Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект цели
Следующий шаг в анализе категорий связан с выделением в По Г. В. Ф. Гегелю, цель имманентна предметам природы и представляет собой простую их определенность. Анализируя использование этого понятия для объяснения деятельности на разных уровнях развития живой природы, он говорит, что главный источник затруднений в этом вопросе — то, что цель представляется обыкновенно только как существующая в сознании. Гегель выводит понятие цели от потребности, для удовлетворения которой осуществляется деятельность. Потребность — чувство недостатка и влечение его устранить. Потребность, как потребность в чем-то, всегда является определенной. Влечение есть деятельность, направленная к снятию недостатка такой определенности. Содержание этой определенности и есть цель. В разных (генетически) формах деятельности эта цель выражена по-разному. Инстинкт — это целевая деятельность, действующая бессознательно. Животное познает не иное вообще, а свое иное, необходимое ему и содержащееся целью в нем самом. Инстинктивная цель как целесообразный способ определения своих условий есть претворенный в деятельность внутренний порыв. Человек как мыслящее животное обращает все предметы в объекты своего познания. Таким образом, по Гегелю, существует разница в форме представленности цели субъекту, а не в ее наличии. Деятельность — это всегда целесообразная деятельность живой природы. По Н. А. Бернштейну, суть «живого движения» (т.е. присущего животному) в том, что оно направлено на цель. Л.И.Божович говорит, что цель — это то, на что направлена деятельность. Основная характеристика нового типа движения при появлении животного ствола организации живой материи — анимализованное движение как движение, направленное на цель (С.И.Левушкин). Цель может быть в разной форме не только в субъективном отражении, но и в самой структуре деятельности, в зависимости от ее конкретного строения. В одноактной деятельности она совпадает с объектом деятельности. При разделении процесса деятельности и появлении промежуточных этапов на пути к достижению объекта деятельности появляются промежуточные цели, и только последняя в этой цепочке совпадает с объектом деятельности. Промежуточные и конечные цели обладают разным «весом» в структуре деятельности, так как промежуточные цели зависят от условий деятельности и могут быть заменены, а конечная цель совпадает с объектом, в котором содержится предмет потребности, и не может быть изменена. Промежуточные цели получают свою мотивирующую функцию от связи с конечной. Объясняя эти процессы, С.Л.Рубинштейн говорит, что промежуточная цель принимает мотивирующую функцию от конечной и становится «частным мотивом», а на последнем этапе деятельности объект деятельности принимает функцию цели (или имеет ее с самого начала при осознанной деятельности). А. Н.Леонтьев разделяет направляющую и побуждающую функции мотива, первая из которых при выделении действия в структуре деятельности передается цели действия, а вторая остается у мотива (как объекта данной деятельности). Главным является выделение в деятельности промежуточного звена, в результате которого происходит не удовлетворение потребности, а изменение условий, ведущих в дальнейшем к овладению объектом деятельности, необходимым для удовлетворения потребности. Самое общее определение цели дается при анализе антиципа-ционных процессов, где цель — это аналог будущего (Н.А.Берн-штейн, П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, Е.А.Сергиенко и др.). Х.Хек-хаузен формулирует понятие цели как желаемое состояние отношений «индивид — среда», которое более желательно, чем наличное состояние; это целевое состояние, которому присуща мотивирующая функция, и оно входит в структуру мотива. Мотивирующим является само представление субъекта о том, как должны быть изменены условия среды. Таким образом, цель — это изменение существующих условий. Такое изменение может как минимум вести к двум последствиям: 1) овладение объектом деятельности и удовлетворение потребности, и тогда это либо совпадает с конечной целью деятельности, либо связано с генетически ранней структурой деятельности, в которой еще не выделено промежуточное целе-дей-ственное звено; 2) изменение ситуации таким образом, чтобы можно было овладеть объектом деятельности. Во втором случае цель может быть выделена в структуре деятельности и в отражении субъекта или не выделена в зависимости от уровня психического развития. Цели, как необходимое изменение ситуации, могут быть жестко связанными с конкретной деятельностью (при инстинктивной форме регуляции), осваиваться и связываться с данной деятельностью прижизненно на основе научения, «производиться» самим субъектом непосредственно в деятельности (интеллектуальный уровень) или формулироваться субъектом во внутреннем плане предварительно (сознательная постановка цели). Выделение цели как необходимого и предвидимого изменения наличного соотношения субъекта с объектом в общем принято во всей психологии. Главным является то, что этого изменения еще нет, оно необходимо для достижения объекта деятельности и имеется у субъекта в какой-то форме как модель этого будущего изменения, но необязательно сразу ведет к удовлетворению потребности. Цель — это то, чего еще нет, но что необходимо достичь за счет активности субъекта. Те компоненты среды, с которыми субъект вступает во взаимодействие для изменения ситуа- ции желаемым образом (для достижения цели), могут быть названы «объект цели». Определение объекта цели как самостоятельной категории при анализе мотивационного процесса недостаточно проработано в психологии. С одной стороны, существует расширенное понимание объекта цели, перенесение на него функций объекта деятельности, в результате чего целе-действенное звено в структуре деятельности рассматривается как целостная деятельность. Это происходит из-за того, что мотивирующая функция объекта цели, частично приобретаемая им от связи с объектом деятельности, рассматривается как самостоятельный мотив, то, что побуждает и направляет деятельность. Действие отождествляется с деятельностью. С другой стороны, возможность приобретения действием (а значит, целью и объектом цели) относительной свободы в структуре деятельности человека, ведущая к тому, что одно и то же действие, а тем более одни и те же объекты цели могут принадлежать разным деятельностям, повлекла за собой представление о полифункциональности, или мультифункцио-нальности, объекта цели и полимотивированности деятельности человека. В отечественном деятельностном подходе полимотивированность деятельности рассматривается как свойство человеческой деятельности одновременно соответствовать разным мотивам (т. е. удовлетворять не одну, а несколько потребностей), а полифункциональность мотива — как свойство одного мотива (в этом случае он отождествляется с объектом деятельности) мотивировать разные деятельности. Если разделять объект цели и объект деятельности, то становится понятно, что одни и те же компоненты среды, составляющие «узел ситуации», который подвергается преобразованию для достижения цели (т. е. сам объект цели), являются принадлежностью не деятельности, а ситуации, в которой она осуществляется. Тогда объект цели и способ его преобразования действительно могут использоваться для разных деятельностей (удовлетворения разных потребностей). Это будет полифункциональность объекта цели (одновременное выполнение функции объекта цели для разных деятельностей) и одновременно его полимотивированность (принятие мотивационной функции одновременно от разных предметов потребностей, независимо от того, в одном или разных объектах деятельности они заключены). Полимотивированность деятельности возможна за счет того, что один и тот же объект может содержать сразу несколько предметов потребности, и тогда онтологически будет осуществляться одна деятельность, а по генезису это будут сразу несколько деятельностей, совпадающих по объекту деятельности и своему целе-дей-ственному и операциональному составу, но различных по критерию потребности и предмету потребности. На основе этих рассуждений можно определить объект целй| как узел ситуации, который должен быть приведен субъектом определенное состояние, которое, в свою очередь, сделает всю! ситуацию пригодной для осуществления следующего этапа дея-| тельности. Объект цели как узел ситуации, подвергающийся воздействию | субъекта, может быть как единичным вещным объектом среды j или содержанием субъективного опыта, так и совокупностью! объектов, формой связи объектов, событием, состоянием субъекта | и т. п. Объект цели может совпадать с объектом деятельности в j последнем звене цепочки действий. Такое понимание объекта наиболее адекватно для анализа развития психики в эволюции.
|