Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По соотношению основных компонентов процесса научения
Основными компонентами процесса научения являются стимул, подкрепление и ответная реакция субъекта. Эти компоненты в процессе научения могут появляться и следовать друг за другом в разном сочетании. Можно выделить три вида научения по этому критерию: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и дифференцировочное научение. Классическое обусловливание {классический условный рефлекс) Классический условный рефлекс явился основной экспериментальной моделью исследования механизмов научения в работах И.П.Павлова. При выработке классического условного рефлекса сначала возникает индифферентный стимул, на который у животного есть ориентировочная реакция, но который не связан ни с какими формами поведения. Сразу после этого стимула, частично перекрываясь с ним во времени, появляется стимул, на который у животного уже есть определенная ответная реакция. Это может быть «безусловный» стимул, автоматически без предварительного научения вызывающий ответную реакцию (например, болевое раздражение), или уже усвоенный сигнальный стимул, на который сформирована прочная поведенческая реакция (например, вид пищи, вызывающий слюноотделение, когда-то раньше должен был объединиться со вкусом данного пищевого объекта). При неоднократном сочетании индифферентного стимула с безусловным первый приобретает сигнальную функцию и становится условным, т.е. условием, предваряющим появление значимого события (безусловного стимула), и животное реагирует на условный стимул так же, как на безусловный (например, при сочетании команды «сидеть» с нажатием на круп, собака со временем начинает садиться только на подачу команды). Классический условный рефлекс является отдельным компонентом всего процесса научения и объясняет механизм образования временной связи. При образовании условного рефлекса животное само не заинтересовано в поиске раздражителей и оказывается в искусственной ситуации, созданной человеком. Поэтому такое научение и стало основой дрессировки как процесса, организуемого человеком, который подбирает необходимые стимулы, подкрепление и создает условия для выполнения животным необходимой ответной реакции. Оперантное обусловливание (оперантный условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс) И. П. Павлов классические условные рефлексы называл «рефлексами первого рода», выделяя в качестве «рефлексов второго рода» более сложное научение у животных, при котором животные сами проявляют активность во взаимодействии со средой и устанавливают связи между компонентами научения. В экспериментах Э.Л.Торндайка, Б.Скиннера изучалось мотивированное поведение животных, когда субъекту необходимо было самостоятельно вычленить стимулы, реакция на которые приведет к получению подкрепления. Животное сначала совершает ряд движений (проб), большинство из которых не ведут к получению подкрепления (ошибки). Правильные реакции, за которыми следует подкрепление, животное повторяет все чаще и чаще, в процессе такого повторения связывая их с подкреплением и сопутствующими компонентами ситуации. Получается другая, по сравнению с классическим условным рефлексом, последовательность связи: реакция животного -> подкрепление -» условный стимул. Такая схема больше соответствует естественным условиям, при которых поведение животного направлено на решение конкретной задачи, а научение является продуктом целенаправленной деятельности. При инструментальном обусловливании обычно животное имеет достаточную свободу в выборе ответных реакций, с помощью которых достигается подкрепление. Однако условно-рефлекторный механизм образования временной связи действует и здесь, и животное может случайно закрепить как успешные такие движения, которые в целом не связаны с достижением результата, а просто случайно совпали с правильными реакциями. Такие приемы также применяются при дрессировке животных, особенно если используются их естественные формы поведения (например, копающие движения передними лапами у лисицы в трюке раскатывания ковровой дорожки В.Дурова). Дифференцировочное научение {различение стимулов) Дифференцировочное научение также исследовалось И. П. Павловым, который называл его дифференцировочным условным рефлексом. В данном случае животное должно научиться различать условные стимулы, на которые надо и не надо давать ответную реакцию (или производить различные реакции). Вариантов диф-ференцировочного научения может быть много, часть из них были описаны в разделе о методах зоопсихологии. Можно выделить две основные формы такого научения. 1. Животное обучают определенной реакции на стимул (напри 2. Животному предъявляют сразу два стимула, на которые надо
|