Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация






Одним из самым сложных в психологии является понятие мо- '• тивация.

Имеющиеся в психологии подходы к изучению мотивации (в психологии личности, когнитивной психологии, бихевиоризме, отечественной психологии и т.д.) позволяют выделить в опреде­лении мотивации два основных момента.

1. Мотивация — родовое понятие для определения совокупно­
сти факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих направ­
ленность поведения. Мотивация включает три основных компо­
нента: побуждение (энергетизация активности), направление (на
что направлено поведение) и наличие у субъекта способа осуще­
ствления необходимого поведения.

2. Мотивационный процесс — процесс придания мотивацион-
ной функции различным содержаниям, задействованным в дея­
тельности субъекта по удовлетворению потребности (внутренним
и внешним факторам, своим состояниям, компонентам среды,
своим действиям и их результатам).

Три компонента мотивации (побуждение, направление и спо­соб деятельности) присутствуют в определениях практически всех авторов, занимающихся этой проблемой (С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд, Г.Фехнер, В.Вундт, Н.Ах, К.Левин, У.Мак-Дугалл, С. Холл, Э.Ч.Толмен, Г. Спенсер, Ж. Нюттен, К.Изард, Х.Хек-хаузен, В. Н. Мясищев, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев и др.). Пред-ставленность субъекту не только предвосхищения удовлетворе­ния потребности и того, что для этого необходимо, но и того, как для этого надо действовать, является настоящей побудитель­ной силой, которая конкретно направляет активность субъекта и регулирует выбор целей и средств их достижения (какие фор­мы поведения и как надо применять). На субъективном уровне непосредственно в процессе деятельности происходит ситуатив­ное развитие мотивационного процесса в форме придания моти-


вационного значения или наделения «валентностью» объектов, выступающих в качестве объектов деятельности и объектов цели, и самих действий, которые прогнозируются как необходимые и наиболее пригодные из имеющихся в репертуаре субъекта. Субъек­тивной формой существования этих процессов являются эмо­ции.

В результате генетического и функционального развития моти-вационного процесса структура мотивации (все три ее компонен­та) наполняется содержанием, которое включает в себя эволю­ционные (генетически фиксированные), возникающие в онтоге­незе и зависящие от реальных условий актуальной деятельности компоненты. Мотивационный процесс, таким образом, есть про­цесс придания мотивационного значения элементам деятельно­сти (всему, что в ней задействовано) — приобретения и перерас­пределения побуждающей и направляющей функции. Этот про­цесс переживается субъектом в форме эмоций (появления и из­менения отношения к этим элементам).

Мотивационный процесс может рассматриваться и изучаться в различных аспектах: генетическом (онто-, фило- и актуалгене-зе), функциональном и с точки зрения обеспечивающих его ме­ханизмов, в том числе и субъективных. Актуализация ситуативно­го мотивационного процесса начинается с потребностного состо­яния, которое уже может побуждать субъекта к активности, и даль­нейшего перераспределения мотивационных функций, регулиру­ющих деятельность по удовлетворению потребности.

Проведенный анализ категорий позволяет дать определение психической деятельности как единицы анализа психики и как по­лярному, направленному от субъекта к объекту процессу взаимодей­ствия, появляющемуся при возникновении психической формы отра­жения, и приступить, пользуясь этой единицей анализа, к рас­смотрению эволюции психики. Деятельность — общая категория, использующаяся для объяснения взаимодействия живых систем с объектом, необходимым для удовлетворения потребности субъекта, и обозначающая направленность и содержание активности субъекта при взаимодействии с объектом.

Психическая деятельность — это деятельность, опосредован­ная психическим отражением, она осуществляется субъектом на основе полученной в психическом образе информации об объекте деятельности и своем состоянии. Психическая деятельность осу­ществляется субъектом как активное взаимодействие с объектом, содержащим в себе предмет потребности субъекта, и имеет своей целью и результатом удовлетворение потребности субъекта. Про­цесс деятельности регулируется отражением изменений состоя­ния субъекта и особенностей и положения объекта, с которым субъект взаимодействует. Деятельность начинается с момента ак­туализации потребности и заканчивается моментом ее удовлетво-


рения. Поэтому деятельность связана с потребностью и выделяет ся как каждая отдельная деятельность по критерию потребное! на удовлетворение которой она направлена.

Психическая деятельность побуждается и направляется моти! вом, который является свойством объекта, содержащим в себя предмет потребности субъекта. Деятельность — это структурироС ванная, направленная активность субъекта, соответствующая ло* гике движения объекта. Форма организации этой активности за< [ висит от особенностей субъекта. Теперь мы можем дать определен ние деятельности как единицы анализа психики.

Психическая деятельностьэто организация всей активность субъекта в единую, целостную систему, направленная на удовлетво^ рение потребности.

Приведенное определение деятельности выделяет ее как част-f ную форму общего понятия, применяемого для всех живых ^ тем. Эта частная форма относится к деятельности таких живы* систем, которые обладают психикой (субъекты психики). Посколь^ ку мы занимаемся анализом развития психики, то далее мы бу­дем использовать категорию «деятельность» как частную ее фор-§ му, т. е. как деятельность, опосредованную психическим отраже­нием.

2.4. Формы регуляции деятельности и их развитие

2.4.1. Понятие о формах регуляции деятельности

Субъект осуществляет деятельность для удовлетворения сво* потребностей. Предмет потребности находится во внешнем по от-| ношению к субъекту объекте, на который объективно и направ-| лена деятельность субъекта. В ходе деятельности строится психи-! ческий образ, содержание которого оценивается на основе имею-3 щихся у субъекта антиципационных схем, регулируется взаимо-| действие с объектом, оцениваются и корректируются результаты! этого взаимодействия. Все это, во-первых, присуще процессу дея-1 тельности на любом уровне развития психики, а во-вторых, про-1 исходит непосредственно в ситуации взаимодействия с объектом. \ Все эти процессы обеспечиваются физиологическими механизма-1 ми разных уровней и содержания, врожденными и возникающи-1 ми в онтогенезе, которые работают не изолированно, а в едином! ансамбле, имеющем своеобразную, характерную для каждого уров- j ня развития психики, форму.

Психика — как психическое отражение — это функция, т.е. некоторый эффект и результат, который «имеет себе» субъект-как психический образ. Для того чтобы этот образ возник, у субъекта должны быть соответствующие возможности — физио-


логические механизмы, функционирование которых образует то, что субъект переживает в субъективной форме. Эти физиологи­ческие механизмы присущи субъекту и имеют разную структуру на разных стадиях филогенеза. Сам психический образ нужен для того, чтобы регулировать деятельность субъекта. Поэтому у субъек­та должны быть эффекторные системы (органы, позволяющие осуществлять деятельность, строение и функции которых также являются специфичными для каждого таксона животных) и спо­собы управления этими органами на основе информации, полу­чаемой в отражении. Все поведение животных имеет приспосо­бительное значение, т.е. направлено на объекты, во взаимодей­ствии с которыми осуществляется жизнедеятельность субъекта. Поэтому субъект должен иметь такие распознающие объект сво­ей деятельности системы, которые позволяют отражать необхо­димые свойства объекта и правильно их оценивать (в соответ­ствии с тем, какую роль играет объект в деятельности субъекта). Затем субъект должен строить свою активность (в первую оче­редь двигательную) в соответствии с особенностями, положе­нием относительно себя и движением объекта. За миллиарды лет эволюции сформировались все необходимые морфологические структуры живого организма и способы регуляции их функцио­нирования. Познание этих механизмов регуляции поведения жи­вотных является одной из важнейших задач наук, изучающих поведение и психику.

При изучении психики нас интересует, каким образом жи­вотное отражает именно то, что надо для взаимодействия с объек­том, почему оценивает это так, как надо для удовлетворения потребности, как регулирует свою активность в соответствии с особенностями и изменением положения объекта. Рассматривая активность субъекта психики как деятельность, мы выделяем в ней момент готовности субъекта к деятельности, связанный с актуализацией потребности, затем — появление психического образа объекта, процесс взаимодействия с объектом, побуждае­мый и направляемый мотивом, и, наконец, акт удовлетворения потребности. Весь этот процесс требует отражения объекта и взаи­модействия с ним, причем сам объект в своем существовании и эволюционном изменении от субъекта не зависит. Он может со­храняться в течение длительного времени без изменений, может изменяться по своим свойствам, не связанным с содержащимся в нем предмете потребности субъекта (т.е. не изменяется мотив как качество объекта, сигнализирующее субъекту о наличии в объекте предмета потребности), а может изменять и то свое свой­ство, которое является мотивом для субъекта. Все это в борьбе за существование должен учитывать субъект и формировать новые способности, соответствующие изменению объекта. Для пони­мания содержания и развития психического отражения надо ра-


зобраться в том, что необходимо субъекту для отражения своеге объекта и регуляции своей деятельности и как субъект можс| учитывать различные формы изменения своего объекта деятель! ности.

Как мы уже говорили, в эволюции изменяется не столько пред^ мет потребности, необходимый для обмена веществ, скольку объект деятельности, в котором этот предмет заключен. Сначалй этот объект полностью совпадает с предметом потребности (npif физиологической форме отражения, когда ассимилируется то ве| щество, с которым организм вступает во взаимодействие), зател предмет потребности становится заключенным в целостны* объект, и для возможности физиологического взаимодействия предметом потребности субъект сначала должен осуществить взаи| модействие с содержащим его объектом. Деятельность разделяете^ на психическую (достижение объекта и его «доведение» до ассиа милирующих физиологических систем) и физиологическуга (ассимиляция предмета потребности). Объект становится все бо| лее сложным, и две задачи субъекта — отразить объект и осуще ствить взаимодействие с ним — также становятся все сложнее. Чт| же усложняется? Набор тех свойств объекта, которые отражае субъект, и способность субъекта взаимодействовать с объектам* обладающими новыми особенностями.

Таким образом, эволюция психики связана с эволюцией орг нов чувств (с помощью которых отражаются свойства объекта)! органов передвижения и манипуляций (с помощью которых осу! ществляется достижение объекта) и системы регуляции взаимо| связи между всеми системами организма (нервной системы). Дру гими словами, изменяется объект и вслед за ним все системы органы субъекта, целью которых является доставить своим кле! кам и тканям необходимые для обмена веществ компоненты (* решить две другие, не менее важные, проблемы: поместить себя § такие условия, при которых внутренний обмен веществ осущй ствляется оптимальным образом, — задача самосохранения и сд| лать что-то, что приведет к появлению новых особей, — задач сохранения вида).

Для выполнения этих задач во все усложняющейся среде субъе* «обрастает» дополнительными, промежуточными потребностял удовлетворяя которые он выполняет все три основные формы ci жизнедеятельности: питание, самосохранение, размножение. lips чем эти дополнительные потребности, для которых могут возш кать целые системы обеспечения их удовлетворения (например половая или родительская), относятся не к физиологическим пс требностям клеток и тканей, а к организации взаимодействия* объектом, с помощью которого первичные потребности моя удовлетворить. Другими словами, эволюционирует не обмен ществ, а те структуры организма, которые взаимодействуют


свойствами объекта, для обмена веществ не нужными. Поэтому в эволюции и оказалось необходимым снабдить субъекта какими-то механизмами (дополнительными потребностями), чтобы он стре­мился к объекту деятельности и сложным формам взаимодействия с ним, не отражая при этом предмет потребности, своих базовых, первичных потребностей.

На высших стадиях эволюции этих дополнительных потреб­ностей становится необычайно много, появляются такие, кото­рые не заданы от рождения, а возникают прижизненно. Все это также должно быть обеспечено возможностями организма субъек­та и систем регуляции его деятельности. Теперь посмотрим, что же должно быть у субъекта и какие изменения в объекте он дол­жен уметь учитывать для того, чтобы регулировать свою деятель­ность.

Что надо субъекту для регуляции деятельно­сти по удовлетворению потребности?

1. Переживать напряжение и удовлетворение потребности в
субъективной форме. Такое переживание должно давать возмож­
ность прийти в состояние готовности к деятельности и вовремя ее
закончить. Для этого субъект должен чувственно переживать свое
состояние и оценивать его как нужду (то, что надо прекратить)
или как нужность (то, что надо достичь или сохранить).

2. Отражать мотив как свойство объекта, сигнализирующее о
наличии в нем предмета потребности (способность к сигнальному
отражению), что включает содержание отражения и его оценку
как положительного или отрицательного для себя. Такое отраже­
ние может быть представлено субъекту в разной форме, связь мо­
тива с предметом потребности обычно не дана самому субъекту в
отражении (кроме человека).

3. Иметь эффекторные органы и способность осуществлять их
движение.

Какие изменения в объекте должен учитывать субъект?

1. Изменение мотива как свойства объекта, связанного с нали­
чием в нем предмета потребности. Такое изменение происходит в
эволюции постепенно как общее развитие живых систем, в ре­
зультате чего должны изменяться системы отражения субъекта
(он становится способным отражать новые качества объекта, ко­
торые не отражал ранее).

2. Изменения свойств объекта, которые обусловливают спосо­
бы взаимодействия с ним субъекта. Такие изменения требуют либо
изменения систем отражения у субъекта (ему необходимо отра­
жать новые качества объекта), либо изменения эффекторных сис­
тем субъекта (ему необходимо по-новому осуществлять движения
по направлению к объекту и при взаимодействии с ним) либо
требуют появления новых, дополнительных потребностей, обес-


печивающих дополнительную активность, если объект, в кото­ром заключен предмет потребности, не может быть достигнут не­посредственно и необходимо предварительно взаимодействовать с другими объектами.

3. Изменение соотношения свойств объекта (и других условий среды), которые субъект может отразить. Субъект существует в| подвижной, изменяющейся среде. Именно к этой среде он и при­способлен посредством своего поведения. Ему необходимо учиты­вать изменения этой среды и формировать способы регуляции своей деятельности, которые позволяли бы изменить отношение к сти­мулу, направленность и конфигурацию движений, последователь­ность операций при изменении объектов и их связей с другими объектами, которые необходимо учитывать во взаимодействии с ними. Такие изменения могут быть двух типов:

- изменения, которые, произойдя однажды, сохраняются за­
тем в течение длительного времени. В этом случае субъект может
постепенно перестроить имеющиеся у него обобщенные образы
объектов и свои движения, усвоив новую устойчивую связь сти­
мулов и своих действий с ними;

- изменения ситуативные, которые происходят лишь однажды
и никогда не повторяются. Например, изменение направления или
скорости движения объекта, его положения относительно себя
или других объектов в ситуации. В этом случае субъект должен
иметь возможность на основе постоянно изменяющегося отраже­
ния изменять свою активность адекватно изменению объекта.

Все перечисленные задачи стоят перед субъектом психики на всех стадиях эволюционного развития, но каждый раз они будут решатся по-разному. Первая группа особенностей от­носится к строению самого субъекта, и при анализе развития пси­хики нас в первую очередь будут интересовать:

- строение поребностно-мотивационной сферы субъекта (ка-!
кие потребности у него есть для обеспечения основных сфер жиз­
недеятельности и как он их переживает);:

- наличие органов чувств, которые позволяют отражать свой-j
ства объекта, и систем, позволяющих оценивать их мотивацион-ч
ное значение;

- строение локомоторных и манипулятивных органов и осо­
бенности регуляции их движений;

- строение нервной системы.

Вторая группа особенностей относится к регуляций взаимодействия субъекта с объектом, и при анализе развития пси-i хики нам необходимо объяснить:

- как регулируется отражение необходимых свойств объекта й
как происходит изменение этого отражения при эволюционной
изменении свойств объекта (и то же самое в отношении измене­
ния двигательных органов субъекта);

172 I


при его жиз­ < и среды в

- как происходит учет субЪектом
ни, но устойчиво сохраняют I

- как происходит учет субЪектом ситуативць1Х, неповторяю­
щихся изменении объектов и съа, - ситУатиВ1;

Первая группа особенносте^еТсГх^РИСТИКой строе­
ния и жизнедеятельности субъекта ибуле™атко представлена
при описании животных, относящихсяТкяжяоЙ стадии Развития
психики. Вторая группа особенностей отн™с^ регуляции дея­
тельности субъекта (как взаимодействию с объе^оМ' направлен­
ному на удовлетворение потребности субъекта^ тРебует предва-
рительного рассмотрения. В даттт, и - ^смотрении осо-

Вг5яедующих разде" Z* такОГО раЗДе"

бенностей регуляции Деятельн^ГГвотнГ PoS> cZ^ к раз­ным эволюционным стадиям Развитш пс™ ^ буДШ П°ЛЬЗ°" ваться вьщелением Филогенетическиу гтя^х? Развития психики, предложеннымА.Н.Леонтьевьщ™СТаДИИР! ть1ре стадии развития психики - £ ^^^^ ную, интеллектуальную и стади лах мы подробно разберем

Изучение регуляции поведения животных № человека) явля­
ется одной из ведущих задач в стан™ении всеХ наук' объекгом
исследования которых являеТся повеление Лиз^ологии высшей
нервной деятельности, этологии и конечно педологии. Эта за­
дача, как было видно из истопи ' кинечно' П0Г. конкретизиру-
ется в проблеме соотношения^™ТпР^зн^ ПрИ"
обретаемого в поведении жив0ТНкт? Л I* разумных спо-

собностей животных и их отличия от сознания человека. История такого разделения восходит к Аристотелю 1тоРь1Й предложил

вьщелять три различных
еДеНИя:

S2 Ия: «Рожден

- у животных и

- v xtpttor^ r дальнейшем эти
понятия стали применяться для определения Ф°РМ повеДения'
что, с одной стороны, стимулИр0^ре^™ Joe изучение, а с
другой стороны, надолго отодвин^ Г того, что любое

поведение регулируется всеми ЭтиУПонимани6 Г „о по-разно­му на разных уровнях развития ^Ги.

ными переживается в фор ного». Такое поведение S

Еще в Древней Греции стоики ГХЪтиттп Сенека-младший)
изучали врожденные компоненты поведения для объяснения ко­
торых было предложено понятие иттинктШс^^ ~ эт0 при"
рожденное, целеустремленное влечеше шпъып0ОЖе движения
животных на полезное для них и от впеттногп Полезность живот­
ными переживается в форме «щГ ть «неприят

ния смысла своих действий (без рада представителей данного вида Животных и

- «неприят- без понима­ о^наковО У всех Т врожденным


(не требующим научения и передаю*1*1051 по наследству). Несмотря
на то что уже в учении стоиков инстинкт определялся как «влече!
ние, направляющее поведение» (а не Форма поведения), впо?
следствии этот термин стал испол*> зоваться ДОЯ определения фор!
мы поведения.!

Самые главные характеристик** инстинктивного поведения -4 его видоспецифичность и наследуемость- в таком виде понимани< | инстинкта как формы поведения, полностью регулируемой врож«денными механизмами, оставалось Долгое время и часто встреча^ ется до сих пор. Разумеется, с течеИием времени стали учитывать*, ся и такие особенности наследуем*1* Ф°РМ поведения, как плас^ тичность (способность к эволюционному и прижизненному изме­нению инстинктивного поведения ^„в-А- Вагнер), неодинаковость разных его фаз (выделение поисковой Фазы и завершающего, кон-суматорного, акта инстинктивного поведения — У. Крэйг). В это* логии понятие «инстинкт» в XX в. стало основным объяснитель* ным конструктом (модели инстинкт™1*01" 0 поведения К-Лорен^ ца, Н.Тинбергена). В этом направлении изучаются эволюционные закономерности и физиологические механизмы регуляции пове­дения, предложены понятия «рел**зеРы> > > «ключевые стимулы», «пусковые механизмы» и т.п.

Выделение инстинктивного поведения в самостоятельную фор-; му (и инстинкта как врожденного, не осознаваемого и не управ- s ляемого самим субъектом поведен**») осложняет понимание це-!, лостного поведения животных (и человека), которое не может в; изменчивой среде управляться тол> ко врожденными механизма-, ми. Такое положение привело к то**У> что в современной биоло-; гии поведения практически не используется понятие «инстинкт»,; его заменяют понятия «врожденные паттерны поведения», «фик-| сированные последовательности действий», «безусловные рефлек­сы» и др. Это позволяет говорить ° том> что только отдельные компоненты поведенческих актов (а тем более целостного пове-1 дения) являются врожденными и неизменяемыми при жизни од- г ной особи, а все поведение представляет собой сложное сочета-j ние врожденных, приобретенных при жизни и ситуативных меха- \ низмов регуляции взаимодействия животного со средой.

Способность животных прижизненно изменять свое поведение (реагировать на новые стимулы и их сочетание, изменять структу­ру и последовательность своих дви#ений и т-п-) получила назва­ние научение. Самостоятельным предметом исследования науче­ние стало в физиологии высшей нервнои деятельности (в первую очередь в учении И. П. Павлова об условных рефлексах), а в пси­хологии — в бихевиоризме, из которого впоследствии вырос це­лый ряд направлений, занимающиеся изучением процессов на­учения. В этих исследованиях животные являются основной экспе­риментальной моделью. Выделены формы и виды научения, изу-


чены его механизмы, факторы, видотипичные особенности, ин­дивидуальные различия и т. п.

Изучение поведения животных и наблюдение за ними привели к заключению, что у животных есть и такие способности, кото­рые могут быть сопоставлены с разумом человека. Это характери­зовалось как «высшие способности» животных, приближающие их к человеку. Определение таких способностей всегда было за­труднительно, так как, с одной стороны, надо было подчеркнуть их родство с человеческим разумом, а с другой — показать отли­чие от него. Применялись (и сейчас применяются) такие поня­тия, как «разумные способности животных», «ум животных», «спо­собность животных к рассуждению» (Ч.Дарвин), «рассудочная дея­тельность», «элементарные формы мышления» (Н.Н.Ладыгина-Котс и современная отечественная физиология) и др. Начиная с работ Ч.Дарвина, устоялось мнение, что надо выделять четыре градации способностей животных: инстинкт (врожденные способ­ности), научение, способность к рассуждению (отличающуюся от таковой у человека по степени выраженности) и разум человека.

На этом этапе развития знаний о поведении и психике живот­ных возникла следующая проблема: выделение специфики чело­веческого мышления по сравнению с «разумными способностя­ми» животных. Ее разрешению посвящены многочисленные ис­следования, в первую очередь в психологии. В разделе об истории зоопсихологии и сравнительной психологии были описаны рабо­ты В.Кёлера, Н.Н.Ладыгиной-Котс и их последователей, в кото­рых предпринимались попытки разрешить эту проблему. До сих пор выделение критериев и качественных особенностей мышле­ния человека и высших интеллектуальных способностей живот­ных является актуальным, особенно в свете новых данных об ос­воении искусственных языков понгидами и т. п. В начале XX в. в целом сложилось мнение, что мышление человека, оперирующее искусственными знаковыми средствами (словесно-логическое мышление), является эволюционно и онтогенетически высшим и специфически человеческим психическим процессом. На основа­нии этого в психологии принято определение интеллект — для обозначения «разумных способностей» животных и мышление для человека. Однако эти термины не являются строгими и обще­принятыми. Поэтому обычно добавляют «интеллект животных», «мышление человека», а при изучении мышления человека ши­роко используется общее понятие «интеллект» с выделением его форм (вербального и невербального). При изучении эволюции психики принято использовать понятия «интеллект» для живот­ных и «мышление» для человека. Мы будем придерживаться этой терминологии.

В конце XIX—начале XX в. появились идеи о том, что выделе­ние разных форм поведения животных — инстинктивного, бла-


гоприобретаемого (основанного на научении), разумного (и со­ответственно — разных уровней развития, связанных с появле­нием и степенью выраженности этой формы) — не отражает всей сложности механизмов, регулирующих поведение. К. Рулье говорил о том, что в поведении животных всегда есть сочетание врожденных и приобретенных компонентов. Н. Н. Ладыгина-Коте считала, что инстинкт, научение и мышление — это не отдель­ные структуры, а взаимопроникающие и взаимодополняющие механизмы, присутствующие на всех уровнях развития, но в раз­ной форме и в разном сочетании. В середине XX в. выдающийся психолог Л. М. Веккер рассматривал интеллект как организацию психических процессов в систему для регуляции деятельности субъек­та. Сходную позицию занимал Ж.Пиаже, который определял интеллект как способ структурирования взаимодействия субъек­та со средой, объединяющий в себе все психические процессы и имеющий разные формы на разных стадиях развития. Все эти (и многие другие) исследования позволяют говорить о том, что в деятельности субъекта психики на всех уровнях развития долж­ны учитываться все особенности среды: устойчивые и изменяе­мые — и должны присутствовать все механизмы регуляции пове­дения: врожденные (инстинктивные), благоприобретаемые (на­учение) и обеспечивающие учет ситуативных изменений объек­та («способность к рассуждению» — интеллект). «За пределами» механизмов регуляции, необходимых для осуществления деятель­ности, адекватной условиям существования животных, оказы­вается в таком случае сознание человека (и свойственное ему вербальное мышление, основанное на использовании искусст­венных знаковых средств — словесно-логических). Однако, как будет видно дальше, и эта функция (сигнальная) может быть обнаружена в своей начальной форме на всех стадиях развития психики.

Таким образом, можно выделить ряд механизмов, посредством которых решаются разные задачи регуляции деятельности, обес­печивающие ее соответствие задачам жизнедеятельности субъекта и особенностям объекта, с которым он взаимодействует. Эти ме­ханизмы основаны на врожденных способностях субъекта отражать сигнальные воздействия среды и отвечать на них адекватной двига­тельной реакцией, а также способности прижизненно изменять эти реакции в соответствии с повторяющимися и ситуативными изме­нениями среды. Все эти механизмы необходимы для регуляции дея­тельности субъекта всегда и присутствуют на всех стадиях разви­тия психики, но имеют каждый раз разное физиологическое обес­печение и принимают разное участие в регуляции деятельности. Их можно обозначить как разные формы регуляции дея­тельности по критерию функций, которые они обеспечи-


вают в регуляции деятельности. Таких форм регуляции деятельно­сти можно выделить четыре.

1. Сигнальная форма регуляции деятельности. Функция: отраже­
ние свойств и качеств объекта деятельности как сигнальных сти­
мулов.
Это изначальное и самое главное свойство психического
отражения, позволяющее субъекту осуществлять деятельность по
достижению объекта, содержащего предмет потребности, ориен­
тируясь на мотив как свойство объекта, побуждающее и направ­
ляющее деятельность субъекта, но не совпадающее с предметом
потребности, а лишь сигнализирующее субъекту о значимости для
него объекта деятельности.

2. Инстинктивная форма регуляции деятельности. Функция: спо­
собность субъекта отражать необходимые свойства объекта и реа­
гировать на них адекватно их связи со своими потребностями без
предварительного опыта взаимодействия с этими объектами.

3. Научение как форма регуляции деятельности. Функция: при­
жизненное изменение поведения в соответствии с возникающи­
ми и устойчиво сохраняющимися изменениями среды.

4. Интеллект как форма регуляции деятельности. Функция: из­
менение поведения в соответствии с ситуативными, неповторяю­
щимися изменениями объекта.

Теперь можно дать общую характеристику форм регуляции дея­тельности и закономерностей их развития в эволюции. Логика этого развития подчиняется общим законам дифференциации и веду­щей роли функции по отношению к органу. Как будет видно ниже, первая форма регуляции деятельности — сигнальная — получает свое физиологическое обеспечение и становится самостоятельной формой регуляции деятельности субъекта в самом конце филоге­неза психики — у человека. Поэтому, а также потому, что ее пре­образование наиболее сложно для объяснения, мы рассмотрим ее последней в ряду всех четырех форм регуляции деятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал