Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивация
Одним из самым сложных в психологии является понятие мо- '• тивация. Имеющиеся в психологии подходы к изучению мотивации (в психологии личности, когнитивной психологии, бихевиоризме, отечественной психологии и т.д.) позволяют выделить в определении мотивации два основных момента. 1. Мотивация — родовое понятие для определения совокупно 2. Мотивационный процесс — процесс придания мотивацион- Три компонента мотивации (побуждение, направление и способ деятельности) присутствуют в определениях практически всех авторов, занимающихся этой проблемой (С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд, Г.Фехнер, В.Вундт, Н.Ах, К.Левин, У.Мак-Дугалл, С. Холл, Э.Ч.Толмен, Г. Спенсер, Ж. Нюттен, К.Изард, Х.Хек-хаузен, В. Н. Мясищев, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев и др.). Пред-ставленность субъекту не только предвосхищения удовлетворения потребности и того, что для этого необходимо, но и того, как для этого надо действовать, является настоящей побудительной силой, которая конкретно направляет активность субъекта и регулирует выбор целей и средств их достижения (какие формы поведения и как надо применять). На субъективном уровне непосредственно в процессе деятельности происходит ситуативное развитие мотивационного процесса в форме придания моти- вационного значения или наделения «валентностью» объектов, выступающих в качестве объектов деятельности и объектов цели, и самих действий, которые прогнозируются как необходимые и наиболее пригодные из имеющихся в репертуаре субъекта. Субъективной формой существования этих процессов являются эмоции. В результате генетического и функционального развития моти-вационного процесса структура мотивации (все три ее компонента) наполняется содержанием, которое включает в себя эволюционные (генетически фиксированные), возникающие в онтогенезе и зависящие от реальных условий актуальной деятельности компоненты. Мотивационный процесс, таким образом, есть процесс придания мотивационного значения элементам деятельности (всему, что в ней задействовано) — приобретения и перераспределения побуждающей и направляющей функции. Этот процесс переживается субъектом в форме эмоций (появления и изменения отношения к этим элементам). Мотивационный процесс может рассматриваться и изучаться в различных аспектах: генетическом (онто-, фило- и актуалгене-зе), функциональном и с точки зрения обеспечивающих его механизмов, в том числе и субъективных. Актуализация ситуативного мотивационного процесса начинается с потребностного состояния, которое уже может побуждать субъекта к активности, и дальнейшего перераспределения мотивационных функций, регулирующих деятельность по удовлетворению потребности. Проведенный анализ категорий позволяет дать определение психической деятельности как единицы анализа психики и как полярному, направленному от субъекта к объекту процессу взаимодействия, появляющемуся при возникновении психической формы отражения, и приступить, пользуясь этой единицей анализа, к рассмотрению эволюции психики. Деятельность — общая категория, использующаяся для объяснения взаимодействия живых систем с объектом, необходимым для удовлетворения потребности субъекта, и обозначающая направленность и содержание активности субъекта при взаимодействии с объектом. Психическая деятельность — это деятельность, опосредованная психическим отражением, она осуществляется субъектом на основе полученной в психическом образе информации об объекте деятельности и своем состоянии. Психическая деятельность осуществляется субъектом как активное взаимодействие с объектом, содержащим в себе предмет потребности субъекта, и имеет своей целью и результатом удовлетворение потребности субъекта. Процесс деятельности регулируется отражением изменений состояния субъекта и особенностей и положения объекта, с которым субъект взаимодействует. Деятельность начинается с момента актуализации потребности и заканчивается моментом ее удовлетво- рения. Поэтому деятельность связана с потребностью и выделяет ся как каждая отдельная деятельность по критерию потребное! на удовлетворение которой она направлена. Психическая деятельность побуждается и направляется моти! вом, который является свойством объекта, содержащим в себя предмет потребности субъекта. Деятельность — это структурироС ванная, направленная активность субъекта, соответствующая ло* гике движения объекта. Форма организации этой активности за< [ висит от особенностей субъекта. Теперь мы можем дать определен ние деятельности как единицы анализа психики. Психическая деятельность — это организация всей активность субъекта в единую, целостную систему, направленная на удовлетво^ рение потребности. Приведенное определение деятельности выделяет ее как част-f ную форму общего понятия, применяемого для всех живых ^ тем. Эта частная форма относится к деятельности таких живы* систем, которые обладают психикой (субъекты психики). Посколь^ ку мы занимаемся анализом развития психики, то далее мы будем использовать категорию «деятельность» как частную ее фор-§ му, т. е. как деятельность, опосредованную психическим отражением. 2.4. Формы регуляции деятельности и их развитие 2.4.1. Понятие о формах регуляции деятельности Субъект осуществляет деятельность для удовлетворения сво* потребностей. Предмет потребности находится во внешнем по от-| ношению к субъекту объекте, на который объективно и направ-| лена деятельность субъекта. В ходе деятельности строится психи-! ческий образ, содержание которого оценивается на основе имею-3 щихся у субъекта антиципационных схем, регулируется взаимо-| действие с объектом, оцениваются и корректируются результаты! этого взаимодействия. Все это, во-первых, присуще процессу дея-1 тельности на любом уровне развития психики, а во-вторых, про-1 исходит непосредственно в ситуации взаимодействия с объектом. \ Все эти процессы обеспечиваются физиологическими механизма-1 ми разных уровней и содержания, врожденными и возникающи-1 ми в онтогенезе, которые работают не изолированно, а в едином! ансамбле, имеющем своеобразную, характерную для каждого уров- j ня развития психики, форму. Психика — как психическое отражение — это функция, т.е. некоторый эффект и результат, который «имеет себе» субъект-как психический образ. Для того чтобы этот образ возник, у субъекта должны быть соответствующие возможности — физио- логические механизмы, функционирование которых образует то, что субъект переживает в субъективной форме. Эти физиологические механизмы присущи субъекту и имеют разную структуру на разных стадиях филогенеза. Сам психический образ нужен для того, чтобы регулировать деятельность субъекта. Поэтому у субъекта должны быть эффекторные системы (органы, позволяющие осуществлять деятельность, строение и функции которых также являются специфичными для каждого таксона животных) и способы управления этими органами на основе информации, получаемой в отражении. Все поведение животных имеет приспособительное значение, т.е. направлено на объекты, во взаимодействии с которыми осуществляется жизнедеятельность субъекта. Поэтому субъект должен иметь такие распознающие объект своей деятельности системы, которые позволяют отражать необходимые свойства объекта и правильно их оценивать (в соответствии с тем, какую роль играет объект в деятельности субъекта). Затем субъект должен строить свою активность (в первую очередь двигательную) в соответствии с особенностями, положением относительно себя и движением объекта. За миллиарды лет эволюции сформировались все необходимые морфологические структуры живого организма и способы регуляции их функционирования. Познание этих механизмов регуляции поведения животных является одной из важнейших задач наук, изучающих поведение и психику. При изучении психики нас интересует, каким образом животное отражает именно то, что надо для взаимодействия с объектом, почему оценивает это так, как надо для удовлетворения потребности, как регулирует свою активность в соответствии с особенностями и изменением положения объекта. Рассматривая активность субъекта психики как деятельность, мы выделяем в ней момент готовности субъекта к деятельности, связанный с актуализацией потребности, затем — появление психического образа объекта, процесс взаимодействия с объектом, побуждаемый и направляемый мотивом, и, наконец, акт удовлетворения потребности. Весь этот процесс требует отражения объекта и взаимодействия с ним, причем сам объект в своем существовании и эволюционном изменении от субъекта не зависит. Он может сохраняться в течение длительного времени без изменений, может изменяться по своим свойствам, не связанным с содержащимся в нем предмете потребности субъекта (т.е. не изменяется мотив как качество объекта, сигнализирующее субъекту о наличии в объекте предмета потребности), а может изменять и то свое свойство, которое является мотивом для субъекта. Все это в борьбе за существование должен учитывать субъект и формировать новые способности, соответствующие изменению объекта. Для понимания содержания и развития психического отражения надо ра- зобраться в том, что необходимо субъекту для отражения своеге объекта и регуляции своей деятельности и как субъект можс| учитывать различные формы изменения своего объекта деятель! ности. Как мы уже говорили, в эволюции изменяется не столько пред^ мет потребности, необходимый для обмена веществ, скольку объект деятельности, в котором этот предмет заключен. Сначалй этот объект полностью совпадает с предметом потребности (npif физиологической форме отражения, когда ассимилируется то ве| щество, с которым организм вступает во взаимодействие), зател предмет потребности становится заключенным в целостны* объект, и для возможности физиологического взаимодействия предметом потребности субъект сначала должен осуществить взаи| модействие с содержащим его объектом. Деятельность разделяете^ на психическую (достижение объекта и его «доведение» до ассиа милирующих физиологических систем) и физиологическуга (ассимиляция предмета потребности). Объект становится все бо| лее сложным, и две задачи субъекта — отразить объект и осуще ствить взаимодействие с ним — также становятся все сложнее. Чт| же усложняется? Набор тех свойств объекта, которые отражае субъект, и способность субъекта взаимодействовать с объектам* обладающими новыми особенностями. Таким образом, эволюция психики связана с эволюцией орг нов чувств (с помощью которых отражаются свойства объекта)! органов передвижения и манипуляций (с помощью которых осу! ществляется достижение объекта) и системы регуляции взаимо| связи между всеми системами организма (нервной системы). Дру гими словами, изменяется объект и вслед за ним все системы органы субъекта, целью которых является доставить своим кле! кам и тканям необходимые для обмена веществ компоненты (* решить две другие, не менее важные, проблемы: поместить себя § такие условия, при которых внутренний обмен веществ осущй ствляется оптимальным образом, — задача самосохранения и сд| лать что-то, что приведет к появлению новых особей, — задач сохранения вида). Для выполнения этих задач во все усложняющейся среде субъе* «обрастает» дополнительными, промежуточными потребностял удовлетворяя которые он выполняет все три основные формы ci жизнедеятельности: питание, самосохранение, размножение. lips чем эти дополнительные потребности, для которых могут возш кать целые системы обеспечения их удовлетворения (например половая или родительская), относятся не к физиологическим пс требностям клеток и тканей, а к организации взаимодействия* объектом, с помощью которого первичные потребности моя удовлетворить. Другими словами, эволюционирует не обмен ществ, а те структуры организма, которые взаимодействуют свойствами объекта, для обмена веществ не нужными. Поэтому в эволюции и оказалось необходимым снабдить субъекта какими-то механизмами (дополнительными потребностями), чтобы он стремился к объекту деятельности и сложным формам взаимодействия с ним, не отражая при этом предмет потребности, своих базовых, первичных потребностей. На высших стадиях эволюции этих дополнительных потребностей становится необычайно много, появляются такие, которые не заданы от рождения, а возникают прижизненно. Все это также должно быть обеспечено возможностями организма субъекта и систем регуляции его деятельности. Теперь посмотрим, что же должно быть у субъекта и какие изменения в объекте он должен уметь учитывать для того, чтобы регулировать свою деятельность. Что надо субъекту для регуляции деятельности по удовлетворению потребности? 1. Переживать напряжение и удовлетворение потребности в 2. Отражать мотив как свойство объекта, сигнализирующее о 3. Иметь эффекторные органы и способность осуществлять их Какие изменения в объекте должен учитывать субъект? 1. Изменение мотива как свойства объекта, связанного с нали 2. Изменения свойств объекта, которые обусловливают спосо печивающих дополнительную активность, если объект, в котором заключен предмет потребности, не может быть достигнут непосредственно и необходимо предварительно взаимодействовать с другими объектами. 3. Изменение соотношения свойств объекта (и других условий среды), которые субъект может отразить. Субъект существует в| подвижной, изменяющейся среде. Именно к этой среде он и приспособлен посредством своего поведения. Ему необходимо учитывать изменения этой среды и формировать способы регуляции своей деятельности, которые позволяли бы изменить отношение к стимулу, направленность и конфигурацию движений, последовательность операций при изменении объектов и их связей с другими объектами, которые необходимо учитывать во взаимодействии с ними. Такие изменения могут быть двух типов: - изменения, которые, произойдя однажды, сохраняются за - изменения ситуативные, которые происходят лишь однажды Все перечисленные задачи стоят перед субъектом психики на всех стадиях эволюционного развития, но каждый раз они будут решатся по-разному. Первая группа особенностей относится к строению самого субъекта, и при анализе развития психики нас в первую очередь будут интересовать: - строение поребностно-мотивационной сферы субъекта (ка-! - наличие органов чувств, которые позволяют отражать свой-j - строение локомоторных и манипулятивных органов и осо - строение нервной системы. Вторая группа особенностей относится к регуляций взаимодействия субъекта с объектом, и при анализе развития пси-i хики нам необходимо объяснить: - как регулируется отражение необходимых свойств объекта й 172 I
- как происходит учет субЪектом - как происходит учет субЪектом ситуативць1Х, неповторяю Первая группа особенносте^еТсГх^РИСТИКой строе
бенностей регуляции Деятельн^ГГвотнГ PoS> cZ^ к разным эволюционным стадиям Развитш пс™ ^ буДШ П°ЛЬЗ°" ваться вьщелением Филогенетическиу гтя^х? Развития психики, предложеннымА.Н.Леонтьевьщ™СТаДИИР! ть1ре стадии развития психики - £ ^^^^ ную, интеллектуальную и стади лах мы подробно разберем Изучение регуляции поведения животных № человека) явля
собностей животных и их отличия от сознания человека. История такого разделения восходит к Аристотелю 1тоРь1Й предложил
S2 Ия: «Рожден - у животных и - v xtpttor^ r дальнейшем эти поведение регулируется всеми ЭтиУ™ Понимани6 Г „о по-разному на разных уровнях развития ^Ги.
Еще в Древней Греции стоики ГХЪтиттп Сенека-младший)
- «неприят- без понима о^наковО У всех Т врожденным (не требующим научения и передаю*1*1™051 по наследству). Несмотря Самые главные характеристик** инстинктивного поведения -4 его видоспецифичность и наследуемость- в таком виде понимани< | инстинкта как формы поведения, полностью регулируемой врож«денными механизмами, оставалось Долгое время и часто встреча^ ется до сих пор. Разумеется, с течеИием времени стали учитывать*, ся и такие особенности наследуем*1* Ф°РМ поведения, как плас^ тичность (способность к эволюционному и прижизненному изменению инстинктивного поведения ^„в-А- Вагнер), неодинаковость разных его фаз (выделение поисковой Фазы и завершающего, кон-суматорного, акта инстинктивного поведения — У. Крэйг). В это* логии понятие «инстинкт» в XX в. стало основным объяснитель* ным конструктом (модели инстинкт™1*01" 0 поведения К-Лорен^ ца, Н.Тинбергена). В этом направлении изучаются эволюционные закономерности и физиологические механизмы регуляции поведения, предложены понятия «рел**зеРы> > > «ключевые стимулы», «пусковые механизмы» и т.п. Выделение инстинктивного поведения в самостоятельную фор-; му (и инстинкта как врожденного, не осознаваемого и не управ- s ляемого самим субъектом поведен**») осложняет понимание це-!, лостного поведения животных (и человека), которое не может в; изменчивой среде управляться тол> ко врожденными механизма-, ми. Такое положение привело к то**У> что в современной биоло-; гии поведения практически не используется понятие «инстинкт»,; его заменяют понятия «врожденные паттерны поведения», «фик-| сированные последовательности действий», «безусловные рефлексы» и др. Это позволяет говорить ° том> что только отдельные компоненты поведенческих актов (а тем более целостного пове-1 дения) являются врожденными и неизменяемыми при жизни од- г ной особи, а все поведение представляет собой сложное сочета-j ние врожденных, приобретенных при жизни и ситуативных меха- \ низмов регуляции взаимодействия животного со средой. Способность животных прижизненно изменять свое поведение (реагировать на новые стимулы и их сочетание, изменять структуру и последовательность своих дви#ений и т-п-) получила название научение. Самостоятельным предметом исследования научение стало в физиологии высшей нервнои деятельности (в первую очередь в учении И. П. Павлова об условных рефлексах), а в психологии — в бихевиоризме, из которого впоследствии вырос целый ряд направлений, занимающиеся изучением процессов научения. В этих исследованиях животные являются основной экспериментальной моделью. Выделены формы и виды научения, изу- чены его механизмы, факторы, видотипичные особенности, индивидуальные различия и т. п. Изучение поведения животных и наблюдение за ними привели к заключению, что у животных есть и такие способности, которые могут быть сопоставлены с разумом человека. Это характеризовалось как «высшие способности» животных, приближающие их к человеку. Определение таких способностей всегда было затруднительно, так как, с одной стороны, надо было подчеркнуть их родство с человеческим разумом, а с другой — показать отличие от него. Применялись (и сейчас применяются) такие понятия, как «разумные способности животных», «ум животных», «способность животных к рассуждению» (Ч.Дарвин), «рассудочная деятельность», «элементарные формы мышления» (Н.Н.Ладыгина-Котс и современная отечественная физиология) и др. Начиная с работ Ч.Дарвина, устоялось мнение, что надо выделять четыре градации способностей животных: инстинкт (врожденные способности), научение, способность к рассуждению (отличающуюся от таковой у человека по степени выраженности) и разум человека. На этом этапе развития знаний о поведении и психике животных возникла следующая проблема: выделение специфики человеческого мышления по сравнению с «разумными способностями» животных. Ее разрешению посвящены многочисленные исследования, в первую очередь в психологии. В разделе об истории зоопсихологии и сравнительной психологии были описаны работы В.Кёлера, Н.Н.Ладыгиной-Котс и их последователей, в которых предпринимались попытки разрешить эту проблему. До сих пор выделение критериев и качественных особенностей мышления человека и высших интеллектуальных способностей животных является актуальным, особенно в свете новых данных об освоении искусственных языков понгидами и т. п. В начале XX в. в целом сложилось мнение, что мышление человека, оперирующее искусственными знаковыми средствами (словесно-логическое мышление), является эволюционно и онтогенетически высшим и специфически человеческим психическим процессом. На основании этого в психологии принято определение интеллект — для обозначения «разумных способностей» животных и мышление — для человека. Однако эти термины не являются строгими и общепринятыми. Поэтому обычно добавляют «интеллект животных», «мышление человека», а при изучении мышления человека широко используется общее понятие «интеллект» с выделением его форм (вербального и невербального). При изучении эволюции психики принято использовать понятия «интеллект» для животных и «мышление» для человека. Мы будем придерживаться этой терминологии. В конце XIX—начале XX в. появились идеи о том, что выделение разных форм поведения животных — инстинктивного, бла- гоприобретаемого (основанного на научении), разумного (и соответственно — разных уровней развития, связанных с появлением и степенью выраженности этой формы) — не отражает всей сложности механизмов, регулирующих поведение. К. Рулье говорил о том, что в поведении животных всегда есть сочетание врожденных и приобретенных компонентов. Н. Н. Ладыгина-Коте считала, что инстинкт, научение и мышление — это не отдельные структуры, а взаимопроникающие и взаимодополняющие механизмы, присутствующие на всех уровнях развития, но в разной форме и в разном сочетании. В середине XX в. выдающийся психолог Л. М. Веккер рассматривал интеллект как организацию психических процессов в систему для регуляции деятельности субъекта. Сходную позицию занимал Ж.Пиаже, который определял интеллект как способ структурирования взаимодействия субъекта со средой, объединяющий в себе все психические процессы и имеющий разные формы на разных стадиях развития. Все эти (и многие другие) исследования позволяют говорить о том, что в деятельности субъекта психики на всех уровнях развития должны учитываться все особенности среды: устойчивые и изменяемые — и должны присутствовать все механизмы регуляции поведения: врожденные (инстинктивные), благоприобретаемые (научение) и обеспечивающие учет ситуативных изменений объекта («способность к рассуждению» — интеллект). «За пределами» механизмов регуляции, необходимых для осуществления деятельности, адекватной условиям существования животных, оказывается в таком случае сознание человека (и свойственное ему вербальное мышление, основанное на использовании искусственных знаковых средств — словесно-логических). Однако, как будет видно дальше, и эта функция (сигнальная) может быть обнаружена в своей начальной форме на всех стадиях развития психики. Таким образом, можно выделить ряд механизмов, посредством которых решаются разные задачи регуляции деятельности, обеспечивающие ее соответствие задачам жизнедеятельности субъекта и особенностям объекта, с которым он взаимодействует. Эти механизмы основаны на врожденных способностях субъекта отражать сигнальные воздействия среды и отвечать на них адекватной двигательной реакцией, а также способности прижизненно изменять эти реакции в соответствии с повторяющимися и ситуативными изменениями среды. Все эти механизмы необходимы для регуляции деятельности субъекта всегда и присутствуют на всех стадиях развития психики, но имеют каждый раз разное физиологическое обеспечение и принимают разное участие в регуляции деятельности. Их можно обозначить как разные формы регуляции деятельности по критерию функций, которые они обеспечи- вают в регуляции деятельности. Таких форм регуляции деятельности можно выделить четыре. 1. Сигнальная форма регуляции деятельности. Функция: отраже 2. Инстинктивная форма регуляции деятельности. Функция: спо 3. Научение как форма регуляции деятельности. Функция: при 4. Интеллект как форма регуляции деятельности. Функция: из Теперь можно дать общую характеристику форм регуляции деятельности и закономерностей их развития в эволюции. Логика этого развития подчиняется общим законам дифференциации и ведущей роли функции по отношению к органу. Как будет видно ниже, первая форма регуляции деятельности — сигнальная — получает свое физиологическое обеспечение и становится самостоятельной формой регуляции деятельности субъекта в самом конце филогенеза психики — у человека. Поэтому, а также потому, что ее преобразование наиболее сложно для объяснения, мы рассмотрим ее последней в ряду всех четырех форм регуляции деятельности.
|