Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет деятельности






Регуляция взаимодействия субъекта с объектом на психиче­ском уровне развития осуществляется на основе антиципации. По­нятие антиципации как основного свойства психики, позволяю­щего субъекту избирательно относиться к воздействиям среды и предвосхищать ее изменение, что необходимо для построения дея­тельности в условиях разделенности субъекта с объектом, хорошо разработано в современной психологии и физиологии (подроб­ный теоретический и экспериментальный анализ представлен в работе Е. А. Сергиенко). Для целей регуляции деятельности в субъек­тивном опыте в разной форме (относительно разных функцию-; нальных и генетических уровней развития) существует обобщен-; ное содержание, позволяющее определять, какой компонент и| есть необходимый объект деятельности. П.К.Анохин предложил' для объяснения этого содержания понятие антиципационной схе­мы: имеющаяся у самого субъекта обобщенная модель воздействия, связанная с определенными схемами ответных реакций. Такая мо-. дель может быть врожденной или приобретенной в процессе жизни. Однако в антиципационных схемах представлена не копия каждого объекта деятельности (конкретного, единичного объекта, с кото­рым осуществляется актуальная деятельность) и не набор всех возникающих в опыте субъекта таких объектов, а их обобщенное содержание, необходимое для узнавания каждого конкретного объекта как объекта, подходящего для этой деятельности.

На сенсорной стадии развития, где объект деятельности со­впадает с мотивом, это модель самого стимула и границ измене­ния его интенсивности (точнее, своих состояний, возникающих при воздействии этого стимула). При возникновении перцепции мотив становится свойством среды, существующей вне субъекта, и «обрастает» сопутствующими качествами, позволяющими вы-


бирать среди возможных те объекты, которые наиболее пригодны для субъекта. Это уже «узел» качеств «под предводительством» мотива. В дальнейшем этот узел усложняется за счет процессов обобщения и абстрагирования. Но всегда это не образы конкрет­ных объектов, а обобщенный класс характеристик как «объект вообще», позволяющих расценивать каждый конкретный объект как пригодный для удовлетворения потребности. Этот конструкт и можно назвать предметом деятельности. Предмет деятельно­сти — субъективное образование, а не компонент среды (по сло­вам Г. В. Ф. Гегеля, в природе нет льва вообще, а есть только кон­кретный, единичный лев).

Термин «предмет деятельности» в философии и психологии употребляется в разных смыслах. Можно выделить три основных значения этого понятия.

1. Общефилософское понимание предмета деятельности, отража­ющей ее отнесенность к некоторому конкретному содержанию. Это содержание и есть предмет данной деятельности, то, ради чего она совершается. Синонимом является «предметность деятельно­сти». С этой точки зрения «беспредметной» деятельности не суще­ствует, так как она есть организация активности субъекта, на­правленной на какое-то содержание. В таком случае предмет дея­тельности практически совпадает с предметом потребности, который в философии также рассматривается как общая, а не конкретно-научная, категория. В психологии при неразделении в анализе предмета потребности, мотива и объекта деятельности предмет потребности совпадает со всеми ними тоже. Такое сме­шение встречается как у самого А. Н.Леонтьева, так и у его по­следователей. Чаще всего предмет деятельности отождествляется с мотивом (как тем, что побуждает деятельность) или предметом потребности (тем, что удовлетворяет потребность). Реже предме­том деятельности называют конкретный объект, на который на­правлена актуальная деятельность. Такой взгляд привел к еще одно­му варианту использования термина «предметная деятельность» — деятельность с внешними, вещными объектами среды, в проти­вопоставление деятельности внутренней, идеальной (В.В.Давы­дов, П.Я.Гальперин и др.). В отечественной детской психологии такое определение «прижилось» и используется для характери­стики возрастного уровня развития деятельности (предметная или предметно-манипулятивная). Сам А. Н.Леонтьев при этом был бо­лее осторожен и использовал понятие «вещная, чувственно-прак­тическая деятельность» (вслед за К.Марксом).

Такое смешение понятий «предмет деятельности», «предмет­ность деятельности» и «предметная деятельность» является след­ствием прямого переноса философской категории в конкретно-научное исследование без специальной проработки ее для исполь­зования на данном уровне научного анализа.


б Филиппова



2. Предмет деятельности как обобщенное содержание в субъек- \
тивном опыте, включенное в антиципационные схемы в качестве \
конструкта, позволяющего относить конкретный объект (как ма-
«
териальный, так и идеальный — в зависимости от особенностей ■ '
потребности и самой деятельности) к классу объектов, пригодных
для удовлетворения потребности
(на основе мотива и дополни­
тельных качеств). Предмет деятельности в таком понимании —
динамичное образование, компонент образа мира субъекта, как и:
сам образ мира, постоянно подвергающийся изменению в про­
цессе жизни. Содержание обобщенного образа объектов деятель­
ности зависит от уровня развития самого субъекта.

3. Предмет деятельности как предмет человеческой деятельно­
сти и предметная деятельность {или предметность деятельности) \
как специфически человеческая характеристика деятельности, свя­
занная с процессами опредмечивания и распредмечивания.
В этих слу- i
чаях предмет — это предмет человеческой культуры, в котором;
опредмечены способ его употребления (отчужденная или опред-1
меченная операция и цель применения), способ изготовления (от- \
чужденный или опредмеченный опыт изготовителей), а также ■
опредмеченное содержание субъектно-объектных и субъектно-
субъектных отношений (символическое значение, смысл).

Такое понимание предмета деятельности также связано с фи­лософией. С этой точки зрения дочеловеческая деятельность долж­на быть названа «объектной», так как в ней в процессе взаимо- ■. действия субъекта с объектом происходит отражение и использо-; вание для регуляции деятельности свойств самого объекта или в j крайнем случае привнесенных в него физических изменений, про- ] изведенных другими особями, т. е. изменений его как объекта, а не наделение его качеств значением, для распознавания которых необходимо совместное знание — со-знание — субъектов.

Из этих трех основных вариантов употребления термина «пред­мет деятельности» для целей анализа развития психики целесооб­разно использовать второй — понимание предмета деятельности как содержания в субъективном опыте, в котором представлен обобщенный объект деятельности, необходимый для удовлетво- ) рения конкретной потребности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал