Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема эволюции психики в психологии






Существуют разные подходы к анализу развития психики жи­вотных в филогенезе. Еще древнегреческие философы (Эпикур, Лукреций, Сократ, Аристотель, Хризипп) разделяли животных по критерию инстинктивного и разумного поведения. Позднее ученые при выделении уровней развития психики в эволюции основывались на разной способности животных к научению, на­личии элементов разумного поведения, строении нервной систе­мы (подробный анализ этих подходов содержится в учебниках Н.Н.Ладыгиной-Котс и К.Э.Фабри). К взглядам на эволюцию психики, выделение стадий ее развития в эволюции и механиз­мов этого развития мы неоднократно будем обращаться ниже в соответствующих разделах.

Анализ психики как фактора эволюционного процесса связан с именами русских ученых В. А. Вагнера и А. Н. Северцова. Н.А. Берн-штейн также вьщелял разные генетические уровни развития пси­хики (как в фило-, так и в онтогенезе), соответствующие разным типам поведения (инстинктивному, индивидуально приобретае­мому и сознательному). Он указывал, что на каждом уровне раз-


вития субъективное переживание (ощущение, восприятие, обра­зы) основаны на разном психофизиологическом субстрате.

В целом можно выделить четыре группы критериев, ис­пользуемых в качестве оснований периодизации эволюции пси­хики.

1. По уровню развития нервной системы как физиологического
«органа» психики. В первую очередь этот критерий используется в
тех направлениях, апологеты которых придерживаются таких пред­
ставлений о сущности и развитии психики, которые можно отнести
к нейропсихизму, а также в биологически ориентированных на­
правлениях (этологии, физиологии высшей нервной деятельно­
сти и т.п.).

2. По соотношению «инстинкт — научение — интеллект живот­
ных — разум человека». Этот подход в настоящее время можно
рассматривать как принадлежащий истории психологии. В настоя­
щее время в психологии и биологии поведения эти структуры не
рассматриваются как рядоположенные и последовательно сменя­
ющие друг друга в эволюции.

3. По развитию отдельных психических процессов, функций
психики или психических образований: восприятия, памяти, ин­
теллекта, ориентировочной функции, особенностей образных
представлений, процессов научения, развития образа себя и т.п.
Такой подход перспективен для анализа конкретных закономер­
ностей и механизмов перехода внутри одной стадии или от одной
конкретной стадии к другой. В этом случае можно опираться на
сформулированные в отечественной школе психологии развития
представления о ведущей деятельности и логике появления ново­
образований, характерных для данной стадии развития, в недрах
которых формируется содержание, становящееся источником но­
вообразований на следующей стадии (Л.С.Выготский, А.Н.Ле­
онтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Видимо, эти идеи должны стать те­
оретической основой дальнейшего развития зоопсихологии и срав­
нительной психологии.

4. Использование системного критерия, характеризующего из­
менение внутри- и межсистемных связей, которые и обусловли­
вают переход всей системы (психики как формы отражения, при­
надлежащей субъекту и выполняющей функцию регуляции его
взаимоотношений со средой) на новый уровень развития. Такой
критерий использован Б. Спинозой: протяжение и мышление (ко­
торое в системе Спинозы по содержанию соотносится с опреде­
лением отражения и психики как одной из его форм) — атрибуты
субстанции, и формы мышления зависят от взаимоотношения тела
с другими телами; Ж. Пиаже — в анализе интеллекта как «способа
структурирования отношений субъекта со средой», что также по
содержанию совпадает с основной функцией психики; X. Верне-
ром, который объяснял логику развития как последовательную


дифференциацию функций, структур и механизмов развития из первоначального интегрального целого. В отечественной психо­логии критерий качественного изменения взаимоотношений субъекта со средой был положен в основу периодизации разви­тия психики в онтогенезе (Л. С. Выготский). По отношению к вы­делению стадий развития психики в эволюции о необходимости использования системного критерия говорила Н. Н.Ладыгина-Котс, и в дальнейшем он использовался А.Н.Леонтьевым и его последователями.

Н.Н.Ладыгина-Котс поставила задачу поиска и обоснования общепсихологических критериев для вьщеления стадий развития психики в эволюции. Она рассматривала ощущение, восприятие, представление, мышление и сознание как качественные характе­ристики психического отражения на разных уровнях эволюцион­ного развития. Н.Н.Ладыгина-Котс сформулировала задачу раз­работки таких оснований для вьщеления стадий развития психи­ки в филогенезе, которые позволяли бы выявлять качественные отличия содержания психического отражения и механизмов его преобразования. А. Н.Леонтьев выделил общие основания для срав­нительно-психологического анализа развития психики в эволю­ции как целостного процесса на основе преобразования в струк­туре деятельности, в результате чего происходит перестройка в содержании отражения. Такой подход позволяет сравнивать раз­личные уровни развития психики и выявлять механизмы этого раз­вития. В отечественной психологии теория деятельности А. Н.Леон­тьева рассматривается как структурный вариант более общего дея-тельностного подхода (А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов, В.П.Зин-ченко).

Основной идеей А.Н.Леонтьева является выделение внутри структуры деятельности как системы таких ее элементов и связей между ними, трансформации которых, зависящие от субъектно-объектных отношений (т.е. межсистемных связей), являются дви­жущей силой и механизмом вывода всей системы на следующий уровень развития. Таким образом, А.Н.Леонтьев использует для анализа конкретного предмета исследования (развития психики) системный подход (о чем и говорит при изложении своей кон­цепции).

Следует учесть, что активная разработка и применение сис­темного, а затем и эволюционно-системного подхода в психоло­гии начались уже после формулирования А. Н.Леонтьевым основ­ных его взглядов на эволюцию психики. В своих поздних работах А. Н.Леонтьев почти не обращался к этой теме, и новые данные в области изучения психики животных и происхождения сознания человека не были использованы для развития первоначальных положений. Развитие идей А. Н.Леонтьева в сравнительно-психо­логическом аспекте (развитие психического отражения в эволю-


ции, роль локомоторной и манипулятивной активности в этом процессе — К.Э.Фабри; развитие интеллекта — С.Л.Новосело­вой; развитие ориентировочно-исследовательской деятельности и образа мира — Н.Н.Мешковой и Е.Ю.Федорович) осуществля­лось в рамках структурного и функционального подходов, а не системного.

Теория деятельности в той форме, в которой она предложена А. Н.Леонтьевым, позволяет рассмотреть только самую общую перспективу развития психики. Для анализа закономерностей эво­люции психики необходима дальнейшая разработка этого подхо­да с современных позиций. И в первую очередь это касается мето­да исследования — сравнения психики на разных стадиях филоге­неза. Такой метод должен давать возможность изучать психическое отражение и использовать одни и те же категории для анализа одних и тех же структур психики на разных стадиях развития, т. е. обеспечивать преемственность анализа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал