Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительно-психологический метод исследования
В психологии можно встретить применение слова «сравнительный» в двух планах: как выделение области психологии, где предметом исследования является сравнение разных уровней или вариантов психики {сравнительная психология), и как определение метода, суть которого — в сравнении уровней и вариантов развития психики для выявления особенностей исследуемого предмета, выделяемого в рамках одного из этих уровней {сравнительно-психологический метод). Когда говорят о сравнительной психологии, чаще всего имеют в виду ту область психологии, которая своим предметом имеет сравнение психики на дочеловеческом и человеческом уровнях развития. Такое определение характерно как для отечественной, так и для зарубежной психологии (в последнем случае используется словосочетание «comparative psychology»). Реже это определение употребляется для кросскультурных и сравнительно-исторических исследований и обычно не употребляется для онтогенетических. Вместе с тем метод сравнения имеет гораздо более широкое применение в психологии. В зоопсихологии предполагается изучение психики животных на разных стадиях эволюционного развития, которые качественно отличаются не только по содержанию взаимоотношения субъекта со средой, но и по физиологическому обеспечению — «органу психики»: отсутствие нервной системы, «доузловой» тип нервной системы (диффузный и сетчатый), разные варианты «узловой» нервной системы (кольцевая, радиальная, билатеральная, ганг-лиозная), центральная нервная система позвоночных. Для изуче- ния особенностей психики на каждом уровне развития и выяб ния закономерностей этого развития необходима выработка тода, позволяющего сравнивать столь разные формы психю Подобный сравнительный метод широко применяется в биол гии, но для психологического исследования необходима его сг циальная разработка, ориентированная на специфику психики: предмета исследования. Проблема разработки такого метода| психологии имеет давнюю историю и связана с именами В. А. Ва нера, А.Н.Северцова, Н. Н.Ладыгиной-Котс, А.Н.Леонтьев К.Э.Фабри, С.Л.Новоселовой, истоки ее обнаруживаются еще Аристотеля и позднее у французских эволюционистов и у Ч.Да§ вина. У Аристотеля содержится представление о разном качестве, у животных (смертная и неразумная) и человека (бессмертная| разумная), он применял метод сравнительного наблюдения объяснения особенностей психики человека и даже сравните^ но-экспериментальный метод для изучения врожденных и благ приобретаемых форм поведения (перекрестное воспитание пе чих птиц). Французские эволюционисты Ж. О.Ламетри, Ж.Л.Л.БкЦ фон, Ж. Б. Ламарк использовали сравнительный метод для объя нения изменения не только морфологических форм в процес эволюции, но и поведения животных. Ч.Дарвин применял сра| нительный метод для анализа эволюции инстинктов, эмощ умственных способностей у животных и человека. Взгляды эт ученых подробно обсуждаются в работах Н. Н. Ладыгиной-Кот! К. Э. Фабри и других. Традиции применения сравнительного: тода в психологии по аналогии с таковыми в биологии про1; устоялись к началу нашего века. К. Э. Фабри приводит сло| А.И.Герцена, который отмечал, что «животная психолог^ должна завершить, увенчать сравнительную анатомию и физиад гию». Подробный анализ методов исследования развития психю В. А. Вагнер обосновывает филогенетический и биогенетически методы как уже имеющие достаточно высокую степень разраб* *ости в биологии и обсуждает возможность и целесообразность 1рименения в биопсихологии (т. е. науке о развитии психики в Шции). Он отмечает, что, используя сравнительный метод, 5ходимо учитывать, по какому критерию и какие феномены < 1 ю сравнивать между собой. Выделение ступеней развития срав-Иисмых феноменов позволяет увидеть в рассуждениях автора Втсмный взгляд: на разных ступенях развития должны приме-гься разные типы сравнения. Способы сравнения внутри одной упени и между разными ступенями также должны быть различ-нельзя сравнивать изолированно одну функцию или одно |чсство, необходимо представить их роль в регуляции поведения проводить сравнение с этой точки зрения. Таким образом, в 5отах В. А. Вагнера достаточно четко обоснованы необходимость, теть применения, требования и основы сравнительно-психотического метода. А. Н. Северцов использовал сравнительный метод для обосно-щия психики как фактора эволюции. Он также использовал термин «сравнительная психология», который понимал как способ jявления общих закономерностей развития психики на основе равнения разных эволюционных уровней ее развития. С начала XX в. сравнительный метод широко применялся для Изучения физиологических основ психического отражения (на-Дример, И. С. Бериташвили применял сравнительный анализ для Изучения физиологических механизмов образного поведения и |ыделил уровни такого развития в фило- и онтогенезе), психологических механизмов мышления (сравнительное изучение мыш-Вския у разных видов животных и у человека, на разных уровнях Эктогенеза, в разных культурах — Л. Леви-Брюль, В. Кёлер, Н. Н. Ла-ыгина-Котс, М.Мид, С.Л.Новоселова), для изучения развития Зщения, игровой деятельности и общего онтогенеза (Н.Н.Ла-1ьггина-Котс, К.Э.Фабри, В.С.Мухина, Н.А.Тих и др.). В теоретическом плане разработкой сравнительно-психологического метода занималась Н. Н. Ладыгина-Коте. В ее работах дан Подробный анализ развития этого метода в биологии и психоло-Гии. Она отмечала постоянно возобновляющуюся борьбу между механицизмом и антропоморфизмом при объяснении закономерностей эволюции психики и происхождения человеческого со-■ знания и обосновывала необходимость вьщеления качественных [критериев и конструирования методов, позволяющих соотносить [структуры и функции на разных уровнях развития. В ее рассужде-[ниях также можно обнаружить начала системных воззрений: пред-[ставление об инстинктах, научении и разумных способностях не | как последовательно возникающих и сменяющих друг друга, а как! взаимно проникающих и образующих на каждом уровне развития ■ единую структуру, обеспечивающую приспособление организма к условиям существования. Она поставила проблему разработки .1 Филиппова общих оснований для выделения стадий развития психики в фи логенезе. А.Н.Леонтьев разрабатывал и применял сравнительный мето< непосредственно для выделения стадий развития психики в эво люции. Он предложил критерии выделения этих уровней (содер жание отражения и структура деятельности). Деятельность, при нятая как единица анализа развития психики, рассматриваете: как системная единица, изменяющая свои внутренние связи п< логике изменения межсистемных связей (субъектно-объектных) что ведет к изменению содержания отражения. В этом подход анализ изменения структуры деятельности, во-первых, служи! способом исследования содержания отражения и его развития, во-вторых, структура деятельности выступает в качестве структу ры межсистемных связей, изменение в которых ведет за co6oi изменение внутрисистемных связей (т. е. внутри субъекта как сие темы изменение психического отражения, его формы, содержа ния, механизмов и т.п.). Как будет видно ниже, применение i положениям А. Н.Леонтьева принципов эволюционно-системно го подхода позволяет сделать следующий шаг в представлениях развитии психики в филогенезе. Уточнения в схему А.Н.Леонтьева были внесены К. Э. Фабри который предложил выделять внутри стадий развития психию высший и низший уровни. Такое выделение основано на пред ставлении о закономерностях смены функций внутри одной ста дии развития, подготавливающей качественное изменение, кото рое выводит всю систему на следующую ступень, т. е. с точки зре ния системного подхода она становится системой следующей уровня развития. Сходные представления лежат в основе периоди зации онтогенеза Д. Б. Эльконина, уточнившего предложенную Л. С. Выготским периодизацию как смену эволюционных и кри зисных периодов. Д. Б. Эльконин говорит о смене ведущих дея тельностей и изменении направления их развития, которое опре деляет переход от периода к периоду внутри более крупных эпох тогда как переход между эпохами является уже качественным из менением всех взаимосвязей ребенка с миром. В современной отечественной психологии проблема разработ ки сравнительно-психологического метода для анализа развита) психики в эволюции поднимается С. Л. Новоселовой. Она сторон ница применения термина «сравнительная психология» и выде ления этой области психологии в самостоятельную, предметов которой является сравнение разных фило- и онтогенетически] уровней. В последнее время С. Л. Новоселова использует для опре| деления одного из направлений этой области психологии (разви! тие психики в филогенезе) название «Эволюционная психоло| гия». Она выделяет разные аспекты сравнительной психологии! которые можно рассматривать как области применения сравни! ЬНО-психологического метода анализа: сравнение психики раз-! видов животных внутри одной стадии (сюда может быть отне-10 и сравнение разных культурных вариантов у человека), срав-|Ие психики на разных стадиях развития (включая этапы ант-Югеиеза), разные онтогенетические уровни развития, а также Имение онтогенетических закономерностей на разных филоге-4чсских стадиях (филогенез онтогенеза). Последнее словосоче-|ИС представляется весьма удачным, в нем схвачена самая суть |внительно-психологического метода и его системная ориента-КЯ, В современной психологии это направление исследований тмуется большой популярностью, но, к сожалению, в основ- за рубежом. Подытоживая применение сравнительного метода для изуче-психики в эволюционном аспекте, можно сказать, что с са- jro начала его становления возникло представление о необходи-сти целостного анализа стадий и уровней и выработки)собов системного, а не изолированного изучения законо-|рностей развития психики. Этот метод можно определить как Эиант генетического метода анализа, специально разрабатывае-ВГО для целей филогенетического исследования. Другим направлением применения сравнительно-психологиче-)го метода является изучение разных вариантов культурного раз-гия человека — кросскультурные исследования. В этой области, к ЭЖалению, недостаточно внимания уделяется методологическим роблемам, в основном речь идет о сравнительном исследовании гихических процессов (например, интеллекта), мотивационных цспозиций личности, ценностей, форм сознания, архетипов, ультурных моделей (например, семейной, материнской, систем эспитания, идеала в онтопсихологии и т.п.). Стремление рас-даривать культурные варианты развития человека представлено I основном в исследованиях М. Мид. В отечественной психологии |кой подход использован В.В.Петуховым в его работе «Природа культура». Еще одной областью психологии, где также применяется и раз-вбатывается сравнительно-психологический метод, является воз-1стная, более конкретно — детская психология. В этом направле-много внимания уделяется обсуждению правомерности применения биогенетического закона в психологических исследова-(Пиях. Предмет детской психологии требует постоянного сравнения разных уровней развития ребенка, что послужило стимулом f Дня разработки методологических основ таких исследований. Первые этапы разработки такой методологии являлись прямым перенесением биогенетического принципа в психологию (например, Н.Штерн) или некритическим анализом изолированно взятой функции или процесса вне связи с общей логикой развития ребенка (многочисленные периодизации, основанные на внешних общих оснований для выделения стадий развития психики в фи-* логенезе. А. Н.Леонтьев разрабатывал и применял сравнительный метод непосредственно для выделения стадий развития психики в эволюции. Он предложил критерии выделения этих уровней (содержание отражения и структура деятельности). Деятельность, принятая как единица анализа развития психики, рассматривается как системная единица, изменяющая свои внутренние связи по логике изменения межсистемных связей (субъектно-объектных), что ведет к изменению содержания отражения. В этом подходе анализ изменения структуры деятельности, во-первых, служит способом исследования содержания отражения и его развития, а во-вторых, структура деятельности выступает в качестве структуры межсистемных связей, изменение в которых ведет за собой изменение внутрисистемных связей (т.е. внутри субъекта как системы изменение психического отражения, его формы, содержания, механизмов и т.п.). Как будет видно ниже, применение к положениям А.Н.Леонтьева принципов эволюционно-системно-го подхода позволяет сделать следующий шаг в представлениях о развитии психики в филогенезе. Уточнения в схему А. Н.Леонтьева были внесены К. Э. Фабри, который предложил выделять внутри стадий развития психики высший и низший уровни. Такое выделение основано на представлении о закономерностях смены функций внутри одной стадии развития, подготавливающей качественное изменение, которое выводит всю систему на следующую ступень, т. е. с точки зрения системного подхода она становится системой следующего уровня развития. Сходные представления лежат в основе периодизации онтогенеза Д.Б.Эльконина, уточнившего предложенную; Л. С. Выготским периодизацию как смену эволюционных и кри-1 зисных периодов. Д. Б.Эльконин говорит о смене ведущих дея-тельностей и изменении направления их развития, которое определяет переход от периода к периоду внутри более крупных эпох, тогда как переход между эпохами является уже качественным изменением всех взаимосвязей ребенка с миром. В современной отечественной психологии проблема разработки сравнительно-психологического метода для анализа развития психики в эволюции поднимается С. Л. Новоселовой. Она сторонница применения термина «сравнительная психология» и выделения этой области психологии в самостоятельную, предметом которой является сравнение разных фило- и онтогенетических уровней. В последнее время С.Л.Новоселова использует для определения одного из направлений этой области психологии (развитие психики в филогенезе) название «Эволюционная психология». Она выделяет разные аспекты сравнительной психологии, которые можно рассматривать как области применения сравни- тельно-психологического метода анализа: сравнение психики разных видов животных внутри одной стадии (сюда может быть отнесено и сравнение разных культурных вариантов у человека), сравнение психики на разных стадиях развития (включая этапы антропогенеза), разные онтогенетические уровни развития, а также сравнение онтогенетических закономерностей на разных филогенетических стадиях (филогенез онтогенеза). Последнее словосочетание представляется весьма удачным, в нем схвачена самая суть сравнительно-психологического метода и его системная ориентация. В современной психологии это направление исследований пользуется большой популярностью, но, к сожалению, в основном за рубежом. Подытоживая применение сравнительного метода для изучения психики в эволюционном аспекте, можно сказать, что с самого начала его становления возникло представление о необходимости целостного анализа стадий и уровней и выработки способов системного, а не изолированного изучения закономерностей развития психики. Этот метод можно определить как вариант генетического метода анализа, специально разрабатываемого для целей филогенетического исследования. Другим направлением применения сравнительно-психологического метода является изучение разных вариантов культурного развития человека — кросскультурные исследования. В этой области, к сожалению, недостаточно внимания уделяется методологическим проблемам, в основном речь идет о сравнительном исследовании психических процессов (например, интеллекта), мотивационных диспозиций личности, ценностей, форм сознания, архетипов, культурных моделей (например, семейной, материнской, систем воспитания, идеала в онтопсихологии и т.п.). Стремление рассматривать культурные варианты развития человека представлено в основном в исследованиях М. Мид. В отечественной психологии такой подход использован В.В.Петуховым в его работе «Природа и культура». Еще одной областью психологии, где также применяется и разрабатывается сравнительно-психологический метод, является возрастная, более конкретно — детская психология. В этом направлении много внимания уделяется обсуждению правомерности применения биогенетического закона в психологических исследованиях. Предмет детской психологии требует постоянного сравнения разных уровней развития ребенка, что послужило стимулом для разработки методологических основ таких исследований. Первые этапы разработки такой методологии являлись прямым перенесением биогенетического принципа в психологию (например, В.Штерн) или некритическим анализом изолированно взятой функции или процесса вне связи с общей логикой развития ребенка (многочисленные периодизации, основанные на внешних или частных критериях). Однако в детской психологии также достаточно давно появилась тенденция к системному анализу развития психики ребенка. В культурно-историческом подходе сравнительный метод использовался для анализа целостного развития в онтогенезе, на основе выделения общих закономерностей (критерии возраста, логики развития психики в каждом возрасте, понятие ведущей функции, смены функций, изменения закономерностей их развития, центральных новообразований возраста, ситуации развития и т. п. в трудах Л. С. Выготского, развитые А. Н. Леонтьевым, Л. И. Божович и Д. Б. Элькониным). Именно Л. С. Выготский обосновал применение и необходимость разработки сравнительного метода (хотя в его работах еще не встречается этот термин применительно к характеристике метода исследования) для анализа «психики нормального взрослого человека» как сравнение разных филогенетических (зоопсихология), онтогенетических (детская психология), культурно-исторических («примитив») и отклоняющихся (психопатология) вариантов развития психики. Л.С.Выготский выступал против некритического применения биогенетического принципа в психологии, он искал специфику закономерностей развития на каждом уровне, но при этом понимал пользу выделения общих законов развития. Он отмечал, что биогенетический закон может служить превосходным эвристическим принципом, но только «для вскрытия формального соответствия отдельных моментов в различных планах развития»1. Сам процесс развития он видит в другом: «...как один процесс развития диалектически подготавливает следующий за ним и превращается, переходит в новый тип развития»2 (курсив мой. — Г.Ф.). Л.С.Выготский умел выделить в общих закономерностях специфические для каждой стадии варианты. Это нашло свое отражение в идее коренного изменения направления эволюционного процесса в антропогенезе на основе изменения не органов, а орудий. Следующим этапом в этом направлении явилось изобретение принципиально нового орудия — знака, изменившего еще раз логику развития психики. В данном случае знак — тоже орудие, но его новое качество таково, что возникают новые, не присущие предыдущей стадии, закономерности развития. При этом соотношение этих линий развития в фило- и онтогенезе различно (как будет показано ниже, практически противоположно), что заставляет говорить об изменении логики всего онтогенеза. Л. С. Выготский признавал, что он делает первые шаги в постановке важнейших проблем новой, генетической психологии. 1 Выготский Л. С, ЛурияА.Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993. — С. 21. 2 Там же. В дальнейшем в возрастной психологии интерес сместился к проблеме детерминации развития, в рамках которой также не ослабевала дискуссия о применимости биогенетического принципа. Разработка этих аспектов методологии возрастной психологии связана с именами Ж. Пиаже и X. Вернера. Эти теоретические подходы подробно проанализированы в работах М.Донаддсон, Л.Ф.Обуховой, Н.И.Чуприковой, Е.А. Сергиенко и других. Ж.Пиаже рассматривал развитие интеллекта в онтогенезе с позиций адаптации, он определял интеллект как способ структурирования взаимоотношений субъекта со средой и пытался выявить общие закономерности развития этого структурирования, выделяя стадии развития и логику развития внутри стадий. В его подходе также содержится представление о связи изменений внутри структуры (интеллекта) с изменением структуры межсистемных связей (субъекта со средой). Однако Ж. Пиаже явно склонялся к интерпретации логики развития, основанной на генетической (в данном случае — видотипичной для человека) программе, последовательно «разворачивающейся» в онтогенезе, проходя стадии неустойчивого равновесия (т.е. недостаточно эффективного структурирования отношений субъекта со средой), которое стремится к устойчивому равновесию, причем это стремление обусловлено заранее имеющейся программой развития. Такой подход должен с современных позиций рассматриваться как только «одна сторона медали». Как показала Е.А.Сергиенко, это возможно лишь при адекватных эволюционно ожидаемых условиях (т. е. тех условиях среды, для адаптации к которым появилось данное приспособление). Изменение в этих условиях изменяет и саму логику развития (по крайней мере, нарушение эволюционно ожидаемых условий ведет к дефицитарному типу развития системы). У X. Вернера с методологической точки зрения подход более строгий. Он выделяет общие закономерности онтогенетического развития, разрабатывая для целей психологического исследования онтогенеза вариант биогенетического закона, который он называет ортогенетическим. Идея изначальной целесообразности развития основана на существовании общих закономерностей строения мира, которые «ассимилируются» системами низшего порядка. Ортогенетический подход X. Вернера объясняет логику онтогенетического развития как последовательную дифференциацию функций, структур и механизмов развития из первоначального интегрального целого. X. Вернер выделяет те же аспекты, или планы, использования сравнительно-психологического метода для изучения процессов развития психики, что и Л.С.Выготский: филогенез, онтогенез, патогенез, этногенез, микрогенез (генезис отдельных функций в разных планах). Только применение сравнительного метода во всех этих планах позволит, с точки зрения автора, выявить общие закономерности развития человека и его умственных способностей. X. Вернер анализирует связи субъекта со средой, изменение которых происходит, в отличие от взглядов Ж. Пиаже, за счет активного действия субъекта в этой среде. При этом субъект качественно изменяется и изменяет направление своего взаимодействия со средой, т. е. происходит переход «инициативы» в логике субъектно-объектных связей (межсистемных) от среды к субъекту, на основе того, что субъект, изменяясь, приобретает такие качества (выходя на новый, более высокий уровень своего развития), которые позволяют ему организовывать это взаимодействие «в свою пользу». Такое формулирование общих закономерностей и их преобразования на разных уровнях развития отражает выделенный еще Ф. Энгельсом поворот в развитии человека, суть которого в формулировке последнего звучит как приобретение человеком способности изменять (в процессе труда) среду в соответствии со своими потребностями. Таким образом, в ортогенетической теории X. Вернера нашли свое отражение идеи изменения направления развития в фило- и онтогенезе, но уже в форме, близкой к эволюционно-системно-му подходу. В предлагаемом X. Вернером подходе ценным для анализа эволюции психики является представление об изменении логики взаимодействия систем: до обретения субъектом определенных качественных особенностей изменение его внутрисистемных связей определяется логикой изменения межсистемных связей, где «инициатором» является среда как система высшего порядка (задача, возникающая вследствие изменения среды от среды определяет возникновение новой функции — примат функции над органом); изменение внутрисистемных связей выводит систему низшего порядка — субъекта — на следующий уровень и позволяет встать в другую, высшую позицию по отношению к изначально ведущей системе — среде. Этот подход используется в настоящее время в культурной антропологии, где человек рассматривается как объект и субъект культуры, т. е. такая смена межсистемных отношений не просто возникает, но оказывается цикличной как в фило-, так и в онтогенезе. В рамках возрастной психологии возникла идея интериориза-ции — вращивания внутрь тех новых содержаний, которые первоначально появились во внешних связях субъекта с миром. Л. С. Выготский говорит, что каждая высшая психическая функция появляется дважды: сначала как интерпсихическая (т. е. в межсистемных связях), затем как интрапсихическая (т.е. переходит во внутрисистемные связи). У Ж.Пиаже интеллектуальные операции появляются сначала во внешнем взаимодействии со средой, затем переносятся в умственный план. Анализируя развитие ребенка в раннем онтогенезе, М. М. Бахтин говорил о построении внутреннего Я как усвоении отношения к себе другого. У Э. Эриксона, Д. Винникотта и их последователей (теория привязанности и «object relation») ребенок усваивает качества объекта и строит «Рабочую модель Мира» по модели отношения к себе первичного объекта. П.Я.Гальперин изучал процессы интериоризации в отношении регуляции конкретного психического процесса — в построении умственных действий. В аспекте развития психики в филогенезе А. Н. Леонтьев рассматривал изменения в структуре деятельности (межсистемных связях) как ведущие за собой изменения в отражении и логически их определяющие (содержание отражения на один шаг отстает от структуры деятельности). Развиваемая в этих исследованиях идея интериоризации вполне вписывается в закономерности системного подхода. Однако в этих воззрениях абсолютизируется «инициатива» среды, и нет возможности увидеть переход этой инициативы в межсистемных связях от одной из взаимодействующих систем к другой, на который ставит акцент X. Вернер. Развитие системного подхода позволяет сделать следующий шаг в этом направлении и учитывать в развитии системы переход этой инициативы «в руки субъекта». Но этот переход должен быть обоснован — как закономерность развития системы и соотнесен с закономерностью, выраженной в форме ведущей роли функции по отношению к органу, где «инициатива» принадлежит среде как системе высшего уровня. С этих позиций система высшего уровня является ведущей в развитии системы низшего уровня. Процесс развития системы низшего уровня происходит на основе интериоризации изменений, возникающих в межсистемных связях. Следующие за этим изменения во внутрисистемных связях выводят систему на следующий уровень развития, на котором повышение ее энергоемкости, информативности, сложности внутри- и межсистемных связей позволяет ей стать ведущей по отношению к системе, с которой она взаимодействует. Таким образом, имеющиеся в психологии подходы к изучению психики в разных аспектах генетической теории и сравнению этих аспектов между собой позволяют говорить о существовании сравнительно-психологического метода исследования. С этой точки зрения изучение закономерностей развития психики (в фило-, онто- или фило- и онтогенезе одновременно) может рассматриваться как самостоятельный предмет, который требует применения сравнительно-психологического метода. С современных методологических позиций сравнительно-психологический метод можно рассматривать как конкретно-психологический метод, применяемый к предметам, специфика которых состоит в том, что их необходимо изучать в разных генетических аспектах, сравнивая эти аспекты между собой. Этот метод является синтезом общенаучного системного подхода, уже имеющего в психологии форму конкретно-научного (эволюционно-системного) и генетического метода (как общенаучного). Данный метод является основой для разработки сравнительно-психологического подхода, используемого для изучения возникновения и развития психики в эволюции. Сравнительно-психологический метод в том понимании, которое изложено выше, предполагает разработку и применение способов сравнения содержания и функционирования предмета исследования как системы на разных этапах ее развития. Развитие системы происходит в разных формах и осуществляется за счет изменения межсистемных связей, которые требуют перестройки связей внутрисистемных. Такая перестройка выводит систему на новый уровень развития, в результате чего усложняются и расширяются как внутрисистемные, так и межсистемные связи, повышаются устойчивость, сложность, лабильность, информативность и энергоемкость системы, что позволяет ей изменить межсистемные связи и выйти на следующий системный уровень (основные положения системного подхода, которые были рассмотрены выше). Если в качестве предмета исследования выбирается такой, который имеет разные уровни развития (при изучении эволюции психики — филогенетические), то необходимо выделить общие и частные закономерности, свойственные разным уровням. Кроме того, появляется задача обосновать качество системы, которое она приобретает, выходя на высшей уровень развития, новую иерархию взаимодействующих систем, особенности новых межсистемных связей и механизмы, которые к этому привели. Основные положения сравнительно-психологического подхода, основанного на сравнительно-психологическом методе анализа, в настоящее время можно сформулировать следующим образом. 1. В качестве основного принципа сравнительно-психологиче 2. Основные механизмы развития в фило- и онтогенезе следую - ведущая роль функции по отношению к органу. В филогенезе это выражается в форме перераспределения резервов психики для решения новой адаптационной задачи, что служит основой даль- нейшего возникновения функциональных и морфологических структур, в онтогенезе — в формировании функциональных систем в процессе новых форм взаимодействия с миром; - изменение внутрисистемных связей, ведущих к развитию сис - выход системы на новый качественный уровень развития при - соотношение вышеуказанных трех механизмов определяет
3. Основным принципом возникновения и развития новых ва 4. Основным принципом развития деятельности является прин Применение сравнительно-психологического подхода предполагает анализ различных уровней развития психики и различных компонентов содержания, формы психического отражения и механизмов регуляции поведения субъекта на разных эволюционных уровнях развития. Для того чтобы обеспечивать преемственность анализа, необходимо использовать одни и те же категории. В психологии нет единства в использовании различных понятий в разных подходах. Так происходит потому, что часто теоретические подходы, теории и модели со своим концептуальным аппаратом разрабатывались для изучения конкретного предмета и в рамках отдельных уровней развития (как это было показано при рассмотрении уровней методологии психологии). При анализе эво- люции психики приходится рассматривать все стороны п с и- ^ хики и на всех уровнях р а з в и т и я. Поэтому необходи- \ мо основные используемые категории привести в такое состоя- \ ние, которое позволило бы применять их для анализа всех фило- I генетических уровней развития психики. 2.3. Основные категории 2.3.1. Категория деятельности в философии и психологии Определение психики и анализ ее развития в философии и психологии, как было показано выше, связаны с категорией взаимодействия и отражения. На уровне психического отражения взаимодействие рассматривается как субъектно-объектные отношения. Категория отражения определяется как общая, внутри которой как особенное выделяется отражение на уровне живой материи. В живой природе отражение становится условием сохранения системной целостности субъекта и его развития. В то же время отражение в живой природе также является общей категорией для выделяемых внутри нее особенных категорий — отражения физиологического и психического. Само психическое отражение — общая категория по отношению к уровням психического отражения, высшим из которых является психическое отражение у человека. В психическом отражении как процессе есть три основных компонента: субъект, объект и связь между ними. Причем в этом процессе субъект и объект не равны, субъект активен по отношению к объекту, его сущность состоит в том, что для поддержания своей определенности субъект должен взаимодействовать с объектом, в котором заключено то, что необходимо для поддержания этой сущности субъекта. Таким образом, суть субъектно-объект-ных отношений состоит в том, что субъект «пристрастен», активен, деятелен по отношению к объекту, а объект «равнодушен». Субъект должен иметь объект для себя, поэтому он деятелен по отношению к объекту, и поэтому он субъект. Процесс взаимосвязи субъекта с объектом полярен, направлен от субъекта к объекту. Этот процесс активного стремления субъекта к объекту для достижения необходимого в объекте для субъекта (достижения не-#для Я) рассматривается в философии как процесс деятельности. Употребление категории деятельности как более общей по отношению к деятельности человека может быть прослежено, начиная от Б. Спинозы. Он рассматривал протяженность и мышление (последнее в его системе совпадает с современным пониманием психики) как два равноправных атри- бута субстанции, указывая на градации его в животном мире с высшей степенью у человека. Мышление он определял как способность строить свое движение по форме движения любого тела (т.е., другими словами, способность отражать особенности этого другого тела и действовать в соответствии с этим). Спиноза подчеркивал, что для того, чтобы понять, как действует мыслящее тело, надо выйти в его отношения с другими телами и только через исследование способа действия мыслящего тела можно понять его. Для нас здесь важны, во-первых, подчеркивание связи субъекта с объектом как способа активного действия субъекта и, во-вторых, подход к возможности изучения мыслящего тела через его взаимодействие с объектом (т. е. метод исследования), а в-третьих, указание на существование градаций субъектно-объектных отношений, их различных ступеней как проявление этого общего атрибута материи. По Гегелю, субъект и объект существуют как нечто «поту-сто-роннее» и «посю-стороннее», и основная проблема в том, как субъект переправляет к себе объект. Отсюда исходит первоначальное разделение субъекта и объекта, в котором имманентно заложена их связь. Согласно И. Канту, «вещь в себе» действует на человека, и под влиянием толчка от «вещи в себе» чувствительные способности человека создают хаос впечатлений, которые упорядочиваются при помощи форм созерцания — вещь является, и человек познает не «вещь в себе», а то, как она является ему во взаимодействии. Здесь важно, что косвенно, с помощью присущих субъекту особенностей и во взаимодействии с объектом познается то, что выступает в этом взаимодействии. Из понимания субъекта и объекта как не существующих друг без друга И.Г.Фихте выводит способ существования субъекта (Я) как полагающего себя в качестве определенного через не-Я (т.е. субъект — Я — потому субъект, что он имеет потребность в объекте — не-Я — и активно себя проявляет в овладении этим необходимым для себя объектом). Самоположение Я есть деятельность. Деятельность в системе «Я — не-Я» — это стремление, отнесенность Я к объекту. Я потому Я, что оно деятельно. Основание действительности Я — некоторое первоначальное его взаимодействие с не-Якак тем, что вне его и для него положено. При этом не-Я только приводит Я в движение (подобно тому, как у Канта под влиянием толчка от «вещи в себе» создается в субъекте хаос впечатлений), но сам характер деятельности зависит от Я. В этих высказываниях Фихте важно в первую очередь то, что Я существует только в действовании. Исходной предпосылкой субъекта деятельности (Я) является то, что этому Я внеположен предмет деятельности (не-Я), и их взаимодействие рассматривается в общих категориях: субъект (Я) вообще, объект (не-Я) вообще, и деятельность, связывающая их и являющаяся основой существо- вания субъекта (Я), тоже не как чисто человеческая, а как общая категория. Тождество субъекта и объекта достигается только в абсолютном Я, а ступени достижения этого единства Фихте называет совершенно конкретно: ощущение, созерцание, воображение, мышление, что по форме отражения можно соотнести с уровнями существования психических образов: сенсорных, перцептивных, представлений и понятий. Философов, разумеется, в первую очередь занимало становление человеческого духовного начала. При этом они не отрицали естествознания и возможности с его помощью преодолеть пропасть, разделяющую субъект и объект. Совершенно ясно это высказал Ф. В. Шеллинг. Он указывал, что познание единства субъекта и объекта может осуществляться в двух направлениях: 1) выяснение того, как из объекта (материального) возникает субъективное, — это задача естествознания, которое исследует, как к природе прибавляется разумность; 2) ответ на вопрос: откуда берется согласующаяся с субъективностью объективность? (этот вопрос с современной точки зрения можно сформулировать другими словами: почему субъект адекватно отражает внешний мир?) — это другой путь преодоления пропасти, здесь субъект первичен, и это, по Шеллингу, и есть путь философии. Если оба пути приведут к одному результату, значит, они верны. Но поскольку философия рассматривает только этот второй путь — от субъекта, то она исходит из деятельной природы субъекта уже становленного, развившегося, наделенного волей, что есть частный случай субъект-но-объектных отношений вообще. По Шеллингу, основа адекватности, гармонии между миром идеальным и миром реальным — в тождественности деятельности, порождающей эти миры. Эта деятельность рассматривается как порождение духовного начала, как реализация этого деятельностного духовного начала от бессознательного в природе (а не в онтогенезе человеческого субъекта, как это можно было бы представить) к сознательной деятельности человека. Переход от бессознательного деятельного начала в природе к сознательной деятельности человека проходит через ряд прогрессивных ступеней, через всю природу от полюсов магнита до человека. Здесь важно подчеркивание встроенности отношений человека с миром в более общие субъектно-объектные отношения и допущение двух равноправных путей к познаванию связи субъекта с объектом, а также понимание деятельности как активности, исходящей от субъекта для взаимодействия с объектом, с не-ЛТ, существующим вне Я, для него, дополняющего его в объекте. Из суждений Спинозы, Канта, Фихте и Шеллинга следуют два основных вывода: 1) субъект и объект рассматриваются как общие категории, распространяющиеся на все природные (живые) объекты, а не только на человека; 2) форма связи между субъектом и объектом — категория деятельности, также рассматривается как общая для всей живой природы и имеющая свои градации развития до человека включительно. Следующий этап развития этих категорий в интересующем нас ключе мы находим у Г. В. Ф. Гегеля. Гегель ставит конкретный вопрос: как субъект переправляет к себе объект? — что современным языком означает: как субъект отражает объект? По Гегелю, субъект «имеет объект для себя» и в то же время оставляет его самим собой. В этом сущность психического отражения — адекватно отразить объект, не подвергая его прямому воздействию, чтобы решить, что с ним делать. Это отличается от физиологического отражения, происходящего в процессе прямой ассимиляции. Гегель, подобно предшествующим философам, рассматривает преодоление пропасти между субъектом и объектом как инобытие Абсолютного духа, т.е. как ступени достижения конечного результата, где происходит полное соединение субъекта и объекта. Все формы существования в мире есть инобытие Абсолютного духа, эти формы суть уже известные нам ступени — механическая, химическая, органическая (субъективность). Вся природа есть система этих ступеней, выстроенная в традиционную онтологическую картину мира (независимо от того, что эта картина выражает «инобытие Абсолютного духа»). Гегель связывает возникновение субъекта с возникновением живой материи: «Лишь в живых существах достигается субъективность в противоположность внешнего друг другу существования»1. Это и есть выражение полярности отражения при выделении субъекта и объекта. У Гегеля субъективность тоже имеет свои ступени развития. Как единичную, конкретную субъективность он рассматривает именно животный организм. Животное из своего простого отношения к себе ввергается в противоположность внешней природе. Такое противопоставление снимается тем, что животное потребляет предназначенное в природе для него и тем самым себя поддерживает. Это соответствует необходимому достижению не-#для Я у Фихте и Шеллинга. Рассматривая живое, и в частности животное в окончательном варианте, как субъекта, Гегель характеризует его как источник активности, направленной на объект и выражающейся в достижении этого объекта. Жизнь, по Гегелю, «как объективное и как процесс есть самоопосредствующаяся деятельность»2, основные ступени которой: 1) субъективная жизнь; 2) духовная жизнь. Эта самоопосредствующаяся деятельность и есть тот процесс, который связывает субъекта и объекта, где и происходит преодоление разделяющей их пропасти. Причем все эти категории 1 Гегель Г. В. Ф. Философия природы // Соч.: В 14 т. — М; Л., 1934. — Т. 2. — С. 26. 2 Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч.: В 3 т. — М., 1977. — Т. 3. — С. 348. рассматриваются как общие, а не только по отношению к человеку. Гегель определяет деятельность как влечение, направленное к снятию недостатка определенности потребности субъекта (т.е. к потреблению того, что нужно для удовлетворения потребности). Содержание этой определенности — цель деятельности. Цель имманентна предметам природы, это то, что надо достичь. Цель рассматривается Гегелем как предмет деятельности: «Деятельность есть там, где имеются условия и предмет»1, т.е. достижение цели как определенного предмета в определенных условиях. Применяя понятие «цель» к природным объектам вообще, Гегель говорит о целесообразности живой деятельности природы, однако указывает, что она не имеет отношения к самосознательному рассудку. В отличие от целесообразной деятельности живой природы как достижения цели для снятия недостатка определенности потребности (и поэтому имеющей цель и предмет), целеполагающая деятельность человека — работа — есть опредмечивание сущностных сил человека. Она определяется, в отличие от деятельности животной, через категорию отчуждения, выражающую суть перехода от жизни субъективной к жизни духовной. Для нас в этих рассуждениях важно, что Гегель четко и ясно определяет субъекта как субъекта вообще, проходящего в своем развитии ступени от растений до животных и далее до человека, а деятельность как характеристику субъектно-объектных отношений также как общую с возникновением внутри нее особенных: на уровне единичного субъекта — животного и следующего этапа — духовной деятельности человека. В дальнейшем весь анализ Гегеля посвящен только духовной деятельности человека и человеческому мышлению. Таким образом, в философии анализ деятельности как научной категории предполагает ее рассмотрение как связи субъекта с объектом. Деятельность есть процесс связи субъекта с объектом, такая форма их взаимодействия, в которой выделяются разные по содержанию полюса этого взаимодействия — субъектный и объектный. Такая форма взаимодействия, в которой один из полюсов остается объектом, а второй становится субъектом деятельности, возникает с появлением живой формы материи. Жизнь есть процесс особым образом организованных тел, которым для сохранения своей самости необходимо взаимодействие с объектом. Это взаимодействие полярно, активно со стороны субъекта и направлено к объекту. Субъект начинает производить деятельность, как только его собственное состояние изменяется так, что появляется угроза его самости. Это связано с процессами внутри самого субъекта, которые обеспечивают поддержание субъекта в состоянии, 1 Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч.: В 3 т. — М, 1977. — Т. 3. — С. 251. равном себе, и отражает актуализацию потребности субъекта в объекте, что является условием начала деятельности. Категория «деятельность» в таком понимании есть общая категория для характеристики жизнедеятельности всех субъектов с момента возникновения такого типа взаимодействия в природе, т. е. с возникновением живого. Гегель говорит, что живое отличается от неживого «тем высшим свойством, что оно есть деятельность»1. В дальнейшем на каждом уровне качественных изменений субъектно-объектных отношений появляются новые качественные изменения деятельности, связывающей субъекта с объектом. Проблема субъектно-объектных отношений и их преобразования на разных ступенях развития материи рассматривалась в философии Б.Спинозой, И.Кантом, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллингом, Г.В.Ф.Гегелем. Взгляды на взаимодействие субъекта и объекта в философии позволяют выделить три основных качественных скачка, связанных с появлением нового качества субъекта. 1. Появление «неполного субъекта» — живой формы организа 2. Появление субъекта психической деятельности — животного 3. Третий скачок связан с качественным изменением средств, 1 Гегель Г. В. Ф. Философия природы // Соч.: В 14 т. — М.; Л., 1934. — Т. 2. — С. 504. должны, во-первых, существовать вне и до появления данного субъекта, а во-вторых, быть даны ему в процессе взаимодействия с обладающими ими другими субъектами. Эти средства отражения (искусственные знаковые средства) позволяют субъекту строить свою деятельность не только с учетом закономерностей пространственно-временной отделенности объекта от субъекта, но и с учетом закономерностей существования самих объектов, независимо от взаимодействия с субъектом. На этом основана возможность для субъекта активно изменять взаимоотношения объектов (а не только взаимоотношения себя с объектом) таким образом, что сама среда изменяется соответственно всей потребностно-моти-вационной сфере субъекта, а не только задачам его непосредственно производимой деятельности. Это суть возникновения человеческой формы деятельности. Идея соподчиненности разных форм деятельности по отношению к более общей для них всех родовой категории «деятельность» как формы взаимодействия с момента выделения субъектного и объектного полюсов системы взаимодействия и преемственности развития форм деятельности в живой природе подчеркивалась многими философами. Спиноза рассматривал мышление как атрибут материи, имеющий градации развития от ощущения до мышления. Само содержание этих ступеней зависит от отношений тела (субъекта) с другими телами, т.е. от характеристик субъект-но-объектных отношений и деятельности, их соединяющей. Основание деятельности Я (субъекта), по Фихте, — наличие не-Я как некоего вне-iT, положенного для Я, с которым J? осуществляет первоначальное взаимодействие. Характер этого взаимодействия зависит не от объекта, который только приводит Я в движение, а от самого Я. Другими словами, от качественных характеристик субъекта как системы зависит качество, содержание, структура его деятельности. А это Я (субъект) может быть разным, соответственно разной будет и связь Я с не-Я. По уточнению Шеллинга, это характеризует субъектно-объектные отношения на всех уровнях развития материи, от полюсов магнита до человека. Противопоставление субъекта и объекта свойственно всей природе, как отношения Як не-Я, в этом заложена родовая сущность деятельности как общей категории по отношению к частным проявлениям или формам (один из вариантов панпсихизма). По Гегелю, реализация Я в деятельности имеет ряд ступеней, соотносящихся со ступенями субъективности, у человека приобретающая новое качество, которое определяется как духовное содержание деятельности. Понимание деятельности как формы субъектно-объектных отношений, имеющих различное содержание на разных уровнях развития субъективности (так как структура и содержание деятельности зависят от самого субъекта), предполагает характеристику внутренней структуры деятельности, поскольку только таким пу- тем можно разобраться, почему субъект действует именно так, а не иначе (т.е. изменения в самом субъекте деятельности). Структура деятельности — как форма субъектно-объектных отношений — рассматривается в психологии по-разному в зависимости от задачи исследования и выделяемого предмета. В качестве объекта исследования могут выступать отдельные стороны, факторы (внешние и внутренние) субъектно-объектного взаимодействия. В зависимости от задачи и теоретических оснований выстраивается модель, с помощью которой интерпретируются данные. С методологической точки зрения деятельность как структурная, функциональная и системная единица анализа психики в целом отвечает требованиям, предъявляемым к такой единице (Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов, Б.Ф.Ломов). Она позволяет исследовать процесс субъектно-объектных отношений, во-первых, в системе всех трех его составляющих: субъект (как единица индивидуальной жизни), объект (как единица мира) и процесс их взаимосвязи (как единица жизнедеятельности). А во-вторых, в функционировании и развитии. Возможность исследования психики как живого процесса, формирующегося и осуществляющегося в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия субъекта с миром, которое подчеркивалось С.Л.Рубинштейном, отражена у А. Н.Леонтьева в понимании структуры деятельности: сама деятельность состоит из действий, а действия — из операций. Непосредственным двигательным актом является только операция как живое движение, все остальное — объединение их в более крупные единицы для целей научного анализа. Текучесть, изменяемость деятельности и самой ее структуры, по Леонтьеву, понимается не только в плане функциогенеза, но и в плане онто-и филогенеза. Возможность такого ее анализа заключена именно в выделении ее структуры. Непротиворечивость и взаимодополняемость структурного и процессуального вариантов деятельностно-го подхода в теоретическом плане неоднократно подчеркивались отечественными психологами (А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов). Таким образом, принимая деятельность как единицу анализа психики, т. е. как такой конструкт, с помощью которого можно изучать содержание и форму психического отражения на разных стадиях филогенеза и механизмы перехода с одной стадии на другую (механизмы развития), следует саму деятельность рассматривать как систему, имеющую внутреннее строение, содержание которого характеризует определенную стадию развития, а преобразование характеризует переход на следующую стадию развития. Деятельность как единица анализа имеет чувственно-созерцательную форму (процесс взаимодействия субъекта с объектом). Однако этот процесс (как единица анализа психики) должен иметь смысл для субъекта (который активно эту деятельность проявляет) и быть ограничен, т.е. иметь начало и конец, тогда он высту- пает в качестве «единицы». Для понимания этих характеристик деятельности следует обратиться к самому субъекту и форме его жизнедеятельности. Нужда Суть субъектно-объектных отношений состоит в том, что у субъекта есть необходимость иметь для поддержания своей целостности нечто, находящееся вне его и заключенное в объекте. Объект пространственно отделен от субъекта, и последний должен начать свою деятельность до контакта с объектом и даже до появления объекта в отражении. «Нуждаемость» субъекта в объекте отражает изменение в гомеостазе субъекта и переживается им самим как состояние нужды. Обычно подчеркивается негативное значение состояния нужды, переживаемое субъектом как физический дискомфорт. Такое понимание нужды лежит в основе моделей редукции напряжения влечения, принятой в психоанализе (необходимость реализации энергии влечения для снятия напряжения), в этологических подходах (Н. Тинберген, «гидравлическая» модель инстинктивного поведения К. Лоренца), в бихевиоризме (потребность как специфическое состояние, связанное с нуждой в чем-либо и исчезающее при снятии напряжения от этой нужды, — редукция влечения — по Г. Холлу). Сдвиг гомеостаза в тканях и органах, преобразованный нервной системой и отражающийся на субъективном уровне в состоянии нужды, считается «отправной точкой» при изучении физиологических механизмов психической деятельности для тех уровней развития, на которых есть нервная система. До возникновения нервной системы субъективные состояния в ответ на изменение гомеостаза также возникают. У простейших животных есть сенсорно-специфичные органеллы, воспринимающие определенную стимуляцию. В ответ на эту стимуляцию, а также при изменении состояния внутри клетки движение производится, во-первых, целостное всем организмом, а во-вторых, по направлению к объекту еще до контакта с ним и изменения состояния органелл или протоплазмы вследствие ассимиляции. При этом далеко не всякое изменение гомеостаза отражается в изменении субъективного состояния, а только некоторая его величина. Это еще не та величина изменений, которая угрожает жизнедеятельности организма. Состояние нужды является сигналом о том, что угроза благополучию может возникнуть. Однако сам субъект ориентируется на это состояние как требующее немедленного изменения. В этом выражается антиципирующая функция состояния нужды (как проявление общего свойства психики — антиципации), так как в условиях разделенности субъекта с объектом необходимо время и ре- сурсы субъекта для того, чтобы овладеть объектом и ассимилировать необходимые для восстановления гомеостаза вещества. То же самое касается прекращения ассимиляции, так как изменение в тканях и органах наступит позже, чем будет потреблено необходимое количество вещества объекта. Таким образом, с самого возникновения психики появляется, во-первых, необходимость субъективного отражения изменения гомеостаза (состояния нужды), а во-вторых, его антиципирующий характер. Другой характеристикой состояния нужды, указание на которую можно обнаружить у Н. Я. Грота, В. Вундта, 3. Фрейда и у других авторов, является локализация ее соматического переживания в теле субъекта. Субъективное состояние нужды при изменении гомеостаза может быть нелокализованным — переживаемым как общий дискомфорт или локализованным — отнесенным к определенному органу, области тела и т.п. (например, чувство жажды, локализующееся на слизистой оболочке ротовой полости и служащее сигналом об изменении осмотического давления в тканях тела). Источником такого ощущения является соматический процесс в тканях. У К. Изарда можно найти подробный анализ теоретических подходов к исследованию связи изменения гомеостаза в тканях тела и локализации субъективных переживаний, отражающих эти изменения. Менее «привязанные» к определенным частям тела состояния А. А. Ухтомский характеризовал как «хвост» нервного процесса, отражающийся в чувстве напряжения сосудов и других переживаниях. Что это состояние значит для субъекта? Субъективное состояние, возникающее в ответ на изменение гомеостаза, имеет когнитивную (ощущение) и эмоциональную стороны. По В.Вундту, ощущение само по себе не обладает свойством удовольствия или неудовольствия, а только качеством и интенсивностью. Пока оно еще не потенциирует субъекта, оно только «есть». Еще не известно, что с ним делать: любить или отвергать, стараться сохранить или устранять. В данном случае речь идет о двух формах гомеостатических изменений, одно из которых сигнализирует об угрозе сохранности субъекта (именно этот аспект традиционно подчеркивается в термине «нужда»), а другое — об оптимальном, «хорошем» состоянии гомеостаза. Второе состояние рассматривается в качестве подкрепления правильности осуществляемой субъектом активности (Г.Холл, И.П.Павлов, У. Мак-Дугалл, Э.Л.Торндайк, Г. Спенсер, Э.Ч.Толмен и др.) и как информация для субъекта об удовлетворении потребности (П.К.Анохин, З.Фрейд, Л.И.Божович, Н.Я.Грот, Г.Спенсер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.К.Вилюнас и др.). Кроме сигнала о снятии нужды положительное переживание сопровождает состояние «оптимального гомеостаза», которое описывается как чувство бодрости, хорошего самочувствия, сте- ническое состояние и т. п. Оно обычно не локализовано в каком-' то органе или части тела, а более «размыто» и связано с общим эмоциональным фоном настроения. Отрицательное состояние обычно называется «неудовольствие», а положительное — «удовольствие». Понятие отрицательного и положительного состояния при изменении гомеостаза Н. Я. Грот использует при объяснении динамики деятельности по удовлетворению потребности, называя положительное состояние удовольствием, а отрицательное — страданием. При этом и то и другое по своей функции в деятельности может иметь «+» и «-» значение (положительное и отрицательное страдание и положительное и отрицательное удовольствие). Функции их в том, чтобы сигнализировать субъекту, что делать со своим состоянием. Удовольствие может быть знаком окончания страдания или отдыха, связанного с восстановлением энергетического баланса и побуждающего субъекта к активности для реализации энергии. Негативное или позитивное состояние при изменении гомеостаза переживаются субъектом в форме первичной эмоции удовольствия или неудовольствия. Эмоция наделяет возникающее субъективное состояние статусом «нужды» или «нужности». Только это выводит соматическое переживание, возникающее при сдвиге гомеостаза, в статус инициирующего начало деятельности. Теперь его надо стремиться сохранить или изменить. И то и другое предполагает изменение активности (даже если оно состоит в том, чтобы сохранять и продолжать имеющуюся форму активности). Все остальное — объект, условия, в которых он дан, организация деятельности субъекта — имеет смысл только с позиции того, надо, наличное состояние изменять или сохранять. Субъекту изменения своих состояний открываются в форме ощущений. Оценка этих изменений происходит в форме эмоций удовольствия и страдания. Источник удовольствия и страдания — в приобретении внутренними процессами состояния гармоничности или дисгармоничности. При обсуждении того, какие внутренние отношения ведут к гармонии или дисгармонии, Н. Я. Грот вводит понятие отношения между предшествующим состоянием органов и тканей и их состоянием при возбуждении (отношение между энергией и работой). Эти отношения могут быть разными, что ведет к переживанию страдания, если сдвиг происходит в сторону расхода энергии, и удовольствия, если — в сторону увеличения энергии. Смена этих состояний регулирует цикл деятельности. Однако все эти процессы и переживания могут возникать только в деятельности, ведущей к изменению работы тканей и органов. Таким образом, переживание нужды отражает состояние гомеостаза и нуждаемость субъекта в сохранении или изменении своего состояния. Возникновение положительного или отрицательного переживания, сопровождающего ощущения при изменении гомеостаза, информирует субъекта только о том, что это состояние надо сохранить или изменить. Но в нем не содержится никакой информации о том, что для этого надо делать, и даже вообще о том, что надо проявить активность. Это отмечается многими авторами, анализирующими состояние нужды (Н. Я. Грот, А. Н. Леонтьев, Л. И. Бо-жович, В.К.Вилюнас и др.). Приоритет
|