Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект цели






Следующий шаг в анализе категорий связан с выделением в
структуре деятельности промежуточного звена — действия как
организации операций для достижения не самого объекта дея-!
тельности, а изменения условий деятельности, необходимых для
этого. Действие направлено на достижение цели, в процессе чего
субъект взаимодействует с некоторыми объектами и преобразует ]
их. I


По Г. В. Ф. Гегелю, цель имманентна предметам природы и пред­ставляет собой простую их определенность. Анализируя использо­вание этого понятия для объяснения деятельности на разных уров­нях развития живой природы, он говорит, что главный источник затруднений в этом вопросе — то, что цель представляется обык­новенно только как существующая в сознании. Гегель выводит понятие цели от потребности, для удовлетворения которой осу­ществляется деятельность. Потребность — чувство недостатка и влечение его устранить. Потребность, как потребность в чем-то, всегда является определенной. Влечение есть деятельность, направ­ленная к снятию недостатка такой определенности. Содержание этой определенности и есть цель. В разных (генетически) формах деятельности эта цель выражена по-разному. Инстинкт — это це­левая деятельность, действующая бессознательно. Животное по­знает не иное вообще, а свое иное, необходимое ему и содержа­щееся целью в нем самом. Инстинктивная цель как целесообраз­ный способ определения своих условий есть претворенный в дея­тельность внутренний порыв. Человек как мыслящее животное обращает все предметы в объекты своего познания. Таким обра­зом, по Гегелю, существует разница в форме представленности цели субъекту, а не в ее наличии. Деятельность — это всегда целесообраз­ная деятельность живой природы. По Н. А. Бернштейну, суть «жи­вого движения» (т.е. присущего животному) в том, что оно на­правлено на цель. Л.И.Божович говорит, что цель — это то, на что направлена деятельность. Основная характеристика нового типа движения при появлении животного ствола организации живой материи — анимализованное движение как движение, направ­ленное на цель (С.И.Левушкин).

Цель может быть в разной форме не только в субъективном отражении, но и в самой структуре деятельности, в зависимости от ее конкретного строения. В одноактной деятельности она со­впадает с объектом деятельности. При разделении процесса дея­тельности и появлении промежуточных этапов на пути к дости­жению объекта деятельности появляются промежуточные цели, и только последняя в этой цепочке совпадает с объектом деятель­ности.

Промежуточные и конечные цели обладают разным «весом» в структуре деятельности, так как промежуточные цели зависят от условий деятельности и могут быть заменены, а конечная цель со­впадает с объектом, в котором содержится предмет потребности, и не может быть изменена. Промежуточные цели получают свою мотивирующую функцию от связи с конечной. Объясняя эти про­цессы, С.Л.Рубинштейн говорит, что промежуточная цель при­нимает мотивирующую функцию от конечной и становится «част­ным мотивом», а на последнем этапе деятельности объект дея­тельности принимает функцию цели (или имеет ее с самого


начала при осознанной деятельности). А. Н.Леонтьев разделяет направляющую и побуждающую функции мотива, первая из ко­торых при выделении действия в структуре деятельности переда­ется цели действия, а вторая остается у мотива (как объекта дан­ной деятельности).

Главным является выделение в деятельности промежуточного звена, в результате которого происходит не удовлетворение по­требности, а изменение условий, ведущих в дальнейшем к овла­дению объектом деятельности, необходимым для удовлетворения потребности.

Самое общее определение цели дается при анализе антиципа-ционных процессов, где цель — это аналог будущего (Н.А.Берн-штейн, П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, Е.А.Сергиенко и др.). Х.Хек-хаузен формулирует понятие цели как желаемое состояние отно­шений «индивид — среда», которое более желательно, чем на­личное состояние; это целевое состояние, которому присуща мо­тивирующая функция, и оно входит в структуру мотива. Мотиви­рующим является само представление субъекта о том, как долж­ны быть изменены условия среды.

Таким образом, цель — это изменение существующих усло­вий. Такое изменение может как минимум вести к двум послед­ствиям: 1) овладение объектом деятельности и удовлетворение потребности, и тогда это либо совпадает с конечной целью дея­тельности, либо связано с генетически ранней структурой дея­тельности, в которой еще не выделено промежуточное целе-дей-ственное звено; 2) изменение ситуации таким образом, чтобы можно было овладеть объектом деятельности. Во втором случае цель может быть выделена в структуре деятельности и в отраже­нии субъекта или не выделена в зависимости от уровня психи­ческого развития. Цели, как необходимое изменение ситуации, могут быть жестко связанными с конкретной деятельностью (при инстинктивной форме регуляции), осваиваться и связываться с данной деятельностью прижизненно на основе научения, «про­изводиться» самим субъектом непосредственно в деятельности (интеллектуальный уровень) или формулироваться субъектом во внутреннем плане предварительно (сознательная постановка цели).

Выделение цели как необходимого и предвидимого изменения наличного соотношения субъекта с объектом в общем принято во всей психологии. Главным является то, что этого изменения еще нет, оно необходимо для достижения объекта деятельности и имеется у субъекта в какой-то форме как модель этого будущего изменения, но необязательно сразу ведет к удовлетворению по­требности. Цель — это то, чего еще нет, но что необходимо до­стичь за счет активности субъекта. Те компоненты среды, с кото­рыми субъект вступает во взаимодействие для изменения ситуа-


ции желаемым образом (для достижения цели), могут быть назва­ны «объект цели».

Определение объекта цели как самостоятельной категории при анализе мотивационного процесса недостаточно проработано в психологии. С одной стороны, существует расширенное понима­ние объекта цели, перенесение на него функций объекта дея­тельности, в результате чего целе-действенное звено в структу­ре деятельности рассматривается как целостная деятельность. Это происходит из-за того, что мотивирующая функция объекта цели, частично приобретаемая им от связи с объектом деятель­ности, рассматривается как самостоятельный мотив, то, что побуждает и направляет деятельность. Действие отождествляется с деятельностью. С другой стороны, возможность приобретения действием (а значит, целью и объектом цели) относительной свободы в структуре деятельности человека, ведущая к тому, что одно и то же действие, а тем более одни и те же объекты цели могут принадлежать разным деятельностям, повлекла за собой представление о полифункциональности, или мультифункцио-нальности, объекта цели и полимотивированности деятельности человека.

В отечественном деятельностном подходе полимотивированность деятельности рассматривается как свойство человеческой деятель­ности одновременно соответствовать разным мотивам (т. е. удов­летворять не одну, а несколько потребностей), а полифункцио­нальность мотива — как свойство одного мотива (в этом случае он отождествляется с объектом деятельности) мотивировать разные деятельности. Если разделять объект цели и объект деятельности, то становится понятно, что одни и те же компоненты среды, со­ставляющие «узел ситуации», который подвергается преобразо­ванию для достижения цели (т. е. сам объект цели), являются при­надлежностью не деятельности, а ситуации, в которой она осу­ществляется. Тогда объект цели и способ его преобразования дей­ствительно могут использоваться для разных деятельностей (удов­летворения разных потребностей). Это будет полифункциональ­ность объекта цели (одновременное выполнение функции объек­та цели для разных деятельностей) и одновременно его полимо­тивированность (принятие мотивационной функции одновремен­но от разных предметов потребностей, независимо от того, в од­ном или разных объектах деятельности они заключены). Полимо­тивированность деятельности возможна за счет того, что один и тот же объект может содержать сразу несколько предметов по­требности, и тогда онтологически будет осуществляться одна дея­тельность, а по генезису это будут сразу несколько деятельно­стей, совпадающих по объекту деятельности и своему целе-дей-ственному и операциональному составу, но различных по крите­рию потребности и предмету потребности.


На основе этих рассуждений можно определить объект целй| как узел ситуации, который должен быть приведен субъектом определенное состояние, которое, в свою очередь, сделает всю! ситуацию пригодной для осуществления следующего этапа дея-| тельности.

Объект цели как узел ситуации, подвергающийся воздействию | субъекта, может быть как единичным вещным объектом среды j или содержанием субъективного опыта, так и совокупностью! объектов, формой связи объектов, событием, состоянием субъекта | и т. п. Объект цели может совпадать с объектом деятельности в j последнем звене цепочки действий. Такое понимание объекта наи­более адекватно для анализа развития психики в эволюции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал