в эволюции Animalia — животного ствола организации живой материи. Отечественный биолог С. И. Левушкин выделяет две особенности, возникающие у животных, которые позволяют ввести категорию поведение в качестве критерия отличия животных от других форм живой материи. 1. Анимальный тип питания: галозойное питание, связанное с 2.Анимализованное движение, направленное на достижение пи Впоследствии эти функции не только стали относительно самостоятельными (движение как изменение своего положения относительно объектов среды — локомоция и захват и передвижение объектов среды относительно себя — манипуляция), но и получили свои собственные органы, специализированные для локомо-ций и манипуляций. Второе положение отражает возникновение движения, направленного на цель, где целью является изменение наличного соотношения субъекта с объектом, разделенных в пространстве, и перевод этого соотношения в «желаемое» за счет активности субъекта. В филогенезе возникновение психики связано с изменением условий жизни субъекта, которые состоят в разделении в пространстве субъекта и объекта и необходимости появления поведения как движения, направленного на цель. Произошло это примерно полтора миллиарда лет назад, когда в результате жизнедеятельности живых организмов на Земле появилась атмосфера. «Первичный бульон», в котором все необходимые для обмена веществ компоненты и источники энергии были в готовом виде и в достаточном количестве и в котором постоянно осуществлялось физиологическое взаимодействие живых организмов с этими компонентами (поглощение веществ, необходимых для жизнедеятельности клетки), «сгустился» и из гомогенного превратился в гетерогенный. Необходимые для обмена веществ компоненты оказались объединенными в целостные частицы, ограниченные мембранами и отделенные друг от друга в пространстве. Теперь для осуществления обмена веществ субъекту необходимо было на расстоянии определить местонахождение объекта, в котором заключен необходимый компонент, и вступить с ним в контакт. Для этого надо, во-первых, отразить объект до вступления с ним в контакт, а во-вторых, иметь возможность приблизиться к нему. В этом случае и возникает необходимость появления особой формы отражения. Гегель определяет ее как способность субъекта иметь для себя объект, оставляя его без изменения. Зачем это надо субъекту? Выделяется самостоятельная задача идентифицировать в объекте предмет потребности и только после этого организовывать движение по достижению объекта или не производить такого движения. Необходимость такого выбора является одной из основных функций психики. Определение на расстоянии до начала взаимодействия с объектом — надо ли с ним взаимодействовать и как — касается не только достижения этого объекта, но и избегания его — как двух изначальных форм сохранения своей самости (достижения не-^для Я и избегания условий, разрушающих Я). Именно для определения соотношения объекта с потребностями субъекта и включения субъекта на основе этого акта во взаимодействие с объектом и нужно «иметь его себе» до начала взаимодействия. Это и составляет суть психического отражения, в котором представлены субъекту характеристики объекта. Приведенное описание суть описание информационного компонента субъективности — содержания психического отражения {или субъективной представленности). Сам же субъект «имеет себе» эту информацию (содержание отражения, или представленность) как субъективное переживание (форма психического отражения). Возникают вопросы: есть ли необходимость иметь информацию об объекте в форме субъективного переживания на допсихическом уровне отражения и какова связь содержания отражения с субъективным переживанием при психическом отражении? Допсихический — физиологический уровень отражения, проявляющийся в форме раздражимости, характеризуется изменением жизнедеятельности организма в ответ на контакт с объектом, используемым в процессе обмена веществ. Для этого необходима только избирательная реакция мембраны. Другими словами, содержание отражения (что из свойств объекта отражается субъектом) — это химическая структура объекта, с которой субъект вступает в физиологическое взаимодействие (поглощает его). Формой отражения является процесс поглощения субъектом объекта как способность такой реакцией ответить на контакт с объектом (это и есть раздражимость). Свойства отражаемого объекта появляются для субъекта в момент и в самом процессе его поглощения. Изменение гомеостаза никак не влияет на изменение взаимного положения организма с объектом, содержащим необходимый предмет потребности. Оно может влиять только на состояние мембраны — ее готовность реагировать на определенное воздействие, что воз- можно только в том случае, если объект сам вступил в контакт с организмом. В таких условиях ничего не зависит от изменения положения организма в среде и у него нет механизмов, обеспечивающих изменение этого положения вне контакта с объектом. Психическая форма отражения обеспечивает узнавание на расстоянии, до возникновения контакта с ассимилируемым веществом, того объекта, в котором заключен предмет потребности. Субъект отражает при этом не то, что будет затем ассимилироваться (включаться в обмен веществ), а проявление объекта в его взаимодействии с другими компонентами среды (например, объект отражает солнечный свет, который субъект в свою очередь отражает как цвет объекта) или с самим собой (например, при прикосновении — механическом взаимодействии с объектом, но не в акте поглощения). Таким образом, содержанием отражения оказывается не только то, что поддерживает гомеостаз организма (как на предыдущем уровне), но и нечто «дополнительное», ориентирующее субъекта относительно качества и местоположения объекта. На основе такого «узнавания» объекта организуется изменение положения организма относительно именно этого объекта, которое и обеспечивает сам контакт. Организм при этом не изменяет объект, а изменяет только свое положение относительно объекта. Здесь появляются две особенности, на которые Гегель обращает особое внимание. Во-первых, для такого узнавания объекта организм предварительно «имеет его себе», оставляя объект самим собой, т. е. не изменяя его. При физиологическом отражении объект в акте отражения изменяется организмом, его отражающим. Во-вторых, субъект в ответ на получаемое воздействие, отражаемое в такой форме, производит движение, направленное на цель, всего своего организма, как целого, а не только отдельных его частей, как это происходит у растений. Это и есть условие, требующее возникновения «инстанции» — субъекта, оперирующего информацией, представленной в психическом образе (содержанием отражения), для изменения целостного движения всего организма. Теперь возникает следующий вопрос: каким образом организм — теперь уже субъект своей субъективной представленности (содержания психического отражения) — определяет происходящие в среде изменения и учитывает их при построении своего движения, направленного на цель? Ведь цель — как то, что можно включить в свои структуры и таким образом отреагировать на нее, — отделена от субъекта. При психическом отражении субъект «имеет себе» психическое отражение в форме чувственно переживаемых субъективных состояний, т.е. того, что происходит с ним самим. Но это, с ним происходящее, в отличие от физиологического отражения, последствием имеет не состояние покоя (прекращения взаимодействия для проведения «внутренней работы» обмена веществ и увеличения запасов энергии), а, напротив, начало активности с расходом энергии, в результате которой произойдет контакт с объектом и далее его поглощение. Как же возможно такое изменение активности субъекта и почему он выбирает правильное направление? Это возможно только в том случае, если происходящие в результате психического отражения изменения состояния субъекта оказываются для него желательными или нежелательными. Тогда в первом случае субъект старается свои состояния сохранить или усилить, что возможно только при сохранении или увеличении воздействия от объекта на себя, т.е. при приближении к нему или следовании за ним. Во втором случае субъект старается уменьшить свои состояния или избавиться от них, удаляясь от объекта. Все эти воздействия объекта, отражаемые субъектом, не составляют содержания физиологического взаимодействия, т. е. прямо на гомеостаз организма субъекта отрицательно или положительно не действуют. Поэтому у субъекта должен быть специфический механизм, позволяющий ему правильно реагировать (положительно или отрицательно) на биологически незначимые для себя воздействия среды (т.е. не включаться в гомеостатиче-ские процессы). Именно этим механизмом и становится субъективное переживание своих состояний (как результата психического отражения) как «хороших» (положительных) или «плохих» (отрицательных). Эти положительность и отрицательность самому субъекту и даны как субъективные переживания, их он и стремится сохранить или избежать. Следует отметить, что описанный механизм позволяет субъекту отразить только отдельные свойства и качества среды, физиологически воздействующие на его собственные структуры. Эти воздействия субъект «имеет себе» как свои состояния, а не как внешний по отношению к себе объект. Для «перевода» этих состояний в образ внешнего объекта нужны специальные механизмы, которые возникнут на следующих стадиях развития психического отражения. Такое понимание сути субъективного переживания как элементарной формы психического отражения предполагает поиск способа, с помощью которого можно определить, что оно есть у субъекта, т. е. выделение внешнего объективного критерия наличия психики. Субъективность — внутренний, сущностный критерий, по которому выделяется психика как форма отражения, но он принадлежит самому субъекту и не может быть непосредственно обнаружен. Необходимо выявить такое проявление самого субъекта, которое позволит судить о наличии у него субъективности. Эта проблема будет рассмотрена ниже. Таким образом, на ранних стадиях развития психики изменение стимуляции (свойства отражаемого объекта) представлено в форме изменения соматического состояния субъекта; по усиле- нию и ослаблению этого состояния субъект и ориентируется. Это единственный и универсальный механизм, который имеется у субъекта для определения изменений стимуляции, как внешней, так и внутренней. В форме субъективного переживания на ранней стадии развития психики существует само содержание отражения — оба они суть единый акт и единое состояние субъекта. Другими словами, субъект еще не имеет объект, как внешний по отношению к себе, а имеет только свои внутренние состояния. Но они ему уже даны в субъективной форме! Таким образом, реально появляется новая форма отражения, зависящая от свойств субъекта, которая дает возможность получить новое содержание отражения — свойства и качества объекта, которые не являются предметом ассимиляции. Это позволяет рассматривать момент возникновения психического отражения на ранних генетических стадиях как возникновение субъективности — субъективного состояния субъекта — в обоих его функциях (содержания психического отражения как субъективной представленности и формы психического отражения как субъективного переживания). В этот момент само содержание отражения и существует в форме переживания своего состояния (т. е. они совпадают друг с другом и не разделены для самого субъекта). Эта элементарная форма психического отражения, которая самому субъекту представлена как переживание отдельных свойств и качеств объекта в форме изменения своих собственных состояний, получила название ощущение. Когнитивный и аффективный аспекты психического, их связь с содержанием и формой психического отражения Объяснение субъективного переживания как внутреннего критерия возникновения психической формы регуляции субъектно-объектных отношений связано с проблемой соотнесения основных функций психики: функции отражения информационных характеристик объекта и функции отношения субъекта к содержанию этого отражения, обеспечивающей направленность деятельности субъекта (стремление) на этот объект. Это суть когнитивная {познавательная) и аффективная (оценочная, эмоциональная) стороны психического. Для ясности дальнейшего анализа возникновения и развития психики необходимо развести понятия субъективной представленности (как содержания психического отражения) и субъективного переживания (как формы психического отражения) с понятиями когнитивной и аффективной сторон психики. В первой форме психического отражения — простом ощущении — еще нет разделения на самостоятельные когнитивный и аффективный процессы. На более поздних стадиях развития не только когнитивные процессы приобретают новые формы и иерар- хическую структуру, но и эмоциональные процессы также становятся самостоятельными и иерархически организованными. Основной функцией эмоций считается оценка получаемой субъектом информации (от внешней и внутренней стимуляции). Базовыми или генетически первыми формами эмоций в психологии считаются переживание положительного и отрицательного состояний или первичные эмоции удовольствия и страдания. В самой эмоции так же, как и в ощущении (и любом другом когнитивном процессе), выделяются две стороны: информационная (что оценивается — содержание отражения или субъективная представ-ленность) и чувственная (как это дано субъекту — форма отражения или субъективное переживание). Таким образом и ощущение, и эмоция имеют одинаковую форму данности субъекту — как субъективное состояние, включающее субъективную представленность (информационный компонент — содержание отражения) и субъективное переживание (чувственный компонент — форма отражения). Вернувшись к генетически первой интегральной форме психического — простому ощущению, переживаемому субъектом как свое состояние, приходится предположить, что в нем же объединены и когнитивная и оценочная функции психического, так как обе они необходимы для регуляции субъектно-объектных отношений с самого начала возникновения психики. Содержание отражения (качества объекта) не имеет смысла для субъекта без оценки его полезности — вредности для себя, так как психическое отражение необходимо для того, чтобы изменить соотношение субъекта с объектом для вступления с последним в контакт или избегания этого контакта. Форма отражения, таким образом, в первую очередь должна давать субъекту именно это значение полученной от объекта информации: хорошо или плохо. Но сама информация — это отражение своими состояниями свойств объекта. Из этого следует: 1) ощущение и эмоция возникают одновременно как две рав 2) в ощущении и в эмоции сохраняется первоначальная струк понентах: субъективной представленности (содержание отражения) и субъективном переживании (форма отражения). Для окончательной ясности остановимся на взглядах В. Вундта на количественную и качественную характеристики психического отражения, которые являются общими и для когнитивных, и для; эмоциональных процессов. Говоря о разделении двух факторов непосредственного опыта, В. Вундт выделяет в ощущении параметры качества и количества и чувственную форму, в которой оно дано субъекту. Любое состояние имеет определенное качество. Количественная характеристика (сила субъективного переживания этих качеств) выражена в оценке, которая дана субъекту в форме удовольствия—неудовольствия. Переживание количественной характеристики своего состояния как удовольствия—неудовольствия связано с пороговыми характеристиками чувствительности и может быть расценено как генетически детерминированная (с индивидуальными вариантами нормы реакции). Получается, что ощущение выражает качество соматического состояния, а количественное изменение этого качества (его интенсивности) и есть «материал» для эмоции — оценки его как; положительного или отрицательного. Другими словами, выделяются и далее разделяются две стороны формы отражения: что именно происходит в субъекте (характер физиологического изменения, переживаемого как определенное ощущение: тактильное, температурное и т.п.) и какой интенсивности это изменение (сила ощущения: слабое давление — приятно, слишком сильное давление — боль; слишком высокая температура — горячо и т. п.). На основе этих двух взаимосвязанных характеристик психического образа субъект и определяет воздействие как положительное или отрицательное для себя. На ранней (сенсорной) стадии развития психики субъект «имеет себе» только свое субъективное переживание разного качества и количества. Качество отражает информационный компонент, так как соответствует характеру воздействия, в результате которого происходит именно такое изменение гомеостаза. Количественная характеристика (интенсивность внутренних процессов) дает информацию для оценки (хорошо — плохо). Оба компонента такого психического отражения одновременно существуют как два атрибута одного состояния — субъективного переживания и не могут существовать один без другого (качество и его количественная характеристика). Однако в дальнейшем эти два атрибута становятся ведущими в разных психических процессах — когнитивных и эмоциональных. При этом информационная сторона (содержание отражения) и соматическая, чувственная форма данности субъекту его состояния остаются и в том и в другом случае. Форма отражения как субъективное переживание и образует чувственную ткань (А. Н.Леонтьев), чувствен- ный тон (В.Вундт), субъективную форму (С.Л.Рубинштейн, В.К.Вилюнас) и когнитивных, и эмоциональных процессов. Теперь можно сказать, что в начале возникновения психики в одном акте в форме субъективного переживания в интегральном виде присутствуют все компоненты и функции психики: когнитивный компонент как субъективное переживание определенного качества и количества и эмоциональный компонент как реакция на количественную характеристику этого качества, отражающий «пользу» для субъекта возникшего состояния. Если ничего не меняется, то не надо приходить в состояние активности (деятельности) и не возникает Я (субъект как инстанция). Изменение состояния требует активности и представленности субъекту его состояния для контроля деятельности. В дальнейшем все указанные компоненты и функции психики дифференцируются и на каждом уровне развития имеют свое содержание и обеспечивающие их физиологические механизмы. Происхождение и особенности содержания этих структур на каждом филогенетическом уровне развития и являются предметом того раздела общей психологии, который занимается изучением эволюции психики. 1.3.7. Чувствительность как объективный критерий наличия психики Как было отмечено выше, субъективность является внутренним критерием наличия психики. Мы выяснили, что психическое отражение, как любое другое, представлено двумя сторонами: содержанием и формой. Содержание психического отражения отличается от содержания физиологического отражения тем, что отражаются такие качества и свойства объекта отражения, которые не являются биологически значимыми для субъекта, т. е. не являются теми, которые будут включены в обмен веществ. Форма психического отражения отличается от формы физиологического отражения тем, что представляет собой не процесс ассимиляции отражаемого объекта, а состояние субъекта, возникающее в результате отражения и представленное самому субъекту как субъективное переживание. Это переживание субъект «имеет сам себе» как свое состояние, обнаружить его извне непосредственно невозможно. Мы можем определить только сопутствующие физиологические изменения, происходящие с субъектом. Но как он их «себе имеет» в форме переживания, и «имеет» ли вообще, мы таким образом не узнаем. Это самая сложная психологическая проблема — принадлежность субъективного переживания субъекту и недоступность его другому (а значит, и прямому исследованию). Мы можем определить, помимо физиологических коррелятов, и содержание психического отражения, причем на основе не пси- хологических, а физиологических методов. Поскольку при психическом отражении происходит изменение в соматическом состоя-; нии субъекта, последнее можно зафиксировать и таким образом \ узнать, какие воздействия среды (качества объекта) отражаются субъектом. Но можем ли мы понять при этом, как субъект «сам себе имеет» это состояние? Пока в психологии (равно как в философии, физиологии, этологии) ответ на это отрицательный. Мы можем только по аналогии с тем, что переживаем сами, предположить, каково субъективное переживание у другого субъекта. \ Наличие сходных или одинаковых физиологических коррелятов ■ психических состояний помогает нам сделать это с большой точ- «ностью. Различие в этих коррелятах (в первую очередь в строении; органов чувств и нервной системы) затрудняет эту задачу, поэтому сравнение субъективного переживания на разных уровнях развития психики всегда является большой проблемой. Самое сложное — это установить наличие психики у тех существ, которые имеют весьма отличные от нас физиологические структуры. А развитие психики в эволюции начинается и во многом продолжается именно у таких существ. Все это (и многое другое) требует выделения объективного критерия наличия психики. Этот критерий заложен в самом содержании психического отражения и его отличии от содержания физиологического отражения. Рассматривая происхождение психического отражения из предыдущей формы, философы и психологи объясняют его как преобразование свойственной живым организмам способности избирательно реагировать на воздействие внешней среды в форме ассимиляции. Живой организм отвечает на контакт с необходимым для обмена веществ объектом, поглощая его. Живой организм может отвечать таким же образом и на воздействия объектов, которые вступают с ним в физиологическое взаимодействие и этим его разрушают (т.е. он их тоже по необходимости «поглощает» — впускает внутрь себя, так как не может противостоять этому). Это общее для всех живых организмов свойство называется раздражимостью. Субъект психики в процессе психического отражения вступает во взаимодействие с такими компонентами среды, которые не нужны ему для обмена веществ и не угрожают его целостности. Отражая эти воздействия среды на себя, субъект «имеет их» в форме психического образа, который позволяет определить, вступать во взаимодействие с источником стимуляции или избегать его. Таким образом, субъект психики отражает свойства среды, которые не являются для него биологически значимыми (т. е. не нужны для обмена веществ и не разрушают его). Отражает он эти свойства среды в форме субъективного переживания. При отражении этих свойств среды субъект, стремясь изменить свое возник- шее состояние, данное ему в субъективном переживании, нужным для себя образом, изменяет свою активность: он производит направленное движение к объекту или от него (осуществляет поведение — как движение, направленное на цель и отвечающее логике движения объекта). Таким образом, внешним критерием наличия субъективного переживания как характеризующего специфическую форму отражения — психическую служит изменение активности субъекта при воздействии на него стимула, не имеющего прямого биологического значения. Такая форма реагирования получила название чувствительность. Определение чувствительности — способности чувствовать воздействие среды, переживать его в форме ощущения как особое свойство животных, возникающее из общей для всех живых организмов раздражимости, не «представленной» в субъективной форме, содержится в трудах античных философов (Эпикур, Аристотель), подчеркивалось Г.Спенсером, И.М.Сеченовым и было обосновано в качестве объективного критерия наличия психики А.Н.Леонтьевым. Объективного именно потому, что его можно определить внешним наблюдением (реакция животного на биологически незначимый для себя стимул). Рассмотренные особенности психической формы отражения дают субъекту возможность не просто реагировать на уже произошедшее изменение среды, которое для него полезно или вредно, а предварять это воздействие. При физиологической форме отражения субъект, которому необходимо получить объект для обмена веществ, пассивно ждет его появления, и если объект вовремя не появится, то гомеостаз субъекта нарушится и может наступить разрушение организма субъекта. То же относится к взаимодействию с повреждающим воздействием среды: субъект не может предвидеть его заранее, до вступления в контакт. При психическом отражении субъект «имеет себе» объект в форме психического образа до начала взаимодействия и может активно инициировать контакт с объектом или избежать его. Таким образом, субъект своим поведением опережает воздействие среды. Это свойство психического отражения опережать (предвидеть) воздействие называется антиципация и является одной из основных функций психики. Опережающее отражение и основанное на нем активное поведение субъекта позволяют последнему повышать свою устойчивость как системы и расширять межсистемные связи. Это ведет к повышению адаптивности системы, т.е. является полезным эволюционным качеством, а значит, поддерживается естественным отбором и развивается в филогенезе. Такое развитие означает усложнение систем, обеспечивающих опережающее отражение (органов чувств), средств передвижения и взаимодействия с объектом (эффекторных органов — локомоторных и манипулятивных) и механизмов регуляции систем отражения и движения (нервной системы). Все это, в свою очередь, ведет к расширению содержания и усложнению формы отражения: развитые и специализированные органы чувств дают более точную информацию об объекте и в более дифференцированной чувственной форме. Таким образом, появление психического отражения оказывается новым фактором эволюции, т.е. условием, стимулирующим усложнение живых организмов и повышение их приспособленности. Именно так рассматривали функции психики и ее роль в эволюции И.М.Сеченов, А.Н.Северцов, В.А.Вагнер, П.К.Анохин и другие. ВЫВОДЫ Изучение возникновения и развития психики в филогенезе требует строгого определения психики как предмета исследования и выявления критериев ее отличия от «не психики». В психологии существуют четыре основные точки зрения на то, что такое психика и когда она возникла в эволюции: панпсихизм, биопсихизм, анималопсихизм, нейропсихизм и ант-ропопсихизм. С позиций системного подхода психика рассматривается как форма отражения, возникающая на определенной стадии развития материи. Критериями выделения различных форм отражения являются содержание отражения и преобразования в отражающем члене взаимодействия как субъекте отражения. Возникновение психики является закономерным результатом развития материи. Психика отличается от других форм отражения тем, что в процессе отражения отражаемый член взаимодействия не изменяется, а отражающий имеет результат отражения в субъективной форме. Субъективная форма представленности субъекту содержания отражения является внутренним, сущностным критерием психики как качественно новой, высшей формы отражения в материальном мире. Такое отражение осуществляется на основе чувствительности — способности животных реагировать на незначимое биологически (не необходимое для обмена веществ), сигнальное воздействие среды. Чувствительность является внешним, объективным критерием психики как высшей формы отражения в материальном мире. В свою очередь, психика, как новый, прогрессивный способ регуляции взаимодействия субъекта со средой, становится новым фактором эволюции, ведущим к усложнению и дальнейшему развитию живых систем. Вопросы для обсуждения 1.Какие основные точки зрения на возникновение психики суще 2.Какие основные положения системного подхода необходимы для 3.Что такое отражение, каковы основные характеристики участников 4. Какие формы отражения существуют в природе? 5. По каким критериям выделяется психика как особая форма отра 6. В чем отличие раздражимости от чувствительности? 7. Что служит внешним, а что внутренним критерием психики как Рекомендуемая литература Бериташвили И. С. Об образной психонервной деятельности животных. - М., 1973. Бернштейн И. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. Блаумберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973. Вагнер В. А. Сравнительная психология. — М.; Воронеж, 1998. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М., 1986. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. К проблеме антропогенеза. — М.; Л., 1949. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: (Обезьяна, примитив, ребенок). — М.; Л., 1930. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч.: В 3 т. — М., 1977. — Т. 3. Гегель Г. В. Ф. Философия природы // Соч.: В 3 т. — М.; Л., 1934. — Т. 2. Грот Н. Я. Психология чувствований в ее истории и об их основаниях. — СПб., 1879 - 1880. Дарвин Ч. Соч. — М., 1953. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб., 2001. Дембовский Я. Психология обезьян. — М., 1963. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. — М., 1999. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. — М., 1981. Ждан А. Н. История психологии: От античности до современности. — М., 1997. Запорожец А. В. Избр. психол. труды. — М., 1986. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983. Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. — М., 2001. Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. — М., 1998. Ладыгина-Коте Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. — М., 1958. Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление. — М., 1930. Рощевский Ю. К. Особенности группового поведения животных // Ле-вушкин С. И. Поведение как черта животной организации. — Куйбышев, 1978. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. — М., 1981. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология, эволюция. — М., 1988. Рогинский Г. 3. Психика человекообразных обезьян. — Л., 1945. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. Северное А. Н. Эволюция и психика. — М., 1922. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. — М., | Тих Н.А. Предыстория общества. — Л., 1970. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Фабри К.Э. Проблемы возникновения и эволюции деятельности // Вестник МГУ. — Сер. 14 «Психология». — 1988. — № 3. Философская энциклопедия. — М., 1962—1970. Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975. Хрестоматия по антропологии. — М., 1997. Хрестоматия по зоопсихологии. — М., 1997. Шовен Р. Поведение животных. — М., 1972. Эволюция. — М., 1981. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. — М., 1997.
|