Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребность
Категория потребность является одной из основных в психологии. Ключевая характеристика этой категории заложена в самом ее звучании: потребность как необходимость что-то потребить всегда, с одной стороны, чья-то, а с другой — в чем-то. Для развития процесса деятельности важно — в чем. Это «что-то» и требуется субъекту для перехода в желаемое состояние. Определение потребности в психологии достаточно многозначно, понятие «потребность» часто употребляется синонимично с поня- тиями «влечение» (психоанализ, психология личности и др.),! «стремление» и «нужда» (бихевиоризм и этология), «инстинкт»: (У. Мак-Дугалл и др.), «побуждение» (К.Левин), «мотив» (Х.Хек-хаузен говорит, что термин «мотив» можно заменить термином ) «потребность»). Общим для всех исследователей является понимание потребности как объединения потребностного состояния субъекта с тем, что это состояние удовлетворяет. По С. Л. Рубинштейну, основная характеристика потребности — это ее активная сторона, выражающая стремление субъекта к объекту. Приведем два определения потребности, которые наиболее точно отражают ее суть. 1. Потребность — отражение в форме переживаний (необяза 2. Потребность — представление субъекта о желаемых послед В категории «потребность» сходятся три основные проблемы: существование предмета потребности (того не-Я, что необходимо для Я), проблема опредмечивания потребности (объединения со своим предметом потребности в единую систему), связь предмета потребности с объектом деятельности, в котором предмет потребности заключен и на который объективно направлена активность субъекта. На данном этапе анализа не важно, что это за предмет потребности. Важно, что его нет в наличии и он необходим. Предмет потребности может быть заключен во внешнем по отношению к организму объекте, а может достигаться за счет изменения активности, без достижения внешнего объекта. Более точным определением предмета потребности будет его определение как внешнего по отношению к наличному состоянию субъекта. Таким образом, главная характеристика потребности — ее определенная направленность на компонент среды или изменение состояния самого субъекта, которое приведет к антиципируемому как желаемому концу потребностной триады. Это пока только «знание о средстве», но еще не способность им воспользоваться. Несмотря на то что термин «потребность» — один из наиболее часто используемых в психологии, он оказывается наименее емким. Он выражает только связь потребностного состояния с предметом потребности. Однако именно с него начинается выход вовне, сама деятельность. Весь дальнейший анализ процесса деятельности связан с тем, что нужно субъекту для овладения предметом потребности. Именно в предмете потребности заключена вся интрига развития психики. Предмет потребности — то, чего нет у субъекта и для обретения чего он вообще вступает на путь совершенствования себя (и своих отношений с объектом). Однако в самом начале развития психического отражения субъект, как мы видели, отражает не тот компонент среды, с которым будет вступать в физиологическое взаимодействие, а тот, по которому определяет на расстоянии наличие объекта. Предмет же физиологического взаимодействия (который и нужен для удовлетворения потребности, т.е. является ее предметом) вообще не представлен в психическом отражении субъекту, так как с ним субъект контактирует только в процессе физиологического взаимодействия, результатом которого является отражение как ассимиляция, а не как психический образ. Получается, что предмет потребности в течение всего эволюционного процесса оказывается скрыт от субъекта и взаимодействует с ним косвенно, через «третье лицо» — ключевой стимул (качество, по которому субъект определяет наличие объекта, но которое не является биологически значимым, т.е. не нужно для ассимиляции). Развитие этих отношений субъекта с предметом своей потребности — настоящий эволюционный детектив, получающий развязку (появление в отражении субъекта), как положено, только в конце истории — на высшей стадии развития психики у человека. Однако, как в лучших образцах детективного жанра, конец этот предполагает разные варианты развития (открытый путь преобразования своих потребностей самим субъектом — у человека). 2.3.5. Предмет потребности и объект деятельности Предмет потребности — то, что необходимо субъекту для обмена веществ. Обмен веществ имеет две основные формы: 1) обмен веществами с внешней средой через мембрану клетки, который можно условно назвать внешним обменом; 2) изменение химического состава внутри клетки, сопровождающееся расходом или накоплением энергии, которое также условно можно назвать внутренним обменом. Это два взаимосвязанных, но разделенных функционально и во времени процесса, причем чем сложнее организм, тем значительнее это разделение. Самому субъекту в его субъективных состояниях представлен процесс внутреннего изменения, независимо от того, связан он с внешним или внутренним обменом веществ. Оба типа обмена сопровождаются изменениями внутри организма и одинаково дают о себе знать субъекту — в форме субъективного состояния. Субъекту безразлично, внешний это обмен или внутренний, он руководствуется своими переживаниями. А вот в отношении того, какое не-Ятребуется для перехода в желаемое состояние, разница есть. Это не-Я может находиться вне организма или достигаться за j Конечно, для осуществления деятельности необходима энер-; гия, получаемая в процессе внешнего обмена. Но потребление энергии — самостоятельный акт, отделенный функционально и во времени от другого акта, для которого эта энергия необходима. При процессах внешнего обмена необходимое не-Я достигается только за счет взаимодействия со средой. При процессах внутреннего обмена пе-Я образуется в самом ходе деятельности за счет имеющегося уже «материала», независимо от того, откуда он взялся до начала этой деятельности (в любом случае для существования этого «материала» необходим обмен веществ со средой, который происходит в других деятельностях). К процессам внутреннего обмена относятся и выделительные акты, так как для их осуществления не требуется взаимодействие со средой для получения \ чего-то из нее, а только собственная деятельность субъекта. Несмотря на то что во всех случаях сам субъект ориентируется на изменение своего состояния, предмет потребности не тождественен этим состояниям. Предмет потребности — это средство для удовлетворения потребности, то, что необходимо «добавить» в трехчленную систему потребностного состояния, чтобы перейти к ее желаемому концу. При возникновении психики принципиальное изменение происходит в предмете потребности внешнего обмена. Он пространственно разделяется с субъектом, и для его достижения необходимо производить деятельность, связанную с затратой энергии, только после чего эта энергия будет восстановлена и получена дополнительная, необходимая для других обменных процессов, для чего, собственно, предмет потребности и добывается. На физиологическом уровне отражения получаемая за счет внешних процессов обмена энергия целиком идет на нужды внутреннего обмена. При этом не имеет значения, в каком виде предмет потребности вдали от субъекта существует. Субъект оснащен только механизмами распознавания своего предмета потребности при вступлении с ним в контакт и в лучшем случае механизмами изменения состояния мембраны, повышающими или понижающими ее сензитивность к предмету потребности. Начало деятельности зависит только от объекта — когда он сам соприкоснется с мембраной. При психической форме отражения все меняется. Субъект начинает действовать до контакта с предметом потребности и для наступления этого контакта. Изменение собственного состояния, по которому ориентируется субъект в поиске предмета потребности внешнего обмена, происходит за счет внутренних процессов, связанных с изменениями среды, но неиспользуемых для ассимиляции. Эти свойства среды не предмет потребности, а только сигнал о его расположении относительно субъекта. Они не только не ассимилируются, но еще и требуют расхода энергии, в результате которого происходят внутренние изменения, переживаемые как субъективные состояния определенного качества и интенсивности, по которым субъект и ориентируется. На ранних стадиях развития психики субъект ориентируется только на изменение градиента своих состояний, соответствующих изменениям стимуляции. Наибольшая степень этих изменений — исчезновение и появление ощущений, отражающих дискретность среды. Этот простой принцип является основой работы нервной системы, позволяющей субъекту на высших уровнях развития иметь не только исчезновение и появление своих субъективных состояний, но их разное качество и интенсивность. Таким образом, субъект знает о существующем вне его предмете потребности по своим субъективным состояниям. Другими словами, он знает только свои состояния и ориентируется на их изменения. Предмет потребности вообще не появляется в субъективном отражении как нечто самостоятельное. С того момента, как он попадает внутрь организма и начинает ассимилироваться, он тем более не нужен для субъективного отражения. Отражаются субъектом такие изменения его состояния, которые сигнализируют о необходимости закончить деятельность по употреблению этого предмета потребности. Как было видно выше, эти изменения антиципирующего характера и происходят за счет сложного изменения в гомеостазе до окончания ассимилятивных процессов. Следующим моментом в развитии отношений субъекта с предметом потребности внешнего обмена является усложнение внешней среды. Предмет потребности не просто растворен во внешней среде, он заключен в вещный объект в совокупности с другими веществами, для данной потребности не нужными. Только на самых ранних этапах, где еще недостаточно четко разделены физиологические и психические процессы, предмет потребности полностью совпадает с объектом деятельности. Такое положение существует у эвглены, у которой возможна ориентация на основе светоощущения, осуществляемая теми же органеллами, которые могут поглощать кванты света при фотосинтезе. В остальных случаях предмет потребности — аминокислоты, соли, витамины и т.п., необходимые для обмена веществ и являющиеся предметом потребности, — заключен в объектах среды, после достижения, поглощения и переваривания которых «лишний» материал удаляется из организма. Таким образом, ключевой характеристикой предмета потребности внешнего обмена является то, что он заключен в объекте среды. С предметом потребности внутреннего обмена дело обстоит намного сложнее, так как он «производится» за счет деятельности самого субъекта. Этот вопрос практически не обсуждается относительно ранних этапов развития психики. Развитие же деятельности по овладению объектом, в котором заключен предмет потребности внешнего обмена, является основным предметом научного исследования в области эволюции психики. В связи с этим произошел значительный уклон в интерпретации предмета потребности как внешнего по отношению к организму, и не-Я как внешнее для субъекта в системе субъектно-объектного взаимодействия стало компонентом среды в системе отношений «индивид—среда». То есть произошел сдвиг с предмета психологического анализа на другой предмет — биологический, где объектом исследования является не субъект, а индивид как представитель вида. В психологии изучение развития психики в филогенезе шло по пути анализа предмета потребности внешнего обмена, а предмет потребности внутреннего обмена появлялся только при анализе психики человека. Это послужило причиной расхождений в трактовке категорий и понимании закономерностей психических процессов. Вследствие такого представления о предмете потребности как совпадающем с объектом деятельности сама деятельность выглядит как последовательность трех этапов: 1) достижение предмета потребности; 2) поглощение предмета потребности; 3) ассимиляция предмета потребности. Это совпадает с тем, что существует на физиологическом уровне отражения, и не позволяет обнаружить специфику деятельности, опосредованную психическим отражением. При выделении животного ствола организации живой материи (появление анимального питания как разделения акта достижения и поглощения пищевой частицы), когда предмет потребности оказывается заключен в объекте деятельности, схема меняется: 1) достижение объекта деятельности; 2) поглощение объекта деятельности; 3) ассимиляция предмета потребности. Предмет потребности «уходит» со сцены (из содержания отражения) и ни на каком этапе деятельности не нужен для субъективного отражения субъектом. Субъект отражает теперь то, в чем этот предмет потребности заключен, — объект деятельности, так как именно по отношению к нему надо изменять свое положение и в зависимости от его качеств и свойств строить свою деятельность. Поглощать (или избегать) тоже надо объект деятельности, с его формой, размером, цветом, скоростью передвижения и т. п. Именно это, неиспользуемое в обмене веществ, и есть то, с чем имеет дело субъект в процессе своей деятельности. А с предметом потребности имеют дело физиологические системы организма соответственно в процессе физиологического взаимодействия (и отражения). Таким образом, для психологического анализа оказалась выделенной только одна часть — достижение объекта деятельности. Такое положение вещей привело к отождествлению предмета потребности не только с объектом деятельности, но и с предметом деятельности и мотивом, что послужило источником многих противоречий в этом направлении деятельностного подхода. В первую очередь это можно обнаружить у самого А.Н.Леонтьева: «Предмет потребности — то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что объективно направлена деятельность, как на побуждающее ее»1. Предмет потребности понимается как то, что лежит вне организма, — материальный или идеальный объект, чувственно воспринимаемый или данный в представлениях, в мыслительном плане2. Выводимый из этого процесс опредмечивания потребности по сути есть процесс наделения ключевыми признаками объекта деятельности, содержащего этот предмет потребности. В результате предмет потребности исчезает не только из отражения самого субъекта, что произошло примерно 1, 5 — 2 млрд лет назад при возникновении психического отражения, но и из научного анализа, что произошло гораздо позже, всего несколько десятилетий назад. В процессе эволюции психики в филогенезе предмет потребности появился в субъективном отражении на определенном уровне развития человеческого сознания (скорее всего, это можно отнести к переходу от первобытного, пралогического к высшим формам мышления, по Л.Леви-Брюлю), т.е. несколько тысяч лет назад. В физиологии и биологии поведения с этим конструктом давно работают, но не с точки зрения самого субъекта и его переживаний, а относительно роли в приспособлении индивида к условиям среды и физиологического обеспечения этих процессов. В психологии в этом отношении еще нет единого подхода. Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что предмет потребности не дан субъекту в его отражении. В субъективных состояниях опосредованно отражается только уровень концентрации предмета потребности в тканях и органах. Предмет потребности может иметь две основные формы: он может быть внешним по отношению к организму субъекта (как материальным, так и идеальным) и внутренним, достигаемым как изменение состояния за счет изменения активности субъекта. Субъекту информация о наличии или отсутствии предмета своей потребности во всех случаях дана одинаково, в форме своих субъективных состояний. Предмет потребности заключен в объекте деятельности, на который объективно направлена деятельность субъекта. Для процессов внешнего обмена это конкретный объект среды. Мотив Неоднозначность этого термина заставляла многих исследователей вырабатывать собственное рабочее определение и использовать его в своей работе. С такой проблемой столкнулась Л. И. Бо- ' Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. — С. 292. 2 См.: там же. жович при изучении развития мотивации поведения в онтогенезе, а Х.Хекхаузен вообще пришел к выводу об «исчезновении» этого понятия при анализе мотивации достижений и необходимости построения нового «глобального конструкта» для приведения в соответствие исследований мотивации достижений с исследованиями мотивационной структуры личности. Используемый А. Н.Леонтьевым термин мотив первоначально обозначал свойство среды, сигнализирующее субъекту о наличии предмета потребности в объекте деятельности. Это свойство среды не являлось биологически важным для субъекта, т. е. не использовалось в обменных процессах. Предмет потребности, как биологически важный для субъекта компонент среды, сам не отражался, но всегда «сопровождался» этим отражаемым субъектом проявлением объекта (мотивом). Например, необходимые для обмена веществ данного субъекта аминокислоты и другие соединения содержатся в объектах, имеющих определенные качества, которые ; субъект может отразить: размер, форму, фактуру поверхности, способность отражать свет, колебание воды или воздуха при передвижении и т. п. Эти качества объекта становятся сигналами, информирующими субъекта о том, что объект «подходит» для взаимодействия с ним. Воздействие на себя этих качеств субъект переживает как желаемое или нежелаемое для себя и стремится увеличить это воздействие или избежать его. Таким образом, именно сигнальные качества объекта побуждают и направляют (мотивируют) активность субъекта, т.е. являются мотивом. Связь мотива как сигнального качества объекта с предметом потребности, в этом объекте заключенном, постоянная в течение жизни одного индивида. Изменение связи предмета потребности с мотивом происходит вследствие эволюционного процесса (изменение среды), за которым по механизму естественного отбора следует изменение способности субъекта отражать и отвечать соответствующим. поведением на новое их соотношение. В дальнейшем, при появлении перцепции и предметного отражения, появляется процесс прижизненного объединения сигнала-мотива с другими свойствами объекта деятельности. Этот процесс на высших стадиях развития '-• психики обеспечен механизмами импринтинга, сензитивных периодов, эмоциональной фиксации и эмоционального переключения, обобщения и абстрагирования и т. п. Именно с момента появления в отражении субъекта того, что сигнализирует ему о наличии в объекте деятельности предмета потребности, появляется сама мотивационная функция — побуждать и направлять деятельность субъекта. Для предметов потребности внешнего обмена, заключенных в конкретном объекте деятельности, мотивом является какое-либо свойство этого объекта. Для предметов потребности внутреннего обмена, где объектом деятельности является сама деятельность, необходимая для жела- емого изменения состояния субъекта, мотивом является «знание» субъекта об этой деятельности, представленное в субъективном опыте в разной форме в зависимости от стадии развития психики. По отношению к мотиву как сигналу о наличии предмета потребности в объектах деятельности внешнего обмена можно воспользоваться формулировкой У. Мак-Дугалла о качестве объекта, которое врождено или наследуемо и определяет реакции: обратить внимание на него и эмоционально возбуждаться на это конкретное качество. Независимо от того, как понимается мотив и совпадает ли он с предметом потребности, объектом деятельности, целью и т. п. (подробный анализ этой категории содержится в работах А. Н.Леонтьева, В. К. Вилюнаса, Ж. Нюттена, Х.Хекхау-зена и др.), он выделяется по его функции — побуждать и направлять деятельность субъекта. Эти свойства могут принадлежать как одному и тому же компоненту мотивационного процесса, так и разным. Свои направляющую и побуждающую функции мотив имеет только вследствие связи с предметом потребности, которая может быть прямой или опосредованной (через другие компоненты, связанные прямо с предметом потребности). Побудительная сила мотива может приписываться объектам, средствам, состояниям субъекта и т. п. Происхождение от английского motive (движущий, движущая сила) позволяет увидеть эти две функции, заложенные в самом слове «мотив»: сдвинуть с места (энергетизи-рующая или побуждающая функция) и двигать в определенном направлении — куда-то (направляющая функция). Способность осуществлять эти функции разными компонентами мотивационного процесса интерпретируется по-разному. С. Л. Рубинштейн говорит об общих и частных мотивах и целях, А.Н.Леонтьев — о разделении функций побуждения и направления, первая из которых остается у мотива, а вторая придается промежуточным целям, которые направляют процесс деятельности к достижению объекта деятельности. В последнем звене цель совпадает с объектом деятельности и обе функции также принадлежат ему. Таким образом, при усложнении деятельности и появлении в ней промежуточных этапов функции направления и побуждения распределяются по разным компонентам и зависят от связи этого компонента не только с предметом потребности, но и с условиями деятельности. Другими словами, разногласия в трактовке мотива связаны с тем, что в условиях сложно организованной деятельности речь должна идти о мотивирующей функции, которой обладают все компоненты процесса деятельности, поскольку все они так или иначе связаны с предметом потребности, и эта связь, независимо от ее качества (прямая, опосредованная, многозвеньевая и т.п.), дана субъекту в форме отражения некоторого свойства, комплекса свойств, целостного объекта, своего состояния или процесса деятельности, являющегося сигналом о том, что данный компонент необходим для удовлетворения по требности. Сама связь мотива с предметом потребности не отра жается субъектом, он «уверен» в том, что именно сам мотив ему и нужен. Первоначально, на ранних стадиях развития психики, все мо-тивационные функции заключались в одном сигнальном свойстве среды, которое одновременно было и объектом, и предметом деятельности, и целью. В дальнейшем все эти конструкты «разошлись» по разным компонентам мотивационного процесса, сохранив за) собой мотивационные функции в разной пропорции, в зависи-] мости от места в структуре деятельности и связи с ее условиями, i Поэтому при употреблении термина «мотив» необходимо уточ-j нять, о чем конкретно идет речь, или говорить о мотивирующей функции данного компонента процесса деятельности.
|