Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешние факторы поведения
Внешние факторы — это конкретные внешние стимулы, ориентируясь на которые субъект осуществляет деятельность по удовлетворению потребности. Как мы видели, недостаточно иметь потребностное состояние и готовность к отражению определенных стимулов и реакции на них, надо, чтобы эти стимулы появились в отражении субъекта. Субъект психики не может начать деятельность, пока не появится мотив (сигнал, связанный с предметом потребности). Как было сказано, такой сигнал может быть очень сложно соединен с самим предметом потребности, на высших стадиях развития психики он «помещается» во внутреннем плане в форме связанного с потребностным состоянием представления об объектах, действиях с ними и промежуточных этапах их достижения. На низших стадиях это может быть просто готовность к реагированию на данный сигнал или целый набор последовательных мотивов, вызывающих последовательность деятельностей, ведущих в конце концов к такому объекту, который содержит предмет потребности, ради которой все эти предварительные деятельности осуществлялись. Такая «расстановка» характерна не только для обеспечения практически любой жизнедеятельности низших животных, но и для регуляции сложных форм деятельности высших представителей животного мира, например для создания кормовых запасов на зиму, обеспечения полового и родительского поведения, т.е. таких форм жизнедеятельности, которые не ведут к непосредственному удовлетворению органических потребностей. Внешние факторы, являясь конкретными стимулами внешней среды, стимулируют животное к реализации определенных поведенческих актов, как бы включают соответствующие формы поведения (отдельные ответные движения или более сложные их последовательности). Такое соответствие стимулов и вызываемого ими поведения и определило само название внешних факторов поведения: ключевые стимулы (или раздражители). Внешние факторы, регулирующие деятельность субъекта по обеспечению своей жизнедеятельности, делятся на две основные группы. 1. Факторы, регулирующие ритмы жизнедеятельности. Эти факторы тесно связаны с эндогенными и часто прямо сочетаются с теми ритмическими изменениями внешней стимуляции, которые обеспечивают возникновение внутренней готовности организма к удовлетворению определенной потребности. Такие внешние стимулы еще не ведут к конкретному объекту деятельности, но подготавливают субъекта к лучшему его восприятию, настраивают на встречу с ним. Проявляется это в обострении чувствительности к определенным воздействиям и избирательном реагировании на ситуации, «продвигающие» к достижению объекта деятельности. Например, в сумерках у хищников, охотящихся стаей, повышаются возбудимость, стремление держаться вместе, эмоциональное заражение состоянием друг друга, что обеспечивает одинаковый настрой всей группы и лучшую синхронизацию действий всех особей. Такие стимулы называют настраивающими раздражителями. У волков такой общий «настрой» заканчивается совместной «песней», которую начинает вожак стаи и все остальные подхватывают, в полном смысле слова «сливаясь душой», т. е. синхронизируя свое эмоциональное состояние, приводя с помощью звуков все свои сенсорно-перцептивные и эмоциональные процессы в общий ритм функционирования. Подобное поведение в ответ на внешний звуковой стимул мы наблюдаем у дальних родственников волков — домашних собак.
Настрзивакжще раздражители включают мы пове> ни«' К0Т°Рые еще не являются де деленный объектами, а либо отдельными ми, встроенными в какую-то деятельность иS направлен либ° Д^е вообще неизвестно? я? ЩИМИ ее субъекту нужными, но производящими^необходим Mfr° СЭМОМу ющий эф4> ект в организме (например «пение* Л HacTPa™a-ку после*™ она бывает сильно возбуждеш но в^ П°Д МуЗЬЬ условиях охоты, тем более в стае, не предвидимся'? ЬВДОМашних
2. Факиры, регулирующие esauModeucTZtL еше не
жу обЪ^У' ™ " ^посредственно связаны с ним Чт -" " Пусковые ключевые раздражители уже приналттР^ обьекгу деятельности, с помощью которого удовл^впп СаМ°Му наяпотребность. Эти стимулы запускают совеТшеннпГ™; ные формы поведения, точно соответствующе осо^^ объекта. Именно эти раздражители и их ппЛ „Tl.? ™ яш субъекта достаточно хорошо и.ч№н гаи поведений- н ные модели эголю11ИОННЫХ закономерное механизмов действия ключевых стимулов —-— ^ческих Пусковые раздражители прочно связаны с двумя сып субъекта: 1) с воспринимающими и оценивающий (£ ИСТемами пускового раздражителя возбуждает у субъек^Гвершенн" ™? деленное отношение к нему); 2) с двигательными ответными реакциями (в ответ на действие пускового раздражителя субъект производит совершенно определенные движения и осуществляет определенные действия с ним). В экспериментальном плане эти исследования безупречны (они подробно описаны в книгах К.Лоренца, Н. Тинбергена, учебниках по поведению животных). Сложность в предложенных авторами теоретических моделях составляет то, что трудно отделить, какие механизмы являются действительно врожденными (т.е. на самом деле инстинктивными), а какие обеспечены прижизненным формированием опыта (научением). Разбирая действие ключевых раздражителей, Н. Тинберген выделяет систему блокирующих и разрешающих иерархически устроенных механизмов в нервной системе, под воздействием эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов последовательно «открывающих дорогу» для реализации определенных форм поведения. Действительно, принцип такой работы нервной системы — всех механизмов и сочетания их действий — врожденный (т. е. это строение самой нервной системы на данном эволюционном уровне развития животных). Но стимулы, на которые будет производиться реакция животного, и, более того, даже сами потребности, для удовлетворения которых эти стимулы и реакции на них нужны, далеко не всегда будут даны субъекту от рождения. Многие из них формируются и связываются между собой прижизненно. В данном случае понятие «инстинктивное поведение» расширяется вообще до всех механизмов поведения на основе одинакового принципа работы нервной системы, т. е. до физиологических механизмов поведения. Таким образом, действие внешних факторов, регулирующих поведение субъекта (всех видов ключевых стимулов), может обеспечиваться разными формами регуляции деятельности. Только на ранних стадиях эволюции все они являются врожденными. Позднее они встраиваются в деятельность на основе разных форм научения или даже познаются с помощью сознания. Логика изменения их встраивания в деятельность следующая: сначала «освобождаются» от генетической фиксации конкретные стимулы, принадлежащие объектам деятельности; они осваиваются прижизненно в онтогенезе (как облигатное или как факультативное научение, которое будет описано ниже); затем животное становится способным в опыте сочетать условия, ведущие к объекту, с самим объектом будущей деятельности; и только в последнюю очередь возможно отражение субъектом закономерностей возникновения своих эндогенных состояний и управление ими, что появляется только у человека (например, создание ситуаций для повышения или уменьшения напряжения своих потребностей). Внутренние и внешние факторы, регулирующие активность субъекта для обеспечения его жизнедеятельности, вызывают определенные поведенческие ответы, которые субъект осуществляет как движения своих эффекторных органов. Выше уже отмечалось, что такие движения связаны с самим строением органов и являются их функциями. Сами эти органы в эволюции возникли для обеспечения передвижения субъекта и его взаимодействия с объектом. Эффекторные органы, как мы видели, должны обеспечивать передвижение всего тела субъекта {локомоции) и движение, результатом которого является передвижение объекта отно- ■ сительно тела (манипуляции), а не передвижение всего тела. В лю- j бом случае не сам эффекторный орган, а субъект на основе вое- \ приятия стимула и его оценки решает, как должно быть орга- 1 низовано движение. Движение органов имеет три основные ха- | рактеристики: способность осуществлять движение определенной формы (например, загребающее, царапающее, отталкивающее, захватывающее и т.п.), двигаться с разной скоростью (начинать движение, ускорять, замедлять, останавливать) и двигаться в разном направлении. Все это присуще строению самих органов, но орган «не знает», с какой интенсивностью и в каком направлении надо производить движение. В какой ситуации, с какой скоростью и в каком направлении надо производить движение — т.е. интенсивность и ориентация движений относительно воздействующего раздражителя — это уже исходит от субъекта. В определенных пределах от субъекта зависит и изменение конфигурации (формы) движений органов (в пределах, допустимых их строением). Движения, осуществляемые с разной скоростью и в разном направлении, называются кинезами, а ориентация движений относительно стимула — таксисами. Кинезы — это способность органа осуществлять поступательное движение с переменной скоростью и в разном направлении. Такое движение может осуществляться отдельным органом (например, движение конечности) или совокупностью органов (передвижение тела за счет движения конечностей). Кинетические движения простейших могут осуществляться всем телом за счет перемещения протоплазмы (у амебы), всем телом за счет поступательного движения жгутика (у жгутиковых), всем телом за счет синхронного движения ресничек, «ощупывающих» поверхность или «загоняющих» пищевые частицы в ротовое отверстие (у инфузорий). Кинетические движения высших животных намного сложнее, часто они представляют собой сочетание движений разных частей эффекторного органа, что значительно повышает его возможности. Вьщеляются две основные формы кинезов: ортокине-зы — поступательное движение с переменной скоростью и клино-кинезы — изменение направления движения. В более или менее «чистом» виде они встречаются только у простейших, у которых любое движение осуществляется обычно всем телом. У них можно рассматривать эти формы как проявления относительно целостных двигательных актов: инфузории при действии отрицательных раздражителей увеличивают скорость движения (ортокинез) и угол поворота движения (клинокинез). У животных со сложно устроенными эффекторными органами клинокинезы и ортокинезы сложно переплетаются в движениях каждого органа и в сочетаниях этих движений. У высших животных (и человека) зависимость кинезов от градиента стимуляции обнаруживается только в простейших врожденных сенсомоторных координациях — безусловных рефлексах (например, мигательном, чихательном и т.п.). Таксисы — это ответные двигательные реакции животного на определенные агенты среды. Таксисы обеспечивают пространственную ориентацию движения. Ориентация всегда осуществляется по отношению к чему-то — к определенному воздействию (стимулу) и в определенном направлении — приближение к стимулу или отдаление от него. Поэтому таксисы не связаны непосредственно с эффекторным органом, зато связаны с воспринимающими системами и механизмами передачи информации от них к органам, осуществляющим движения. Только на ранних стадиях эволюции таксисы выглядят как эффект движения определенных экзосома-тических органов (ресничек, жгутиков, щупалец и т.п.). Позднее таксисами обозначается общая тактика поведения по отношению к стимулу, которая может обеспечиваться разными органами, иногда в весьма своеобразной форме: например, движение по направлению к свету (фототаксис) может включать в себя не только прямо направленное передвижение, но и обход преграды, сочетание локомоций и манипуляций (отодвигание, разрушение преграды) и т.п. Таксисы имеют две основные характеристики: стимул, по отношению к которому ориентируется движение, и направленность движения (по направлению к стимулу или от него). В соответствии со стимулом таксис получает свое название, например: ориентация на свет — фототаксис, на температуру — термотаксис, на прикосновение — тигмотаксис, на течение жидкости — реотаксис, на определенные химические раздражители — хемотаксис и т.п. По направленности различают положительные и отрицательные таксисы. Направленность таксиса может быть связана с качеством стимула, например: положительный фототаксис — движение по направлению к свету, отрицательный геотаксис — движение от центра земного притяжения (вверх), положительный гидротаксис — движение в сторону большей влажности; или с количественной характеристикой стимула, например: термотаксис у инфузории будет положительным при одной температуре (движение из холодной зоны в сторону более теплой) и станет отрицательным, когда температура станет слишком высокой (тогда движение будет на- правлено обратно — в сторону более холодной зоны). Сложное поведение высших животных может регулироваться сочетанием и взаимным обусловливанием различных таксисов. Например, дождевой червь при высокой влажности демонстрирует отрицательный геотаксис (вылезает на поверхность земли), а при низкой — положительный, кроме того, в такую ориентацию «вмешивается» и температура окружающей среды. Кинезы и таксисы так же, как внутренние и внешние факторы регуляции поведения, могут быть полностью детерминированы генетически (осуществляться как готовая двигательная координация, не подлежащая изменению, в ответ на стимул) или строиться прижизненно (в большей или меньшей степени). Кинезы, как способность органа производить движение в определенном направлении и с определенной интенсивностью, в целом обусловлены самим строением органов, но могут прижизненно изменяться в рамках видотипичных возможностей, что достигается научением (например, тренировкой у человека) и в меньшей степени условиями формирования самих органов в онтогенезе. То же относится к форме движения органа. В принципе основные двигательные схемы закреплены за органами, и их движения будут осуществляться, если сохранны соответствующие нервные механизмы регуляции. Таксисы могут быть врожденными (на ранних стадиях развития полностью) или приобретаемыми в процессе жизни (в разной пропорции на разных стадиях развития). На поздних стадиях филогенеза прижизненно формируются ориентация многих движений, сочетание двигательных координации, их соотнесение с сенсорно-перцептивными системами.
|