Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По соотношению основных компонентов процесса научения






Основными компонентами процесса научения являются сти­мул, подкрепление и ответная реакция субъекта. Эти компоненты в процессе научения могут появляться и следовать друг за другом в разном сочетании. Можно выделить три вида научения по этому критерию: классическое обусловливание, оперантное обусловли­вание и дифференцировочное научение.

Классическое обусловливание {классический условный рефлекс) Классический условный рефлекс явился основной экспери­ментальной моделью исследования механизмов научения


в работах И.П.Павлова. При выработке классического условного рефлекса сначала возникает индифферентный стимул, на кото­рый у животного есть ориентировочная реакция, но который не связан ни с какими формами поведения. Сразу после этого стиму­ла, частично перекрываясь с ним во времени, появляется сти­мул, на который у животного уже есть определенная ответная ре­акция. Это может быть «безусловный» стимул, автоматически без предварительного научения вызывающий ответную реакцию (на­пример, болевое раздражение), или уже усвоенный сигнальный стимул, на который сформирована прочная поведенческая реак­ция (например, вид пищи, вызывающий слюноотделение, когда-то раньше должен был объединиться со вкусом данного пищевого объекта). При неоднократном сочетании индифферентного сти­мула с безусловным первый приобретает сигнальную функцию и становится условным, т.е. условием, предваряющим появле­ние значимого события (безусловного стимула), и животное реа­гирует на условный стимул так же, как на безусловный (напри­мер, при сочетании команды «сидеть» с нажатием на круп, соба­ка со временем начинает садиться только на подачу команды). Классический условный рефлекс является отдельным компонен­том всего процесса научения и объясняет механизм образования временной связи. При образовании условного рефлекса животное само не заинтересовано в поиске раздражителей и оказывается в искусственной ситуации, созданной человеком. Поэтому такое на­учение и стало основой дрессировки как процесса, организуемо­го человеком, который подбирает необходимые стимулы, под­крепление и создает условия для выполнения животным необхо­димой ответной реакции.

Оперантное обусловливание (оперантный условный рефлекс, ин­струментальный условный рефлекс)

И. П. Павлов классические условные рефлексы называл «реф­лексами первого рода», выделяя в качестве «рефлексов второго рода» более сложное научение у животных, при котором живот­ные сами проявляют активность во взаимодействии со средой и устанавливают связи между компонентами научения. В экспери­ментах Э.Л.Торндайка, Б.Скиннера изучалось мотивированное поведение животных, когда субъекту необходимо было самостоя­тельно вычленить стимулы, реакция на которые приведет к полу­чению подкрепления. Животное сначала совершает ряд движений (проб), большинство из которых не ведут к получению подкреп­ления (ошибки). Правильные реакции, за которыми следует под­крепление, животное повторяет все чаще и чаще, в процессе та­кого повторения связывая их с подкреплением и сопутствующи­ми компонентами ситуации. Получается другая, по сравнению с классическим условным рефлексом, последовательность связи:


реакция животного -> подкрепление -» условный стимул. Такая схема больше соответствует естественным условиям, при которых поведение животного направлено на решение конкретной зада­чи, а научение является продуктом целенаправленной деятельно­сти. При инструментальном обусловливании обычно животное имеет достаточную свободу в выборе ответных реакций, с по­мощью которых достигается подкрепление. Однако условно-реф­лекторный механизм образования временной связи действует и здесь, и животное может случайно закрепить как успешные такие движения, которые в целом не связаны с достижением результа­та, а просто случайно совпали с правильными реакциями. Такие приемы также применяются при дрессировке животных, особен­но если используются их естественные формы поведения (напри­мер, копающие движения передними лапами у лисицы в трюке раскатывания ковровой дорожки В.Дурова).

Дифференцировочное научение {различение стимулов) Дифференцировочное научение также исследовалось И. П. Пав­ловым, который называл его дифференцировочным условным рефлексом. В данном случае животное должно научиться различать условные стимулы, на которые надо и не надо давать ответную реакцию (или производить различные реакции). Вариантов диф-ференцировочного научения может быть много, часть из них были описаны в разделе о методах зоопсихологии. Можно выделить две основные формы такого научения.

1. Животное обучают определенной реакции на стимул (напри­
мер, звуковой), при этом обычно возникает эффект генерализа­
ции (стимулы, близкие по своим характеристикам, также вызы­
вают эту реакцию). Затем предъявляются разные варианты стиму­
ла, например звуки близких частот, но подкрепляется только звук
определенной частоты. В результате на все отличные от основного
варианта стимулы (на которые ранее была реакция) ответная ре­
акция угашается. То же самое касается ответной реакции, которая
в начале обучения может быть достаточно разнообразной, а затем
подкрепляется только определенная форма ее осуществления (на­
пример, выполняя команду «сидеть», собака сначала принимает
любую сидячую позу, а потом получает подкрепление только за
«правильную» посадку — с прямо поставленными передними ла­
пами, не заваливаясь на бок и т.п.).

2. Животному предъявляют сразу два стимула, на которые надо
отвечать разными реакциями (или на один отвечать, а на другой —
нет). Такое предъявление может быть одновременным или после­
довательным, стимулы могут различаться по абсолютным или от­
носительным признакам, реакции могут быть альтернативными
(делать — не делать) или дифференцированными (разные вари­
анты движений на разные стимулы).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал