Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическая форма отражения
Эта форма отражения характерна только для определенного класса живых материальных систем. Единицей такой живой системы является субъект психики (живой организм, обладающий пси- I _хикой). Таким образом, психика — свойство данной системы, не I присущее системам других классов. Вступая во взаимодействие, | содержанием которого является психическое отражение как про-\ цесс, а результатом — отражение как психический образ, субъект i психикидь^тудает по ряду параметров таким же, как все живые системнее* является активным, взаимодействие нужно ему для j сохранения себя как системы, взаимодействие полярно, направлено от субъекта к объекту, объект взаимодействия не обладает активностью, субъект и объект не равноправны как члены взаи-модействия.чОтличие, однако, есть, и оно весьма существенное.; В результате взаимодействия, содержанием которого является психическое отражение, с отражаемым объектом вообще ничего не происходит. Более того, он по сути не является участником, так как непосредственно на субъекта не воздействует, а только проявляет свои свойства как продукт взаимодействия с другими компонентами среды (или с самим субъектом, но как с партнером по другим видам взаимодействия, например механическому — прикосновение, химическому — молекулы попадают на вкусовые анализаторы и вступают в химическую реакцию с их структурами и т. п.). Результаты этих проявлений объекта или других форм своего взаимодействия с ним субъект сам переводит в другую форму — психическую, только воспринимая их, но никак при этом на объект не действуя, т. е. не изменяя его. Получается совершенно уже односторонний процесс — только с полюса субъекта. Однако объект тоже участвует в нем. Если бы он никак не проявлялся (а проявляется он в процессе других форм взаимодействия), то субъект бы не мог его отразить. У субъекта есть специальные структуры (органы чувств или их аналоги на ранних стадиях развития психики), которые могут, изменяя свое состояние, отражать проявления объекта (именно это имел в виду И.Кант, когда говорил, что человек познает не вещи, а то, как они ему являются). Результаты этого отражения субъект «имеет себе» в форме психического образа, который дает возможность субъекту знать, что это за объект и где он находится, не вступая с ним в прямой контакт (т.е. до начала других форм отражения, результатом которых будет изменение субъекта как физиологической, химической или физической системы). На основе этого субъект так организует свою жизнедеятельность (свою, а не объекта!), что становится возможным вступить в контакт с объектом или избежать этого контакта. Это улучшает системные свойства субъекта, позволяя ему стать более устойчивым по отношению к среде и лучше поддерживать свое состояние, так как, являясь живой системой, субъект для поддержания себя нуждается в находящемся вне его объекте (но уже для совсем другого акта взаимодействия — физиологического, а не психического). В отличие от физиологических живых систем субъект психики не ждет пассивно появления своего предмета потребности, а определяет его местонахождение на расстоянии, сам приближается к нему и вступает с ним в контакт. То же характерно для избегания нежелательного взаимодействия. Результатом взаимодействия при психическом отражении уже не является включение партнера по взаимодействию в свои структуры, он не исчезает и не становится элементом в структуре субъекта. В данном случае, по сравнению с другими формами взаимодействия и отражения, можно более определенно говорить об отражении не только как о результате (психический образ), но и как о процессе (порождение психического образа). На предыдущих уровнях развития материи эти процессы (взаимодействие и отражение) были единым актом. Только при психическом отражении выделяется процесс психического отражения как самостоятельный, направленный на получение психического отражения как результата только на полюсе отражающего субъекта. Построение и получение такого отражения принадлежат субъекту отражения, он сам затем с этим результатом (психическим образом) и взаимодействует (а вовсе не с объектом отражения!). На основе результатов взаимодействия со своим психическим образом субъект может вступать (или не вступать) с объектом отражения в следующие акты взаимодействия: далее разворачивать процесс психического отражения (опять же не изменяя объект) или вступать с ним в другие формы взаимодействия (механическое — перемещение, деформация и т.п.; химическое — например, смачивание пищеварительными соками, действие ядовитым секретом и т. п.; физиологическое — поглощение и переваривание), в результате которых объект имеет в качестве результата взаимодействия соответствующие формы отражения. Субъект же может иметь при этом обе формы отражения: и соответствующую процессу взаимодействия (механическому — давление на себя, физиологическому — поглощение в себя), и одновременно психическую, так как в процессе всех форм взаимодействия происходит и процесс психического отражения (который не производит объект отражения). Поэтому при психическом отражении с объектом ничего не происходит, исключая те случаи, когда психическое отражение субъект производит в процессе других форм взаимодействия, тогда объект изменяется, но как участник другого процесса взаимодействия, а не процесса психического отражения. Таким образом, рассматривая процесс взаимодействия, мы каждый раз должны внутри его выделять разные его формы и определять, в какой из форм взаимодействия и как задействованы оба участника. При психическом отражении, строго говоря, объект отражения не вступает во взаимодействие с субъектом отражения, но объект вступает в другие взаимодействия с субъектом или с другими объектами, результат которых субъект психического отражения «имеет себе» в форме психического образа. Процесс психического отражения «принадлежит» субъекту, хотя без объекта и невозможен. Но объект не только не «направляется» к субъекту как член взаимодействия, но даже вообще ничего о нем «не знает» (в отличие от физиологического взаимодействия, когда объект изменяется объектом, несмотря на полярность, также для этого процесса характерную). / Таким образом/тхсихическое отражение оказывается «полез-ч ным», более того, необходимым для одного члена взаимодействия ' (субъекта), но безразличным для другого (объекта). Оба члена взаимодействия также оказываются в этом процессе не равными друг другую но это неравенство отлично от такового при физиологическом отражении. Психическое отражение будет выглядеть следующим образом. 1. Источник взаимодействия для Си О — внутренний источник 2. Необходимость взаимодействия для сохранения целостности 3. Равнозначность позиций участников взаимодействия: по всем 4. Изменение, происходящее с каждым из участником в ре С не изменяется в результате взаимодействия, сохраняет себя как систему; О не изменяется в результате взаимодействия, сохраняет себя Общая схема взаимодействия будет выглядеть следующим об- > Внутренний источник Внешний источник ; взаимодействия взаимодействия i 1 I ;! С -> О Активность присуща субъекту, отсутствует у объекта. «Нужность» взаимодействия и отражения положительная для С. ; «Нужность» взаимодействия и отражения безразлична для О. В процессе взаимодействия С* О. В результате взаимодействия С полностью = С; О полностью = О. \ Отражение как результат взаимодействия есть только для субъекта, причем это специфическое отражение: субъект не изменяет объект, а «имеет его себе» в форме психического образа. Психический образ есть особое состояние субъекта, представленное ему самому в субъективной форме. В этом состоит качественное отличие психической формы отражения от физиологической. При физиологической форме отражения объект прямо включается в субъекта (ассимилируется), а при психической — сначала дан субъекту в форме психического образа, после чего может разворачиваться любая другая форма взаимодействия. Целью психического отражения является создание условий для вступления субъекта в другие формы взаимодействия с объектом. При этом можно выделить две главные задачи, стоящие перед субъектом психики как живой системой. Первая задача — это вступление в физиологическое взаимодействие с объектом, необходимым для обмена веществ. Обмен веществ происходит в физиологическом взаимодействии и является содержанием отражения как результата этого процесса. Психическое отражение позволяет определить объект, с которым надо вступить во взаимодействие до того, как объект сам окажется в контакте с субъектом. Такая задача встает только в том случае, если субъект может изменить свое положение относительно объекта, т. е. сам приблизиться к нему и вступить с ним в контакт. Для объяснения появления психического отражения в эволюции необходимо показать, что, во-первых, такого положения объекта относительно субъекта (объект сам не оказывается в контакте с субъектом) сначала не было, а затем оно появилось на определенной стадии развития живой материи. А во-вторых, что субъект приобрел способность активно изменять свое положение относительно объекта. Вторая задача, стоящая перед субъектом, — сохранение своей системной целостности. Эта системная целостность может быть нарушена (или ухудшена) при таких формах взаимодействия субъекта с объектами, результатом которых является отражение как изменение физических, химических или физиологических качеств субъекта, не полезных для него (физическое повреждение, изменение химической структуры, или субъект сам может стать объектом для обмена веществ другой живой системы). Психическое отражение дает возможность избежать такого взаимодействия, но опять же только в том случае, если субъект может активно изменять свое положение относительно объекта нежелательного взаимодействия (избегать контакта с ним). При предыдущих формах отражения система противостояла неблагоприятным воздействиям только устойчивостью своих внутрисистемных связей и не могла избежать разрушающего ее взаимодействия. Субъект психики приобретает способность избегать неблагопри- ятных для него взаимодействий, чем существенно повышает свою устойчивость как системы. Таким образом, для возникновения психической формы отражения (по сравнению с физиологической) и решения всех стоящих перед субъектом задач необходимы два условия: 1) отделенность во времени и пространстве объекта взаимо 2) способность субъекта активно изменять свое положение от Эти условия мы будем рассматривать при обсуждении происхождения психики в эволюции. Анализ форм отражения показывает, что существуют два типа На основании вышесказанного могут быть приняты две точки ' 1. Различаются два типа отражения, характерные для неживых? 2. Различаются четыре типа отражения, характерные для всех! И в том и в другом случае задача остается сходной: определе-1 ние критериев отличия психической формы отражения и объяс-s нение ее происхождения. Логика развития знаний в философии, ] 1 биологии и психологии, скорее, предполагает принятие первой точки зрения, так как при возникновении физиологического отражения принципиально изменяется вся схема и появляется субъект. Кроме того, как видно будет ниже, сами понятия «субъект», «субъективность», «деятельность» и многие другие выделяются как частные для живых систем, обладающих психикой, по отношению к общим для живых систем вообще. Проблема возникновения психики также связана с преобразованием физиологической реакции организма (раздражимости) в психическую (чувствительность). Кроме того, приведенное выше определение психики тоже предполагает отличие определенного уровня развития живой материи, как обладающего психикой, от предыдущего уровня развития живой материи, психикой не обладающего. Разделение при возникновении психической формы отражения процесса взаимодействия и процесса отражения переводит анализ совсем в другую плоскость: «на полюс» субъекта. Но выделение этого полюса также началось при появлении живых систем и физиологического взаимодействия. Для прояснения проблемы разделения форм отражения полезно воспользоваться принципами системности. При каждой из четырех форм отражения системные качества участника взаимодействия, с позиций которого мы проводим анализ (01, который затем становится Q, изменяются, и он становится системой следующего уровня развития. В зависимости от того, преобразование систем какого уровня мы будем рассматривать (переход от неживой к живой системе или выделение психического отражения не только как результата, но и как самостоятельного процесса, который характерен только для систем определенного уровня развития), мы будем выявлять определенное системообразующее качество, при появлении которого рассматриваемая система переходит на новый уровень развития. Мы выделили новое системное качество субъекта психики — субъективность, — которое отличает его от всех систем как носителей отражения при предыдущих трех формах взаимодействия. Это позволяет рассматривать психику как самостоятельную форму отражения наряду со всеми предыдущими, т. е. выделять четыре формы отражения, в ряду которых психика оказывается эволюционно высшей. Исходя из проведенного анализа, можно кратко охарактеризовать вышеприведенные пять точек зрения на возникновение психики следующим образом. Панпсихизм — всеобщее одушевление природы. В этом случае происходят два типа ошибок: 1) возведение частного до всеобщего (особенности психики как формы отражения только одного уровня развития распространяются на все остальные формы отражения и рассматриваются как всеобщее свойство); 2) сдвиг частного на другое частное (особенности других форм отражения, свойственные другим формам существования материи, механистически переносятся на психическую форму отражения). Биопсихизм. Для этой точки зрения характерны те же два типа ошибок, но внутри живой формы организации вещной материи: либо не различаются раздражительность и чувствительность и обе формы отражения (физиологическая и психическая) качественно различные, либо предполагается, что все живое обладает общим свойством — способностью к ощущению (т. е. обладает субъективностью). Нейропсихизм. Также два типа ошибок: 1) возведение частного до общего (появление нервной систе 2) сдвиг частного на частное (психика, являясь свойством не | Антропопсихизм. Здесь ошибка может состоять в возведение част- : ного (сознание как высшая форма психического отражения, но лишь одна из его форм) до общего (психика в целом); душа отож- j дествляется с психикой в целом, и получается, что если нет1 сознания, то нет и психики; преемственность в развитии разных: ' эволюционных форм психики отрицается. Анималопсихизм — наиболее точная по всем критериям точка зрения, позволяющая рассматривать психику как качественно от-, личную форму отражения живых систем определенного уровня развития, выделяющая системообразующее качество (субъективная форма психического отражения) и предлагающая рассматривать развитие как последовательное преобразование этого качества в эволюции. Высказанные аргументы позволяют рассматривать психику как форму отражения, которая возникает на определенном уровне развития живых систем и имеет свое отличительное качество, которое можно определить как системообразующее для данного класса систем по сравнению с классами систем предыдущих уровней развития. Для анализа происхождения и развития психики надо описать это новое качество системы, выяснить, зачем и как оно возникло. Это позволит рассматривать развитие данного класса систем (обладающих психикой) как развитие (преобразование и появление новых форм) их системообразующего качества до тех пор, пока оно не исчерпает весь свой потенциал и не перейдет в другое системное качество (т. е. не появится другая, генетически следующая форма отражения). Системообразующим качеством, по которому выделяется психика как самостоятельная форма отражения, присущая субъекту как живой системе, является психический образ, данный субъекту в специфическом переживании (субъективности). К анализу субъективности мы теперь и обратимся. 1.3.4. Психическое отражение, субъект и субъективность Субъективность, как мы выяснили, является системообразующим качеством психики как формы отражения, отличающим ее от всех других форм отражения и отражающим саму суть психики — представленность отражения субъекту в специфическом переживании. Одновременно с психической формой отражения возникает и субъект как носитель психики, «владелец» своих субъективных состояний и инициатор процесса психического взаимодействия (и отражения). Поэтому анализ возникновения психики связан с объяснением появления субъекта и субъективности (как системы нового уровня развития и ее системообразующего качества). Понятие субъект является одним из центральных в психологии. По словам С.Л.Рубинштейна, самая главная характеристика психики — принадлежность ее субъекту. Само слово «субъект» латинского происхождения и означает «существование под границей (внутреннее существование, или внутри границы)». То, что находится «за границей», «по ту сторону границы», — объект («внешнее существование»). Субъект и объект — взаимосвязанные категории, которые «не существуют друг без друга», так как они возникают с появлением границы и локализаций по обе ее стороны субъектного и объектного полюсов. Однако, как мы видели при анализе форм отражения, любое материальное тело отграничено от других. Но эта отграниченность и свои внутренние состояния никак не представлены самому «владельцу», собственно и «владельца» как активного и переживающего тоже нет. Другое основание взаимосвязи субъекта и объекта заключается в том, что объект становится необходимым субъекту для поддержания своей целостности и продолжения своего существования. Из этих рассуждений пока еще не ясно, можно ли использовать категорию «субъект» для всех живых систем или только для тех, которые обладают психикой, и для всех ли, психикой обладающих. При использовании категории «субъект» в философии (И. Кант, И.Г.Фихте, В.Ф.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель и др.) и психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и др.) вьщеляются два основных свойства субъекта: 1) субъект как отграниченный от внешнего по отношению к 2) субъект активности (свойство субъекта инициировать и по- Абсолютизация одного из этих аспектов связана в первую очередь с целями и задачами конкретных философских и психологических школ и направлений, с историей их развития и взаимодействия. Субъект психики — всегда субъект своих состояний и активности. На разных уровнях развития оба свойства субъекта изменяются по своему содержанию. В каждом случае, в зависимости от задачи и предмета научного исследования, этим свойствам j субъекта дается свое определение и выстраивается их причинно-1 следственная или генетическая взаимосвязь. Для анализа эволю-| ции психики необходимо учитывать оба фундаментальных свой-] ства субъекта (субъект своих состояний и субъект активности). | Г.В.Ф.Гегель подробно рассматривает возникновение субъек-s та из несубъектной формы существования материи и вводит оп-| ределение субъекта как характеристики индивидуальной жизни] на определенном этапе развития живой материи. Ступени развития субъекта он рассматривает через анализ форм отражения (механической, физической, растительной, животной, человеческой). Субъект возникает при изменении соотношения объекта со средой: объект изменяется, становится таким по своей внутренней сущности, что для поддержания своей самости (чтобы он сохранялся как равное себе) необходимо его взаимодействие со средой. Суть этого взаимодействия в том, что появляется необходимость иметь для себя нечто извне, чтобы поддерживать и сохранять свою самость. В биологии такой тип взаимодействия рассматривается как критерий живого — обмен веществ. Однако, по Гегелю, возникновение живой материи, характеризуемое появлением субъекта, имеющего вне себя свое необходимое, и возникновение самих субъектно-объектных отношений еще не есть возникновение субъективности. Гегель описывает суть субъективности следующим образом: «Субъективность — нахождение себя в себе самом, возникновение инстанции, которой представлена ее собственная целостность в специфическом переживании»1. Гегель называет это переживание ощущением. В животном субъективность «впервые становится душой»2, а живой организм — полноценным субъектом. В растении объективный организм и его субъективность тождественны, т. е. субъективность еще не оформ- 1 Гегель Г.В. Ф. Философия природы. — М.; Л., 1934. — С. 345. 2 Там же. лена в самостоятельное образование. У животных происходит обособление субъективности в форме самоощущения: «Ощущение — абсолютная отличительная примета животного. Самость идеализирована... находя себя внутри себя самой»1. Ощущение — внутреннее бытие для самого себя. По Гегелю, животная субъективность в форме ощущения отличается от человеческой (чистой) субъективности тем, что она еще не существует для самой себя, т.е. не мыслит себя, а только чувствует, созерцает себя. Таким образом, Гегель определяет появление души (психики) в своей первоначальной форме — субъективности — с момента возникновения животной формы жизни. Самому субъекту эта субъективность дана в форме ощущения. Субъект определяется как выделение «инстанции», которой в форме ощущения — как специфического переживания — представлена собственная целостность. Ощущение как критерий выделения обладающих душой (психикой) существ рассматривалось еще Эпикуром, а позднее и как первая, элементарная форма психического отражения — Г. Спенсером, И. М. Сеченовым и другими исследователями. Во всех этих рассуждениях можно выделить два основных положения. 1. Наличие самой инстанции — субъекта, которому все это пред 2. Наличие некоторого состояния субъекта — субъективности, — Таким образом, в качестве внутреннего критерия психического, позволяющего констатировать наличие психического отражения как специфического состояния субъекта, может быть принята субъективность. В этом случае субъективность становится и отличительной характеристикой психики по сравнению с предыдущей формой отражения — физиологической, которая также характеризуется появлением субъекта, но «неполного» (по Гегелю), не имеющего еще субъективного переживания. Принятие субъективности в качестве основного критерия психического и ощуще- 1 Там же. — С. 440. ния как элементарной, исходной формы психического отражения, ка* было отмечено выше, присутствует во многих теоретических подходах. Субъективность можно в наиболее общем виде определит! как способность или свойство субъекта переживать в форме субъективных состояний внешние и внутренние воздействия и измененш своего физиологического состояния. В психологии встречаются разные термины для описания этого феномена: - субъективность (П. К. Анохин, Г. В. Ф. Гегель, В. Вундт, В. К. Ви- - субъективное (Н.Н.Грот, У. Мак-Дугалл, Я.А. Пономарев и др-); - субъективная представленность (А. Н.Леонтьев, В.С.Тюхтин - субъективное переживание (П.К.Анохин, В.К.Вилюнас, - субъективное впечатление и субъективный компонент ощу Однако при более детальном рассмотрении эти термины не рядоположены. Субъективность есть то состояние субъекта, в котором ему самому дано психическое отражение (в отличие от всех остальных форм отражения, при которых носителю отражения оно само никак не представлено). С психологической точки зрения необходимо определить субъективность как состояние субъекта. Это состояние выражается в форме субъективной представленности и субъективного переживания. Разделение субъективного переживания и субъективной представленности как различных состояний субъекта недостаточно проработано в психологии, эти термины часто употребляются как синонимы. По содержанию понятие «субъективная представленность» можно охарактеризовать как информационную сторону субъективного состояния (содержание того, что представлено субъекту — какие характеристики объекта), что является содержанием психического отражения. При анализе форм отражения эта характеристика была рассмотрена как то, что зависит от отражаемого объекта (какие его качества отражаются). Понятие «субъективное переживание» отражает то, как это дано субъекту (в форме каких состояний), и выражает форму психического отражения, т.е. то, что зависит от носителя отражения. Субъективное переживание — то специфическое состояние субъекта, его самоощущение, принадлежащее только ему, испытываемое им как соматическое состояние. Уже в таком беглом анализе ясно различие этих двух сторон | субъективности — ее информационного и чувственного компо-] нентов. Эти две характеристики достаточно ясно различаются на относительно поздних уровнях развития психики, где есть физиологическое обеспечение в виде нервной системы. Однако, когда ПО \ дело касается самых ранних этапов развития, а тем более самого момента возникновения субъективности, различение этих компонентов весьма затруднительно. При любой форме отражения есть и содержание отражения (какие качества отражаемого объекта отражает своими состояниями отражающий), и форма (как может изменяться отражающий в результате отражения). Можно сказать, что содержание отражения (как то, что зависит от отражаемого объекта) не связано с изменением носителя отражения. Форма же отражения связана как раз с изменением отражающего. Поэтому, рассматривая эволюцию отражения, мы обращаемся именно к ее форме. Здесь уместно сделать следующее замечание, которое поможет нам при анализе стадий развития психики в филогенезе. Все, что касается свойств и качеств среды, существующей независимо от отражающего объекта, есть всегда. Но далеко не все из этого отражающий может отразить. Свойство отражать и как отражать зависит от структуры отражающего. И если у него нет возможностей для отражения каких-либо особенностей среды (отражаемого объекта), то для отражающего этот объект просто не существует (т.е. он не присутствует в отражении как результате взаимодействия). Повышая уровень своей организации, отражающий участник взаимодействия расширяет свои связи со средой и может отражать те ее качества и свойства, которые не отражал на предыдущих уровнях развития. Рассматривая при анализе эволюции психики содержание отражения, мы будем говорить только о тех особенностях среды, которые доступны для отражения субъектом психики. Поэтому содержание отражения тоже будет меняться, несмотря на то, что отражаемые объекты останутся такими же, как были раньше. Таким образом, изменение содержания отражения происходит на основе того, что субъект становится способным по-новому изменять свои состояния при взаимодействии, т. е. при изменении формы отражения. Отличие психической формы отражения от предшествующей ей физиологической также состоит в изменении формы отражения: новой формой становится субъективность — как специфическое изменение субъекта отражения, его новое свойство. Далее необходимо обратиться к возникновению субъективности в филогенезе и определить, для каких задач она возникла.
|