Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет деятельности
Регуляция взаимодействия субъекта с объектом на психическом уровне развития осуществляется на основе антиципации. Понятие антиципации как основного свойства психики, позволяющего субъекту избирательно относиться к воздействиям среды и предвосхищать ее изменение, что необходимо для построения деятельности в условиях разделенности субъекта с объектом, хорошо разработано в современной психологии и физиологии (подробный теоретический и экспериментальный анализ представлен в работе Е. А. Сергиенко). Для целей регуляции деятельности в субъективном опыте в разной форме (относительно разных функцию-; нальных и генетических уровней развития) существует обобщен-; ное содержание, позволяющее определять, какой компонент и| есть необходимый объект деятельности. П.К.Анохин предложил' для объяснения этого содержания понятие антиципационной схемы: имеющаяся у самого субъекта обобщенная модель воздействия, связанная с определенными схемами ответных реакций. Такая мо-. дель может быть врожденной или приобретенной в процессе жизни. Однако в антиципационных схемах представлена не копия каждого объекта деятельности (конкретного, единичного объекта, с которым осуществляется актуальная деятельность) и не набор всех возникающих в опыте субъекта таких объектов, а их обобщенное содержание, необходимое для узнавания каждого конкретного объекта как объекта, подходящего для этой деятельности. На сенсорной стадии развития, где объект деятельности совпадает с мотивом, это модель самого стимула и границ изменения его интенсивности (точнее, своих состояний, возникающих при воздействии этого стимула). При возникновении перцепции мотив становится свойством среды, существующей вне субъекта, и «обрастает» сопутствующими качествами, позволяющими вы- бирать среди возможных те объекты, которые наиболее пригодны для субъекта. Это уже «узел» качеств «под предводительством» мотива. В дальнейшем этот узел усложняется за счет процессов обобщения и абстрагирования. Но всегда это не образы конкретных объектов, а обобщенный класс характеристик как «объект вообще», позволяющих расценивать каждый конкретный объект как пригодный для удовлетворения потребности. Этот конструкт и можно назвать предметом деятельности. Предмет деятельности — субъективное образование, а не компонент среды (по словам Г. В. Ф. Гегеля, в природе нет льва вообще, а есть только конкретный, единичный лев). Термин «предмет деятельности» в философии и психологии употребляется в разных смыслах. Можно выделить три основных значения этого понятия. 1. Общефилософское понимание предмета деятельности, отражающей ее отнесенность к некоторому конкретному содержанию. Это содержание и есть предмет данной деятельности, то, ради чего она совершается. Синонимом является «предметность деятельности». С этой точки зрения «беспредметной» деятельности не существует, так как она есть организация активности субъекта, направленной на какое-то содержание. В таком случае предмет деятельности практически совпадает с предметом потребности, который в философии также рассматривается как общая, а не конкретно-научная, категория. В психологии при неразделении в анализе предмета потребности, мотива и объекта деятельности предмет потребности совпадает со всеми ними тоже. Такое смешение встречается как у самого А. Н.Леонтьева, так и у его последователей. Чаще всего предмет деятельности отождествляется с мотивом (как тем, что побуждает деятельность) или предметом потребности (тем, что удовлетворяет потребность). Реже предметом деятельности называют конкретный объект, на который направлена актуальная деятельность. Такой взгляд привел к еще одному варианту использования термина «предметная деятельность» — деятельность с внешними, вещными объектами среды, в противопоставление деятельности внутренней, идеальной (В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и др.). В отечественной детской психологии такое определение «прижилось» и используется для характеристики возрастного уровня развития деятельности (предметная или предметно-манипулятивная). Сам А. Н.Леонтьев при этом был более осторожен и использовал понятие «вещная, чувственно-практическая деятельность» (вслед за К.Марксом). Такое смешение понятий «предмет деятельности», «предметность деятельности» и «предметная деятельность» является следствием прямого переноса философской категории в конкретно-научное исследование без специальной проработки ее для использования на данном уровне научного анализа. б Филиппова 2. Предмет деятельности как обобщенное содержание в субъек- \ 3. Предмет деятельности как предмет человеческой деятельно Такое понимание предмета деятельности также связано с философией. С этой точки зрения дочеловеческая деятельность должна быть названа «объектной», так как в ней в процессе взаимо- ■. действия субъекта с объектом происходит отражение и использо-; вание для регуляции деятельности свойств самого объекта или в j крайнем случае привнесенных в него физических изменений, про- ] изведенных другими особями, т. е. изменений его как объекта, а не наделение его качеств значением, для распознавания которых необходимо совместное знание — со-знание — субъектов. Из этих трех основных вариантов употребления термина «предмет деятельности» для целей анализа развития психики целесообразно использовать второй — понимание предмета деятельности как содержания в субъективном опыте, в котором представлен обобщенный объект деятельности, необходимый для удовлетво- ) рения конкретной потребности.
|